А доказательством служат слова Всевышнего: ″О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего возвеличивай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись! Не оказывай милости, чтобы получить большее! Ради Господа твоего будь терпелив!″ Сура аль-Муддассир, аяты 1-7».
—————————————————————————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Затем были ниспосланы слова Всевышнего: «О завернувшийся (в одежды)! Встань и увещевай (людей) !». Сура аль-Муддассир, аяты 1-2.
После этого он стал посланником. Поэтому, автор книги, да помилует его Аллах, сказал: «Он стал пророком после ниспослания суры ″Читай!″ и стал посланником после ниспослания суры ″О завернувшийся в плащ!″».
Разница между пророком и посланником*:
Пророк (набий) – это тот, кому был внушён в откровении шари’ат, но не было приказано его доносить.
*[На самом деле этом вопросе существует три мнения, о чём будет сказано ниже в сноске:
1 Посланник – это тот, кому ниспослано Писание и приказано его доносить, а пророк – это тот, кому ниспослано Писание или же тот, кому приказано следовать за прошлым шариатом, но доносить его не приказано.
2 Посланник – это тот, кто пришел с новым шариатом, будь это даже в некоторых вопросах, а пророк – это тот, кто следует и призывает людей к старому шариату предыдущего посланника.
3 Посланник – это тот, кто принес шариат к тому народу, который не придерживается этого шариата и отказывается его принять. А пророк – это тот, кто призывает народ, который не против принятия этого шариата].
Посланник (расуль) – это тот, кому был внушён в откровении шари’ат, и было приказано его доносить.
|
«О завернувшийся!» ― его охватил страх и он сказал: «Укройте меня! Укройте меня!» Тогда Аллах Всевышний ниспослал ему аяты, в которых сказано: «О завернувшийся (в одежды)! Встань и увещевай (людей)! Господа своего возвеличивай!». Сура аль-Муддассир, аяты 1-3.
«Одежды свои очищай!» ― то есть: очищай свои деяния от многобожия (ширка). Деяния иногда называют одеждой человека. Аллах Всевышний сказал в другом аяте: «Однако богобоязненность [боязнь наказания Аллаха] - лучшее одеяние». Сура аль-А’раф, аят 26.
Богобоязненность (такуа) названа одеянием человека.
«Идолов сторонись!» ― то есть: оставь и отдались от них.
Аллах Всевышний послал его тогда, когда ему было сорок лет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прожил после этого еще тринадцать лет в Мекке. Он призывал людей к единобожию и к тому, чтобы они оставили поклонение идолам. Между ним и многобожниками произошло много дискуссий. Ему и тем, кто уверовал в него и последовал за ним, наносили обиды. В течение этих тринадцати лет многобожники постоянно притесняли их.
За три года до переселения в Медину пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был перенесён ночью в Иерусалим, а затем вознесён на небеса*. На небесах ему были вменено в обязанность совершение пяти молитв в течение дня и ночи.
*[ Исра и ми’радж – это вознесение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на небеса и его ночное путешествие в Иерусалим. О ночном путешествии (исра) и вознесении (ми'радж) упоминается в Коране и ряде достоверных хадисов.
|
Аллах Всевышний сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он - Слышащий, Видящий». (Сура аль-Исра, аят 1).
Всевышний подчеркнул Свое совершенство и величие, проявлениями которого являются Его великие деяния и величественные милости. Одним из таких деяний является ночной перенос пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, из Заповедной мечети в Мекке, самой славной мечети на свете, в мечеть аль-Акса в Иерусалиме, которая также является одной из самых достойных мечетей и пристанищем пророков.
В течение одной ночи пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, преодолел очень большое расстояние и той же ночью вернулся обратно. Аллах показал ему знамения, которые усилили его приверженность прямому пути и приумножили его познания, научили его стойкости и способности отличать добро от зла. Это было еще одним проявлением божественной заботы о пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, которому Аллах всесторонне облегчил достижение желанной цели и даровал удивительные качества, благодаря которым он превзошел всех своих предшественников и современников.
Из этого аята следует, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в путешествие как душой, так и телом. В противном случае это путешествие не было бы величайшим знамением и достоинством.
О ночном путешествии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается во многих достоверных хадисах, в которых перечисляются многочисленные знамения, показанные ему. Из этих хадисов известно, что вначале он отправился в священный город Иерусалим, откуда вознесся на небеса. Он поднялся до вершины седьмого неба, где ему были показаны Рай и Преисподняя.
|
На каждом из небес он встречался с пророками, а затем ему было предписано ежедневно совершать пятьдесят обязательных намазов. По наставлению пророка Мусы он несколько раз просил Аллаха облегчить обязанности его последователей, пока Аллах не уменьшил число обязательных ежедневных намазов до пяти. А всякому, кто будет совершать эти пять намазов, было обещано вознаграждение за пятьдесят намазов. В эту ночь пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и его последователям было даровано столько достоинств, что исчислить их может только Великий и Могучий Аллах].
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал эти молитвы еще в течение трех лет, находясь в Мекке. Затем курайшиты договорились убить его, и тогда Аллах позволил ему переселиться в Медину. Он переселился в Медину, и это случилось уже после двух присяг у ’Акабы.
[ ’Акаба – это место в долине Мина близ Мекки. В сезон паломничества в 620-ом году по григорианскому летоисчислению к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли двенадцать его последователей из числа представителей племён аус и хазрадж, живших в Ясрибе (доисламское название Медины). Они присягнули ему на верность исламу и поклялись отказаться от совершения ряда запрещаемых Исламом вещей. В мусульманской историографии это событие получило название «первой 'Акабы».
«Второй 'Акабой» называют встречу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с группой из семидесяти с лишним жителей Медины, с которыми он окончательно условился о переселении (хиджре) в Медину].
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину и прожил там десять лет. Следовательно, после начала пророчества он прожил двадцать три года. Тринадцать лет он прожил в Мекке, занимаясь призывом к единобожию, а затем еще десять лет - в Медине.
Затем Аллах упокоил его в возрасте шестидесяти трёх лет. Следовательно, будучи посланником, он прожил двадцать три года. Благодать, которую Аллах ниспослал ему, обильное знание, усердие на пути Аллаха и победы – всё это за такой короткий период (двадцать три года).
Это – знамение из знамений Аллаха Всевышнего! Это – указание на благодать (барака) этого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и благодать его призыва. Всё это с помощью Аллаха Всевышнего! Аллах – Тот, Кто помог ему, оберегал его и поддержал его настолько, что его призыв достиг востока и запада. Хвала же Аллаху, Господу миров!
«Аллах послал его предостерегать людей от многобожия и призывать их к единобожию…» ― таким был его призыв. Он предостерегал людей от многобожия и призывал их к единобожию.
Именно так обязаны поступать проповедники, ведя свой призыв. Они должны концентрировать свой призыв на предостережении от многобожия и призыве к единобожию прежде всего остального. Иначе их призыв не будет соответствовать методологии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах Всевышний послал посланника, да благословит его Аллах и приветствует, дабы тот предостерегал от многобожия и призывал к единобожию. Необходимо сделать это основой своего призыва и только затем переходить к другим вопросам. Ведь, никакие другие дела не будут правильными без наличия единобожия. Если люди прекратят совершать прелюбодеяние, распивать спиртные напитки, воровать, начнут совершать все праведные деяния и украсят себя наилучшими нравственными качествами, но не оставят совершение многобожия, то не будет никакой пользы от всего вышеперечисленного.
Всё это ничем не поможет им. А, ведь, если человек спасся от многобожия, но не спасся от совершения тяжких грехов, то есть надежда, что Аллах простит его. Если же Аллах не простит этого единобожника, а решит наказать его, то все равно рано или поздно он войдет в Рай, ибо был единобожником.
[Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все менее тяжкие грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех». (Сура ан-Ниса, аят 48)].
Единобожие (таухид) – это основа и фундамент. Нет спасения, если нет единобожия, посему нужно концентрироваться на нём, постоянно оберегать его, призывать людей к единобожию, обучать их ему и разъяснять им его смысл. Нужно разъяснять людям так же и смысл многобожия (ширка).
[Люди изучают суть многобожия и его виды, чтобы суметь оберечься от него. Как говорится: «Я познал зло не ради самого зла, а для того, чтобы остерегаться его, Кто не отличает зло от добра, тот попадает в него!»]
Мусульманин обязательно должен знать эти вопросы и иметь твердое убеждение в них. Он должен заботиться о своей душе, чтобы не попасть даже в мельчайшее проявление многобожия и этим нарушить своё единобожие. Призыв обязательно должен строиться на этой основе.
______________
Призыв в Мекке.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «В течение десяти лет пророк, да благословит его Аллах и приветствует, следовал этому и призывал только к единобожию».
——————————————————————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал людей к единобожию и предостерегал их от многобожия в течение десяти лет, находясь в Мекке. Он призывал к единобожию и удерживал от многобожия, ибо его соплеменники поклонялись идолам. Аллах Всевышний послал его именно в Мекку по той причине, что Мекка – это мать городов. Аллах Всевышний сказал: «И не таков Господь твой, чтобы уничтожать селения, пока не пошлёт в главное из них посланника». Сура аль-Къасас, аят 59.
Мекка – это главный из городов, поэтому мусульмане со всех уголков земли отправляются именно в Мекку. Мекка – это мать городов. Именно поэтому Аллах Всевышний отправил посланника, да благословит его Аллах и приветствует, именно в Мекку.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пробыл в Мекке тринадцать лет, запрещая её жителям совершать обряды многобожия и повелевая им придерживаться единобожия. Жители Мекки являлись примером для всех остальных людей. Поэтому Мекка обязательно должна оставаться обителью единобожия и источником призыва к Аллаху вплоть до Судного Дня.
От Мекки нужно удалять всё, что противоречит единобожию, нужно удалять все виды многобожия, нововведений и суеверий, ибо люди всегда ориентируются именно на Мекку. То, что делается в Мекке, затем распространяется по всему миру. Если в Мекке будут творить добро, то оно разойдется по всему миру, а иначе – по миру распространится зло.
Обязательно нужно постоянно очищать Мекку. Аллах Всевышний сказал: «Мы повелели Ибрахиму [Аврааму] и Исмаилю очистить Мой Дом [Каабу] для совершающих обход, пребывающих [находящихся там с целью поклонения Аллаху], кланяющихся [совершающих поясные поклоны Аллаху] и падающих ниц*». Сура аль-Бакара, аят 125.
*[Всевышний поведал о том, что Ибрахиму и Исмаилу было велено очищать Дом Аллаха от проявлений многобожия, неверия и ослушания, а также от скверны, грязи и нечистот, поскольку эта мечеть предназначена только для совершающих обход, пребывающих и молящихся].
Поэтому обязательно нужно очищать Мекку от всего, что противоречит Исламу, дабы она была источником религии и призыва, который распространился бы во все уголки земли. Ведь, Аллах Всевышний послал Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, именно в этот город, и призыв начался именно в этом городе.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пробыл в Мекке тринадцать лет, десять из которых он только и делал, что призывал к единобожию и удерживал людей от многобожия. В течение десяти лет ему не было приказано ничего, кроме этого: не была приказана ни молитва, ни закят, ни пост, ни хадж. Его призыв был сконцентрирован только на предостережении от многобожия и велении людям придерживаться единобожия.
Он говорил жителям Мекки: «Скажите ″Ля иляха илля Ллах″, и тогда вы преуспеете», а они отвечали: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное!». Сура Сод, аят 5.
_____________________________________
Исра (ночное путешествие) и ми‘радж (вознесение).
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «После десяти лет он был вознесен на небеса, где ему были предписаны пять обязательных молитв. В течение трех следующих лет он совершал эти молитвы в Мекке».
—————————————————————————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
В течение первых десяти лет пророк, да благословит его Аллах и приветствует, удерживал людей от многобожия и велел им придерживаться единобожия, закладывая в них основы религии. Затем, в 11-ом году от начала пророчества, он был перенесён ночью из Запретной мечети Мекки в отдаленную мечеть Иерусалима (масджид аль-акса).
Аллах Всевышний сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба [пророка Мухаммада] из Заповедной мечети (находящейся в Мекке) в мечеть аль-Акса (находящуюся в Иерусалиме) ». Сура аль-Исра, аят 1.
Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спал в доме Умму Хани, к нему явился Джибриль, мир ему, вместе с верховым животным, которого звали Бурак. Это животное было меньше мула, но крупнее осла. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел на Бурака верхом и тот перевёз его в течение ночи в мечеть аль-Акса в Иерусалиме.
Это – особое чудо, которое было даровано только пророку, да благословит его Аллах и приветствует. В мечети аль-Акса он повстречался со всеми остальными пророка, а затем был вознесен на небеса. [Подробно об этом событии можно прочитать в книге «Мухтасар Сахих аль-Бухари», № 221 и № 1513 (на русском языке)].
Следовательно, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был перенесен ночью из Мекки в Иерусалим, а затем был вознесён вместе с Джибрилем из Иерусалима на небеса, поднявшись так выше седьмого неба и достигнув Лотоса крайнего предела*, а там с ним говорил Аллах.
*[Речь идет об огромном дереве Сидрат аль-Мунтаха, которое растет на седьмом небе. Оно называется самым дальним, потому что до него доходит все, что восходит с земли или нисходит от Аллаха. Существует предположение, что оно получило такое название, потому что оно находится выше земли и семи небес, и на нем заканчиваются познания творений. Существуют и другие мнения, но лучше всего об этом известно одному Аллаху].
Аллах Всевышний сначала вменил ему в обязанность пятьдесят молитв в течение дня и ночи. Но затем Муса, мир ему, указал нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что нужно попросить у Аллаха облегчения, ибо члены исламской общины не смогут совершать столько молитв в течение суток. И после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался, чтобы просить облегчения у Господа, количество молитв было сокращено до пяти.
В хадисе сообщается, что Аллах Всевышний сказал: «Я передал то, чего Я требую, и облегчил (ношу) Своих рабов, и за каждое благое деяние будет воздано десятикратно». аль-Бухари, 3207, 3887.
А в версии Анаса от Абу Зарра сказано, что Аллах Всевышний сказал: «(В мирской жизни будет) пять (молитв), а (здесь) — пятьдесят*». аль-Бухари, 349.
*[Речь идёт о том, что за совершение пяти ежедневных молитв при жизни мусульманина ожидает награда в десятикратном размере после смерти].
То есть: на деле их как будто бы пять, но на Весах Судного Дня их будет пятьдесят.
Пять обязательных молитв, совершаемых человеком в течение дня и ночи, соответствуют пятидесяти молитвам на Весах Судного Дня, ибо за одно благое деяние даруется награда в десятикратном размере. Следовательно, одна молитва соответствует десяти молитвам.
О ночном путешествии сказано в начале суры «аль-Исра» (№ 17), а о вознесении на небеса сказано в следующих аятах: «Он [пророк Мухаммад] уже видел его [ангела Джибриля] другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад (вечного) пристанища. Лотос покрыло то, что его покрыло [нечто великолепное, которое никто, кроме Аллаха, не может описать]. Его [пророка Мухаммада] взор не уклонился в сторону и не излишествовал. Он (в Ночь Вознесения) увидел величайшие из знамений своего Господа*». Сура ан-Наджм, аяты 13-18.
*[Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, увидел Джибрила в этом пречистом месте, где обитают только прекрасные и возвышенные творения и куда не в состоянии добраться дьяволы и злые духи. Возле самого дальнего дерева находится Райская обитель, в которой собраны всевозможные удовольствия и прелести. Этот Рай является пределом желаний и мечтаний всех верующих рабов. Эти слова Всевышнего означают, что Рай расположен над семью небесами].
Затем, в течение этой же ночи, он вернулся в Иерусалим, а после Иерусалима – в Мекку. Настало утро и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил об этом людям. Вера верующих людей усилилась после того, как они услышали об этих событиях. Что же касается неверующих, то это только прибавило в них зла. Неверующие начали ликовать и принялись распространять везде это известие.
Они начали говорить, обращаясь к верующим: «Как это ваш товарищ полагает, что в течение всего лишь одной ночи он отправился в Иерусалим и вернулся обратно? Мы скачем туда на верблюдах ровно месяц, а еще месяц скачем обратно!» Так они пытались сравнить свои способности с могуществом Творца. Ночное путешествие и вознесение на небеса стало испытанием от Аллаха для людей.
Многобожники стали еще больше издеваться, вредить и оскорблять пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а у верующих усилилась вера.
Когда многобожники сказали правдивейшему Абу Бакру, да будет доволен им Аллах: «Посмотри на то, что говорит твой товарищ!», он спросил: «Что же он говорит?!» Они сказали: «Он заявляет, что в течение одной ночи он был перенесен в Иерусалим и вознесен на небеса». Тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если он действительно сказал это, значит всё так и было!» Они сказали: «Как ты можешь верить в такое?!» Тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я верю ему в том, что даже величественнее этого! Я верю в то, что ниспосылается ему с неба, так почему же я должен не верить в то, что он был перенесен в Иерусалим?!». аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 3/65.
Ночное путешествие и вознесение на небеса произошло в соответствии с могуществом Аллаха Всевышнего. Это было чудом, дарованным посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и оказанием ему почёта.
Мусульманин должен быть убеждён в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был перенесён ночью и вознесен на небеса вместе со своим духом и телом, и это случилось наяву, а не во сне. Ведь, некоторые люди заявляют: «Ночью была перенесена и вознесена только его душа, а тело не покидало Мекки». Это – ложные слова!
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был перенесен в Иерусалим и вознесен на небеса и душой, и телом. Это случилось наяву, а не во сне. Если была бы перенесена только его душа во сне, то не было бы никакой разницы между этим событием и между снами, которые видят люди. А Аллах Всевышний сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба (душой и телом) из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса». Сура аль-Исра, аят 1.
В аяте не сказано: «Пречист Тот, Кто перенес ночью душу Своего раба из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса». В аяте ясно сказано: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба». А Аллах способен на всякую вещь! После того, как молитва была вменена в обязанность, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал все пять молитв по два рака‘ата. Впоследствии, после переселения в Медину, некоторые молитвы были увеличены до четырёх рака‘атов*.
Двухрака‘атной осталась только утренняя молитва (фаджр), ибо в ней следует дольше читать Коран. Что касается вечерней молитвы (магъриб), то она является трёхрака‘атной. Что же касается обеденной (зухр), послеобеденной (‘аср) и ночной (‘иша) молитв, то в Мекке они совершались в два рака‘ата, а когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину – уже в четыре рака‘ата.
*[До четырёх рака‘атов были увеличены обеденная (зухр), послеобеденная (‘аср) и ночная (‘иша) молитвы.
Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Аллах вменил молитву в обязанность, Он вменил в обязанность молитву из двух ракатов независимо от того, совершается ли она там, где человек живёт постоянно, или в пути; впоследствии же молитва, совершаемая в пути, была оставлена неизменной, а молитва, совершаемая на постоянном месте жительства, была увеличена». аль-Бухари, 350; Муслим, 685].
Обладатели знания единогласны в том, что молитва была вменена в обязанность, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, еще жил в Мекке, и после этого он совершал её в Мекке.
Но следует заметить, что обладатели знания разногласят относительно того, в каком именно году молитва была вменена в обязанность.
Правильным мнением является то мнение, о котором сказал автор книги. Он сказал о том, что молитва была вменена в обязанность за три года до переселения в Медину. Некоторые учёные сказали, что она была вменена в обязанность за пять лет до переселения в Медину. Другие учёные сказали, что она была вменена в обязанность за год до переселения в Медину. Третьи сказали, что она была вменена в обязанность за полтора года до переселения в Медину. Но правильным мнением является мнение, о котором сказал автор книги, да помилует его Аллах.
Затем учёные разногласили также и в следующем вопросе: «Было ли вменено в обязанность что-либо из столпов Ислама вместе с молитвой?»
Некоторые учёные сказали, что пока пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в Мекке, стал обязательным еще и закят. По их мнению закят стал обязательным еще в Мекке, но подробности, касающиеся его размеров и того, кому именно он полагается, были ниспосланы уже в Медине. Доказательством являются слова Всевышнего: «И отдавайте должное в день уборки*». Сура аль-Ан‘ам, аят 141.
*[Здесь речь идет о закяте, который взимается с урожая определенных культур, если он достигает облагаемого закятом минимума. Аллах повелел выплачивать закят с урожая зерновых в день уборки, потому что наступление срока уборки урожая подобно прошествию целого года. Кроме того, именно этого дня с нетерпением ожидают бедняки и нуждающиеся, и в этот день крестьянам легче всего выплатить обязательный закят, потому что они могут без труда отделить часть урожая, которую им предстоит раздать, от той части, которую они оставляют себе].
В этом аяте речь идёт о закяте, и известно, что данная сура (№ 6) была ниспослана именно в Мекке. Также Аллах Всевышний сказал: «Они выделяют известную долю своего имущества (то есть: закят) для просящих и обездоленных*». Сура аль-Ма‘аридж, аяты 24-25.
*[Речь идёт о людях, раздающих закят и добровольные пожертвования просящим милостыню и обездоленным беднякам, которые не просят от людей помощи и на которых другие не обращают внимания].
Сура «аль-Ма‘аридж» (№ 70) также была ниспослана в Мекке. Следовательно, согласно данному мнению, закят был вменен в обязанность еще в Мекке, но подробности, касающиеся его, были ниспосланы уже в Медине.
Другие учёные сказали, что закят был вменен в обязанность в Медине. Этого мнения, скорее всего, придерживался и автор данной книги, да помилует его Аллах. Что же касается Мекки, то в ней было вменено в обязанность только два столпа Ислама: единобожие (таухид) и молитва.
___________________________