Проблема воспитания в XXI века




Что важнее воспитание или обучение?

Лебедева Маргарита Николаевна
Учитель начальных классов, воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ №338 Невского района Санкт-Петербурга

Обучение – одно из важнейших средств воспитания»
К.Д. Ушинский

К.Д. Ушинский занимает особое место в русской педагогике. Он, по праву признан создателем русской народной общеобразовательной школы и основоположником отечественной педагогической науки. «По силе влияния на последующее развитие русской школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его педагогическая концепция не имеет себе равных» (Вступительная статья к собранию сочинений К.Д. Ушинского).

К.Д. Ушинский сформировал теоретические принципы содержания общего образования. Разработал методы развивающего обучения. Его фундаментальный труд «Педагогическая антропология» не имеет аналогов в мировой педагогической литературе.

Популярность К.Д. Ушинского огромна. Ни об одном русском педагоге не написано столько книг и статей, сколько об Ушинском: более двух тысяч. По его педагогическому наследию защищен ни один десяток диссертаций.

 

Место и значение воспитания в школе

«Единственная задача школы – воспитание».

«Обучение одно – из важнейших средств воспитания».

«Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей».

К.Д. Ушинский выступал за неразрывную связь между обучением и воспитанием.

 

Основная цель и задача воспитания

«Главное в педагогике – это воспитание духовной стороны человека».

«Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания».

«Воспитание – это искусство»

«И как всякое искусство оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки».

«В том то и беда, что не многие у нас ещё до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство и притом искусство не лёгкое».

«Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека».

«Дело воспитания такое важное и такое святое дело… Здесь сеются семена благоденствия или несчастия миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

«Воспитание, скромное по наружности дело,/в то же время является/ одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения».

 

Любовь как главное средство воспитания.

«Любовь – единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим»

Посредством любви «можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло, безусловно, повиноваться воспитателю без наказания и наград».

 

Материальные блага

«Окружите человека всеми материальными благами, и он не только не сделается лучше, но не будет и счастливей, и что-нибудь из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро начнёт понижаться до степени животного. Это нравственная аксиома, из которой не вывернуться человеку».

«Чем быстрей и полней вы будете удовлетворять стремление человека к наслаждению, тем несчастнее и ничтожнее вы его сделаете».

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания».

«Только Личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовывать характер, вот почему в школьном воспитании самое важное дело – выбор воспитателя»

К.Д.Ушинский

«Воспитание предшествует образованию и начинается с самого появления младенца на свет».

«Воспитание создаёт фундамент, на котором созидаются все способности человека».

«Образование ребёнка без предварительного воспитания есть попытка построения дома на песке».

«Воспитание ребёнка ест тот краеугольный камень, на котором мы можем начать созидать храм его жизни».

«Личный пример имеет решающее значение в деле воспитания воли. Вполне управлять волею ребёнка может лишь тот. Кто подаёт ему собою постоянный живой пример деятельного добра».

«Без послушания невозможно воспитание. Послушание справедливо называют началом воспитания».

«Самое трудное заключается в том, что послушание должно быть свободным, а не принудительным; должно основываться на любви…, а не на страхе насилия».

«Баловство, потакание всем прихотям и капризам ребёнка, укрепляет непослушание, укореняет в нём своеволие, эгоизм, лень, неблагодарность, неуважение, а затем и презрение к воспитателю, а позже злобу и ненависть ко всем, кто посмеет противодействовать ничем необузданному своеволию и самодурству…»

С.С. Куломзина

Проблема воспитания в XXI века

Автор: Рахматуллина Г.Ф.

Из поколения в поколение слышатся фразы «Молодежь уже не та», «Мы были не такие», «Общество деградирует».

Понятное дело, это раздражает текущее поколение молодежи, которая, в свою очередь, считает поколение их родителей занудами, отсталыми или же просто лукавыми, думая, что на самом деле они были такие же.

Извечная проблема отцов и детей.

Казалось бы, тема избита – проблема была, есть и будет, но я замечаю странную тенденцию развития молодежи. Сейчас она просто уже выходит за рамки фразы «уже не та». Она совсем не та.

Работая с подростками 15-18 лет, ежедневно взаимодействуя с ними, у меня есть прекрасная возможность изучить их. Наблюдая за ними, за тем, как они общаются со взрослыми, между собой, узнавая их отношение к разным вещам, событиям, интересуясь их взглядами и увлечениями, можно сделать вполне обоснованные выводы.

В целом, 15-17-летний подросток сейчас – это существо безразличное, ничем не интересующееся, не уважающее старших, хоть это и не показывается открыто, знающее свои права, но не знающее обязанности.

Получилась довольно мрачноватая картина. Но это общий образ, в целом, эти черты могут быть выражены в разной степени, какие-то обострены, а какие-то нет.
Вне зависимости, трудный ли это подросток, или преуспевающий отличник, есть у них одна общая черта – чувство собственного «Я». Выраженное чувство «Я», которое становится выше чужих «Я». Самомнение, не признающее авторитетов, не позволяющее уважать опыт, старость, чужой труд…

Но отойдем от критики и попробуем понять, в чем проблема. Естественно, они такими стали не сами, их такими воспитали. Став классным руководителем, я познакомилась с родителями нынешних подростков и, кажется, поняла, в чем проблема.

Воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Именно в детские годы закладываются в нем правила поведения, нормы морали, воспитывается культура. Если этого не дать в нужном возрасте, в подростковом возрасте это уже очень сложно будет привить, будет слишком поздно.

Чтобы понять, почему подросток вырос тем или иным, нужно посмотреть на родителей, которые его воспитали. Понять, каковы они сами.

Для любого ребенка, родитель – это эталон поведения, образец для подражания, первый человек, с которого он будет брать пример и учиться у него жизни.
Классному руководителю, чаще всего, приходится активно работать именно с проблемными детьми, взаимодействуя и подключая к совместной работе их родителей.

Знакомясь с родителями таких обучаемых, я обнаружила, что нередко сами родители – люди несознательные и незрелые.
Нынешнее поколение детей и молодежи можно смело назвать поколением детей матерей-малолеток. Небольшой опрос, проведенный мной среди студентов, у которых я веду свои дисциплины, показал, что их матерям едва ли больше 35ти лет, тогда как им самим уже 16-17, большая часть их воспитывалась в неполных семьях без отца.

О чем это говорит? О том, что они стали родителями, когда еще не были к этому готовы, были слишком молоды. Оказавшись в такой ситуации, молодые люди попросту сбегают от ответственности, а девушки не имея опыта в воспитании, из-за беспечности, свойственной возрасту, легкомыслию, желанию пожить для себя, частенько относятся к своим родительским обязанностям халатно. Отсутствие отца, отсутствие полноценного внимания со стороны матери, приводят к тому, что ребенок не получает должного воспитания, частенько предоставлен самому себе и формирует свое мировоззрение из информации в интернете, телевидении, через друзей. К 15 годам он уже становится самостоятельной личностью, со своим набором привычек и особенностей. С этого момента можно разве что откорректировать его поведение, но перевоспитать уже невозможно. Потеряв в свое время внимание и интерес к своему ребенку, такие родители неизбежно теряют интерес ребенка к ним, когда он становится подростком. А это приводит к потере авторитета родителя в глазах своего ребенка.
Именно поэтому и вырастают такие подростки, которые никого не уважают – и начинают они именно с родителей.

После окончания 9 класса, передавая подростка «в руки» педагогов (нередко это еще и сопровождается переездом студента по месту учебы), родители частенько и вовсе снимают с себя ответственность. Между тем, в этот период, контроль особенно важен! Подросток получает свободу, находясь вдали от глаз родителей, приобретает новые знакомства, причем, не всегда полезные, да и просто находится в незнакомой местности.

Преподаватели отвечают за него только в часы занятий и не могут (и не обязаны) контролировать 24 часа в сутки, поэтому обязанность родителя – обеспечить контроль над своим ребенком в оставшееся время. Возможно, это сбережет его от действительно серьезных проступков.

Контроль необходим и за процессом учебы. Множество соблазнов, возникающие на пути у подростка (например, прогул занятия, чтобы сходить куда-нибудь), нередко идут в ущерб учебе. Не каждый подросток обладает развитым самоконтролем, чтобы правильно расставить приоритеты, поэтому здесь родительский контроль требуется обязательно. Ежедневный, регулярный контроль.

Родительская беспечность приводит к беспечности и его уже взрослеющего ребенка, который со временем и сам станет таким же несостоятельным родителем. Поэтому особенно важно не упустить в своем ребенке этот его этап, проявить к нему должное внимание и быть в курсе событий его жизни.

Ребусы,кроссворды….

Весна… Прекрасное время года!

Впишите в клеточки кроссворда названия предметов и вы узнаете, о чем поет птица. Раскрась.

Впишите в клеточки кроссворда как зовут животных на рисунке.

Помогитеволку отгадать крылатое выражение

Кроссворд - пословица. Сложи кубики так, чтобы можно было прочитать пословицу.

Решите сложную головоломку.

Помогите щенку — вратарю собрать слова из букв одного цвета.

 

Еще одна пословица. Из первых букв предметов сложите слова. Прочитайте пословицу.

Двигаясь в направлении стрелки, прочтите крылатое выражение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: