Содержание
Ведущий предлагает участникам придумать профессии, которые еще не существуют в обществе, но которые могли бы существовать.
Успешному выполнению упражнения способствует атмосфера остроумия в группе. Ведущий поэтому должен давать выговориться участникам, но при этом следя за нитью разговора и поддерживая структуру обсуждения "новых профессий".
По каждой выдуманной профессии желательно обсудить:
- Будет ли востребован такой профессионал? Кто будет ему платить деньги за работу?
- Найдутся ли желающие работать по этой профессии? Интересна ли она?
- Кто-нибудь из здесь сидящих мог бы работать по этой профессии? Хватит ли способностей?
Ролевая игра "Cобеседование с работодателем"
Цель упражнения: выработка навыков эффективной самопрезентации. Каждый участник пробует себя в роли соискателя. Также все участники (или некоторые из них) пробуют себя в роли работодателя.
Вызываются два добровольца: "соискатель" и "работодатель". С помощью ведущего задается фабула ролевой игры: что за организация, какая должность у "работодателя", о какой вакансии идет речь, какие личностные особенности у "соискателя". Последнее необязательно – пусть участник играет сам себя.
"Работодателю" можно дать инструкцию, что он сам должен решать в конце, принят человек или нет. Для разнообразия можно сделать и так, что а) решения принимает ведущий, б) решения принимает группа через обсуждение и голосование.
"Работодателю" можно дать секретную инструкцию, в которой, например, дать установку на то, чтобы "валить" "соискателя", или вести себя как-то по особенному.
Игра пройдет живее, если с каждой новой сценкой вводить новые элементы. Можно, например, ввести собеседование сразу с двумя "соискателями" (и пусть они между собой ссорятся). Или даже наоборот: один "соискатель" против двух "работодателей" (они могут быть из одной фирмы или из двух разных).
Другие участники тренинга являются активными наблюдателями. Они должны анализировать и оценивать действия игроков, давать обратную связь "соискателю" относительно эффективности его самопрезентации и поведения на собеседовании.
Обсуждение является важной частью этой процедуры. В нем участники ролевой игры получают развернутую связь, смотрят на себя глазами других участников. Поэтому обсуждение лучше проводить после каждой ролевой игры.
ИГРА "ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ"
Цель игры - научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителям и т.д.).
Данная игра может быть использована как самостоятельная, а может быть включена в игру "Профконсультация" как подготовительная игровая ситуация.
Условия проведения игры.
Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов. В игре участвует группа из 2-3 человек. Время на игру 15-20 минут. Для игры необходима отдельная комната (или дальний угол класса, если игра включена в игру "Профконсультация").
Процедура проведения игры.
Специального подготовительного этапа игра не требует.
1 этап. Между школьниками распределяются роли: "учащийся" (играет самого себя), его "родители" или "родственники" (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.). 2 этап. Ведущий зачитывает инструкцию.
Инструкция: " Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить. Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие - признак слабости аргументов."
3 этап. Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ведущего должны быть еще меньшими, чем в игре "Профконсультация", т.к. имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная помощь.
4 этап. Обсуждение игры.
Если игра используется в "Профконсультации" можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использовании можно четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального плана.
ИГРА "ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ"
Цель игры - знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу (тогда игру более правильно было бы назвать "Отдел кадров"). Игра может быть использована на базе учебно-производственного комбината для знакомства с условиями приема на различные предприятия района, учебные заведения.