Направленность | Содержание | Условие | |
Функциональное помещение | Раздел программы | ||
Зона развития сенсорных эталонов | Развитие зрительного восприятия: Формы | Кабинет коррекционных занятий. Оборудование: – коврограф (темный, светлый); – магнитная доска; – аппарат для обводки; – магнитофон. Наглядные и дидактические пособия: – рельефные изображения плоскостных геометрических фигур (круг, овал, треугольник, трапеция, ромб); – объемные геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед, призма); – силуэты геометрических фигур разного цвета и размера; – объемные геометрические тела разного цвета и размера; – набор карточек с изображением геометрических фигур; – набор карточек с изображением плоскостных фигур из цветного картона (Игра «Найди такой же»); – игры на систематизацию («Гусеница»); – игры на классификацию («Выбери только круги»); | Расположены в отдельном помещении, в хорошо освещенном и доступном детям месте. Максимальная высота размещения матери- ала – рост ребенка (90 см) + вытянутая рука. В недоступном для детей месте. Должны быть в наличии для каждого ребенка. Доступны для детей в любое время. Изображения не должны быть слишком мелкими. Учитывать возрастные особенности детей. |
Продолжение табл.
– строительные материалы разного размера (большие, средние, маленькие); – рамки-вкладыши Монтессори; – конструктор «Лего» разного размера; – игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат»; – «Змейка» | Должны быть в наличии для каждого ребенка. Учитывать возрастные особенности детей | ||
Развитие зрительного восприятия: Цвета | Наглядные и дидактические пособия: – цветные дорожки из ткани: размером 20 см × 50 см, размером 10 см × 15 см; – цветные силуэты геометрических фигур разного размера; – цветные объемные геометрические тела; – цветные флажки; – набор цветных фломастеров; – набор цветных маркеров; – раскраски по всем темам года: овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, птицы, транспорт, растения; – настольные игры: «Играем с цветом», «Цветное лото», «Подбери чашки к блюдцам», «Оденем куклу на прогулку», «Радужный хоровод», «Головоломка цветов», «Поймай бабочку», «Составь букет», «Костюмы для Петрушек», «Найди отличие»; – световое табло (лампочки: красная, синяя, желтая, зеленая) | Должны быть в наличии на каждого ребенка. Изображения не должны быть слишком мелкими, желательно в цветном варианте |
Продолжение табл.
Развитие зрительного восприятия: Величины | Наглядные и дидактические пособия: – геометрические фигуры разной величины; – объемные геометрические тела разной величины; – палочки Кюизенера; – матрешки; – цветные ленты (длинные, короткие, широкие, узкие); – пуговицы разного размера; – куклы разного размера; – макет постройки зданий (разные по высоте); – макет деревьев (разные по высоте и ширине); – лупы; – силуэты предметных представлений по всем темам (большие, средние, маленькие); – емкости для измерения жидкости; – линейки | Реализация возможности доступного использования этих материалов детьми. Обеспечение санитарно-гигиенических требований (чтобы не было сквозняка). Должны быть в наличии на каждого ребенка. На каждого ребенка. На каждого ребенка | |
Развитие пространст- венной ориентировки | Наглядные и дидактические пособия: – свистки; – цветные ограничители; – аппарат для обводки; – пособие с изображением транспорта; – пособие «Движение транспорта» 20 × 30 см; – лабиринты; – рельефно-графические лабиринты; – карты пути; – схемы; – мозаики; | Пособия должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Должны быть в наличии на каждого ребенка. Должны быть в наличии на каждого ребенка |
Продолжение табл.
– перфокарты; – решетчатые доски с пластиковыми иглами для вы-шивания | |||
Зона формирования пред- метных пред-ставлений | Социально-бытовая ориентировка | Наглядные и дидактические пособия: – игрушки (муляжи) разной величины, формы по всем темам предметных представлений (овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, игрушки, транспорт, посуда, птицы, растения); – бытовые электроприборы (утюг, пылесос, электрочайник, мясорубка, микроволновая печь); – цветные изображения предметов, животных, птиц, транспорта, растений, игрушек и т. д.; – изображение предметов в силуэте и контуре (черно-белое, цветное) по всем темам предметных представлений; – изображение «зашумленных» предметов; – серия картин «Сбор урожая»; – серия картин «Домашние животные»; – серия картин «Улицы нашего города»; – силуэтное изображение предметов для моделирования картин | Пособия должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Приборы расположены в недоступном для детей месте, перед занятием проверяют их готовность к работе. Демонстрируются в удобном для детей месте, эстетически оформленном, хорошо освещенном |
Зона познавательной деятельности | Социально-бытовая ориентировка. Ознакомление с окру- | Групповая комната. Оборудование: – магнитная доска; – столы, стулья; – светильники (настольные лампы); | Расположена на высоте: рост ребенка + вытянутая рука в хорошо освещенном помещении. |
Продолжение табл.
жающим миром | – лупы; – атрибуты для зрительной гимнастики; – большие игровые модули: «Кухня», «Парикмахер- ская», «Магазин», «Больница», «Столовая», «Посуда», «Спальня»; – большой строительный конструктор; – муляжи предметов, животных, птиц, растений, транспорта, овощей, фруктов; – игрушки мягкие, посуда, мебель, одежда, обувь; – гербарий лечебных трав; – изображение предметов: цветное, контурное, силуэтное, «зашумленное»; – перфокарты; – настольно-печатные игры: «Форма», «Цвет», «Счет», «Составь узор», «Найди предмет по описа- нию», «Сложи из частей целое», «Что сначала, что потом» | Один модуль на всех детей, соблюдение техники безопасности. Один на всех детей. На каждого ребенка. Расположен в доступном для детей месте. Изображение не должны быть слишком мелкими, желательно в цветном варианте | |
Зона познавательной деятельности | Математика (Развитие зрительного восприятия величины, формы) | Наглядные и дидактические пособия: – счетный материал; – геометрические фигуры и объемные тела; – числовой фриз; – линейки разной длины; – ленты разной длины и ширины; – емкости для измерения жидких и сыпучих масс; – дидактические игры: «Найди такой же величины», «Подбери пару», «Учимся измерять», «Учимся считать», «Весёлый счет»; | Должны быть в наличии на каждого ребенка. |
Продолжение табл.
– весы; – матрешки; – силуэты предметов разной величины. Игра «Разложи силуэты по величине». Лаборатория: – емкости для измерения количества воды; – емкости для исследования свойств воды, песка; – разнообразный сыпучий материал; – наборы предметов с разной поверхностью (гладкая, шершавая, теплая, холодная, пушистая, колкая и т. д.); – наборы предметов разной фактуры (железная, деревянная, фарфоровая, пластмассовая, тканевая, стеклянная) | Расположена в хорошо освещенном месте, желательно рядом с зоной малой двигательной активности детей | ||
Зона театрально-художественной дея-тельности | Приобщение к художест-венной литературе | Уголок «Мои любимые книжки»: Оборудование для рассматривания художественной литературы: – книжные полки, стеллаж; – столы, стулья; – настольная лампа; – лупы (для рассматривания мелких предметов и изображений); – книги по программе (постоянно меняются) + книжки-малышки. | В доступном, хорошо освещенном месте. Необходимы подставки для книг детям со сходящимся косоглазием. |
Продолжение табл.
Театральная деятельность. Уголок «Ряжения и эмоций»: – зеркала различной формы и величины; – разнообразные виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый, плоскостной из картона, театр пер- чаток); – ширмы разного размера; – оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, костюмы, маски, театральные атри- буты); – атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, материалы для их изготовления | В доступном, хорошо освещенном месте с соблюдением санитарно-гигиенических норм | ||
Музыкальное воспитание | Оборудование: – музыкально-дидактические игры и пособия (альбомы, открытки, слайды и др.); – детские музыкальные инструменты (звуковые, шумовые, ударные); – магнитофон; – аудиозаписи детских песен, пение птиц, звуки природы, голоса животных; | Должны быть в наличии на каждого ребенка, безопасное использование детьми музыкальных инструментов. В недоступном для детей месте. | |
Изобразитель-ная деятельность, ручной труд | – доска творчества (рисовальная); – 2–3 мольберта (пюпитр); – навесные настенные планшеты; – валики с рулонами бумаги; – 4–5 стаканов с поворотным кругом. | Высота столов, стульев, мольбертов должна соответствовать санитарным нормам. Оптимальное освещение, при необходимости использовать настольные лампы. |
Продолжение табл.
Изобразительные материалы: – гуашь и акварельные краски; – кисти, мелки, фломастеры, карандаши, шариковые ручки (4 цветов), маркеры; – штампики, тычки; – альбомы для рисования; – раскраски, пластилин, глина. Материалы для рукоделия: – бумага разных видов, картон; – схемы (для работы с бумагой); – сеточная доска; – рисунки с вариантами оформления: узоры для вы-шивания, шитья; – индивидуальные листы-карты с изображением последовательности операций при изготовлении поделки; – текстильные материалы (веревки, шнуры, ленты, тесьма, нитки, ткань); – природный материал; – дополнительные материалы (пробки, палочки, бусинки, пуговицы, катушки, мелкие семена); – клей ПВА, кисточки для клея. Инструменты: – пластмассовые иглы для вышивания; – ножницы, нож; – линейки разных размеров; | Необходимы подставки для рисования и аппликации для детей со сходящимся косоглазием. С четким обозначением контура. Хранятся в безопасном для детей месте. |
Окончание табл.
– трафареты с внутренним и внешним контуром предметов; – образцы различных поделок | Использовать с соблюдением техники безопас-ности | ||
Конструктивно-игровая зона | Конструиро-вание, игра | Оборудование и материалы: – строительные наборы разных размеров и форм; – конструкторы; – коробки разных размеров; – стол с песком; – индивидуальные листы-карты с изображением последовательности операций со строительными материалами; – образцы различных конструкций; – игрушки для обыгрывания ситуации, связанной с постройками | Свободное и доступное использование материалов детьми; обеспечение санитарно-гигиенических требований. В помещении необходимо сохранять возможность для двигательной активности детей |
Спортивная зона | Физическая культура | Оборудование: – мячи, шары (резиновые, пластиковые, надувные); – обручи; – кегли; – серсо; – гимнастические палки; – веревки; – дуги; – кольцебросы; – карты пути; – звуковые, цветовые, световые ограничители | Спортивный инвентарь должен соответствовать нормативным актам по ТБ. Возможность безопасного использования детьми для интенсивной двигательной активности |