Рекомендации для подготовки





Первый вопрос заключаетсяв анализе важнейших нормативных актов Петра I, реформировавших систему государственной власти и управления и окончательно оформивших российский абсолютизм. Характеризуя последовательно губернскую реформу, функции Сената и коллегий, фискалов и прокуратуры, важно выдержать единый алгоритм описания: причины и условия реформы, структура и функции новых органов, нарастание регламентации и бюрократизации государственного аппарата, их место в системе российского абсолютизма. Отдельно следует проанализировать Генеральный регламент как устав государственной гражданской службы.

Во втором вопросе необходимо представить процесс реформирования судопроизводства, которое развивалось от средневекового состязательного процесса к розыскному. Следует остановиться на стадиях судопроизводства, видах доказательств, документальном оформлении судебного делопроизводства, а также следует представить судебную систему первой четверти XVIII века с выявлением функций каждой инстанции.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.

3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

Сборники документов и хрестоматии:

1. История отечественного государства и права: Хрестоматия: В 3 ч. – Ч. 2 (XVIII – начало XX в.). – Т. I (XVIII – первая половина XIX в.) / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

2. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. II. Период абсолютизма / Отв. ред. С.А. Колунтаев. М., 2003.

3. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. 5. М., 1989.

4. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. – М., 2010.

Дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008.

2. Андреев В.В. Представители власти в России после Петра I. Минск, 1990.

3. Андреев И.Л. Дворянство и служба в XVIII веке // Отечественная история. 1998. № 2.

4. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб, 1997.

5. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. СПб., 2004.

6. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра 1. М.– Л., 1945.

7. Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. М., Л., 1913-1941.

8. Дворянская империя XVIII века (основные законодательные акты) Сб. документов. Сост. М.Т.Белявский. М., 1960.

9. Ефремова Н.Н. Судоустройство в России в XVIII – 1-й половине XIX в.: Историко-юридическое исследование. М., 1993.

10. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994

11. Некрасов Г.А. Учреждение коллегий в России и шведское законодательство // Общество и государство феодальной России. М., 1975.

12. Никифоров Л.А. Россия в период реформ Петра I. М., 1973.

13. Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России. М., 1986.

14. Очерки русской культуры XVIII века. Ч.2. М., 1987.

15. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994

16. Попов Д.Ф. проблема российской абсолютной монархии (верховная власть) в русской исторической науке. М., 1999.

17. Развитие русского права второй половины XVII – XVIII вв. М., 1992.

18. Семевский М.И. Тайный сыск Петра I. М.: Русич, 2000.

19. Сизиков М.И. Полицейская реформа Петра I // Правоведение. 1992. № 2.

20. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI – XVIII вв. М., 1991.

21. Чернов А.В. Государственные учреждения России в XVIII в. М., 1960.

 

5.3 – 5.4. Развитие отечественного права в первой половине XVIII в.

Практическое занятие

Целью практического занятия является закрепление у студентов целостных представлений о процессе развития основных отраслей отечественного права в первой половине XVIII в. через отработку навыка работы с текстом источников и анализа их статей. На занятиях предполагается проанализировать содержание нормативных правовых актов первой половины XVIII в.

Вторую часть темы, посвященную рассмотрению развития уголовного и процессуального права, рекомендуется провести с использованием методики работы в малых группах и проектной технологии, при которой студенты готовят мультимедийные презентации по отдельным вопросам (например, «Артикул воинский как источник уголовного права», «Виды преступлений по Артикулу воинскому», «Цели и виды наказаний в России в XVIII в.», «Смертная казнь как вид уголовного наказания в России в XVIII в.», «Система доказательств в русском праве в XVIII в.» и др.) и защищают их на занятии.

При подготовке к занятию необходимо изучить теоретический материал, ознакомиться с соответствующими разделами учебной и научной литературы, подготовить мультимедийные презентации.

I. Теоретическая часть. При подготовке к занятию необходимо изучить по учебной и научной литературе следующие теоретические вопросы:

1. Источники права в XVIII веке.

2. Гражданское право (вещное, обязательственное, семейное, наследственное).

3. Уголовное право (источники уголовного права, понятие и система преступления, понятие и система наказаний).

4. Процессуальное право (источники процессуального права, формы, стадии, участники процесса, доказательная база).

Темы для сообщений и докладов:

1. Дуэль и ее законодательное регулирование в XVIII–XIX вв.

2. Смертная казнь как вид уголовного наказания в России в XVIII в.

Основные понятия: именной указ, сенатский указ, манифест, устав, регламент, жалованная грамота, Артикул Воинский, Табель о рангах, Уложенная комиссия, недвижимость, договор товарищества, вексель, шельмование, анафема, политическая смерть, совершенные и несовершенные доказательства, теория формальных доказательств, розыскной процесс.

Рекомендации для подготовки к занятию:

Изучение темы следует начать с того, что в Российском государстве в начале XVIII века действовали нормы Соборного Уложения 1649 года. Также появляются совершенно новые формы законодательных актов: указы (именные, сенатские и др.), манифесты, уставы, регламенты, жалованные грамоты, Артикул Воинский, Табель о рангах. При ответе необходимо дать характеристику каждого вида законодательных актов и привести конкретные примеры. В заключении необходимо затронуть проблему создания в XVIII веке нового Уложения.

При раскрытии второго вопроса следует использовать нормы указов «О единонаследии» от 18 марта 1714 г., «О покупке к заводам деревень» 1721 г. Необходимо остановиться на характеристике вещного, обязательственного, семейного и наследственного права. Особое внимание следует уделить процессу по уравнению в правовом положении вотчин и поместий, новым видам гражданско-правовых договоров, институту заключения брака.

Отвечая на третий вопрос, необходимо использовать Воинский артикул 1715 г. Начать следует с истории принятия, структуры и особенностей Артикула. Далее следует подчеркнуть, что в Артикуле законодатель постепенно переходит от казуального изложения к абстрактному. Многие статьи снабжены толкованием (комментарием). В заключении важно охарактеризовать понятие преступления, виды преступлений, понятие и цели наказания и определить четкую систему наказаний по Воинскому артикулу.

Рассматривая четвертый вопрос, следует указать, что основной тенденцией развития российского процессуального права в XVIII веке стало окончательное вытеснение состязательного процесса розыскным. Особенно отчетливо это прослеживается при сравнении указа 1697 г. и «Краткого изображения процессов или судебных тяжб». Тем не менее отдельные элементы состязательности сохранялись (например, возможность устных объяснений сторон в суде, представительство и др.), что хорошо видно из указа «О форме суда» 1723 г.

II. Практическая часть предполагает анализ текста следующих нормативных правовых актов: Указа о единонаследии (1714 г.), Воинского Артикула (1715 г.), Краткого изображения процессов или судебных тяжеб (1715 г.), Указа о форме суда (1723 г.) с точки зрения отражения в нем состояния отдельных институтов и отраслей отечественного права.

Задания на анализ текста источников:

1. Проанализируйте текст Указа «О единонаследии» 1714 г. и оцените его значение в процессе по уравнению в правовом положении вотчин и поместий. Как Вы думаете, чем руководствовался законодатель, когда предоставлял право наследования недвижимого имущества только одному наследнику?

2. Проанализируйте текст Указа «О единонаследии» 1714 г. и ответьте на следующие вопросы: кто в семье имел преимущественное право наследования недвижимого имущества; какой порядок наследования имущества был установлен Указом в случае, если собственник имущества умирал бездетным; с наступлением какого возраста можно было передавать по наследству движимое и недвижимое имущество? Подтвердите свои ответы соответствующими статьями.

3. На основе норм Указа «О единонаследии» 1714 г. определите возраст для вступления в брак. Произошли ли изменения по сравнению с нормами Стоглава 1551 года?

4. Опираясь на ст. 8 Указа «О единонаследии» 1714 г. сформулируйте основные изменения в понятии и передачи имущества в приданое.

5. В соответствии со ст. 1 Указа «О единонаследии» 1714 г. свободное отчуждение недвижимости было запрещено. Проанализируйте ст. 12 Указа и определите, какие последствия были установлены в случае в продажи недвижимых вещей.

6. Проанализируйте Указ «О покупке к заводам деревень» 1721 г. и укажите, каковы были цели принятия данного документа, к каким правовым последствиям привело его издание в социальной сфере.

7. Проиллюстрируйте конкретными статьями Артикула Воинского следующие особенности института наказания: отсутствие индивидуализации, неопределенность формулировок, отсутствие формального равенства перед законом.

8. Проанализируйте главу I Артикула Воинского 1715 года и назовите составы преступлений против церкви. Ответы подтвердите соответствующими статьями.

9. Используя нормы главы 3 Артикула Воинского 1715 года, определите, какие преступления именовались «государево слово и дело» и какие наказания за них предусматривались? Ответы подтвердите соответствующими статьями.

10. Опираясь на главу 4 Артикула Воинского 1715 года, назовите составы воинских преступлений. Ответы подтвердите соответствующими статьями.

11. Проанализируйте арт. 53 – 54 главы 5 Артикула Воинского 1715 года и определите, за какую незаконную деятельность офицеры могли быть приговорены к лишению чести, чина и имения?

12. На основе анализа арт. 63 главы 7 Артикула Воинского 1715 года определите, какой состав преступления впервые появился в российском уголовном праве.

13. Опираясь на главу 12 Артикула Воинского 1715 года, ответьте на следующие вопросы: что понималось под дезертирством; какое наказание устанавливалось за бегство с поля боя?

14. Используя арт. 123 главы 15 Артикула Воинского 1715 года охарактеризуйте институт крайней необходимости.

15. Проанализируйте арт. 133 – 138 главы 17 Артикула Воинского 1715 года и укажите, какие виды наказания устанавливались за государственные (политические) преступления.

16. Опираясь на ст. 139 – 140 главы 17 Артикула Воинского 1715 года охарактеризуйте институт дуэли в уголовном праве.

17. На основе норм Артикула Воинского 1715 года определите, о каких институтах уголовного права идет речь: 1) арт. 155 гл.19; 2) арт. 156,157 гл. 19; 3) арт. 159 гл.19.

18. Найдите в главе 22 Артикула Воинского 1715 года статьи, устанавливавшие ответственность за следующие преступления: 1) лжесвидетельство; 2) обмер и обвешивание; 3) срывании, порча правительственных указов и распоряжений.

19. Проиллюстрируйте конкретными статьями «Краткого изображения процессов или судебных тяжеб» 1715 года основные принципы розыскного процесса.

20. Опираясь на нормы «Краткого изображения процессов или судебных тяжеб» 1715 года назовите три части судебного процесса и охарактеризуйте первую часть. Ответ должен быть подтвержден конкретными статьями.

21. Проанализируйте «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб», укажите и охарактеризуйте основные виды доказательств, используемые в уголовном процессе. Проиллюстрируйте нормами данного законодательного акта, как действовала теория формальных доказательств.

22. На основе текста «Краткого изображения процессов или судебных тяжеб» определите, кто не мог выступать в суде в качестве свидетеля.

23. В соответствии с частью ВТОРОЙ процессу главы V «Краткого изображения процессов или судебных тяжеб» 1715 года охарактеризуйте пытку как вид доказательства в судебном процессе.

24. Проанализируйте часть ТРЕТЬЮ процесса «Краткого изображения процессов или судебных тяжеб» 1715 года и опишите институт приговора в уголовном процессе.

25. Проиллюстрируйте конкретными статьями Указа «О форме суда» основные принципы состязательного процесса.

26. Сравните основные принципы инквизиционного процесса по «Краткому изображению процессов или судебных тяжеб» 1715 года с принципами состязательного процесса по Указу «О форме суда» 1723 года. Сделайте соответствующий вывод.

Для закрепления теоретического материала также рекомендуется прорешать задачи:

Вариант 1

Задача № 1

По Указу «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» 1714 г.:

Помещик Скворцов, имевший двух сыновей от разных жен, свое недвижимое имущество (три деревни с шестьюстами крестьянскими душами) завещал старшему сыну, а младшему сыну выделил две тысячи рублей и драгоценности его матери. После смерти отца младший сын подал в суд иск, оспаривающий завещание. В своем иске он указал, что одна деревня и сто двадцать душ крестьян являются приданным его матери. Какое решение должен вынести суд?

Задача № 2

По Артикулу воинскому 1715 г.:

Солдат Ростовского полка Никита Бобылев предстал перед военным судом по обвинению в утрате своего мундира. На суде он показал, что будучи пьяным, продал свой мундир купеческому сыну Алексею Антипину. Какое решение должен принять суд?

Задача № 3

По Артикулу воинскому 1715 г.:

Дворовый человек петербургского вельможи Спиридон рубил лес на не принадлежащем его господину участке. Указанную порубку остановил проезжавший мимо полицейский поручик. Разъяренный Спиридон бросился с топором на поручика. Поручик зарубил Спиридона саблей. Вельможа потребовал наказать поручика за убийство его человека. Понесет ли наказание поручик? Почему?

Задача № 4

По Указу «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 г.:

В 1723 г. суд рассматривал дело о краже солдатом Сидоровым коровы. Никаких прямых доказательств не было обнаружено. Против Сидорова свидетельствовал только мелкий торговец Барышников, который будто бы видел Сидорова, продающего похищенную корову на рынке. Однако на стороне Сидорова выступил потомственный дворянин полковник Олсуфьев, утверждавший, что в момент предполагаемой кражи солдат Сидоров находился в его распоряжении вдали от места преступления. Чьи показания будут признаны более основательными?

Задача № 5

По Указу «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 г.:

Судья Васильев расследовал дело солдата Максимова, обвиненного в распевании нецензурных песен. Максимов свою вину отрицал, а свидетель Корнеев, давший показания на Максимова, ссылался на своего приятеля Сазонова. Последний якобы видел и слышал, как пьяный Максимов шел по улице и громко пел непристойные песни. Других свидетелей не было, при этом самого Сазонова доставить в суд не удалось, т.к. за несколько дней до судебного разбирательства он был направлен для дальнейшего прохождения службы в дальний гарнизон. Судья Васильев на основании показаний Корнеева приказал жестоко пытать подозреваемого солдата. Максимов, страдавший заболеванием сердца, во время пытки умер. Имел ли право судья Васильев при данных обстоятельствах подвергать подозреваемого пытке? Может ли судья сам понести наказание? Если – да, то какое?

Вариант 2

Задача №1

По Указу «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» 1714 г.:

После смерти в 1719 г. дворянина Андрея Ивановича Арсеньева остались два его сына (старший Иван 20 лет и младший Антон 18 лет) и дочь Елизавета 17 лет. Арсеньев завещания не оставил. Как будет поделено его движимое и недвижимое имущество между детьми? Может ли Елизавета Арсеньева жить в родительском доме после смерти отца? При каких условиях?

Задача № 2

По Артикулу воинскому 1715 г.:

Двенадцатилетний Ванька Смирнов, сын дворового человека майора лейб-гвардии Измайловского полка, был пойман при попытке украсть из лавки фунт сахара. Какое наказание ожидает Ваньку Смирнова?

Задача № 3

По Артикулу воинскому 1715 г.:

В 1720 году в Преображенский приказ поступило анонимное письмо, в котором сообщалось, что капитан Семеновского полка Андрей Новокрещенов просил своего дворового «найти ворожею, которая бы приворотила государя, чтобы был по-старому ко мне добр». Следствие по анонимке установило, что капитан Новокрещенов действительно искал колдунью для приворота царя. Какое наказание ожидает Андрея Новокрещенова? Будет ли наказан аноним? Если будет, то каким образом?

Задача № 4

По Указу «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 г.:

В 1742 году 14-летняя Прасковья Федорова убила двух своих подружек. Суд для выяснений обстоятельств дела приговорил Прасковью Федорову к пытке. Правомерны ли действия суда? Почему?

Задача № 5

По Указу «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 г.:

По делу об обвинении офицера Лопухина в дезертирстве мнения судей разделились. Какой должен быть вынесен приговор в случае такого противоречия? Как решалось дело, если мнения судей разделялись поровну?

Вариант 3

Задача № 1

По Указу «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» 1714 г.:

После смерти в 1716 г. дворянина Семена Александровича Кораблева осталась только одна замужняя дочь Анна Семеновна Пантелеева. Может ли А.С. Пантелеева наследовать имение С.А. Кораблева? При каких условиях?

Задача № 2

По Артикулу воинскому 1715 г.:

Француз граф де Р., находящийся на службе у российского императора, в 1718 году вызвал на поединок русского дворянина С. В результате дуэли С. был тяжело ранен. Будут ли Р. и С. привлечены к уголовной ответственности? Какое наказание ожидает каждого из них?

Задача № 3

По Артикулу воинскому 1715 г.:

Рядовой Иван Зубов, находясь в крепости в карауле, напился водки, пьяным уснул и в таком виде был обнаружен дежурным офицером. Как будет наказан И. Зубов? Как следует отнестись к тому, что Зубов находился в состоянии опьянения?

Задача № 4

По Указу «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 г.:

По подозрению в причастности к убийству был жестоко пытан поручик Хмельнов, однако он в ходе пытки вину свою не признал. При этом никаких прямых улик против поручика не было. Допустимо ли применение к Хмельнову пытки по этому поводу снова?

Задача № 5

По Указу «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 г.:

В 1717 году в Москве монетчика Федора Жеребца обвинили в денежном обороте фальшивой монеты. В ходе судебного разбирательства Ф. Жеребец пригласил двух свидетелей: своего приятеля 14-летнего Дмитрия Салтакова и соседа Сеньку Митрофанова, которые должны были свидетельствовать в его пользу. Суд отказал Ф. Жеребцу в приглашении Дмитрия Салтакова в качестве свидетеля и приговорил к пытке. Правомерно ли решение суда? Почему Ф. Жеребцу отказали в приглашении Дмитрия Салтакова в качестве свидетеля?

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.

3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

Сборники документов и хрестоматии:

1. Законодательство Петра I / Под ред. А.А. Преображенского, Т.Е. Новицкой. М., 1997.

2. История государства и права России: Хрестоматия: В 3 ч. / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. – Ч. I (XI – XVIII вв.). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

3. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. I. Начала формирования судебной власти / Отв. ред. Н.М. Золотухина. М., 2003.

4. Отечественное законодательство XI – ХХ веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI – XIX вв.) / под ред. проф. О.И. Чистякова. М., 2006.

5. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. I. М., 1984.

6. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. М., 2010.

Дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008.

2. Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII в. М., 1999.

3. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. СПб., 2004.

4. Вдовина Л.Н. Право и суд // Очерки русской культуры XVIII в. / Под ред. Б.А. Рыбакова. Ч. 2. М., 1987.

5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2005.

6. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика): Монография. Домодедово, 1997.

7. Ворошилова С.В. Положение женщины в крестьянской семье в дореволюционной России // История государства и права. 2012. № 3.

8. Дорская А.А. Церковное и уголовное право Российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния // История государства и права. 2005. № 3.

9. Жильцов С.В. Политические аспекты наказания в уголовной политике Петра I // Правоведение. 2002. № 1.

10. Косарев С.Ю. Расследование преступлений в России в XVIII в. // История государства и права. 2005. № 3.

11. Лебедев В.В. Религиозные преступления в законодательстве Российской империи в XVIII – начала XX вв.: монография. Псков, 2007.

12. Серов Д.О. Судебная реформа Петра I. Историко-правовое исследование: монография. М., 2009.

13. Серов Д.О. Особенности уголовного процесса России конца XV – первой четверти XVIII в. // Журнал российского права. 2009. № 9.

14. Серов Д. Палач взялся за топор: Сенаторы и губернаторы под судом Петра I // Родина. 2006. №8.

15. Смыкалин А. Формирование судебной системы в период абсолютизма // Российская юстиция. 2001. № 1.

16. Токарчук Р.Е. Эволюция понятий «кража» и «грабеж» в законодательстве императора Петра I: историко-правовой очерк // Российский юридический журнал. 2012. № 1.

17. Фабричная Т.Б. Эволюция института усыновления в российском праве XVIII – XX вв. (историко-правовое исследование): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2010.

18. Шаляпин С.О. Установление возраста уголовного вменения в русском праве XVII–XIX вв. // История государства и права. 2005. № 3.

19. Щеглова Е.Н. Правовое регулирование ответственности за воинские преступления в эпоху правления Петра I // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2011. № 3.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. В результате государственных и административных реформ Петра I в России: а) утвердилась абсолютная власть монарха; б) усилилась роль Боярской думы; в) сложилась сословно-представительная монархия; г) созданы бюрократия, регулярная армия и полиция; д) усилилась роль Земских Соборов.

2. Петр I принял титул императора в: а) 1700 г.; б) 1709 г.; в) 1711 г.; г) 1721 г.

3. При Петре I были созданы такие органы государственной власти, как: а) губные избы; б) коллегии; в) Сенат; г) Земские соборы; д) приказы.

4. Соотнесите понятия и определения:

1) коллегии а) центральные учреждения, ведавшие

отдельными отраслями государственного

управления

2) магистраты б) выборные городские органы, ведали

судебными, полицейскими, хозяйственными

и финансовыми делами

3) Преображенский приказ в) центральное государственное учреждение,

получившее право следствия и суда по

политическим преступлениям

4) гофгерихты г) судебные органы, рассматривали

уголовные и гражданские дела, были

апелляционной инстанцией

5) ландраты

5. Святейший правительственный Синод был основан как: а) высшее учебное заведение для подготовки и обучения высшего духовенства; б) государственное учреждение для управления Русской православной церковью; в) высшая судебная инстанция России.

6. Введенный Петром I основной прямой налог, которым облагалось все мужское население податных сословий, назывался подушная

7. Установите правильную последовательность событий периода правления Петра I: а) создание Сената; б) создание губерний; в) создание Синода.

8. Соотнесите имена императриц и периоды их правления:

1) Екатерина I а) 1725 – 1727 гг.

2) Екатерина II б) 1730 – 1740 гг.

3) Анна Иоанновна в) 1741 – 1761 гг.

4) Елизавета Петровна

9. Кабинет министров с законодательными полномочиями и правом подписи указов был учрежден в: а) 1725 г.; б) 1731г.; в) 1741 г.; г) 1801 г.

10. Процесс уравнения статуса вотчины и поместья завершился с принятием: а) Указа о престолонаследии; б) Указа о единонаследии; в) Табели о рангах.

11. В соответствии с Указом о покупке к заводам деревень 1721 г.: а) купцы получили право приобретать крестьян для работы на фабриках и заводах; б) крепостные крестьяне получили право приобретать населенные земли; в) лица недворянского происхождения были лишены права приобретать населенные земли.

12. Соотнесите нормативные правовые акты и их содержание

1) Табель о рангах а) порядок организации, деятельности и

структура коллегий

2) Духовный регламент б) правовое положение церкви, состав и

компетенция Синода

3) Генеральный регламент в) правовое положение городского

населения, управление городами

4) Регламент Главному магистрату

13. По Указу «О единонаследии» от 23 марта 1714 г.: а) отменено право родового выкупа; б) введено право наследования недвижимого имущества только одним из сыновей; в) отменено наследование по завещанию; г) при наследовании недвижимости по закону действовал принцип майората; д) недвижимость делилась поровну между всеми наследниками.

14. Установите правильную последовательность издания нормативных правовых актов: а) Указ о форме суда; б) Указ о единонаследии; в) Краткое изображение процессов и судебных тяжеб.

15. Табель о рангах устанавливал _____ классов чинов придворных, военных и гражданских. Чин определенного класса давал личное или потомственное дворянство.

 

 

ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В ПЕРИОД «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА»
(вторая половина XVIII в.)

6.2. Сословный строй Российской империи во второй половине XVIII в.

Семинарское занятие

Целью данного семинарского занятия является изучение социальной структуры Российского государства в XVIII в.; характеристика правового положения отдельных сословий Российской империи во второй половине XVIII в. (духовенство, крестьянство); выявление особенностей развития сословного строя Российской империи во второй половине XVIII в.

Семинар предполагается провести с использованием обсуждения видеофильма.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие «сословие». Особенности сословного строя Российской империи во второй половине XVIII в.

2. Дворянство в России во второй половине XVIII в.: категории, правовое положение.

3. Духовенство в России во второй половине XVIII в.: категории, правовое положение.

4. Городское население в России во второй половине XVIII в.

5. Крестьянство в России во второй половине XVIII в.: категории, правовое положение. Развитие крепостного права во второй половине XVIII в.

Основные понятия: сословия, дворянство, личное и потомственное дворянство, титулованное и нетитулованное дворянство, поместное и беспоместное дворянство, духовенство, белое и черное духовенство, крестьянство, чиновничество, мещане, гильдейское купечество, именитые граждане, цеховые ремесленники, дворцовые крестьяне, посессионные крестьяне, экономические крестьяне, крепостное право, барщина, оброк, секуляризация церковных имуществ.





Читайте также:
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.055 с.