Балльно-рейтинговая карта дисциплины
«Практикум по орфографии и пунктуации»
Направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профили «Русский язык» и «Литература»
Квалификация – Прикладной бакалавр
Курс 1
Ведущий преподаватель:
к.ф.н., доц. Т.Е.Баженова
Самара, 2017
Объем и виды учебной работы
Курс, семестр | Объем и виды учебной работы | |||||||||
Лекции, ч | Семинары, ч | Практические занятия, ч | Курсовая работа | Индивидуальн. работа | Контрольнын. работы | Самостоятельная работа | Зачет (+) | Экзамен | ||
1 к., I сем. | 28 ч. | +. | ||||||||
1 к., II сем. | 30 ч. | + |
Распределение баллов по дисциплинарным блокам
Вид или форма контроля | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
Семестр I КУРС 1 | ||
Модуль1.Орфография | ||
1. Текущий контроль по модулю: | ||
Аудиторная работа | ||
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) | ||
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) | 9[1] | 15[2] |
2. Контрольные мероприятия по модулю 1 | ||
3. Промежуточная аттестация по модулю 1(зачет) | ||
Семестровый рейтинг по дисциплине | ||
Семестр II КУРС 1 | ||
Модуль 2.Пунктуация | ||
1. Текущий контроль по модулю 2: | ||
Аудиторная работа | ||
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) | ||
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) | - | 15 |
2. Контрольные мероприятия по модулю 2 | ||
Промежуточная аттестация (экзамен) | ||
Семестровый рейтинг по дисциплине |
Вид контроля | Примеры заданий, критерии оценки и количество баллов | Темы для изучения и образовательные результаты | ||
Модуль 1. Орфография | ||||
Текущий контроль по модулю 1 | ||||
Аудиторная работа 1. Работа на практическом занятии (42 б.) | Устные ответы на вопросы 1 балл – присутствие на занятии, отдельные замечания и краткие ответы на вопросы; 2 балла – полный, аргументированный, структурированный ответ на один из вопросов, участие в дискуссии; 3 балла – аргументированный ответ на вопросы (не менее двух), умение обосновывать свои выводы, использование своих примеров; участие в дискуссии | Тема 1. Орфография и ее разделы. Основной принцип русской орфографии Тема 2. Правописание гласных в корне. Правописание гласных в корнях с чередованиями е –и, о – а, а(я) – им, ин. Тема 3. Употребление буквы Э. Буквы Ыи И после Ц. Тема 4. Правописание приставок: приставки на з-с; приставки пре- и при-. Написания на стыке приставки и корня. Тема 5. Правописание разделительных Ъ и Ь. Мягкий знак после шипящих. Тема 6. Правописание гласных под ударением после шипящих. Тема 7. Правописание групп согласных в корне и на границе корня и других морфем Тема 8. Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных и прилагательных Тема 9. Н – НН в словах разных частей речи Тема 10. Правописание и суффиксов окончаний глагольных форм. Тема 11. Правописание наречий. Тема 12. Разграничение частиц и приставок НЕ и НИ. Тема 13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ. Тема 14. Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и сочетаний слов. На самостоятельное изучение: Тема 15. Правописание имен числительных. Тема 16. Правописание сложных слов. Тема 17. Правила переноса слов. Образовательные результаты (ОК-4, 6): знает: – правила современной русской орфографии (в том числе выходящие за рамки школьной программы); – принципы современной русской орфографии; – значение грамотной речи в организации эффективной коммуникации. умеет: – осознанно применять правила современной русской орфографии; – грамотно излагать свои мысли в профессиональном и личном общении. владеет: – разными способами подачи материала по орфографии и пунктуации (таблицами, схемами, алгоритмами и др.); – навыками осознанного грамотного письма; – навыками ответственного отношения к речи. | ||
2. | Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) Выполнение письменных упражнений системного характера из банка заданий (33 б.) | За каждое задание: 0 баллов – задание не выполнено или допущено более 10 ошибок. 1 балл – задание выполнено полностью, но допущено более 5 ошибок. 2 балла – задания выполнены частично или допущено 3-4 ошибки. 3 балла – все задания выполнены полностью, допущено не более 1 ошибки. | Тема 2. Правописание гласных в корне. Правописание гласных в корнях с чередованиями е –и, о – а, а(я) – им, ин. Темы 3-4. Правописание приставок: приставки на з-с. Написания на стыке приставки и корня. Тема 3. Правописание приставок: приставки пре- и при-. Тема 5. Правописание Ъ и Ь. Тема 6. Правописание гласных после шипящих и ц. Тема 7. Правописание групп согласных в корне и на границе корня и других морфем Тема 8. Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных и прилагательных Тема 9. Н – НН в словах разных частей речи Тема 12. Разграничение частиц и приставок НЕ и НИ. Тема 14. Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и сочетаний слов. Тема 17. Правила переноса слов. Образовательные результаты (ОК-6): знает: – какие орфографические словари, справочники по орфографии и пунктуации существуют, какую информацию можно найти в каждом из них; умеет: – обнаруживать орфограммы в неадаптированном тексте; владеет: – навыком объяснения орфограмм в соответствии с требованиями школьных учебников; – навыком выделения, исправления, объяснения и квалификации орфографических ошибок. | |
Контрольные мероприятия по модулю 1 | ||||
1.Два теста (10 баллов) | Тест: 0 баллов – верно выполнено менее 30-50% заданий; 1 балл – верно выполнено 30-50% заданий; 2 балла – 50–60%; 3 балла – 60–70%; 4 балла – 70–90%; 5 баллов – 90–100% заданий | Тема 2. Правописание гласных в корне. Правописание гласных в корнях с чередованиями е –и, о – а, а(я) – им, ин. Тема 3. Употребление буквы Э. Тема 4. Буквы Ыи И после Ц. Тема 5. Правописание приставок: приставки на з-с; приставки пре- и при-. Написания на стыке приставки и корня. Тема 6. Правописание Ъ и Ь. Тема 7. Правописание гласных под ударением после шипящих. Тема 8. Правописание групп согласных в корне и на границе корня и других морфем. Тема 11. Правописание наречий. Тема 12. Разграничение частиц и приставок НЕ и НИ. Тема 13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ. Тема 14. Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и сочетаний слов. Тема 15. Правописание имен числительных. Тема 16. Правописание сложных слов. Образовательные результаты (ППК-1): знает: – типы орфограмм; умеет: – верно объяснять выбор написания; владеет: – навыком выделения, исправления, объяснения и квалификации орфографических ошибок; – разными способами подачи материала по орфографии и пунктуации (таблицами, схемами, алгоритмами и др.). | ||
2. Диктанты (15 баллов) | 5 баллов – 0/0, 0/1 4 балла – 0/2 0/3 0/4 1/0 1/1 1/2 1/3 2/0 2/1 2/2 3 балла – 0/5 0/6 1/4 1/5 2/3 2/4 3/0 3/1 4/0 4/1 2 балла – 0/7 0/8 1/6 1/7 2/5 2/6 3/2 3/3 3/4 3/5 4/2 4/3 4/4 1 балл – 0/9 1/8 2/7 3/6 4/5 | 1. Тема 2. Правописание гласных в корне. Правописание гласных в корнях с чередованиями е –и, о – а, а(я) – им, ин. Тема 3. Употребление буквы Э. Тема 4. Буквы Ыи И после Ц. Тема 5. Правописание приставок: приставки на з-с; приставки пре- и при-. Написания на стыке приставки и корня. Тема 6. Правописание Ъ и Ь. Тема 7. Правописание гласных под ударением после шипящих. Тема 8. Правописание групп согласных в корне и на границе корня и других морфем 2. Тема 9. Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных и прилагательных Тема 10. Н – НН в словах разных частей речи 3. Тема 12. Правописание и суффиксов окончаний глагольных форм. Тема 13. Правописание наречий. Тема 14. Правописание производных предлогов. Тема 15. Разграничение частиц и приставок НЕ и НИ. Тема 16. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ. Тема 17. Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и сочетаний слов. Образовательные результаты (ОК-4): знает: – правила современной русской орфографии (в том числе выходящие за рамки школьной программы); умеет: – осознанно применять правила современной русской орфографии; – грамотно излагать свои мысли в профессиональном и личном общении. владеет: – навыками осознанного грамотного письма. | ||
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) 1.Составление опорного конспекта орфографического правила. (12 баллов) | 2 балла – В конспекте представлены и раскрыты основные положения изучаемого вопроса. Разработанный алгоритм применения орфографического правила отражает логику действий, необходимых при выборе определенной орфограммы. Орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок нет. 1 балл – в конспекте тезисно представлены основные положения изучаемого вопроса. Предлагаемый алгоритм применения орфографического правила не является «рабочим». В конспекте значительное количество орфографических, пунктуационных и др. ошибок. | Тема 4. Употребление буквы Э. Тема 5. Буквы Ыи И после Ц. Тема 13. Правописание и суффиксов окончаний глагольных форм. Тема 18. Правописание сложных слов. Тема 19. Основы правил переноса. Образовательные результаты (ОК-4, 6, ППК-1) знает: – правила современной русской орфографии (в том числе выходящие за рамки школьной программы); – принцип подачи орфографического материала в школьных учебниках; умеет: – осознанно применять правила современной русской орфографии; – подбирать дидактический материал для изучения конкретной орфограммы. владеет: – навыком работы с учебной, учебно-методической и справочной литературой, использования ее для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач; – разными способами подачи материала по орфографии (таблицами, схемами, алгоритмами и др.). | ||
2. Подборка примеров на орфограмму (2 балла) | 1 балл – подборка неточная и/или неполная, не выделены орфограммы, оформлено небрежно, есть орфографические и пунктуационные ошибки; 2 балла – подборка точная и полная, орфограммы выделены, орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют. | Тема 2. Правописание гласных в корне. Правописание гласных в корнях с чередованиями е –и, о – а, а(я) – им, ин Образовательные результаты (ППК-1) знает: – типы орфограмм; умеет: – обнаруживать орфограммы в неадаптированном тексте; – подбирать дидактический материал для изучения конкретной орфограммы. владеет: – разными способами подачи материала по орфографии (таблицами, схемами, алгоритмами и др.). | ||
3. Конспект (1 балл) | 0,5 балла – конспект неполный, небрежно оформленный; 1 балл – полный, структурированный, хорошо оформленный конспект | Тема 1. Орфография и ее разделы. Основной принцип русской орфографии Образовательные результаты (ОК-4, 6, ППК-1) знает: – принципы современной русской орфографии; – значение грамотной речи в организации эффективной коммуникации. умеет: – осознанно применять правила современной русской орфографии; – грамотно излагать свои мысли в профессиональном и личном общении. владеет: – навыком работы с учебной, учебно-методической и справочной литературой, использования ее для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач. – разными способами подачи материала по орфографии (таблицами, схемами, алгоритмами и др.). | ||
Промежуточная аттестация по модулю 1(зачет) | ||||
Семестровый рейтинг по модулю 1 | 56 (min) | 100 (max) | ||
Модуль 2. Пунктуация | ||||
Текущий контроль по модулю 2 | ||||
Аудиторная работа 1. Работа на семинарском занятии(42 б.) | Устные ответы на вопросы 1 балл – присутствие на занятии, отдельные замечания и краткие ответы на вопросы; 2 балла – полный, аргументированный, структурированный ответ на один из вопросов, участие в дискуссии; 3 балла – аргументированный ответ на вопросы (не менее двух), умение обосновывать свои выводы, использование своих примеров; участие в дискуссии | Тема 1. Принципы русской пунктуации Тема 2. Знаки препинания в простом предложении. Тире в простом предложении Тема 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Тема 4. Однородные и неоднородные определения Темы 5-6.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Тема 7. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения Тема 8. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Тема 9. Знаки препинания при сравнительных оборотах Тема 10. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Разграничение простых и сложных предложений с союзом и. Тема 11. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним и несколькими придаточными. Тема 12. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Интонация и пунктуация. Тема 13. Знаки препинания в сложном предложении с разными типами связи. Тема 14. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Пунктуационное оформление цитат. Образовательные результаты (ОК-4, 6): знает: – правила современной русской пунктуации (в том числе выходящие за рамки школьной программы); – принципы современной русской пунктуации; – значение грамотной речи в организации эффективной коммуникации. умеет: – осознанно применять правила современной русской пунктуации; – грамотно излагать свои мысли в профессиональном и личном общении. владеет: – разными способами подачи материала по пунктуации (таблицами, схемами, алгоритмами и др.); – навыками осознанного грамотного письма; – навыками ответственного отношения к речи. | ||
2. | Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) 1. Выполнение письменных упражнений системного характера для самостоятельной работы студентов (18 б.) | За каждое задание: 1 балл – задание выполнено полностью, но допущено более 5 ошибок. 2 балла – все задания выполнены, но допущено 3-4 ошибки. | Тема 1. Знаки препинания в простом предложении. Тире в простом предложении Тема 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Тема 4-5.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Тема 7. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Тема 8. Знаки препинания при сравнительных оборотах Тема 11. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним и несколькими придаточными. Тема 12. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Интонация и пунктуация. Тема 14. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Пунктуационное оформление цитат Образовательные результаты (ОК-4, ОК-6, ППК-1) знает: – правила современной русской пунктуации (в том числе выходящие за рамки школьной программы); – принцип подачи пунктуационного правила в школьных учебниках; умеет: – осознанно применять правила современной русской пунктуации; владеет: – навыком работы с учебной, учебно-методической и справочной литературой, использования ее для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач; – разными способами подачи материала по пунктуации (таблицами, схемами, алгоритмами и др.). | |
2. Конспект (2 балла) Скобликова Е.С. Пунктуация. Вопрос о принципах русской пунктуации // Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Самара: СГПИ, 1993. С.192-224. | 1 балл – конспект неполный, небрежно оформленный; 2 балла – полный, структурированный, хорошо оформленный конспект | Тема 20. Принципы русской пунктуации Образовательные результаты (ОК-4, ОК-6): знает: – принципы современной русской пунктуации; – значение грамотной речи в организации эффективной коммуникации. умеет: – осознанно применять правила современной русской пунктуации; – грамотно излагать свои мысли в профессиональном и личном общении. владеет: – навыком работы с учебной, учебно-методической и справочной литературой, использования ее для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач. | ||
2. Опорный конспект, иллюстрированный самостоятельно составленными примерами (14 баллов) | 2 балла – В конспекте представлены и раскрыты основные положения изучаемого вопроса. Разработанный алгоритм применения пунктуационного правила отражает логику действий, необходимых при выборе определенного знака препинания. Орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок нет. 1 балл – в конспекте тезисно представлены основные положения изучаемого вопроса. Предлагаемый алгоритм применения пунктуационного правила не является «рабочим». В конспекте значительное количество орфографических, пунктуационных и др. ошибок. | Тема 1. Знаки препинания в простом предложении. Тире в простом предложении Тема 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Тема 3. Однородные и неоднородные определения Темы 4-5.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Тема 6. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения Тема 12. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тема 14. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Пунктуационное оформление цитат. Образовательные результаты(ОК-4, ОК-6): знает: – правила современной русской пунктуации (в том числе выходящие за рамки школьной программы); – какие орфографические словари, справочники по орфографии и пунктуации существуют, какую информацию можно найти в каждом из них; умеет: – эффективно пользоваться словарями и справочниками, определяющими нормы русского правописания. владеет: – навыком работы с учебной, учебно-методической и справочной литературой, использования ее для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач. | ||
Контрольные мероприятия по модулю 2 | ||||
2. | 1.Тесты (9 баллов) | 0 баллов – правильно выполнено менее 50% заданий; 1 балл – 60-70% заданий выполнено правильно; 2 балла – 70-89% заданий выполнено верно; 3 балла – 90-100% заданий выполнено верно. | Тема 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Тема 4-5.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Тема 11. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним и несколькими придаточными. Образовательные результаты (ППК-1): знает: – типы пунктограмм; умеет: – верно объяснять выбор написания; владеет: – навыком выделения, исправления, объяснения и квалификации пунктуационных ошибок; – разными способами подачи материала по пунктуации (таблицами, схемами, алгоритмами и др.). | |
2. Аудиторные контрольные работы (10 баллов) | 1 балл – верно выполнено менее 50% заданий; 2 балла – 50–60%; 3 балла – 60–70%; 4 балла – 70–90%; 5 баллов – 90–100% заданий | Тема.14. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Тема 15. Пунктуационный анализ предложения. Образовательные результаты (ОК-4. ППК-1): знает: – правила современной русской орфографии и пунктуации (в том числе выходящие за рамки школьной программы); умеет: – осознанно применять правила современной русской пунктуации; владеет: – навыком объяснения пунктограмм в соответствии с требованиями школьных учебников; – навыком выделения, исправления, объяснения и квалификации пунктуационных ошибок; – разными способами подачи материала по пунктуации (таблицами, схемами, алгоритмами и др.). | ||
3. Диктант (5 баллов) | 5 баллов – 0/0, 0/1 4 балла – 0/2 0/3 0/4 1/0 1/1 1/2 1/3 2/0 2/1 2/2 3 балла – 0/5 0/6 1/4 1/5 2/3 2/4 3/0 3/1 4/0 4/1 2 балла – 0/7 0/8 1/6 1/7 2/5 2/6 3/2 3/3 3/4 3/5 4/2 4/3 4/4 1 балл – 0/9 1/8 2/7 3/6 4/5 | Тема 33. Знаки препинания в сложном предложении с разными типами связи. Образовательные результаты (ОК-4): знает: – правила современной русской пунктуации (в том числе выходящие за рамки школьной программы); умеет: – осознанно применять правила современной русской пунктуации; владеет: – навыками осознанного грамотного письма. | ||
3. | Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) 1. Подбор примеров из текстов и пунктуационный анализ (4 балла) | За каждую подборку: 1 балл – материал небольшого объема, однотипный (или очень простой); 2 балла – материал достаточного объема, разнообразный, хорошо оформленный | Тема 11. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Тема 16. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Образовательные результаты (ППК-1): знает: – типы пунктограмм; умеет: – обнаруживать орфограммы и пунктограммы в неадаптированном тексте; – подбирать дидактический материал для изучения конкретной орфограммы / пунктограммы. владеет: – навыком объяснения пунктограмм в соответствии с требованиями школьных учебников; | |
2. Сообщение на практическом занятии или доклад в письменном виде (6 баллов) | 1 балл – сообщение/доклад соответствует теме, структурирован, информация достаточна по объему; 2 балла – сообщение/доклад соответствует теме, структурирован; продемонстрировано свободное владение материалом, хорошая подготовка к устному изложению/аккуратное, грамотное написание. | По темам, предложенным преподавателем или выбранным самим студентом, например: «Вчера вечером или Вчера, вечером?»; «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»; «Выбор обращения – всегда ли это просто?» Образовательные результаты (ОК-4, ОК-6): знает: – значение грамотной речи в организации эффективной коммуникации. умеет: – грамотно излагать свои мысли в профессиональном и личном общении. владеет: – навыком работы с учебной, учебно-методической и справочной литературой, использования ее для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач. | ||
3. Подготовка презентации (5 баллов) | 1 балл – содержание частично соответствует теме презентации; не вся информация представляется актуальной; материал не структурирован; слайдов меньше 10; объяснения не верны; не использованы иллюстрации (графические, музыкальные, видео); формат текста выбран неверно, текст не читаем; много грубых орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок; 2 балла – материал соответствует теме, но есть отдельные погрешности в структурировании материала; презентация оформлена небрежно; ключевые слова в тексте не выделены; имеются орфографические и пунктуационные ошибки, дизайн мешает восприятию текста. 3 балла – тема раскрыта не полностью; некоторый материал изложен некорректно; отдельные факты вызывают сомнения с точки зрения их достоверности; не все положения проиллюстрированы наглядным языковым материалом; есть погрешности в структуре текста и или речевые ошибки; 4 балла – материал соответствует теме, но недостаточно структурирован; содержание в целом является научным, раскрывающим отдельные аспекты заявленной темы; текст грамотный в языковом и стилистическом отношении, но допущено незначительное количество опечаток. 5 баллов–содержание соответствует заданной теме, является строго научным, в полной мере раскрывающим основные аспекты заявленной темы; основные положения проиллюстрированы наглядным языковым материалом; использовано более одного ресурса; орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют. Оформление презентации отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации. Иллюстрации усиливают эффект восприятия текстовой части информации. | По темам, предложенным преподавателем или выбранным самим студентом, например: «Знаки препинания в многочленном СПП»; «Варианты оформления диалога»; «Для чего нужны цитаты». Образовательные результаты (ОК-6, ППК-1): знает: – какие, справочники по пунктуации существуют, какую информацию можно найти в каждом из них; умеет: – эффективно пользоваться словарями и справочниками, определяющими нормы русского правописания. владеет: – разными способами подачи материала по пунктуации (таблицами, схемами, алгоритмами и др.). | ||
Промежуточная аттестация по модулю 2(экзамен) | ||||
Промежуточная аттестация | При необходимости / желании студента экзамен сдается в виде контрольного тестирования по орфографии и пунктуации. 5 баллов – практическое задание выполнено на 30%; 10 баллов – практическое задание правильно выполнено на 50%; 15 баллов – практическое задание выполнено без ошибок или с 1 ошибкой. | |||
Семестровый рейтинг по модулю 2 | 56 (min) | 100 (max) | ||
[1] Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) не учитывается при подсчете минимального количества баллов по учебной дисциплине.
[2] Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) не учитывается при подсчете максимального количества баллов по учебной дисциплине.