Введение должно быть написано исключительно самостоятельно, и содержать следующие элементы:
· обоснование актуальности темы (почему выбрана именно данная тема, в чем заключается анализируемая проблема, особенности данного явления);
· цель – это конечный результат анализа и работы в целом, чтобы сформулировать цель, необходимо ответить на вопрос: для чего проводится анализ? Как правило, начинается со слов: выявление, определение, раскрытие, разработка, формирование и тому подобное. При формулировке цели необходимо «отталкиваться» от темы курсовой работы;
· задачи работы – это совокупность действий, которые необходимо предпринять для достижения цели, обычно начинаются словами: рассмотреть, выявить, определить, проанализировать, исследовать и так далее. Нежелательно, чтобы формулировка последней задачи полностью копировала формулировку цели. Задачи работы обычно формулируются в соответствие с разделами плана;
· методологическая база и степень разработанности темы в литературе – указание использованных трудов отечественных и зарубежных авторов, материалы статистических и периодических изданий. Т.е. во введении необходим краткий обзор использованной литературы;
· структура работы – перечень элементов работы (введение, количество глав и т.д.) и очень краткое указание содержания каждой главы.
Все перечисленные элементы введения обязательны! Объем введения 1,5-2 страницы.
Заключение – это краткое содержание всей работы. Ничего нового, о чем не писалось на протяжении всей работы в заключении быть не должно. В заключении формулируются выводы и рекомендации по результатам исследования, подводится итог проделанной работе, оценивается перспективность примененных подходов (2-3 страницы).
Оформление списка использованной литературы
В конце работы необходимо привести список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке фамилий авторов или названий книг. Инициалы авторов в списке литературы указываются после их фамилий, в тексте же наоборот: вначале инициалы, затем фамилии (см. Приложение 4). Источники в списке использованной литературы позиционируются в соответствии со следующими принципами.
1. Нормативно-правовые акты:
а) законы;
б) указы Президента РФ;
в) законодательные акты Федерального собрания РФ;
г) постановления Правительства РФ;
д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ.
2. Учебники, учебные пособия, монографии.
3. Периодические издания.
4. Статистические сборники и справочники.
5. Печатные материалы на иностранных языках.
6. Интернет-ресурсы.
Оформление аннотации
Аннотация – это отдельный лист, на котором располагаются:
– название работы на русском языке;
– аннотация на русском языке;
– название работы на английском языке;
– аннотация на английском языке (Приложение 6).
Этот лист располагается сразу после листа оглавления работы, и имеет номер 3. Он вносится в содержание работы как «Аннотация». Далее идет «Введение». Все требования к оформлению (поля, шрифт и т.д.) общие для всей работы.
План процедуры оформления этой части работы представляет собой следующее:
1. Научный руководитель курсовой работы проверяет текст курсовой и аннотации на русском языке, а также соответствие между текстом и аннотацией.
2. Студент переводит название и аннотацию, представляет их своему преподавателю английского языка.
3. Преподаватель английского языка проверяет перевод и расписывается на странице перевода.
Сдача курсовой работы на кафедру
Курсовая работа должна быть надлежащим образом скреплена. Это предполагает, что при многократном обращении к ней, она должна сохранять свою целостность, то есть не рассыпаться на отдельные листы. Поэтому работу необходимо вложить в полиэтиленовый файл и папку. Конечный срок сдачи курсовой работы на кафедру для регистрации не позднее, чем за три недели до дня начала текущей зачетной сессии.
Защита курсовой работы
Процедура защиты курсовой работы может носить характер двустороннего взаимодействия (преподаватель – студент), а может быть и публичной: происходить в студенческой группе с привлечением других преподавателей кафедры (как правило, на очном отделении защита курсовой работы проходит публично).
На защите студент должен кратко изложить содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана. Студент должен быть готов ответить на вопросы по теме проведенного исследования.
Можно указать следующие наиболее общие вопросы, на которые могут быть заданы в процессе защиты курсовой работы:
1. Как отражена в Вашем исследовании связь с актуальными проблемами экономики России?
2. На каких основных источниках Вы основывали написание своей курсовой работы? Что показалось Вам интересным в той или иной работе, что конкретно Вы использовали в своей курсовой работе? С кем из авторов Вы согласны по ряду дискуссионных вопросов, а с кем нет?
3. Какие выводы и предложения по своей теме исследования Вы сделали? Каков основной итог Вашей работы?
Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания, содержащиеся в отзыве, а, возможно, ответил и на дополнительные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной (предварительной) оценкой научного руководителя, отраженной в отзыве.
Общие критерии оценки курсовой работы:
Неправильно оформленная работа — не принимается.
В работе должны быть соблюдены правила оформления: отступы, ссылки, интервалы, список использованной литературы. В противном случае оценка будет занижена.
Неудовлетворительная оценка ставится за работу, в которой заявленная тема не раскрыта или переписанную (с одного или нескольких источников).
Удовлетворительная оценка ставится за курсовую работу, в которой недостаточно полно освещены узловые вопросы темы, работа написана на базе очень небольшого количества источников, притом устаревших.
Хорошая оценка ставится за работу, написанную на достаточно высоком теоретическом уровне, в полной мере раскрывающую план курсовой.
Отличная оценка ставится за работу, которая характеризуется глубоким анализом привлеченного материала, творческим подходом к его изложению, в том числе к демонстрации дискуссионности данной проблематики.