Следы неведомых зверей (третий голос)...





Эта система чтения создает большее музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть новыми голосовыми средствами.

Можно попросить одного из учеников прочитать все стихотворение одному. И тогда второе многоголосное исполнение окажет сильнейшее влияние на каждого из учеников. И чтение каждого из них станет более выразительным.

Тот же эффект даст чтение по ролям. Оно выделяет речь героя (скажем в басне) и заставляет подчеркнуть специфику этой речи: грубость Волка, робость и заискивающий тон Ягненка, льстивые нотки в монологе Лисы и т.д.

Ученики должны мысленно делить текст на части и давать каждой части определенную окраску в зависимости от ее содержания (1. С. 164 - 1.Рыбникова М.А. Очерки по методике преподавания литературного чтения: Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985. – 288с.). Возьмем отрывок из «Тараса Бульбы». Читаем и составляем план.

Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом...Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор...

Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их - и только на один миг видит их перед собою. "Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?" - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, - и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой... Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю...(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

Где границы этих частей, то есть места больших пауз? В чем содержание каждой части, какова окраска каждого из этих абзацев? Спокойное начало (сон Бульбы); взволнованное чтение, начиная со слов «одна бедная мать не спала». Эти повторения: «Она приникла к изголовью, она расчесывала гребнем их кудри, она глядела на них». И высшая точка в выражении ее чувств: «Сыны мои, сыны мои милые!» Затем Гоголь переходит к спокойному рассуждению о положении женщины в Запорожье. Эта часть читается чуть быстрее, более низким голосом, тоном исторического комментария. И потом снова, после этого перехода, возвращение к живописи чувств. «Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее» – это читается снова медленнее, но с большим количеством логических акцентировок, с выделением деталей, с лирическим подъемом.

Этот краткий анализ показывает, что искусство чтения обусловлено вниманием к теме и к подтеме, вниманием к тем абзацам, из которых слагается целое. Соседство этих подтем-абзацев должно быть использовано чтецом для противопоставлений (спокойный сон отца и бессонная ночь матери), должно быть подчеркнуто паузами, переходами.

Все перечисленные приемы для осуществления метода творческого чтения следует начинать использовать с 5 класса. Должна проводиться работа над выразительным чтением и в связи с разбором произведения, и в связи с упражнениями технического порядка. И уже от восьмиклассника преподаватель вправе требовать самостоятельно прочитеть произведение. В пределах произведения он должен передать замысел писателя, донести до слушателя отношение читателя к предмету описания. Чтение должно соответствовать плану, дать переходы от части к части; дать правильную интонацию. Он грамотно прочитать произведение с выделением голосом темы, передавая его эмоциональную окраску. Учащийся должен прийти к выводу, что вырвзительно прочитать – это значит подать голосом идею и тему произведения. И от него требуется не просто толковое, но выразительное чтение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: