Хозяйственной деятельности




 

Создание свободных экономических зон (СЭЗ) в Украине является одним из приоритетных направлений развития регионов и национальной экономики в целом. Это один из основных способов привлечения прямых иностранных капиталовложений в экономику страны. В Украине создана законодательная база в сфере регулирования инвестиционной деятельности, которая постепенно совершенствуется с целью достижения большего притока иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования.

Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования», для зарубежного инвестора, в Украине установлены равные условия деятельности с отечественным инвестором. Указанным Законом иностранным инвесторам даются государственные гарантии защиты их капиталовложений. В частности, иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации. Государственные органы не имеют права реквизировать иностранные инвестиции, за исключением случаев осуществления чрезвычайных мер при форс-мажорных обстоятельствах. При этом зарубежному инвестору гарантируется адекватная и эффективная компенсация. Необходимо отметить, что иностранные инвесторы имеют право на возмещение ущерба, включая упущенную выгоду в результате действий, бездеятельности или ненадлежащего исполнения государственными органами Украины либо должностными лицами, предусмотренных законодательством обязательств перед иностранным инвестором. Прекращение инвестиционной деятельности гарантирует иностранному инвестору возвращение капиталовложений в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины, а также доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме. Государство гарантирует беспрепятственный и срочный перевод за границу прибылей и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций.

Кроме этого правовыми документами, которые регулируют взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, являются межгосударственные соглашения «О содействии и взаимной защите инвестиций».

Однако, несмотря на созданную законодательную базу, привлекательность экономического потенциала Украины, поступления иностранных инвестиций в Украину – незначительные. По сравнению со странами Восточной Европы объем иностранных инвестиций в украинскую экономику, в 3-7 раз меньше.

Закон Украины «Об основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», определяет порядок создания, механизм функционирования и ликвидации таких зон в регионах страны, а также регулирует правовой режим СЭЗ и взаимоотношения с местными органами власти.

В настоящее время в Украине существует 10 СЭЗ, в том числе в Донбассе действуют свободные экономические зоны «Донецк» и «Азов». 24 декабря 1998 г. был подписан Закон Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области». В соответствии с данным Законом целью создания в Донецкой области специальных экономических зон и введения на территориях приоритетного развития специального режима инвестиционной деятельности является:

1. Привлечение инвестиций в приоритетные отрасли производства для создания новых рабочих мест;

2. Внедрение новых технологий;

3. Модернизация действующих производств;

4. Развитие внешнеэкономических связей;

5. Увеличение поставок на внутренний рынок высококачественных товаров и услуг;

6. Создание современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры;

7. Эффективное использование природных ресурсов.

На территориях СЭЗ установлены специальные таможенные и налоговые льготы для субъектов предпринимательской деятельности, реализующих инвестиционные проекты, одобренные Советом по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области.

По состоянию на 1 июля 1999 г. было одобрено 47 проектов на общую сумму 478,1 млн. долл. США, а в 2000 г. уже 65 проектов на сумму 539,5 млн. долл. США.[25]

Для предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории СЭЗ, Законом предусмотрены следующие льготы:

1. Освобождается на три года от налогообложения прибыль, полученная от реализации инвестиционного проекта, при условии, что инвестиции в него составили не менее 1 млн. долл. США, а прибыль с такого проекта с четвертого по шестой год облагается в размере 50 % действующей ставки.

2.Не уплачиваются сборы в Государственный инновационный фонд, а сборы в Фонд Чернобыля и социальной защиты населения уплачиваются в размере 50 % от действующей нормы сбора на период до 2009 года, при условии, что количество работников, высвобождающихся с горнодобывающих и других предприятий, которые закрываются, составляет не менее 50 % среднесписочной численности рабочих.

3.Освобождение на период реализации инвестиционного проекта от обложения ввозной пошлиной сырья, материалов, предметов, оборудования и оснастки, но не более чем на 5 лет, и от НДС на оборудование и оснастку во время его ввоза в Украину.

Данные льготы позволяют снизить налоговое давление на инвесторов на 20-25 %.

В результате, предприятия Донецкой области, реализующие инвестиционные программы на территории СЭЗ, осуществили инвестирование собственных средств в размере 88 % от всех украинских инвестиций или 33,4 % от всех инвестиционных ресурсов.

Таким образом, создание СЭЗ способствует росту иностранных инвестиций в Донецкую область. Предоставляемые законом льготы позволяют предприятиям увеличить объемы собственных ресурсов для финансирования инвестиционных проектов; способствуют привлечению иностранных инвесторов для осуществления вложений в экономику Донецкой области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: