Аллах Всевышний сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты». Сура аль-Анфаль, аят 2.
А также: «Когда ниспосылается (от Аллаха) (Его Посланнику) (какая-нибудь) сура, то среди них [среди лицемеров] находится такой, который говорит: "Чья вера от этого стала сильнее?" Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются». Сура ат-Тауба, аят 124.
Этот аят указывает на то, что вера (иман) увеличивается при ниспослании Корана, при его прослушивании и при размышлении над ним.
Также Аллах Всевышний сказал: «Стражами Огня [Ада] Мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание [иудеи и христиане], и чтобы усилилась вера у верующих ». Сура аль-Муддассир, аят 31.
Всё это указывает на то, что вера (иман) увеличивается при подчинении Аллаху.
Доводы на то, что вера (иман) уменьшается.
Поистине, всякая вещь, которая увеличивается, она также и уменьшается. Это первое доказательство!
Также доводом в этом вопросе служат слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе: «Поистине, Аллах Всевышний скажет в День Воскресения: ″Выведите из Огня тех, у кого в сердце было веры хоть на вес горчичного зерна″». аль-Бухари, 22; Муслим, 184.
Этот хадис указывает на то, что вера (иман) может уменьшаться до тех пор, пока ее не останется в сердце только с размером в горчичное зерно.
Также доводом являются слова Всевышнего: «В тот день они были ближе к неверию, чем к вере». Сура али ‛Имран, аят 167.
|
Этот аят указывает на то, что вера (иман) уменьшается настолько, что человек становится ближе к неверию, чем к вере.
Также доводом служат слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, то сердцем, и это самое слабое проявление веры ». Муслим, 49.
Этот хадис указывает на то, что вера (иман) слабеет, иначе говоря, уменьшается.
Следовательно, вера (иман) увеличивается при подчинении Аллаху и уменьшается при совершении грехов.
___________________________
Столпы веры (аркан уль-иман).
Вера в Аллаха.
Это – первый столп веры (имана)! Этот столп охватывает все три вида единобожия (таухида). То есть, ты должен верить в то, что Аллах Всевышний – Единый и Самодостаточный, у Него нет сотоварищей ни в Его господстве (рубубия), ни в Его божественности (улюхия), ни в Его именах и атрибутах.
_________________
Вера в Его ангелов.
Ангелы – это творения Аллаха, которые находятся в скрытом от нас мире. Аллах Всевышний сотворил их, чтобы они поклонялись Ему и выполняли Его повеления в Его владениях. Ангелы бывают разных видов. Каждому виду ангелов поручено определенное дело, которым этот вид ангелов занимается. Ангелы не ослушиваются Аллаха в том, что Он им приказал, и делают то, что им велено.
Среди ангелов есть такой, кому поручено заниматься делами, связанными с Откровением. Это – Джибриль, мир ему, - самый почетный из ангелов, Верный Дух, обладающий могучей силой.
|
Среди ангелов есть такие, кому поручено нести Трон (‛арш). Аллах Всевышний сказал: «Те (ангелы), которые несут Трон, и те, которые вокруг него…». Сура Гъафир, аят 7.
А также: «Ангелы будут находиться по его краю, и восемь (великих ангелов) понесут над собой Трон твоего Господа». Сура аль-Хакка, аят 17.
Трон (‛арш) – это самое великое творение Аллаха! Никто не знает о Его величии, кроме Аллаха Всевышнего. Этот Трон несут ангелы. В этом указание на величие ангелов и на величие их силы. Аллах Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает». Сура Фатыр, аят 1.
Среди ангелов есть такой, который имеет шестьсот крыльев. Это – Джибриль! Аллах Всевышний сказал: «Они [ангелы] - рабы почтенные. Они не опережают Его [Аллаха] своими речами и поступают согласно Его велениям». Сура аль-Анбийа, аяты 26-27.
Среди ангелов есть такой, кому поручено заниматься дождем и растениями. Речь идёт о Микаиле.
Среди ангелов есть такой, кому поручено подуть в Рог. Речь идёт об Исрафиле. Он подует в Рог и все творения погибнут. Аллах Всевышний сказал: «Но подуют в Рог (в первый раз), и тогда умрут те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они [творения] встанут и будут смотреть (ожидая, что с ними будет происходить) ». Сура аз-Зумар, аят 68.
Среди ангелов есть такой, кому поручено забирать души людей, когда их срок подойдет к концу. Речь идет об ангеле смерти. Аллах Всевышний сказал: «Скажи (о, Посланник) (этим многобожникам): "Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу"». Сура ас-Саджда, аят 11.
|
Ему помогают и другие ангелы, как сказал Всевышний: «Наши посланцы [помощники ангела смерти] забирают его душу, и они не делают упущений». Сура аль-Ан‛ам, аят 61.
Среди ангелов есть такой, кому поручено заниматься зародышами, которые находятся в утробах матерей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух». аль-Бухари, 3208; Муслим, 2643.
Среди ангелов есть такие, кому поручено записывать деяния сынов Адама. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, над вами есть хранители - благородные писцы». Сура аль-Инфитар, аяты 10-11.
Они находятся рядом с человеком ночью и днём. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и (Аллах) спрашивает их: “В каком (положении) оставили вы рабов Моих?” — хотя Он и знает (всё о вас) лучше (ангелов), а они отвечают: “Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились”». аль-Бухари, 555; Муслим, 632.
Именно поэтому Аллах Всевышний сказал: «Совершай молитву с полудня до наступления ночного мрака и (более продолжительно) читай Коран на рассвете [во время утренней молитвы]. Поистине, Коран на рассвете [утренняя молитва] имеет свидетелей [на этой молитве присутствуют ангелы ночи и ангелы дня] ». Сура аль-Исра, аят 78.
Среди ангелов есть такие, кому поручено оберегать сынов Адама от неприятностей и бед, от врагов и вредителей, от хищных зверей и змей. Пока человек жив, эти ангелы оберегают его от различных опасностей.
Например, человек спит среди хищных зверей и змей. Кто оберегает его от этих змей и зверей?! Кто оберегает его от насекомых?! С человеком находятся ангелы, которым Аллах поручил оберегать этого человека. Аллах Всевышний сказал о них: «Есть у него [у человека] ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха». Сура ар-Ра‛д, аят 11.
Среди ангелов есть такие, кому поручено исполнять повеления Аллаха в различных уголках небес и земли. Не знает о них никто, кроме Аллаха Всевышнего.
Среди ангелов есть такие, кто ищет собрания, в которых поминают Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним». Муслим, 2699.
Эти ангелы путешествуют по земле в поисках тех мест, где люди поминают Аллаха.
Никто не знает о видах ангелов и их описаниях, кроме Аллаха Всевышнего. Но мы верим в то, что пришло относительно них в текстах Корана и достоверных хадисах пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если же о чем-то нам не сообщено, то мы воздержимся от разговоров об этом, ибо ангелы относятся к скрытому миру, а о скрытых вещах можно говорить только в соответствии с доводами.
Вера в ангелов – это один из столпов Ислама. Если же кто-то отрицает существование ангелов и говорит: ″Ангелов нет, потому что мы их не видим″, такой человек является неверующим, атеистом и еретиком, так как он не верует в сокровенное. Пусть Аллах убережет нас от подобного!
То же самое касается того, кто искажает понятие ″ангел″ и говорит: ″Ангел – это смысловое понятие, а не сущность, которая имеет тело. Ангел – это мысль, которая приходит к человеку. Если к человеку приходят хорошие мысли, значит, это – ангелы, а если приходят плохие мысли – это шайтаны″. Это – еретическое воззрение. Пусть Аллах убережет нас от подобного!
К сожалению, эти идеи содержатся в книге «Тафсир аль-Манар», где Мухаммад Рашид Рида передает их от своего шейха Мухаммада ‛Абдо.
Это – слова философов, и они ложные. Кто имеет подобные убеждения, тот является неверующим. Однако мы надеемся, что Мухаммад Рашид Рида просто передал эти слова от своего шейха, хотя и не имел таких убеждений. Но он передал их безо всякого разъяснения и в этом содержится большая опасность. Ведь, эти слова являются ложными и содержат в себе неверие в ангелов.
Если речь идёт о религиозных вопросах или о чем-то сокровенном, человек не должен входить в эти темы, опираясь на свой разум и свои размышления, он не должен ничего передавать от философов и еретиков. Человек обязательно должен опираться только на Коран и Сунну.
В книге «Тафсир аль-Манар» сказано, что эти слова переняты из книги ″Ихья ‛улюми-д-дин″, которую написал аль-Гъазали. А Аллах знает об этом лучше!
В книге ″Ихья ‛улюми-д-дин″, которую написал аль-Гъазали, содержится много несчастий. Даже если в этой книге содержится нечто благое и полезное, однако в ней очень много губительных и ядовитых убеждений. Это – запутанная книга, зло которой больше, чем её добро. Начинающему студенту или же простому человеку не следует читать эту книгу. Её можно читать только тому, кто имеет знание, и умеет различать между истиной и ложью.
Ангелы не являются смысловым понятием, как говорят эти философы. Ангелы имеют тела и образы, которые им даровал Аллах. Поэтому, Джибриль часто приходил к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в образе человека. Аллах Всевышний даровал ангелам возможность представать перед людьми в образе людей, так как люди неспособны увидеть ангелов в том образе, в котором их сотворил Аллах.
Поистине, ангелы приходили к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в людских обликах, проявляя сочувствие к сыновьям Адама. Люди не могут увидеть ангелов в их истинном облике, кроме как при наступлении наказания. Аллах Всевышний сказал: «В тот день, когда они увидят ангелов [в День Суда], для грешников не будет никакой благой вести». Сура аль-Фуркан, аят 22.
Человек увидит ангела смерти во время своей смерти. Но в течение жизни человек неспособен увидеть ангелов в их истинном облике.
Аллах Всевышний сотворил ангелов из света, сотворил шайтанов из Огня, сотворил людей из глины. Ведь, Аллах над каждою вещью мощен!
Некоторые неверующие считают, что ангелы – это дочери Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Они [многобожники] сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их (ложное) свидетельство будет записано, и они будут спрошены (за это в День Суда) ». Сура аз-Зухруф, аят 19.
_________________
Вера в Его Писания.
Речь идёт о тех Писаниях, которые ниспослал Аллах Своим посланникам, чтобы посредством этих Писаний повести людей по прямому пути. Мы верим в то, что эти Писания являются настоящими словами Аллаха Всевышнего. Мы верим во все Писания: и в те, о которых Аллах сообщил, и в те, о которых Он не сообщил. Аллах Всевышний поведал нам о следующих Писаниях: Тора (Таурат), Евангелие (Инджиль), Псалтырь (Забур), Великий Коран, а также свитки Ибрахима и свитки Мусы. Но также мы верим и в те Писания, о которых нам не сообщено.
Также мы верим во всё то, о чем сообщено в Коране, так как Коран – это наше Писание. Коран был ниспослан нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Тот, кто отрицает хотя бы один аят или одну букву из Корана, является неверующим, вышедшим из Ислама.
То же самое касается того, кто уверовал в одну часть Корана, но не уверовал в другую, — такой человек является неверующим. То же самое касается того, кто уверовал в некоторые из Писаний, но не уверовал в другие, — такой человек является неверующим. Тот, кто говорит: ″Я уверовал в Коран, но не уверовал в Тору и Евангелие″, является неверующим. Также и тот, кто говорит: ″Я уверовал в Тору и Евангелие, но не уверовал в Псалтырь″, является неверующим. Псалтырь (Забур) был ниспослан Дауду, мир ему. Аллах Всевышний сказал: «Дауду же Мы даровали Забур [Псалтырь] ». Сура ан-Ниса, аят 163.
Также неверующим является тот, кто отрицает свитки Ибрахима, так как такой человек обвиняет во лжи Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
____________________
Вера в Его посланников.
Речь идёт о вере во всех посланников: от первого до последнего. Необходимо верить во всех посланников: и в тех, о которых Аллах сообщил, и в тех, о которых Он не сообщил. Мы верим во всех посланников. Мы верим в то, что они на самом деле являлись посланниками, пришедшими с посланием от Аллаха, и донесли своё послание до своих общин.
Если человек проявил неверие хотя бы в одного посланника, он считается неверующим во всех посланников. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: "Мы веруем в одних (пророков) и не веруем в других", - и хотят найти (некий средний) путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения. А тех, которые уверовали в Аллаха и (во всех) Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой. Аллах - Прощающий, Милосердный». Сура ан-Ниса, аяты 150-152.
Неверие хотя бы в одного пророка или посланника – это неверие во всех посланников. Поэтому Аллах сказал: «Народ Нуха счел лжецами посланников». Сура аш-Шу‛ара, аят 105.
А, ведь, они посчитали лжецом только Нуха, мир ему. Следовательно, обвинение во лжи одного Нуха подобно обвинению во лжи всех посланников. То же самое касается иудеев, которые не уверовали в ‛Ису (Иисуса) и Мухаммада. То же самое касается и христиан, которые не уверовали в Мухаммада. Они считаются неверующими во всех посланников. Мы обязаны верить во всех посланников, да благословит их Аллах и приветствует.
Аллах сообщил нам о некоторых пророках, сказав: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем (и в этом мире и в Вечной жизни). Воистину, твой Господь - Мудрый, Знающий. Мы даровали ему [пророку Ибрахиму] (сына) Исхака и (внука) Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства - Давуда, Сулеймана, Айуба, Йусуфа, Мусу и Харуна. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также (Мы наставили на истинный путь) Закарию, Йахью, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников. А также (Мы наставили на истинный путь) Исмаила, Аль-Йaca‘a (Елисея), Йунуса и Лута. Всех их Мы превознесли над мирами». Сура аль-Ан‛ам, аяты 83-86.
___________________
Вера в Последний день.
Это – пятый столп веры. Последний день – это день, в который воскреснут люди. Первым днем называется мирская жизнь, а последним днем – день Воскрешения.
Вера в Последний день включает в себя веру во всё то, что будет происходить после смерти. Например, вера в наказание могилы и её наслаждение, вера в вопросы ангелов в могиле. Также вера в Последний день включает в себя веру во всё то, что будет происходить после воскрешения из могил.
Например, вера в само Воскрешение, вера в собрание людей для Суда, вера в то, что люди будут спрошены, вера в то, что деяния будут взвешены на Весах, вера в Мост (Сырат), веры в Весы, на которых будут взвешены благие и дурные деяния, вера в Рай и Ад. Мы верим во все те события Судного Дня, о которых нам достоверно известно. Мы не сомневаемся ни в чём из этого. Если человек сомневается в чем-то из событий Судного Дня, о которых нам достоверно известно, он является неверующим, вышедшим из Ислама.
_______________________________________