Рекомендации для подготовки к занятию





ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Методические материалы
для студентов 1 курса, обучающихся
по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция

 

Вологда – 2012


История отечественного государства и права: Методические материалы для студентов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 179 с.

 

Подготовили:

И.В. Спасенкова – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук, доцент;

И.В. Брызгалова – преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин;

Ю.А. Перебинос – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук, доцент.

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин от 17 сентября 2012 г., протокол № 1.

 

 

ВИПЭ ФСИН России, 2012


ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «История отечественного государства и права» входит в базовую часть профессионального цикла, изучается на первом курсе всех форм обучения. Приступая к изучению дисциплины, обучаемые должны иметь твердые познания по дисциплинам школьного курса: отечественной истории, обществознания и других социально-гуманитарных дисциплин. Студенты должны знать основные этапы истории России, события и имена исторических деятелей, обладать навыками анализа исторического материала, уметь работать с учебной и научной литературой.

История отечественного государства и права как дисциплина, изучающая становление и развитие институтов и отраслей российского права, является предшествующей для освоения учебных курсов основных отраслей современного отечественного права: конституционного (государственного), гражданского, уголовного, процессуального права и др.

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и научных представлений об истории становления и развития государственно-правовых институтов России.

Задачи освоения дисциплины:

– рассмотреть генезис российского государства и права, раскрыть содержание основных этапов их развития;

– представить эволюцию системы высших, центральных и местных органов управления;

– познакомить с основными законодательными памятниками в истории России;

– привить навыки работы с правовыми источниками

– сформировать навыки решения юридических задач.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК): способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

б) профессиональных (ПК): способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

– знать: роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни, основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, основные особенности становления и развития государства и права России; научные понятия и термины дисциплины, основные исторические типы и формы государства и права;

– уметь: систематизировать, обобщать, аргументировано излагать и оценивать историко-юридические проблемы российского государства и права; сопоставлять государственно-правовые явления в различные исторические периоды; самостоятельно работать с первоисточниками и научной литературой по государственно-правовой проблематике; оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

– владеть: методикой историко-юридического анализа для изучения государства и основных отраслей и институтов права, системным подходом к изучению истории государства и права России, юридической терминологией, навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права.

Программа по курсу «История отечественного государства и права» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 030900 – «Юриспруденция», квалификация (степень выпускника) – бакалавр. Преподаваемый курс по очной форме обучения рассчитан на 216 часов, из них 108 часов отведено аудиторным занятиям. В рамках аудиторных занятий предусмотрены лекции (32 часа), семинары (26 часа) и практические занятия (50 часа).

В целях формирования указанных компетенций семинарские и практические занятия проводятся в активной и интерактивной форме. Используются следующие методы и формы работы: обсуждение видеофильмов, подготовка и защита проектов (проектная методика) с использованием мультимедийных технологий, семинар-диспут, работа в малых группах, составление и заполнение сравнительных таблиц, анализ первоисточников, решение задач-казусов с использованием законодательных памятников, игровые методики и т.п.

По итогам изучения курса в первом семестре сдается зачет, во втором – экзамен. Зачетное и экзаменационное мероприятия содержат теоретические вопросы и практические задания.

Данные Методические материалы включают планы семинаров и практических занятий с заданиями, списками основной и дополнительной литературы и рекомендациями по подготовке; темы докладов и сообщений; список основных понятий по каждой изучаемой теме; вопросы для обсуждения. Примерные вопросы и типовые задания к зачету и экзамену расположены в конце данных Методических материалов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов).


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

Тема 1.2. Предмет, метод и периодизации истории отечественного государства и права

Семинарское занятие

Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений о предмете, методах и периодизации истории отечественного государства и права; уяснение места истории отечественного государства и права в системе юридических дисциплин, ее роли в профессиональной подготовке юриста.

Вопросы для подготовки:

1. Предмет истории отечественного государства и права.

2. Методы истории отечественного государства и права.

3. Периодизация истории отечественного государства и права.

4. Актуальные проблемы в изучении истории отечественного государства и права.

Основные понятия: юриспруденция, историко-теоретические юридические дисциплины, отраслевые юридические дисциплины, прикладные юридические дисциплины, предмет истории отечественного государства и права, метод историзма, сравнительный метод, ретроспективный метод, проблемно-хронологический метод, периодизация истории отечественного государства и права.

Рекомендации для подготовки к занятию

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо сначала определить место истории отечественного государства и права (далее – ИОГП) в системе юридических дисциплин, показать роль ИОГП в профессиональной подготовке юриста. С этой целью рекомендуется начертить схему юридических дисциплин, определить общее и особенное ИОГП с историей России, историей государства и права зарубежных стран, теорией государства и права. Также возможно предложить студентам написать эссе по теме о значении ИОГП для общеобразовательной и профессиональной подготовки юристов.

Ответ на второй вопрос должен содержать характеристику основных методов, используемых в ИОГП: метод историзма, сравнительный, ретроспективный, проблемно-хронологический и др. методы. Желательно привести примеры использования конкретного метода при изучении материала.

Третий вопрос предполагает выявление имеющихся в современной науке вариантов периодизаций ИОГП. С целью подробного изучения данного вопроса можно предложить студентам проанализировать материалы учебников, учебных пособий, научной литературы на предмет изложенных в них периодизаций ИОГП, а также сравните их с периодизациями, предложенными Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским, Н.А. Бердяевым и другими выдающимися историками и мыслителями. Важно определить использованные в данных работах критерии для выделения этапов в развитии отечественного государства и права.

Примерный список учебников, учебных пособий для анализа вариантов периодизаций:

1. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.

2. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.

3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

4. Кудинов О. А. История отечественного государства и права. Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007.

5. Кузнецов И. Н. История государства и права России. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Дашков и К, 2008.

6. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. Т. 1: V – начало ХХ в. – М.: Норма, 2010.

7. Толстая А. И. История государства и права России. Учебник для вузов. 3-е изд., стер. – М.: Юстицинформ, 2010.

8. Усанов В. Е. История государства и права России: учебное пособие. – М.: Элит, 2007.

9. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д.: «Март», 2003.

10. Шатковская Т. В. История отечественного государства и права. Учебник. – М.: Дашков и К, 2007.

11. Шепетев В.И. История государственного управления в России: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2003.

12. Якушев, А. В. История государства и права России. Конспект лекций. – М.: Приор, 2008.

Четвертый вопрос посвящен выявлению актуальных проблем в изучении истории отечественного государства и права на современном этапе. С этой целью необходимо проанализировать следующие научные статьи:

1. Баженова Т.М., Зипунникова Н.Н. Актуальные вопросы историко-правовой науки // Российский юридический журнал. 2009. № 3.

2. Баженова Т.М., Зипунникова Н.Н. «Законы должны вытекать из исторической жизни народа…» (О роли историко-правовых курсов в юридическом образовании) // Российский юридический журнал. 2011. №1.

3. Григорьев О.В. Правовое воспитание как важнейшая составляющая социального воспитания курсантов военных вузов // Военно-юридический журнал. 2011. № 2.

4. Косарев А.И. О преподавании исторических дисциплин в юридическом вузе // Российский юридический журнал. 2009. № 3.

5. Михайлова Н.В. Традиции и инновации в постижении истории отечественного государства и права // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 1.

6. Панченко П.Н. Стратегия модернизации России, право, правовая наука // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 2.

7. Русинов Р.К. Некоторые вопросы системного подхода к совершенствованию юридического образования // Российский юридический журнал. 2011. №1.

8. Сафонов В.Е., Рубаник В.Е. Обзор Всероссийского научно-методологического семинара «Проблемы преподавания истории государства и права в юридических вузах» (Москва, 16 февраля 2009 г.) // История государства и права. 2009. № 9.

9. Смыкалин А.С. Проблемы российской историко-правовой науки // История государства и права. 2005. № 5.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. История государства и права России изучает: а) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; б) возникновение и особенности развития государства и правовых систем народов России в хронологической последовательности; в) политические и правовые теории и учения, возникающие и развивающиеся в ходе исторического процесса.

2. История государства и права России является: а) историко-юридической наукой; б) исторической наукой; в) юридической наукой.

3. Принцип историзма при изучении истории государства и права России – это: а) последовательное проникновение в прошлое с целью выяснения причин и развития явлений или событий; б) изучение явлений или событий в хронологической последовательности с выделением главных особенностей и характеристик; в) изучение явлений или событий в развитии, в связи со всеми другими и строго в контексте исторического времени.

4. Последовательное проникновение в прошлое с целью выяснения причин и особенностей развития явлений или событий – это ________ изучения истории государства и права России: а) сравнительный метод; б) ретроспективный метод; в) проблемно-хронологический метод.

5. Соотнесите периоды истории государства и права России и время их существования:

1) Советская Россия а) IX-XII вв.

2) Московская Русь б) XIII-XVвв.

3) Русь Татарская в) XVI-началоXVII вв.

4) Древняя Русь г) XVIII в.-1917 г.

5) Русь Петровская, императорская

6. Соотнесите источники и периоды их создания:

1) Договоры Руси с Византией а) Московская Русь

2) Новгородская судная грамота б) Императорская Россия

3) Судебник Ивана IV в) Период феодальной

раздробленности

4) Артикул Воинский г) Древняя Русь

5) Первая советская Конституция

7. Соотнесите источники и периоды их создания:

1) Табель о рангах а) XI век

2) Краткая Правда б) XV век

3) Соборное Уложение в) XVII век

4) Судебник Ивана III г) XVIII век

5) Свод законов Российской империи

 

 

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
(IX–XIII вв.)

 

2.2. Образование Древнерусского государства (IX–XIII вв.)

Семинарское занятие

Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений о причинах, предпосылках и процессе становления Древнерусского государства, основных теориях его происхождения, сущности и современном состоянии норманнского вопроса. Семинар может быть проведен в форме диспута по научной проблеме – происхождении Древнерусского государства и норманской проблеме с использованием видеофильма и его дискуссионного обсуждения.

Вопросы для подготовки:

1. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства.

2. Норманская и антинорманская теории.

Основные понятия: государство, норманны, варяги, норманнская теория, антинорманнская теория, раннефеодальная монархия, система кормления, закупы, наместник, дворцово-вотчинная система управления, дворский (дворецкий), волостель, полюдье, рента, смерды, князь, «наряды», церковная десятина, вассалитет, вервь, вече, десятичная система управления, мечник, мытник, «гридь», данники, «княжеские снемы».





Читайте также:
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.024 с.