Пояснительная записка
Программа дополнительного вступительного испытания по английскому языку в МГЛУ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ос-новного общего образования. В ней конкретизируется содержание тем, языкового мате-риала и компетенций, прописанных в образовательном стандарте, и определяется инва-риантная часть учебного курса по английскому языку для прохождения вступительного испытания.
В соответствии с решением Учёного Совета МГЛУ дополнительное вступительное испытание по английскому языку проводится в виде письменного тестирования и направлено на выявление уровня владения иноязычной коммуникативной компетенцией в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.. Оно не заменяет ЕГЭ, а лишь дополняет и углубляет его, способ-ствуя более объективному и качественному отбору абитуриентов.
На выполнение теста отводится 180 минут. Тест состоит из 50 заданий, каждое из кото-рых содержит 5 выборок. Испытуемому выдается комплект тестовых заданий и бланк для внесения ответов. Талон ответов является единственным д окументом, который проверяет-ся экзаменаторами.
Тест ориентирован на обязательный минимум содержания школьного курса по англий-скому языку, однако он может содержать 3-5% незнакомых слов, понимаемых по языковой догадке.
Оценка уровня знаний абитуриентов осуществляется по 100 - балльной системе.
Содержание программы
В соответствии со стандартом основного общего образования по иностранному языку дополнительное вступительное испытание ориентировано на обязательный минимум со-держания школьного курса и общеевропейский пороговый уровень (В1) подготовки по английскому языку.
Сферы общения и тематика
Выделяются следующие сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная,
учебно-трудовая.
Тематика:
- семья, занятия членов семьи, их профессии; взаимоотношения в семье, помощь старшим; дом и квартира, обязанности по дому;
- одежда еда; самочувствие; магазин; покупки;
- друзья, взаимоотношения с друзьями;
- системы образования в России и в странах изучаемого языка;
- человек и черты его характера;
- любимые книги, кинофильмы и их герои;
- языки международного общения и их роль в многоязычном мире, при выборе профессии, при знакомстве с культурным наследием стран и континентов;
- различные виды труда, профессии, выбор и подготовка к профессии;
- досуг, увлечения; физкультура и спорт; путешествия и туризм;
- участие в общественной и благотворительной деятельности, в деятельности по сохранению культурного наследия и национальных традиций народа;
- жизнь и быт в городе и селе;
- наука и техника, интернет;
- государственная символика; столица и другие города, их достопримечательности;
общенациональные праздники и знаменательные даты;
- молодёжь, её место в жизни, морально-этические ценности, профессиональное становление, культурные и спортивные увлечения молодёжи;
- исторические и современные связи народов нашей страны с народами англоязычных стран;
- охрана природы и экологические проблемы в нашей стране и в странах изучаемо го языка;
- особенности национальной культуры, искусства и литературы; обычаи и тради-ции;
- жизнь и творчество замечательных людей - представителей разных эпох.
В рамках вышеуказанной тематики лексический минимум должен составлять приблизи-тельно 1400-1600 лексических единиц.
2. 2. Орфография Правила правописания применительно к языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум.
Фонетика
Правила ударения в словах и фразах.
Словообразование
Основные способы словообразования: суффиксация (- ion, - er/or, - ness, -y, - ous, - ful, -less, -able/ible, - ise/ize и др.); префиксация (un-, in-, dis-, im- и др.), словосложение, конверсия.
Грамматический минимум
Морфология
Артикль
Определённый и неопределённый артикли; отсутствие артикля; артикль с именами собственными, географическими названиями, абстрактными и вещественными существительными и тд.
Имя существительное
Классы имен существительных; способы образования множественного числа имен су-ществительных, включая особые случаи. Possessive Case.
Имя прилагательное
Степени сравнения имен прилагательных, особые случаи образования степеней сравнения.
Местоимение
Классы местоимений: личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные и возвратные местоимения. Абсолютная и относительная форма притяжательных местоимений.
Наречие
Классы наречий. Степени сравнения наречий, особые случаи образования степеней
сравнения. Употребление наречий с усилительным значением so/such, enough, too, quite, rather.
Глагол
Классы английских глаголов (правильные, неправильные, модальные, вспомогательные и т.д.); образование форм глагола; образование и употребление видовременных форм Simple, Continuous и Perfect; образование и употребление действительного и страдательного залога. Способы выражения будущего: Future Simple, to be going, Present Continuous и т.д.
Способы выражения нереальности: Conditionals I, II, III. Неличные формы глагола: Infinitive, Participle и Gerund. Модальные глаголы и их эквиваленты.
Основные фразовые глаголы, обслуживающих темы, проблемы и ситуации общения в пределах указанного минимума.
Числительное
Способы образования и употребление количественных и порядковых числительных.
Предлоги
Предлоги со значением времени, направления, местоположения, цели. Основные слу-чаи употребления предлогов с именами существительными, прилагательными и глагола-ми.
Союзы
Сочинительные и подчинительные союзы.
Синтаксис
Основные коммуникативные и структурные типы предложений в английском языке (простое, сложное, распространённое, нераспространённое, сложносочинённое, сложно-подчинённое; повествовательное, вопросительное, побудительное, главное, придаточное); порядок слов в английском предложении, инверсия; виды воп”осов; непрямая речь. Употребление конструкций c There…; “I wish…”, “so/such + that, эмфатических конст-рукций. Правила согласования времен. Порядок следования прилагательных перед существительными. Средства связности в тексте.
Требования к уровню подготовки абитуриентов
При выполнении теста по английскому языку абитуриент должен:
Знать/понимать
- основные значения изученных лексических единиц; основные способы словооб-разования;
- особенности структуры и коммуникативной направленности предложений;
- признаки, образование и употребление пройденных грамматических явлений;
- основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
- особенности образа жизни и быта; обычаи и традиции, существующие в англоя-зычных странах;
- основные сведения о географии, истории, культуре, экономике и политическом строе Великобритании, США и Канады;
- всемирно известные достопримечательности стран изучаемого языка; выдающих-ся людей и их вклад в мировую культуру;
- черты национального характера и особенности менталитета представителей стран изучаемого языка;
Уметь
- пользоваться основными видами чтения аутентичных текстов различных стилей:
ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания; изучающего чтения - с целью полного и точного понимания информации; просмотрового/поискового чтения - с целью выборочного понимания необходи-мой/интересующей информации из текста;
- ориентироваться в иноязычном тексте, прогнозировать его содержание по заголовку и
началу;
- определять тему, основную мысль; выделять главные факты, устанавливать их логическую последовательность в тексте;
- предвосхищать возможные события/факты;
- раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
- понимать аргументацию;
- извлекать необходимую/интересующую информацию;
- определять свое отношение или отношение автора к прочитанному;
- использовать различные приёмы смысловой переработки текста;
- соотносить средства выражения и коммуникативное намерение пишущего;
- понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и кон-текстуальной догадки;
- группировать и систематизировать языковые средства по определенному признаку (формальному, коммуникативному);
- интерпретировать лингвистические и культуроведческие факты.