Рекомендации для подготовки к занятию





Первый вопрос вводный. Здесь следует вспомнить понятие «сословие», перечислить сословия Российской империи при правлении Екатерины II: дворянство, духовенство, городское население, крестьянство, чиновничество, казачество. Также необходимо определить особенности сословной структуры российского общества в изучаемый период. Для наглядного изучения вопроса следует обучающимся следует составить совместно с преподавателями схему по сословной структуре Российской империи во второй половине XVIII в. и на ее основе выявить характерные черты социальной структуры той эпохи.

При ответе на второй вопрос следует отметить, что во 2-й пол. XVIII века был завершен процесс консолидации различных слоев господствующего класса в одно дворянское сословие. Здесь важно охарактеризовать закрепленные привилегии и права дворян.

Центральное место в ответе третий вопрос должна занять характеристика правового положения привилегированного (неподатного) сословия – духовенства. При анализе правового статуса духовенства следует обратить внимание на огосударствление церкви, секуляризацию церковных земель по Указу от 26 февраля 1764 г., на введение некоторых налогов для духовенства. В то же время не следует забывать, что духовенство оставалось замкнутой категорией населения, что проявлялось, в частности, в передаче по наследству сословной принадлежности. Также следует отличать положение черного и белого духовенства.

Рассматривая четвертый вопрос, целесообразно рассказать о том, что города во 2-й пол. XVIII века развивались как центры торговли и крупного производства. Для преодоления отсталости страны и укрепления обороны царское правительство стимулировало развитие торговли, промышленности, предоставляя различные льготы, создавая органы городского самоуправления, судебные органы для горожан. Еще с начала XVIII в. шел процесс оформления городского сословия, который завершился принятием Екатериной II Жалованной грамоты на права и выгоды городам Российской империи 1785 года. При ответе на вопрос следует остановиться на характеристике прав, обязанностей и привилегий отдельных категорий городского населения.

Пятый вопрос посвящен рассмотрению непривилегированного (податного) сословия – крестьянства. Здесь следует выделить и охарактеризовать правовой статус следующих категорий крестьян: помещичьих (частновладельческих), государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных).

Для более углубленного изучения материала рекомендовано просмотреть видеофильм о положении отдельных сословий и обсудить его, ответив на ряд вопросов.

Вопросы для обсуждения:

1. Какова была структура дворянского сословия? Было ли оно однородным?

2. Назовите основания приобретения дворянства в Российской империи в ХVIII в.

3. Что являлось основой привилегированного положения дворянства?

4. Какие обязанности выполняло дворянское сословие по отношению к государству?

5. Какие изменения внесла политика государства в середине XVIII в. в правовой статус дворянства?

6. На какие категории делилось духовенство?

7. В чем особенности правового положения каждой категории?

8. Какая категория духовенства носила наследственный характер?

9. Какие место с точки зрения государства должны были занимать представители духовенства?

10. Какой процесс относительно духовенства завершился во второй половине 18 в.?

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.

3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

Сборники документов и хрестоматии:

1. История отечественного государства и права: Хрестоматия: В 3 ч. – Ч. 2 (XVIII – начало XX в.). – Т. I (XVIII – первая половина XIX в.) / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

2. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. II. Период абсолютизма / Отв. ред. С.А. Колунтаев. М., 2003.

3. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. 5. М., 1989.

4. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. – М., 2010.

Дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008.

2. Белявский М.Т. Сословия и сословный строй // Очерки русской культуры XVIII в. / Под ред. Б.А. Рыбакова. Ч. 2. М., 1987.

3. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. СПб., 2004.

4. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

5. Кириллова Т.К. Правовой статус крестьян Российской империи в период абсолютной монархии // История государства и права. 2006. № 2.

6. Пашенцев Д.А. История государства и права России: курс лекций. М., 2010.

7. Рикман В.Ю. Дворянское законодательство Российской империи. – М., 1992.

8. Семенов А.К. Городская гражданская реформа Екатерины II и выборы в городах Центрального Черноземья // Вопросы истории. 2006. № 5.

9. Смирнов С.Н. История отечественного государства и права: учебное пособие. М., 2009.

10. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. Т. 1: V – начало ХХ в. – М.: Норма, 2010.

11. Толстая А. И. История государства и права России. Учебник для вузов. М., 2010.

 

 

6.3. Сословное законодательство во второй половине XVIII в.

Практическое занятие

Целью практического занятия является закрепление теоретического материала о правах и привилегиях дворянства и городского населения Российского государства во второй половине XVIII в. через формирование умения работать с текстом первоисточника – Жалованных грамот дворянству и городам 1785 г., навыка анализа и обобщения данных источника, составления и заполнения таблиц.

На занятии предполагается работа в малых группах и заполнение трех таблиц: «Права и привилегии дворянства по Жалованной грамоте дворянам 1785 г.», «Правовой статус городского населения по Жалованной грамоте городам 1785 г.», «Особенности правового положения отдельных разрядов городского населения по Жалованной грамоте городам 1785 г.».

При подготовке к занятию необходимо изучить теоретический материал, ознакомиться с соответствующими разделами учебной и научной литературы.

I. Теоретическая часть. При подготовке к занятию необходимо изучить по учебной и научной литературе следующие теоретические вопросы:

1. Права и привилегии дворянства по Манифесту о даровании вольности дворянству 1762 г. и Жалованной грамоте дворянству 1785 г.

2. Разряды городского населения, их правовое положение, органы городского самоуправления по Жалованной грамоте городам 1785 г.

Основные понятия: сословия, дворянство, личное и потомственное дворянство, титулованное и нетитулованное дворянство, поместное и беспоместное дворянство, мещане, гильдейское купечество, именитые граждане, цеховые ремесленники, посадское население, подушная подать, рекрутская повинность.

Рекомендации для подготовки к занятию:

При подготовке к первому вопросу, опираясь на Манифест о даровании вольности дворянству от 1762 г., Жалованную грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 1785 г., следует указать и охарактеризовать закрепленные в Манифесте и Грамоте привилегии и права дворян.

Рассматривая материал второго вопроса, целесообразно остановиться на характеристике Жалованной грамоты городам 1785 г. с точки зрения деление городского населения на разряды, правового положения каждого разряда, возможности создания магистратов как органов городского самоуправления.

II. Практическая часть занятия предполагает заполнение таблиц на основе работы с источником. При этом учебную группу следует разделить на малые подгруппы в соответствии со структурой таблиц, а затем совместно проверить и обсудить ее, дозаполнить.

Таблица 1

Права и привилегии дворянства
по Жалованной грамоте дворянам 1785 г.

Виды прав Права и привилегии Статьи ЖГД
1. Личные права: право на дворянское звание, неотъемлемое, потомственное, наследственное: – дворянин сообщает жене и детям дворянское звание – дворянка не лишается дворянского звания, выходя замуж за недворянина  
  Ст. 15
  Ст.18; 20
право наниматься на иностранную службу  
право выезда заграницу  
2. Имущественные права: право полной собственности на благоприобрет. имения  
запрет конфискации наследственного имения, передача его только законным наследникам  
право приобретать недвижимость в городах  
  Ст. 26
право открывать промышленные и торговые предприятия в своих имениях  
  Ст. 27, 32
  Ст. 33, 34
личное освобождение от податей и повинностей  
3. Судебные права право на защиту дворянского звания, чести и имущества по суду  
основания лишения дворянского звания  
  Ст. 12, 13
4. Сословное самоуправление право губернского и уездного дворянства на свою корпоративную организацию – Дворянское собрание (ДС); во главе ДС – предводитель губернского (уездного) дворянства  
в работе ДС имели право участвовать дворяне:   Ст.63,64,65
ДС имело право (компетенция ДС): Ст.38-44,47-48,54, 66-67

 

Таблица 2

Правовой статус городского населения
по Жалованной грамоте городам 1785 г.

Виды прав Права и привилегии Статьи ЖГГ
1. Личные права: право на наследственное мещанское звание: – мещанин сообщает жене и детям мещанское звание  
2. Имущественные права: право полной собственности на имущество  
  Ст. 19
  Ст. 20
    Ст.25,26
  Ст.23,27
  Ст. 90
3. Судебные права право на защиту чести, жизни и имущества по суду  
право на свой сословный мещанский суд  
основания лишения мещанского звания:   Ст. 86
4. Сословное самоуправление органы городского сословного самоуправления: – Общество градское – Общая городская дума – Шестигласная городская дума  
Общество градское в работе Общества градского могли участвовать:   Ст.51,52
Сроки созыва и компетенция Общества градского:   Ст.29-57
Общая городская дума Состав и сроки заседаний Общей городской думы:   Ст.157,172
Шестигласная городская дума Состав и сроки заседаний Шестигласной городской думы: Ст. 164-165, 174
Компетенция городской думы     Ст. 167

Таблица 3

Особенности правового положения отдельных разрядов
городского населения по Жалованной грамоте городам 1785 г.

Разряды мещан, их состав Особенности правового положения (особые права, привилегии, обязанности) отдельных разрядов Статьи ЖГГ
1. Настоящие городовые обыватели (ст. 63)    
2. Гильдейское купечество (ст. 64) 1ая гильдия: 2-ая гильдия 3-я гильдия      
3. Цеховые ремесленники (ст.65)    
4. Иногородние и иностранные гости (ст. 66)    
5. Именитые граждане (ст. 67)    
6. Посадские люди (ст. 68):    

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.

3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

Сборники документов и хрестоматии:

1. История отечественного государства и права: Хрестоматия: В 3 ч. – Ч. 2 (XVIII – начало XX в.). – Т. I (XVIII – первая половина XIX в.) / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

2. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. II. Период абсолютизма / Отв. ред. С.А. Колунтаев. М., 2003.

3. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. 5. М., 1989.

4. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. – М., 2010.

Дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008.

2. Белявский М.Т. Сословия и сословный строй // Очерки русской культуры XVIII в. / Под ред. Б.А. Рыбакова. Ч. 2. М., 1987

3. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. СПб., 2004.

4. Глазов Ю.В. Сословная политика Екатерины II в отношении купечества // История государства и права. 2012. № 3.

5. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

6. Кириллова Т.К. Правовой статус крестьян Российской империи в период абсолютной монархии // История государства и права. 2006. № 2.

7. Пашенцев Д.А. История государства и права России: курс лекций. М., 2010.

8. Рикман В.Ю. Дворянское законодательство Российской империи. – М., 1992.

9. Семенов А.К. Городская гражданская реформа Екатерины II и выборы в городах Центрального Черноземья // Вопросы истории. 2006. № 5.

10. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. Т. 1: V – начало ХХ в. – М.: Норма, 2010.

11. Толстая А. И. История государства и права России. Учебник для вузов. М., 2010.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Соотнесите имена императоров (императриц) и периоды их правления:

1) Павел I а) 1761 – 1762 гг.

2) Петр III б) 1762 – 1796 гг.

3) Екатерина II в) 1796 – 1801 гг.

4) Александр I

2. В период правления Екатерины II были осуществлены такие преобразования, как: а) отмена крепостного права; б) ликвидация коллегий; в) реформа Сената; г) создание Совета при высочайшем дворе.

3. Установите правильную хронологическую последовательность событий периода правления Екатерины II: а) созыв Уложенной комиссии; б) секуляризация церковных имуществ; в) губернская реформа.

4. В соответствии с Манифестом «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» Петр III освободил дворян от: а) обязательной государственной службы; б) пожизненной государственной службы; в) государственных повинностей и налогов.

5. Соотнесите категории крестьян во второй половине XVIII в. и их характеристики:

1) дворцовые крестьяне а) принадлежали императорской фамилии

2) черносошные крестьяне б) приобретались для работы на заводах

и мануфактурах

3) посессионные крестьяне в) появились в результате секуляризации

церковных земель и находились под

управлением Коллегии экономии

4) экономические крестьяне

6. Жалованная грамота городам была принята в: а) 1714 г.; б) 1764 г.; в) 1775 г.; г) 1785 г.

7. В соответствии с Жалованной грамотой городам всё городское население было поделено на: а) регулярных граждан и «подлых» людей; б) шесть разрядов («настоящие городовые обыватели», гильдейское купечество, цеховые ремесленники, именитые граждане, иностранные и иногородние мещане, посадское население); в) гильдейское купечество, цеховых ремесленников и посадских людей.

8. Губернская реформа Екатерины II предполагала: а) создание дистриктов; б) разукрупнение губерний; в) ликвидацию провинций; г) укрупнение губерний; д) ликвидацию уездов.

9. В 1782 г. в городах были созданы специальные полицейские органы – ______ благочиния.

10. Соотнесите нормативные правовые акты и даты их принятия:

1) Устав благочиния а) 1762 г.

2) Жалованные грамоты дворянству и городам б) 1775 г.

3) Манифест «О даровании вольности и свободы в) 1782 г.

всему российскому дворянству»

г) 1785 г.

11. По указу Павла I «О престолонаследии» 1797 г.: а) наследник престола назначается самим императором; б) престол передается только старшему сыну; в) женщины от наследования престола устраняются.

 

ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

7.2. Роль личности в истории российской государственности (на примере государственных деятелей Российской империи первой половине XIX в.)

Практическое занятие

Целью практического занятия является знакомство обучающихся с биографиями известных государственных личностей, внесших весомый вклад в развитие системы власти и управления страны. На занятии предполагается представить мультимедийные презентации о жизни и деятельности таких известных исторических личностей, как Александр I, М. М. Сперанский, Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей, Аракчеев.

На завершающем этапе занятия предполагается письменная работа, в которой необходимо высказать собственную оценку полученного материала.

При подготовке к занятию необходимо изучить по учебной и научной литературе следующие теоретические вопросы и разработать по ним мультимедийные презентации:

1. Личность императора Александра I и его окружение.

2. Негласный комитет и Непременный совет: состав и деятельность.

Подготовка первого и второго вопросов осуществляется всеми студентами на основе общей исторической литературы. Основная работа по подготовке практического занятия осуществляется по группам. Каждая подгруппа готовит материал (теоретический и мультимедийную презентацию) о следующих персоналиях: Александр I, М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев.

В ходе работы важно представить следующие положения (биографические сведения, ведущие направления и результаты деятельности, оценки их деятельности современниками и историками).

Завершающая часть занятия посвящена анализу полученного материала в виде письменной работы, в рамках которой предполагается высказать собственную оценку изученного.

Основные понятия: министерство, императорская канцелярия, государственный совет, Негласный комитет, Непременный совет, чиновничество, бюрократия, совет при высочайшем дворе.

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.

3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

Сборники документов и хрестоматии:

4. История отечественного государства и права: Хрестоматия: В 3 ч. – Ч. 2 (XVIII – начало XX в.). – Т. I (XVIII – первая половина XIX в.) / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

5. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. II. Период абсолютизма / Отв. ред. С.А. Колунтаев. М., 2003.

6. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. 5. М., 1989.

7. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. – М., 2010.

Дополнительная литература:

1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

2. Ефремова Н.Н. Судоустройство в России в XVIII – 1-й половине XIX в.: Историко-юридическое исследование. М., 1993.

3. Ефремова Н.Н. Судоустройство в России XVIII – начала XX в. М., 1996.

4. Казанцев С.М. Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств в России // Вестник ЛГУ. Сер.6. 1985. № 3.

5. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994

6. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

7. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. – М., 1990.

8. Предтеченский А.Е. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. М.-Л., 1957.

9. Приходько М.А. Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль – сентябрь 1802 г.). М., 2002.

10. Развитие русского права в первой половине XIX в. М.: Наука, 1994.

11. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988.

 

7.3. Развитие права Российской империи в первой половине XIX в.

Практическое занятие

Целью практического занятия является закрепление у студентов целостных представлений о процессе развития основных отраслей отечественного права в первой половине XIХ в. через отработку навыка работы с текстом источников и анализа их статей. На занятиях предполагается проанализировать содержание отдельных положений Свода законов Российской империи 1835 г. и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

При подготовке к занятию необходимо изучить учебную и научную литературу по теме.

I. Теоретическая часть. При подготовке к занятию необходимо изучить по учебной и научной литературе следующие теоретические вопросы:

1. Развитие гражданского (вещного, обязательственного, семейного, наследственного) права по Своду Законов Российской империи 1835 года.

2. Развитие уголовного права по «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года.

3. Развитие процессуального права по Своду Законов Российской империи 1835 года.

Основные понятия: право собственности, «оккупация», законное и незаконное владение, сервитут, узуфрукт, запродажа, товарищество, полное товарищество, товарищество на вере, товарищество на акциях, артель, преступление по Уложению, проступок, уголовные наказания, исправительные наказания, лишение всех прав состояния, лишение всех особенных прав.

Рекомендации для подготовки к занятию:

Изучая перед практическим занятием материал первого вопроса, следует указать, что гражданское право по Своду Законов Российской империи включало в себя вещное, обязательственное, семейное и наследственное право. Характеризуя вещное право, необходимо остановиться на подробном анализе его институтов (право собственности, право владения, право на чужую вещь (сервитут) и залоговое право). Рассматривая обязательственное право, нужно выделить отличия обязательства из договоров от обязательства из причинения вреда, предмет и форму договора, средства обеспечения договора, основания прекращения обязательств, виды договоров.

Затем следует остановиться на семейном и наследственном праве. При подготовке важно выявить форму и условия заключения брака, препятствия к браку, основания для развода, определить статус жены и детей, имущество супругов, формы наследования имущества. В заключении нужно подумать о том, как изменилось законодательство первой половины XIX в. в области гражданского права по сравнению с законодательством XVIII века.

При подготовке на второй вопрос необходимо остановиться на определении причин разработки и принятия Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Следует иметь в виду, прежде всего, кризис феодально-крепостнической системы, развитие капитализма в России, которые привели к обострению классовых противоречий, усилению крестьянских выступлений и выступлений посессионных работных людей. Усиление в связи с этим карательной политики самодержавия вызвало потребность в более четком определении состава государственных преступлений, преступлений против порядка управления. Эту задачу призвано было решить Уложение. Затем необходимо рассмотреть процесс принятия Уложения и структуру этого законодательного акта. Далее следует остановиться на нормах Уложения, относящихся к Общей части, прежде всего, на понятии «преступление», кратко проанализировать нормы Уложения, устанавливавшие формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчавшие или отягчавшие вину, устранявшие уголовную ответственность. Затем надо обратиться к анализу системы преступлений по Уложению. Говоря о системе наказаний, надо проанализировать ту своеобразную «лестницу наказаний», которая была предусмотрена Уложением. Следует помнить, что, несмотря на отражение в Уложении отдельных принципов буржуазного права, оно по своему содержанию было феодально-крепостническим кодексом уголовного права.

Освещение третьего вопроса следует начать с основных черт судоустройства и судопроизводства в России в начале XIX века. При характеристике судопроизводства необходимо указать на характер судебного процесса – инквизиционный. Решающая роль в разбирательстве по делу отводилась полиции, которая осуществляла следствие и исполнение приговора. Следует специально выделить то, что судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало, свидетели и эксперты в суд не вызывались, а сам обвиняемый являлся объектом процесса. Также не надо забывать, что доказательства, как и прежде (по «Краткому изображению процессов или судебных тяжб» 1716 года) делились на совершенные и несовершенные, а пытка, хотя и была запрещена (Указом 1801 года), но на практике существовала. В завершении следует кратко обрисовать состояние судов, в которых процветало взяточничество, волокита, произвол.

II. Практическая часть предполагает углубленное рассмотрение теоретического материала с привлечением источников – Свода законов Российской империи и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и решение задач на основе данных памятников права по подгруппам.

Решение задач на основе анализа документов в малых группах:

Подгруппа

Задача № 1

В 1840 г. умер дворянин С.П. Хоминский. В своем завещании он указал, что имение село Хоминки он передает в городскую казну г. Калуги для обустройства там богадельни. Сыну Хоминского были завещаны все денежные сбережения в размере 200 тыс. рублей, а жене – ежегодное содержание в размере 10 тыс. рублей. Однако сын Хоминского решил опротестовать завещание отца на том основании, что Хоминки являются родовым имением их семьи. Какое решение примет суд?

Задача № 2

Кадниковский купец Ягодников имел в собственности маслодельню, состоящую из 3-х цехов: по производству масла, сыра, творога; помещений для хранения произведенной продукции; лавки для ее реализации. В 1837 г. он решил продать цех по производству творога, т.к. задолжал большую сумму денег. Однако стряпчий отказался заверить договор купли-продажи. Правомерен ли отказ? Обоснуйте свою точку зрения.

Задача № 3

В 1854 г. в суде слушалось дело по обвинению писаря уездного суда Завьялова в лихоимстве. Из материалов дела следовало, что в июле этого года суд за драку и буйство приговорил к наказанию розгами трех крестьян. Когда наступил срок исполнения, двое из крестьян обратились к писарю с просьбой об освобождении от наказания, при этом они дали ему 3 рубля деньгами, 1 пуд пшеничной муки, 10 яблок и на 80 копеек водки. Писарь «дар» принял, однако никаких мер по освобождению крестьян от наказания не предпринял, в связи с чем крестьяне и обратились с жалобой на писаря в суд. Правомерно ли обвинение писаря в лихоимстве? Свой ответ обоснуйте.

Задача № 4

В 1860-1870-е гг. в России действовало преступное сообщество под названием «Червонные валеты». Одной из их крупных афер была продажа дома князя Долгорукова. Так, на одном из балов московскому генерал-губернатору князю В.А. Долгорукову представили молодого человека по имени Павел Карлович Шпеер. Он стал часто бывать в известном всей Москве доме губернатора на Тверской. Однажды Шпеер попросил у князя разрешения показать дом знакомому английскому лорду. Не ожидавший никакого подвоха Долгоруков согласился, и на следующий же день, когда губернатора не было дома, англичанин и Шпеер приехали осматривать особняк. Их сопровождал чиновник, показавший им все помещения, включая хозяйственные постройки. Спустя еще несколько дней лорд приехал к особняку на Тверской в сопровождении секретарей и подвод со скарбом. Он распорядился заносить вещи и в ответ на возмущение княжеской челяди предъявил купчую на дом. Пришлось заявить в полицию, которая выяснила, что лорд купил дом у господина Шпеера за 100 тысяч рублей и законно оформил сделку в нотариальной конторе. Да вот беда: контора просуществовала всего несколько дней, и создал ее сам Шпеер, успевший скрыться с деньгами в неизвестном направлении. Какое преступление совершил Шпеер? Как он должен быть наказан по нормам Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.?

Задача № 5

В мае 1844 года в гостинице «Европа» в Петербурге было найдено тело молодой женщины с огнестрельной раной в голове. Прибывшие на место происшествия следственные чиновники установили, что погибшая Ольга Палем, мещанского происхождения, сама стреляла в себя. Выяснилось, что незадолго до выстрела между Палем и студентом Александром Довнаром, с которым она поддерживала интимные отношения, вспыхнула ссора из-за того, что Довнар отказался жениться на Палем. После бурных разбирательств Довнар выбежал из номера гостиницы, а затем услышал звук выстрела. Квалифицируйте деяние, совершенное О. Палем, определите его правовые последствия. Если бы О. Палем выжила, подверглась бы она наказанию? Будет ли наказан А. Довнар?

Подгруппа

Задача № 1

В 1843 году без завещания скоропостижно умер вологодский купец Масленников. На момент смерти в его собственности находились: деревянный двухэтажный особняк в городе, 70 тысяч рублей золотом, 2 завода скобяных изделий, 3 скобяные лавки, 2 коляски для выезда, векселей на 20 тысяч рублей. Каким образом будет поделено наследство между его родителями, вдовой, сыном 22 лет и незамужней дочкой 15 лет?

Задача № 2

Новгородский дворянин Степанов имел в собственности суконную фабрику, где трудилось 400 посессионных крестьян. В 1839 году он решил продать 100 крестьян, т.к. проигрался в карты и таким образом решил покрыть долг. Однако стряпчий отказался заверять договор купли-продажи. Правомерен ли отказ? Обоснуйте свой ответ.

Задача № 3

В 1856 г. волостной крестьянский суд рассматривал дело о драке двух крестьян. За совершенный проступок крестьянам грозило телесное наказание. Чтобы избежать его, крестьяне обратились к судье Нефедову и при этом дали ему 5 рублей деньгами, 1 гуся, 2 десятка куриных яиц, бутыль наливки. Нефедов принял все подношения, после чего крестьяне были освобождены от наказания. Какое правонарушение совершил Нефедов? Какому наказанию он может быть подвергнут?

Задача № 4

В 1860 г. в Каргопольском уезде Архангельской губернии крестьянином Иваном Петровым был совершен акт самосожжения, в результате чего он умер. Следствие установило, что побудительным мотивом стали старообрядческие религиозные убеждения Петрова, который считал, что скоро настанет конец света и день страшного суда. Квалифицируйте деяние, совершенное Петровым. К какой группе преступлений оно относится?

Задача № 5

Утром 19 апреля 1851 года обитатели дома английского промышленника Осипа Меджера, жившего и работавшего в Екатеринбурге, стали свидетелями страшной картины: хозяин лежал на полу у дверей своей гостиной с проломленной топором головой, а у окна комнаты находилось тело охранника, так же зарубленного топором. При этом полиция установила, что были похищены почти два пуда золота стоимостью более 80 тысяч рублей, принадлежащего англичанину. Расследование показало, что организатором преступления был екатеринбургский купец Петр Дмитриев, который почти три года вынашивал планы убийства преуспевающего золотопромышленника. Он тщательно продумал все детали преступления. Нашел и людей, которые были готовы совершить убийство за некоторое вознаграждение – это были крестьяне Сидор Фалалеев и Федор Костров, а также подобрал канал сбыта похищенного в лице местного мещанина Василия Верходанова. Хотя преступление удалось осуществить по задуманному сценарию, от расплаты его участники не ушли. Спустя некоторое время полиция задержала всех преступников, состоялся суд. Как будет квалифицировано совершенное Дмитриевым и его подельниками деяние? Определите степень соучастия каждого из преступников. Какое наказание назначит им суд?

Подгруппа

Задача № 1

В 1844 г. дворянин Панов за антигосударственное преступление был лишен дворянского состояния и сослан на рудники в Сибирь. Свое намерение добровольно последовать за супругом в Сибирь высказала его жена Елена. Однако отец Елены, препятствуя отъезду дочери, грозил, что следование за мужем – преступником в Сибирь приведет к лишению дворянского звания и её. Может ли быть лишена дворянства Елена Панова вследствие того, что она последовала за супругом-преступником в Сибирь?

Задача № 2

В 1837 г. родовое имение дворян Ушаковых село Ушаковское было продано старшим братом Семёном вследствие его финансовых затруднений. По истечении двух с половиной лет с момента продажи имения Семён поправил свое материальное положение и решил вернуть фамильное имущество в род, выкупив его у новых владельцев. Однако суд ему отказал в этом праве. Правомерно ли поступил судья? Может ли Семён Ушаков сам осуществить право родового выкупа? Если нет, то кто может вернуть село Ушаковское в семью Ушаковых? В течение какого срока это можно сделать?

Задача № 3

В 1849 г. полиция арестовала М.В. Буташевича-Петрашевского и 35 участников его «пятниц» – вечеров, проводившимся по пятницам, на которых обсуждались разные злободневные вопросы русской жизни. Следствие показало, что начиная с 1845 г., Петрашевский «собирал у себя знакомых ему учителей, литераторов, студентов и вообще лиц разных сословий и постоянно возбуждал суждения, клонившиеся к осуждению существующего в России государственного управления». По мнению следствия, на этих «пятницах» петрашевцы рассуждали о том, «как возбуждать во всех классах народа негодование против правительства, как вооружать крестьян против помещиков, чиновников против начальников, как пользоваться фанатизмом раскольников, а в прочих сословиях подрывать и разрушать всякие религиозные чувства, как действовать на Кавказе, в Сибири, в Остзейских губерниях, в Финляндии, в Польше, в Малороссии». Кроме того, полиция установила, что в конце 1848 г. Петрашевский совещался с рядом членов его кружка «об учреждении тайного общества из людей передовых мнений, которые бы могли двинуть гражданский быт вперёд на новых началах, однако же это общество, по разномыслию членов, не состоялось». Как могут быть квалифицированы деяния Петрашевского и членов его кружка в соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.? Какое наказание их ожидало?

Задача № 4

В 1856 году в вологодском старообрядческом селе Богомилово был совершен акт «самозакапывания». Под воздействием слухов о близком конце света крестьянин Федор Ковалев вырыл яму в земляном погребе, куда поместил свою жену и двух малолетних детей, после чего вход в яму завалил. Следствие установило, что жена и дети Ковалева умерли от удушья. Сам Ковалев остался жив, чтобы затем «самозакопаться» вместе со своими престарелыми





Читайте также:
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.152 с.