Рекомендации для подготовки к занятию





В ходе подготовки первого вопроса необходимо указать на следующие источники права в этих Новгородской и Псковской вечевых республиках: обычное право, «Русская Правда», княжеские уставы, Новгородская и Псковская судные грамоты, кормчие книги, международные договоры. Следует дать краткую характеристику каждого источника.

Большое внимание необходимо уделить второму вопросу. Начать его рассмотрение следует с происхождения Псковской судной грамоты, ее источников и значения для последующего развития права Руси. Также следует рассказать о составляющих элементах и особенностях Псковской судной грамоты. Четкое описание системы и структуры Псковской судной грамоты подведет студента к анализу содержания институтов права.

Рассматривая третий, четвертый и пятый вопросы необходимо перечислить важнейшие правовые институты по Псковской судной грамоте и научиться сравнивать их с соответствующими нормами «Русской Правды».

При ответе на третий вопрос необходимо раскрыть содержание права собственности (основания возникновения права собственности); обязательственного права (основания возникновения обязательств, порядок заключения договоров, виды договоров, способы обеспечения исполнения обязательств); наследственного права (формы наследования имущества).

В четвертом вопросе нужно раскрыть понятия преступления и наказания, виды преступлений, цели и виды наказаний.

При подготовке ответа на пятый вопрос следует остановиться на судопроизводстве по Псковской судной грамоте: обвинительно-состязательном процессе, видах доказательств, элементах розыскного процесса и причинах их появления в Пскове.

II. Практическая часть включает работу с текстом Псковской судной грамоты и решение задач по вариантам на ее основе.

Вариант 1

Задача № 1

Посадский человек Михаил предоставил в аренду крестьянину Давыду участок земли сроком на три года, что и было записано в грамоте. Через пять лет после заключения договора посадский, не переписывая грамоту, потребовал от арендатора возвращения ему участка. Крестьянин отказался, считая его своей землей. Какое решение должен принять суд?

Задача №2

Василий Бык ночью проник на территорию псковского Кремля, взломав замок на двери одного из зданий, и вынес оттуда две золотые чаши. Какое наказание должен понести Василий Бык?

Задача № 3

Егор Дрозд нанялся на работу к боярину Василию Борову. Так как оба были малограмотны, соглашение о выполнении работы и об оплате было заключено в устной форме. Отработав установленный срок и выполнив оговоренную работу, Дрозд попросил Борова выплатить причитающееся ему вознаграждение. На что Боров заявил, что ничего Дрозду не заплатит и Дрозд ничего не докажет, т.к. у него нет письменного соглашения о выполнении работы. Может ли Егор Дрозд добиться выплаты причитающегося ему вознаграждения, если договор был заключен в устной форме?

Вариант 2

Задача № 1

Псковский земец А. занял давно не обрабатываемый участок земли, находящийся по соседству, и стал использовать его под пашню. Через четыре года о своих правах на этот участок заявил псковский житий человек Б., предъявивший на него «запись». Как должен был решить дело суд?

Задача № 2

Псковитяне Василий Кошка и Михаил Карп подрались во время пира. Гости, бывшие на пиру, пытались их разнять. Поколотив друг друга, Кошка и Карп успокоились и помирились, а затем продолжили праздновать. По окончании пира один из гостей сообщил о случившемся приставу. На следующий день Кошка и Карп были вызваны в суд, где им предъявили требование заплатить продажу. Обязаны ли Василий Кошка и Михаил Карп при данных обстоятельствах уплатить продажу?

Задача № 3

Купец Петр Шелест, уезжая в заморские страны и опасаясь кражи своего имущества, отдал его на хранение своему соседу купцу Ивану Зайцу. Но когда Петр вернулся домой и пришел к соседу забрать свое имущество, Иван заявил ему, что ничего на хранение не принимал и поэтому возвращать ничего не должен. На следующий день Петр Шелест обратился в княжеский суд. Каким образом следует решить данное дело?

Вариант 3

Задача № 1

Псковский купец А получил в долг у другого купца Б по записи 3 рубля с процентами («гостинцем») сроком на год. Величина «гостинца» составила 20% в каждые четыре месяца («третный процент»). За месяц до окончания срока договора должник (купец А) собрался с торговым караваном в Ганзейские города, и кредитор (купец Б) потребовал у него всю сумму займа с «гостинцем». Должник выполнить требование отказался. Как будет решено данное дело?

Задача № 2

Во время военного похода Данила Лапоть перешел на сторону литовцев и сообщил им сведения военного характера. Через несколько дней литовское войско было разбито, а Данила схвачен и доставлен к князю. Как следует поступить с Данилой?

Задача № 3

Огородник Иван Дубина три года работал на земле боярина Юрия Конопатого. В конце августа Дубина решил перейти к другому феодалу, который предложил ему более выгодные условия. Может ли Иван Дубина при данных обстоятельствах перейти на землю другого феодала?

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.

3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

Сборники документов и хрестоматии:

1. История государства и права России: Хрестоматия: В 3 ч. / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. – Ч. I (XI – XVIII вв.). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

2. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. I. Начала формирования судебной власти / Отв. ред. Н.М. Золотухина. М., 2003.

3. Отечественное законодательство XI – ХХ веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI – XIX вв.) / под ред. проф. О.И. Чистякова. М., 2006.

4. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. I. М., 1984.

5. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. М., 2010.

Дополнительная литература:

1. Амелин О.Г. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности. XII – XV вв. М., 1962.

2. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999

3. Брючко Т.А. Раздел наследства в русском законодательстве // Наследственное право. 2010. № 2.

4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2005.

5. Еремян В.В. «...Почаша просить десятины и тамгы, и не яшася новгородци...»: к вопросу даннических отношений между Северо-Западом Русской земли и Золотой Ордой (привнесенные податно-фискальные элементы) // История государства и права. 2009. №10-15.

6. Егоров В.С. История уголовного наказания в период становления российского права // Государство и право. 2006. № 5.

7. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Первый суд // Российская юстиция. 2005. № 3.

8. Момотов В.В. Судебный процесс и исполнение судебных решений в средневековой Руси // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 4.

9. Оршанский И.Г. Наследственные права русской женщины // Наследственное право. 2009. № 4.

10. Пашенцев Д.А. История государства и права России: курс лекций. М., 2010.

11. Сидоренко А.Ю. Ответственность за нарушение земельного правопорядка (история развития Российского законодательства) // Государство и право. 2000. № 11.

12. Сидоркин А.И. Лишение свободы в уголовном праве русского государства IX-XIV вв. // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2004. № 3-4.

13. Слободян С.А. Наследственные отношения по Псковской судной грамоте // Нотариус. 2010. № 4.

14. Смирнов С.Н. История отечественного государста и права: учебное пособие. М., 2009.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Установите соответствие между землей и формой правления:

1) Новгородская земля а) абсолютная монархия

2) Галицко-Волынская земля б) феодальная боярская республика

3) Владимиро-Суздальская земля в) раннефеодальная монархия,

с сильной властью князя

г) раннефеодальная монархия, с

сильной властью боярства

2. Изгнание князя из Новгорода и образование Новгородской феодальной республики произошло в: а) 1136 г.; б) 1240 г.; в) 1348 г.; г) 1467 г.; д) 1471 г.

3. Отделение Пскова от Новгорода и создание Псковской феодальной республики произошло в: а) 1136 г.; б) 1240 г.; в) 1348 г.; г) 1467 г.; д) 1471 г.

4. Боярский совет в Новгородской феодальной республике назывался

5. Установите соответствие между должностным лицом и его полномочиями в Новгородской феодальной республике:

1) архиепископ а) хранитель государственной казны

2) князь б) возглавлял народное ополчение в городе

3) тысяцкий в) защищал республику от внешних врагов

4) посадник

6. Установите соответствие между категориями крестьянства в Новгородской феодальной республике и их определениями:

1) закладники а) крестьяне-общинники, отбывавшие повинности

в пользу Новгородского государства

2) смерды б) крестьяне, попавшие в долговую кабалу к

феодалу в связи с разорением

3) половники в) зависимые крестьяне, платившие оброк в форме

половины их дохода

7. Псковская судная грамота была создана: а) не позднее 1054 г.; б) не ранее 1113 г.; в) не позднее 1467 г.; г) 1497 г.

8. В соответствии с Псковской судной грамотой договоры заключались: а) только в устной форме; б) только в письменной форме; в) в устной и письменной форме.

9. Установите соответствие между терминами и определениями гражданского права по Псковской судной грамоте:

1) «отчина» а) движимое имущество

2) «живот» б) недвижимое имущество

3) «приказное» в) наследование имущества по закону

4) «отморщина» г) наследование имущества по завещанию

10. К видам преступлений по Псковской судной грамоте относились: а) государственные преступления; б) преступления против судебных органов; в) имущественные преступления; г) воинские преступления; д) церковные преступления.

11. К видам наказаний по Псковской судной грамоте относились: а) конфискация имущества; б) штраф; в) торговая казнь; г) смертная казнь; д) ссылка на каторгу.

12. Установите соответствие между событиями и датами:

1) Битва на реке Калке а) 1206 г.

2) Образование ханом Батыем Золотой Орды б) 1223 г.

3) Избрание Чингисхана ханом всех монголов в) 1242 г.

13.Военным управлением в Золотой Орде ведал: а) бакоул; б) бекляри-бек; в) везир; г) баскак.

14.Сборник монгольских законов и обычаев, составленный Чингисханом в 1206 г. – это …

15. «Татарский выход» – это: а) грамота, дающая право на княжение в русских землях; б) дань, предназначенная непосредственно для монгольского хана; в) обязанность русских княжеств поставлять русских воинов в монголо-татарские войска, принимать участие в их военных походах.

16. Соотнесите должностные лица, органы власти и управления Золотой Орды и их полномочия:

1) баскаки а) центральные органы отраслевого управления

2) диваны б) совещательный орган при хане, съезд монголо-

татарской знати

3) курултай в) представители великих монгольских ханов в

завоёванных землях

17. Литовское княжество как самостоятельное государство сложилось в: а) IX в.; б) Х в.; в) XIII в.; г) XIV в.

18.Основателем Литовского княжества принято считать: а) кн. Витовта; б) кн. Гедемина; в) кн. Миндовга; г) кн. Ольгерда.

19. Высшими органами власти в Великом княжестве Литовском в XIII – XV вв. были: а) великий князь (господарь); б) хакан; в) курултай; г) Совет панов (паны-рада).

20. Источниками права в Великом княжестве Литовском в XIII – XV вв. являлись: а) Русская Правда; б) Великая Яса; в) статуты; г) ярлыки; д) привелеи.

 

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И ПРАВО МОСКОВСКОЙ РУСИ (XVI–XVII вв.)

4.2. Общественный строй Московской Руси в XVI–XVII вв.

Семинарское занятие

Целью семинарского занятия является изучение социальной структуры Московской Руси в XVI – XVII вв., характеристика правового статуса и развития основных сословий Московского государства: привилегированного населения, городского населения, крестьянства; выявление особенностей сословного строя, определение причин всеобщего закрепощения сословий Московской Руси.

Занятие рекомендуется провести, опираясь на проектную методику: обучающимся следует предложить подготовить в малых группах и защитить проекты по отдельным категориям российского общества XVI – XVII вв., используя мультимедийную технологию.

Вопросы для подготовки:

1. Сословия Московской Руси: понятие сословий, особенности сословного строя в XV – XVII вв.

2. Привилегированное население: боярство, дворянство, духовенство.

3. Городское население.

4. Крестьянство. Этапы закрепощения крестьянства.

Основные понятия: сословие, сословный строй, всеобщее закрепощение, бояре, дворяне, белое и черное духовенство, церковная десятина, секуляризация, вотчина, жалованная, выслуженная и родовая вотчина, поместье, право «отъезда», право родового выкупа, посадские люди, «гости», гостиная и суконная сотни, черные сотни и слободы, служилые «по прибору», дворцовые крестьяне, черносошные крестьяне, частновладельческие крестьяне, посадское тягло, «государева подать», стрелецкая подать, ямские деньги, полоняночные деньги, «белые слободы», постоялая повинность, подводная повинность, ямская гоньба, мостовая повинность (мостовщина), «право Юрьева дня», пожилое, заповедные лета, урочные лета, крепостное право, оброк, барщина.

Рекомендации для подготовки к занятию:

При подготовке ответа на первый вопрос следует обратить внимание на понятие «сословие» и его отличие от термина «социальный класс». Также необходимо назвать ключевые сословия Московского государства в XVI – XVII вв. и выявить особенности социального развития в тот период.

Готовясь ко второму вопросу необходимо указать, кто входил в привилегированную группу населения. Характеризуя правовой статус боярства, дворянства и духовенства, необходимо назвать экономическую основу данных слоев населения, дать определение вотчины и поместья, перечислить их права, привилегии и обязанности. При описании правового положения боярства и дворянства следует обратить внимание на процесс сближения вотчины и поместья, который проходил в течение XVI – XVII вв. Характеризуя положение церкви и духовенства в Московской Руси в XVI – XVII вв., нужно дать понятие секуляризации и найти ее проявления. Обратите внимание на ключевые события в жизни Русской православной церкви в тот период: созыв Стоглавого собора и принятие Стоглава (1551 г.), учреждение патриаршества (1589 г.), церковная реформа середины XVII в. и др.

Рассмотрение третьего вопроса целесообразно начать с определения городского населения, его структуры в изучаемую эпоху. При этом следует более подробно остановиться на характеристике правового положения таких категорий посадского населения, как «гости», «гостиная и суконная сотни», «черная сотня», служилые «по прибору». В рамках подготовки к ответу на данный вопрос важно дать определение посадского тягла, раскрыть его составные части: подати («государева подать», стрелецкая подать, ямские деньги, полоняночные деньги,) и повинности (постоялая повинность, подводная повинность, ямская гоньба, мостовая повинность (мостовщина)). Отдельного внимания заслуживает освещение вопроса о «белых слободах». Необходимо дать определение этому институту и показать политику государству в отношении «белых посадов» в середине XVIII в.

При подготовке по четвертому вопросу следует, прежде всего, назвать категории крестьянского населения в России в XVI – XVII вв., описав особенности положения каждой из них. Также важно указать то, какие подати и повинности («тягло») несли крестьяне. Пристальное внимание необходимо обратить на процесс закрепощения крестьянства, выделив его этапы: от Судебника 1497 г. до Соборного уложения 1649 г. При этом нужно раскрыть такие понятия, как «право Юрьева дня», «пожилое», «заповедные лета», «урочные лета», «крепостное право», «оброк», «барщина».

Вопросы для обсуждения:

1. Чем сословие отличается от класса?

2. Какие категории населения составляли привилегированную часть российского общества в XVI – XVII вв.? Что составляло их привилегии?

3. В чем проявился процесс сближения вотчины и поместья в XVI – XVII вв.? В чем социальное и политическое значение данного процесса?

4. Какова была структура посадского населения в Московской Руси? Какая категория обладала большими привилегиями?

5. Почему были ликвидированы «белые слободы»? Кому это было выгодно? В чем значение ликвидации «белых посадов»?

6. Почему произошло закрепощение крестьян? Какими причинами это было вызвано?

7. Как Вы полагаете, можно ли согласиться с исследователями в том, что в Московской Руси произошло всеобщее закрепощение населения? Почему?

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.

3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

4. Сборники документов и хрестоматии:

5. История государства и права России: Хрестоматия: В 3 ч. / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. – Ч. I (XI – XVIII вв.). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

6. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. I. Начала формирования судебной власти / Отв. ред. Н.М. Золотухина. М., 2003.

7. Отечественное законодательство XI – ХХ веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI – XIX вв.) / под ред. проф. О.И. Чистякова. М., 2006.

8. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. I. М., 1984.

9. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. М., 2010.

Дополнительная литература:

10. Маньков А.Г. Уложение 1649 г.: Кодекс феодального права России. – Л., 1980.

11. Пашенцев Д.А. История государства и права России: курс лекций. М., 2010.

12. Светова Е.А. Придворная элита в царствование Алексея Михайловича // История государства и права. 2009. № 6.

13. Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII в. // Отечественная история. 2008. № 1.

14. Смирнов С.Н. История отечественного государства и права: учебное пособие. М., 2009.

15. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. Т. 1: V – начало ХХ в. – М., 2010.

16. Толстая А. И. История государства и права России. Учебник для вузов. 3-е изд., стер. М., 2010.

 

4.3. Развитие права Московской Руси в конце XV – XVII в.

Практическое занятие

Целью данного занятия является закрепление у обучающихся целостных представлений о процессе развития отечественного права в период становления единого централизованного Русского государства через отработку умения работы с текстом Судебника 1497 г. и формирование навыка решения задач. На занятии предполагается работа с текстом источника, анализ статей Судебника 1497 г.

При подготовке к занятию необходимо изучить теоретический материал, ознакомиться с соответствующими разделами учебной литературы.

I. Теоретическая часть. При подготовке к занятию необходимо изучить по учебной и научной литературе следующие теоретические вопросы:

1. Источники права в Московской Руси в XV–XVII вв.

2. Судебник 1497 года: история создания, источники, структура, особенности. Особенности Судебника 1550 г. в сравнении с Судебником 1497 г.

3. Гражданское право (право собственности, обязательственное право, наследственное право).

4. Развитие уголовного права (понятие преступления, виды преступлений, виды наказаний, новые институты уголовного права).

5. Судебный процесс (судебные органы, два вида процесса – состязательный и розыскной, доказательства в суде, положение суда).

Основные понятия: «Юрьев день», вотчина, поместье, жалованная грамота, уставная грамота, таможенная грамота, указные книги приказов, судебник, оккупация, кабала, «добрые люди», «лихой человек», «облихование», «крамола», «подым», ябедничество, торговая казнь, челобитная, бессудная грамота, правая грамота, судная грамота, присяга, «поле», розыскной процесс, «повальный обыск», судный список.

Рекомендации для подготовки к занятию:

При рассмотрении первого вопроса следует остановиться на том, что в Русском централизованном государстве продолжала действовать «Русская Правда». Также важными документами этого периода являлись великокняжеские нормативные акты. В 1497 году был принят первый Судебник. Из многочисленных правовых документов середины и 2-й пол. XVI в. наибольшее значение имели Судебник 1550 г., Стоглав 1551 г., документы, подтверждавшие ликвидацию системы кормления и регламентировавшие деятельность губных и земских органов управления, а также Уставная книга Разбойного приказа и Уставная книга Земского приказа.

Отвечая на второй вопрос – о создании Судебника 1497 г., следует сообщить о разных версиях истории его подготовки, существующих в исторической и историко-правовой науке, и высказать свое собственное суждение об этом. Упоминая об источниках Судебника, следует рассказать о предшествующих ему памятниках русского права, исследовать содержащиеся в нем новые оригинальные положения, обусловленные экономическим и политическим развитием страны конца XV века. Четкое описание системы Судебника подведет студента к анализу содержания институтов права.

Анализ материала к третьему вопросу следует начинать с описания гражданского права по Судебнику. Необходимо охарактеризовать право собственности, обязательственные отношения и порядок передачи имущества по наследству.

В четвертом вопросе нужно выяснить общую теорию уголовного права и подробно остановиться на институтах уголовного права: понятии, составе, видах преступлений, а также на целях и видах наказаний. Важно при анализе уголовно-правовых норм выявить значительную разницу между Судебником 1497 г., «Русской Правдой» и Псковской судной грамотой, особенно это касается видов преступлений и видов наказаний.

Ответ на пятый вопрос целесообразно начать с определения сущности состязательного и розыскного (инквизиционного) процесса. Далее следует обратиться к выяснению причин господства инквизиционного процесса в судах. Затем нужно сосредоточить внимание на нормах Судебника 1497 года, регламентировавших основные стадии процесса, определявшие характерные для него виды доказательств.

II. Практическая часть включает анализ текста Судебника 1497 г. по последним трем вопросам теоретического материала. Изучение состояния отдельных институтов и отраслей русского права следует осуществлять на основе постатейного анализа Судебника 1497 г.

Задания на анализ текста Судебника 1497 г.:

1. Проанализируйте ст. 57 Судебника 1497 г. и укажите, какой социальный процесс нашел отражение в данной статье. Сравните ее содержание со ст. 88 Судебника 1550 г. Какие изменения были внесены в соответствии с царским судебником?

2. На основе ст. 62 – 63 Судебника 1497 г. назовите формы землевладения. В чем состоят отличия в правовой охране землевладения крестьян и феодалов?

3. Проанализируйте текст Судебника 1497 г. и перечислите отраженные в данном законодательном памятнике виды договоров. Подтвердите свой ответ соответствующими статьями.

4. Найдите в тексте Судебника 1497 г. статьи, касающиеся сроков давности при спорах о праве собственности на землю. Сравните с аналогичными нормами по Псковской судной грамоте.

5. Найдите в тексте Судебника 1497 г. статьи, регламентирующие порядок наследования имущества, определите формы наследования, укажите круг наследников.

6. Проанализируйте текст Судебника 1497 г. и определите группы и составы преступлений. Выпишите статьи, регламентирующие каждую группу и конкретный состав преступлений, известные великокняжескому судебнику. Сравните виды преступлений по Судебнику с группами преступлений по Русской Правде и Псковской судной грамоте.

7. Проанализируйте текст Судебника 1497 г. и определите виды наказаний, сравните данный уголовно-правовой институт с аналогичным институтом по Русской Правде и Псковской судной грамоте.

8. Проанализируйте текст Судебника 1497 г. и укажите, за какие преступления назначалась смертная казнь? Ответ подтвердите соответствующими статьями.

9. Проанализируйте текст Судебника 1497 г. и укажите, за какие преступления назначалась торговая казнь? Ответ подтвердите соответствующими статьями.

10. Проиллюстрируйте основные принципы розыскного процесса нормами Судебника 1497 г.

11. Опираясь на нормы Судебника 1497 г., охарактеризуйте состязательную форму процесса.

12. Используя статьи Судебника 1497 г., определите, какие доказательства использовались в суде? Ответ подтвердите соответствующими статьями.

13. Используя статьи Судебника 1497 г., определите, какие документы оформлялись в ходе судебного процесса? Ответ подтвердите соответствующими статьями. Объясните, что подразумевал каждый вид процессуального документа?

14. На основе статей Судебника 1497 г. сформулируйте понятие «облихование», раскройте его содержание.

15. Опираясь на текст Судебника 1497 г., охарактеризуйте институт судебного поединка (по каким делам назначался, кто организовывал его проведение, с кого взыскиваются издержки на его проведение, чьи интересы могли представлять наймиты на судебном поединке, чем мог закончится поединок, каким образом наказывался побежденный и т.д.). Ответ подтвердите соответствующими статьями.

16. Найдите в тексте Судебника 1497 г. статьи, отражающие институт послушества. Сравните его с аналогичным институтом по «Русской Правде» и Псковской судной грамоте.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.

3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

Сборники документов и хрестоматии:

1. История государства и права России: Хрестоматия: В 3 ч. / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. – Ч. I (XI – XVIII вв.). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

2. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. I. Начала формирования судебной власти / Отв. ред. Н.М. Золотухина. М., 2003.

3. Отечественное законодательство XI – ХХ веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI – XIX вв.) / под ред. проф. О.И. Чистякова. М., 2006.

4. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. I. М., 1984.

5. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. М., 2010.

Дополнительная литература:

1. Амплеева Т. Ю. Борьба с судебным произволом чиновников в Московской Руси (XVI – XVII вв.) // Государство и право. 2006. № 10.

2. Афанасьева В.И. Инновация российской истории XV–XIX вв. // История государства и права. 2005. № 3.

3. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.

4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2005.

5. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. СПб., 2004.

6. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика): Монография. Домодедово, 1997.

7. Воробьев А.В. Разбойный приказ в XVI – начале XVII в.: эволюция, руководство, административная практика // Российская история. 2012. № 1.

8. Егоров В.С. История уголовного наказания в период становления российского права // Государство и право. 2006. № 5.

9. Казаков Р.Б. Судебник 1497 года // Вопросы истории. 2000. № 3.

10. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Первый суд // Российская юстиция. 2005. № 3.

11. Кучкин В.А. Судебник 1497 года и договорные грамоты московских князей XIV–XV вв. // Отечественная история. 2000. № 1.

12. Медведев В.Г.Условия и порядок заключения брака по русскому семейному праву (XIII – XV вв.) // История государства и права. 2009. № 21.

13. Мухаметшин А.Ф. Правовые основы раскрытия и пресечения преступлений на Руси (X – XVI вв.) // История государства и права. 2010. № 3.

14. Радченко К.Н. Взаимодействие церкви и государства в сфере исполнения уголовных наказаний в истории России // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2011. № 1.

15. Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в Русском государстве XV–XVIII вв. М., 1995.

16. Рожнов А.А. К проблеме определения преступлений, каравшихся смертной казнью по Судебнику 1497 г. // Российский юридический журнал. 2011. № 5.

17. Рожнов А.А. Смертная казнь в Московском государстве по свидетельствам современников-европейцев // Российский юридический журнал. 2010. № 3.

18. Рожнов А.А. Особенности общественного восприятия уголовных наказаний в Московском государстве по свидетельствам современников-европейцев // История государства и права. 2012. № 4.

19. Рожнов А.А. Уголовное право Московского государства (XIV – XVII вв.): учебно-методическое пособие. Ульяновск, 2007.

20. Серов Д.О. Особенности уголовного процесса России конца XV – первой четверти XVIII в. // Журнал российского права. 2009. № 9.

21. Смирнов С.Н. К вопросу о развитии права собственности на землю в Русском государстве в XV – XVII вв. // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2006. № 2.

22. Смыкалин А. Зарождение судебной системы Русского государства // Российская юстиция. 2000. № 10.

23. Юткин В. Судебник Ивана III – первый кодифицированный правовой акт на Руси // Российская юстиция. 1997. № 7.

 

 

4.4. Соборное Уложение 1649 г.

Практическое занятие

Целью данного практического занятия является закрепление у студентов знаний о содержании Соборного Уложения 1649 г. как кодекса средневекового русского права посредством отработки навыка критического анализа текста первоисточника. На занятии предполагается анализ глав и статей Соборного Уложения по отдельным проблемным вопросам.

При подготовке к занятию необходимо изучить теоретический материал, ознакомиться с соответствующими разделами учебной и научной литературы.

I. Теоретическая часть. При подготовке к занятию необходимо изучить по учебной и научной литературе следующие теоретические вопросы:

1. Соборное Уложение 1649 года: история создания, источники, структура, особенности.

2. Характеристика гражданского права (собственность, обязательственное право, наследственное право).

3. Уголовное право (понятие преступления в сравнении с «Русской Правдой», Псковской судной грамотой, Судебником 1497 г., виды преступлений, виды наказаний, новые институты уголовного права).

4. Судебный процесс (судебные органы, два вида процесса – состязательный и розыскной, доказательства в суде, положение суда).

Основные понятия: вотчина, родовая вотчина, поместье, право родового выкупа, купчая, «добрые люди», «лихой человек», «облихование», «крамола», «подым», «бесхитростное деяние», ябедничество, торговая казнь, челобитная, бессудная грамота, правая грамота, судная грамота, присяга, «крестное целование», «поле», розыскной процесс, «повальный обыск», судный список, отвод судей, «подписка».

Рекомендации для подготовки к занятию:

Соборное уложение 1649 года было первым печатным кодексом России. Уложение открыто закрепляло привилегии господствующего класса и неравное положение зависимого населения. Рассматривая первый вопрос нужно обратить внимание на историю создания и принятия Соборного Уложения, его структуру и особенности, и, в частности, на гл. XI «Суд о крестьянах», которая определила полное и всеобщее закрепощение крестьян России. В результате нужно отметить, какое значение оказало принятие Соборного Уложения на общественно-политическую жизнь страны.

Изучая материал по второму вопросу, необходимо пользоваться статьями Соборного Уложения и характеризовать на этой основе институты гражданского права. Здесь важно рассмотреть поместное и вотчинное право, договорные отношения, две формы наследования имущества.

Содержание третьего вопроса предполагает определение основных тенденций в развитии уголовного права. Оно проходило в условиях резкого обострения классовых противоречий, поэтому и принимало все более карательный характер. В Соборном Уложении получило дальнейшее развитие и уточнение понятие преступления, различались стадии совершения преступления, была дана определенная классификация преступлений. Опираясь на нормы Уложения, следует проанализировать наиболее важные виды преступлений. По мере усиления самодержавия к середине XVII века появляются и новые виды наказания, которые преследуют цели устрашения, возмездия, изоляции преступника от общества.

Рассматривая четвертый вопрос, необходимо остановиться на том, что судопроизводство характеризовалось наличием состязательного и розыскного процессов при явном преобладании последнего. При анализе системы доказательств важно подчеркнуть, что решающей доказательственной силой в розыскном процессе было признание вины подсудимым. Поэтому целью сыска являлось получение признания любой ценой – вплоть до угрозы пытки или применения самой пытки. Далее надо проанализировать другие виды доказательств: «поличное», вещественные доказательства, «повальный обыск».

II. Практическая часть предполагает анализ текста Соборного Уложения 1649 г. с точки зрения отражения в нем состояния отдельных институтов и отраслей отечественного права.

Задания на анализ текста Соборного Уложения 1649 г.:

1. Проанализируйте главу I Соборного Уложения 1649 года и назовите категории преступлений против церкви. Ответы подтвердите соответствующими статьями.

2. Опираясь на статьи 1 – 9 главы I Соборного Уложения 1649 года, определите виды наказаний за преступления против церкви.

3. Сравните ст. 9 Судебника 1497 года и ст. 1 – 5 главы II Соборного Уложения 1649 года. Найдите общие и отличительные черты данных категорий уголовных преступлений и наказаний.

4. Опираясь на текст главы II Соборного Уложения 1649 года, охарактеризуйте институт доноса (ложного доноса) по политическим преступлениям (проверка доноса, кто рассматривал дело по ложному доносу, наказания за ложный донос, вознаграждение за донос).

5. Используя ст.4 – 5 главы III Соборного Уложения 1649 года назовите категории и виды преступлений и наказаний.

6. На основе главы V Соборного Уложения 1649 года охарактеризуйте преступление против порядка управления – фальшивомонетничество.

7. Проанализируйте ст. 3 – 4 главы X Соборного Уложения 1649 года и охарактеризуйте институт отвода судьи в судебном процессе.

8. Найдете в главе X Соборного Уложения нормы, касающиеся взяточничества в суде. Сравните со ст. 1, 33 Судебника 1497 года и сформулируйте общие и отличительные черты.

9. Опираясь на ст. 100 – 104 главы X Соборного Уложения 1649 года охарактеризуйте состязательную форму судебного процесса.

10. На основе ст. 144 главы X Соборного Уложения 1649 года охарактеризуйте статус недельщика (деятельность, функции недельщика, вознаграждения недельщику).

11. Проанализируйте ст. 160 главы X Соборного Уложения 1649 года и определите, о каком виде свидетельских показаний идет речь.

12. Найдете в главе X Соборного Уложения 1649 года статью, касающуюся специального вида обыска – повального обыска. Охарактеризуйте данный институт.

13. Проанализируйте ст. 193 – 195 главы X Соборного Уложения 1649 года и определите виды гражданско-правовых договоров.

14. Используя ст. 203 главы X Соборного Уложения 1649 года, ответьте на вопросы: какие





Читайте также:
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.07 с.