Заполните пробелы в следующих утверждениях и выполните задания




Часть 1

Вопросы, работа над которыми проверяет усвоение Вами содержания пособия «Цитология с основами естественных наук».

 

Ответьте 1-2-мя фразами на каждый вопрос и выполните задания

1. Чем отличаются друг от друга: а) аминогруппа и фосфатная группа; б) карбонильная и карбоксильная; в) карбонильная и кетонная группы?

2. Чем отличаются друг от друга: а) С- и N-концы белковой молекулы; б) 3'- и 5'-концы молекулы РНК?

3. Сколько каких функциональных групп содержат молекулы: а) аминокислоты глицина (вариабельная часть представляет собой атом водорода); б) дезоксирибозы; в) нуклеотида ДНК; г) нуклеотида РНК; г) фосфатидилинозитола?

4. Какая реакция происходит при расщеплении пищеварительным ферментом димера, состоящего из остатков двух аминокислот? Нарисуйте, что при этом происходит (в виде графических формул).

5. Нарисуйте линейную форму какой-либо тетрозы, и замкните её в кольцевую форму.

6. Соедините глюкозу (кольцевая форма) и дезоксирибозу в димер с помощью реакции дегидратации (нарисуйте какой-нибудь один вариант в графических формулах). Сколькими способами это можно сделать?

7. В клетке многие небольшие молекулы (например, транспортная РНК и аминокислота) соединяются не реакцией дегидратации, а более сложным способом: а)сначала к 3’-концу РНК (к 3'-атому углерода) присоединяется фосфатная группа; б)затем водород в аминогруппе аминокислоты отделяется от неё и присоединяется к фосфатной группе с образованием фосфорной кислоты, а остаток аминокислоты присоединяется к O на 3'-атоме углерода вместо этого водорода. Нарисуйте результат первой реакции и вторую реакцию (в графических формулах).

8. Пищеварительные ферменты обычно отщепляют от молекулы фосфолипида две жирные кислоты, глицерин и фосфорную кислоту. Нарисуйте в виде графических формул, как это происходит с молекулой фосфатидилинозитола.

9. Назовите клеточные белки, заведомо имеющие четвертичную структуру.

10. Многие пищеварительные ферменты расщепляют крахмал, но не могут расщеплять целлюлозу. Чем это может объясняться, ведь и крахмал, и целлюлоза являются полимерами, состоящими из остатков глюкозы?

 

Последующие две части задания включают 27 вопросов, к каждому дается 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите один или несколько вариантов ответа, которые Вы считаете правильными.

Слева от выбранного правильного ответа поставьте знак «+».

 

Часть 2

Вопросы, работа над которыми требует использования пособия «Цитология с основами естественных наук» и некоторых размышлений

 

11. Какой приблизительно диаметр должна иметь белковая пора, соединяющая цитоплазмы двух клеток, чтобы через неё могли проходить любые мономеры клеточных полимеров?

а) не меньше 1 мкм

б) не меньше 10 нм

в) не меньше 1 нм

г) 0,5 нм и даже меньше

 

12. Плазмодесмы (поры в клеточных стенках, соединяющие между собой клетки растений), обычно имеют диаметр 20—40 нм. Это означает, что через них могут проходить:

а) ядра

б) рибосомы

в) митохондрии

г) белки

 

13. Фосфорсодержащие удобрения нужны растениям для

а) синтеза крахмала

б) синтеза белков

в) синтеза нуклеиновых кислот

г) синтеза липидов

 

14. Опушение листа цветкового растения может представлять собой

а) крупные отдельные живые клетки, часто с клеточным соком своеобразного состава

б) выросты клеток эпидермиса

в) одно- или многорядные многоклеточные нити

г) сплошные (без полости внутри) нити, состоящие из воска или целлюлозы

 

15. В состав наружной мембраны клеток животных входят

а) рибосомы

б) белки

в) углеводы

г) не менее одной молекулы ДНК

 

16. Клетки корня покрытосеменного растения снабжаются глюкозой за счёт

а) доставки по ситовидным трубкам (флоэме)

б) осмоса

в) доставки по сосудам (ксилеме)

г) переноса специальными белками через клеточную стенку

 

17. Сфагнум впитывает большое количество воды за счет

а) очень сильного (в 250 раз по объему) набухания клеточных стенок

б) осмоса

в) наличия мертвых пустотелых клеток с порами, внутрь которых легко проникает вода

г) сильного увеличения объема цитоплазмы

 

18. В растительной клетке целлюлоза (основной материал клеточной стенки)

а) вся представляет собой одну длинную молекулу

б) синтезируется в гладкой эндоплазматической сети

в) синтезируется специальными белками наружной мембраны, которые перемещаются по мембране по мере синтеза нити целлюлозы

г) присоединена к ДНК и к рибосомальной РНК

 

19. В клетках растений каждое зерно крахмала (крахмал - основное запасное вещество у растений)

а) представляет собой одну длинную молекулу

б) синтезируется в специальной вакуоли

в) синтезируется специальными белками наружной мембраны, которые перемещаются по мембране по мере синтеза нити крахмала

г) может находиться внутри хлоропласта

 

20. Чистота рук определяется не только качеством их очистки моющим средством, но и способом их сушки. Проведено исследование для выяснения, какой способ сушки обеспечивает присутствие на поверхности рук наименьшего количества бактерий: 1.кусками чистой туалетной бумаги, 2.тёплым воздухом и 3.встряхиванием с потиранием одной руки о другую для распределения воды по всей их поверхности.

а) лучшим оказался 3й способ: руки не контактировали ни с какими посторонними предметами и не загрязнялись

б) худшим оказался 3й способ из-за того, что при потирании рук часть чешуек эпидермиса слущивается, а под ними находится некоторое количество вполне жизнеспособных бактерий

в) лучшим оказался 1й способ: вода впитывалась в бумагу, унося с собой бактерий

г) лучшим оказался 2й способ: почти все бактерии погибли от перегрева

 

21. Яйцеклетка аксолотля, в которую перенесли порцию цитоплазмы из делящейся клетки, через короткое время тоже совершает нормальное деление. Обработка переносимой цитоплазмы РНКзой (ферментом, разрушающим РНК) не меняет описанного эффекта. После перенесения в нервную клетку такой же порции цитоплазмы из делящейся клетки происходит деление только ядра, после этого клетка гибнет. На основе этих фактов можно считать доказанным, что:

а) в данном случае митоз запускается молекулами белков, содержащимися в цитоплазме делящейся клетки

б) в данном случае РНК не участвует в стимуляции митоза

в) деление ядра каким-то образом нарушает нормальную жизнедеятельность нервной клетки, но не нарушает нормальную жизнедеятельность яйцеклетки

г) в нервной клетке невозможно деление цитоплазмы, а для восстановления нормальной жизнедеятельности после деления клетка должна получить сигнал о нормальном завершении деления цитоплазмы

 

22. Этилен характеризуется широким спектром действия на растения. Он тормозит удлинение проростков и останавливает процессы роста у листьев, значительно активизирует образование корневых волосков. Кроме того, в его присутствии инициируется корнеобразование на стеблях и листьях. Еще одним эффектом этилена является активация цветения растений семейства бромелиевых (Bromeliaceae), к которым относятся ананасы, манго и др. Широко используется в практике сельского хозяйства и способность этилена вызывать преимущественное образование женских цветков у тыквенных (Cucurbitaceae), молочайных (Euforbiaceae), коноплевых (Cannabinaceae). Окуривание растений огурцов дымом применяется испокон веков именно в этих целях, так как СО оказывает сходный с этиленом эффект. При затоплении растений этилен индуцирует образование корней на стебле и формирование аэренхимы — ткани стебля, по которой кислород поступает в корни. Это позволяет растениям выживать в условиях кислородного голодания корней. Этилен участвует в реакции растений на повреждающие воздействия, в частности на патогенные микроорганизмы (грибы, бактерии, вирусы). Под действием этилена в растении синтезируются белки-ферменты, которые разрушают у грибов и бактерий:

а) ДНК

б) клеточную стенку

в) митохондрии

г) рибосомы

 

Часть 3

Вопросы, работа над которыми потребует использования школьных учебников биологии, дополнительной литературы и некоторых размышлений.

 

23. Общими свойствами для фосфорной кислоты и органических кислот являются:

а) кислый вкус

б) солёный вкус

в) способность отделять в воду ионы водорода Н+

г) способность отделять в воду гидроксид-ионы ОН-

 

24. Одинаковую валентность во всех молекулах имеют:

а) углерод

б) кислород

в) азот

г) водород

 

25. Амины похожи на аммиак

а) яркой красно-фиолетовой окраской

б) ярко-синей окраской

в) способностью присоединять из водного раствора ионы водорода Н+

г) способностью отделять в водный раствор ионы водорода Н+

 

26. Mолекулярная масса белка, содержащего 200 аминокислотных остатков:

а) не меньше 11400 Да

б) не больше 12000 Да

в) равна 12000 Да

г) может быть какой угодно, в зависимости от того, какие аминокислотные остатки входят в его состав

 

27. Mолекулярная масса одного нуклеотида составляет в среднем 345 Да. Атомная масса молекулы ДНК, содержащей 1000 пар нуклеотидов:

а) не меньше 345 000 Да

б) не больше 800 000 Да

в) равна 790 000 Да

г) может быть какой угодно, в зависимости от того, остатки каких нуклеотидов входят в её состав

 

28. Белковые поры, описанные в тексте вопроса №17, могут использоваться для

а) снабжения мономерами клеток эктодермы у гидры

б) усреднения ионного состава клеток, связанных такими порами, при передаче сигналов по нервной системе

в) фагоцитоза

г) захвата мономеров при пристеночном пищеварении в тонком кишечнике

 

29. Известны белки-ферменты, изменяющие свойства других белков за счёт

а) вырезания (с помощью реакций гидролиза) из них кусков цепочки аминокислотных остатков

б) присоединения к ним фосфатных групп

в) их полного расщепления на аминокислоты

г) присоединения к ним олигосахаридов

 

30. Глюкоза перемещается по флоэме в виде мономера, а хранится в запасающих органах в виде полимера (крахмала) по следующим причинам:

а) молекулы крахмала не прошли бы через плазмодесмы

б) высокая концентрация глюкозы при её хранении в большом количестве повысила бы осмотическое давление

в) высокая концентрация глюкозы при её хранении в большом количестве понизила бы концентрацию других важных для клетки молекул

г) высокая концентрация глюкозы создала бы слишком благоприятные условия для грибов и бактерий

 

31. При делении клетки растения клеточная стенка

а) растворяется, затем строится заново

б) разрывается, затем разрыв ремонтируется

в) всегда сначала растягивается, затем достраивается

г) сначала только достраивается, затем иногда растягивается

 

32. Лиганды присоединяются к рецепторам клеточной мембраны за счёт

а) осмоса

б) взаимного притяжения разноимённо заряженных атомов, в том числе - водородных связей

в) соответствия по форме: выступу на поверхности молекулы рецептора соответствует впадина на поверхности молекулы лиганда

г) совпадения по форме: формы молекул рецептора и лиганда одинаковы

 

33. Органические вещества почвы

а) содержат белки, жиры и углеводы, которые корни растений переваривают и всасывают

б) впитывают воду, задерживая её в почве

в) за счёт деятельности бактерий служат постоянным источником соединений азота и фосфора

г) служат пищей для грибов и бактерий

 

34. Воздухоносная ткань (аэренхима) водных растений

а) содержит запас углекислого газа, образовавшийся при дыхании

б) является разновидностью ксилемы

в) поддерживает растение в вертикальном положении

г) содержит запас кислорода

 

35. Внутри пероксисомы содержатся следующие белки:

а) каталаза

б) переносящие мономеры сквозь мембрану

в) клатрин

г) натриевые каналы

 

36. Денатурация белка в концентрированном растворе поваренной соли происходит в результате

а) разрыва пептидных связей в результате гидролиза

б) изменения сил притяжения и отталкивания между зарядами на поверхности глобулы из-за взаимодействия с ионами натрия и хлора

в) разрыва водородных связей

г) изменения формы глобул из-за увеличения средней кинетической энергии молекул воды

 

37. Наземная экосистема выделяет кислорода больше, чем поглощает, в случае, если:

а) в ней преобладают быстрорастущие виды растений

б) является климаксным сообществом

в) в ней преобладают медленнорастущие виды растений

г) в ней наблюдается накопление органических веществ

 

Часть 4

Заполните пробелы в следующих утверждениях и выполните задания

 

38..В ДНК пары........... связаны прочнее, чем пары............, из-за наличия трёх............................... связей вместо двух. Поэтому и температуры плавления разных.................................... (т.е. температуры разделения двух нуклеотидных цепочек) различны для разных участков ДНК, в зависимости от.............................................................................................................................

 

39. Следующие аминокислоты разделите на гидрофильные и гидрофобные и кратко обоснуйте свой ответ: Аланин, Валин, Лейцин, Серин, Аспарагиновая кислота. Учтите следующее соотношение электроотрицательностей различных атомов: Н≈С<Р<N<О.

 

40. Обитающая в пищеварительном тракте человека бактерия Helicobacter pylori, вызывающая образование язв в стенке желудка, выделяет фермент, катализирующий превращение мочевины (NH2)2CO в аммиак NH3. При этом образование язв, вероятно, объясняется тем, что..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................

 

Часть 5

Ответьте подробно на следующие вопросы

41. Клеточная мембрана при понижении температуры может переходить из жидкого состояния в твёрдое. Что при этом может происходить? Почему ионы кальция оказывают на мембрану такое же воздействие (т.е. понижают температуру её плавления)?

 

42. При обсуждении механизма образования карбоната кальция в составе перламутрового слоя раковины у двустворчатых моллюсков было выдвинуто четыре гипотезы:

а) СаСО3 образуется в результате кристаллизации из насышенного раствора;

б) СаСО3 образуется в результате закисления раствора при образовании углекислого газа клетками мантии при дыхании

в) СаСО3 образуется в результате защелачивания раствора, оно может быть результатом переноса ионов водорода Н+ из пространства между раковиной и мантией в цитоплазму клеток мантии

г) перламутровый слой образуется в результате слияния мелких вакуолей, содержащих кристаллики карбоната кальция.

Обсудите подробно эти гипотезы и сделайте вывод, какие из них могут оказаться правильными, а какие – нет.

 

43. Опишите механизмы заражения и гибели клеток и последующего инфекционного процесса при поражении прионами (например, рассмотрите губчатую энцефалопатию, или коровье бешенство (англ. - Bovine spongiform encephalopathy (BSE))



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: