ТЕМА 7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА.




ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

Цели и задачи курса. Определение понятия риторика (ораторское искусство). Риторика и философия. Риторика и этика. Убедительность и действенность, эффективность и влиятельность речи. Риторика в Древней Греции. Софисты, Сократ и Платон о риторике. Выдающиеся ораторы Древней Греции и Древнего Рима. Цицерон и его труды. Вклад Квинтилиана в развитие риторики. Риторика в середине века в Западной Европе. Расцвет церковного и проповеднического красноречия. Риторика в странах Европы. Постановка целей при риторике.

ТЕМА 2. ФЕНОМЕН ЕДИНСТВА В ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ: КАЧЕСТВО ОРАТОРА (КТО ГОВОРИТ, КАК ГОВОРИТ), КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ (ЧТО ГОВОРИТ), КАЧЕСТВО ПУБЛИКИ (ДЛЯ ЧЕГО ГОВОРИТ)

Судебная речь и ее разновидности: обвинительная и защитительная речь. Социально-политическая речь и ее виды: митинговая, парламентская, военно-патриотическая, дипломатическая. Социально-бытовая речь: юбилейная, приветственная, застольная, речь на похоронах, церковно-богословская. Академическая речь.

Основные требования к созданию речи заключаются в логическом построении речи и сводятся к следующим требованиям:

-требование ясности и определенности;

-требование последовательности;

-требование непротиворечивости;

-требование обоснованности.

ТЕМА 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ КЛЮЧИ

Расположение, как система рекомендаций (правил) в построении композиции (структуры) речи. Три составные части монологической речи: выступление, основная часть, заключение. Основные приемы выступления, зачина, предисловия ораторской речи. Построение основной части: приемы подачи фактов, аргументов. Рассмотрение основных методов подачи материала (индукции, дедукции, аналогии, а также ступенчатый, исторический или хронологический и другие методы). Приемы заключения речи. Необходимость творческого стилевого усилия, новизна, оригинальность, уместность в развертывании речи. Построение плана речи. Процесс подготовки монологической речи разной целевой направленности.

ТЕМА 4. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Невербальные средства общения нужны для создания психологического контакта между партнерами, выражения эмоций, отражающих истолкование ситуации. Подразделяются на три группы.

1. Визуальные: кинесика (движения частей тела); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз, лица; поза; кожные реакции; дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения – особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т. п.).

2. Акустические: связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубами, хлюпанье носом и т. п.).

3. Тактильные: физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Согласно классификации В. А. Лабунской невербальные средства общения подразделяются на:

1) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

2) паралингвистические (вокализация) и экстралингвистические (паузы, покашливание, плач, смех, темп речи);

3) организующие пространство и время коммуникативного процесса (размещение партнеров, возможность опоздания и т. п.);

4) визуальные (контакт глаз).

ТЕМА 5. НАВЫКИ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА: СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО.

5 упражнений по сценической речи. Речевая разминка: сочетание согласных и звуковысотный диапазон. Дыхание и резонаторы. Звуки. Видео-рефлексия выступления и анализ в группе.

ТЕМА 6. СЕКРЕТЫОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Внешний облик оратора. Манеры.условия работы. Выражение лица. Контакт со слушателями. Поза. Жесты. Сущность и назначение жеста. Правила пользования жестами. Содержание речи.

 

ТЕМА 7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА.

Положительный критерий Оценка (1-5) Отрицательный критерий
Вступление привлекает внимание слушателей, хочется узнать, что будет дальше 5, 4, 3, 2, 1 Вступление не интересное, внимание слушателей не удалось привлечь
Речь правильно поставлена, понятна всем окружающим 5, 4, 3, 2, 1 Речь не понятна
Выступление яркое и выразительное 5, 4, 3, 2, 1 Выступление монотонное, неинтересное
Высказывания оратора достоверные убедительные 5, 4, 3, 2, 1 Информация, которую доносит оратор, не убедительная, высказывания подвергаются сомнению.
Текст изложен логически правильно, подкреплен аргументами и фактами 5, 4, 3, 2, 1 Текст не логичен
Текст без ошибок 5, 4, 3, 2, 1 Речь с ошибками и словами-паразитами
Оратор отлично разбирается в теме, знает текст наизусть 5, 4, 3, 2, 1 Выступающий не разбирается в теме своего доклада
Оратор убежден в том, что его речь полезна и правдива 5, 4, 3, 2, 1 Оратор не уверен в правдивости собственной речи
Оратор правильно реагирует на вопросы слушателей, по возможности дает развернутые ответы 5, 4, 3, 2, 1 Выступающий вообще не реагирует на вопросы окружающих
Выступление состоит из кратких предложений, занимает не много времени 5, 4, 3, 2, 1 Речь слишком затянута
Запоминающееся заключение 5, 4, 3, 2, 1 Слабый вывод

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: