Некоторые важные термины и понятия




ФУСЕКИ

Предисловие

Фусэки (начало партии) должно стать фундаментом для всех последующих ходов. Неудачное начало приведет к сложной и неприятной борьбе в середине и в конце партии, независимо от силы вашей игры. По этой причине профессиональные игроки обычно тратят так много времени, размышляя над первыми ходами.

 

Некоторые важные термины и понятия

 

Мойо – неоформленная территория (то есть возможно вторжение в территорию)

На Д.1 четыре белых камня слева вверху формируют мойо. Четыре черных камня вверху справа создают мойо даже большего размера. В нем Черные обозначили свои владения по обеим сторонам от прочного угла. Если Черные следующим ходом поставят камень в «А», то они построят огромное мойо на всю правую верхнюю четверть доски.

Д.1


Сабаки

Сабаки (ударение на последнем слоге) - гибкая и эффективная форма, не перегруженная камнями, но позволяющая в случае атаки противника легко повысить её прочность и защитить. Иногда ваши камни в одной из частей доски малочисленны, и вашей целью будет скорее не захват территории, а построение хорошей формы, создание потенциальных «глаз» так, чтобы, будучи атакованными, вы могли легко построить «глаза» в этой области или имели возможность убежать в центр доски.

 

Легкость

Легкий ход, это ход, который создает гибкую форму. Ходы, которые строят сабаки, обычно бывают легкими.

Хорошие формы – легкие формы.

 

А – бамбук. Не разрезаемая форма. В – панцирь черепахи. С – цапля. D – цапля в воде. Е – кошка. F – понукки. G – собака (голова собаки). H – лошадь (голова лошади). I – Лебедь. А – фламинго. В – Тигр (пасть тигра). С – змея. D – Сабля. Е – меч. F – лук. G – ружьё. Н – дом. I – дом с балконом.

 

 

Тяжелый ход

Тяжелые камни не могут легко построить глазную форму и, поэтому, подвержены атаке. Если группа камней стала тяжелой, то она не смогла построить сабаки.

Д.2 Д.3

Пример на Д.2 иллюстрирует эти понятия. Черные построили мойо наверху. Если Белые хотят его уменьшить, то одним из способов будет пробный ход 1. Если Черные блокируют 2, то Белые разрежут 3 на Д.3 и форсируют 5, 7. Что теперь делать Белым?

Д.4 Д.5

Диагональное соединение Белых 1 на Д.4 смотрится эффективным потому, что защищает две точки разрезания «А» и «В». Тем не менее, это плохой ход. Черные пойдут 1, 3 на Д.5 и Белые останутся с группой из шести камней, у которых нет возможности построить глаза после хода Ч.5. Теперь эти камни «тяжелые» и будут бежать без базы. Черные, атакуя их, получат и территорию и влияние.

Мы говорим, что раз уж ход 1 на Д.4 приводит к тяжелой форме, то Белым не удалось построить сабаки. Правильным способом будет легкий ход, вроде 1 на Д.6. Этот ход называется легким, потому, что он не защищает от разрезания в «А» и «В». Другими словами, Белые оставляют отмеченные камни легкими и, вероятно, пожертвуют их. Если Черные, например, разрежут 1 на Д.7, то Белые могут построить форму с «глазным» потенциалом играя 2-8. Про эту последовательность мы можем сказать: «Белые сыграли сабаки ».

Д.6 Д.7

Черные могут также разрезать 1 на Д.8. В этом случае Белые могут защититься 2. Черные обязаны защититься 3, и Белые расширяются 4. Белые вбили клин между двумя черными позициями наверху. Они также получили, по крайней мере, один глаз наверху вместе с простым выходом в центр. И здесь Белые тоже построили сабаки.

Д.8

Вместо 2 на Д.8, Белые могут поставить атари 3. Это приведет к позиции на Д.7.

 

Адзи

Термин адзи относится к скрытым возможностям, которые существуют в позиции. Хотя эти возможности могут не реализоваться в партии, их существование определяет направление игры и позволяет сделать некоторые ходы.

На Д.9 отмеченный камень мертв, но он несет адзи. В силу адзи этого камня Белые могут не беспокоиться о разрезании в «А», и могут прыгнуть 1, спасая три своих камня наверху.

Д.9 Д.10

 

Если Черные проталкиваются 1 и разрезают 3 на Д.10, то Белые играют атари 4. После защиты Черных 5 адзи отмеченного камня оживает. Белые, играя 6 и 8, захватывают камни Черных справа.

Введение

 

Д.1 Нирэн-сэй Д.2 Санрэн-сэй

 

Нирэн-сэй начинается с ходов Черных 1 и 3 в хоси по одной стороне (Д.1). После Б.4 Черные могут играть какари (атака одинокого камня в углу) к камню Белых на левой стороне, например Ч.5. У Черных есть и другая возможность – занять еще один пункт хоси на правой стороне, как на Д.2, что создает санрэн-сэй. Цель Черных – построение мойо, но камни Белых 2 и 4 эффективно противостоят такой стратегии, поэтому Черные могут захотеть играть и на левой стороне.


«Китайской фусэки» – Существуют две версии «китайского фусэки» – высокая и низкая. Ход 5 – «высокий Китай», а ход 5 в «А» – низкий. В настоящее время низкий вариант встречается не так часто, как высокий. В отличии от нирэн-сэя, который ориентирован на получение влияния, в китайском фусэки Черные нацелены как на влияние, так и на территорию.

Д.3 Китайское фусэки Д.4 Фусэки Сюсаку

 

Ходы Ч.1, 3 и 5 на Д.5 начинают фусэки, которое носит имя знаменитого игрока прошлого Сюсаку. Так играют уже более 150 лет.


Задача 1. Ход Черных

Черные поставили нирэн-сэй на правой стороне. Если они хотят играть на левой, то какое какари им следует выбрать?

Какари — ход, атакующий одинокий камень противника в углу. Является обычным средством для предотвращения симари, чтобы помешать противнику захватить контроль над углом.


Задача 2. Ход Черных

У Черных нирэн-сэй. Против Б.1 часто играют 2. Как Черным отвечать на Б.3?


Симари — в фусэки постановка двух камней одного игрока в один и тот же угол. Симари позволяет установить контроль над углом, сделав его своей сферой влияния.

 

Задача 3. Ход Белых

Черные поставили высокий вариант «Китая» 5. Как Белым отвечать?


 

Задача 4. Ход Черных

Как играть в этой позиции?


1.Правильный ответ

Обычно Черные играют высокое какари 1. Этот ход предпоч-тительнее, т.к. ответное хасами (клещи) Белых будет не эффективно.

Низкое какари

Если Черные сыграют ниже, то Белые могут взять в клещи 2. После дзёсэки камень Б.6 уменьшит влияние черного камня в хоси.


Широкое хасами

Хасами через три пункта Б.2 будет хорошим распространени-ем от отмеченного камня внизу. Скорее всего, Черным захочется стабилизироваться в углу 3-7, но Б.8 уменьшит влияние черного камня справа.

2. Правильный ответ

Если на правой стороне присутствует отмеченный камень, то Ч.1 – единственно правильный ответ. До Ч.5 – обычное для санрэн-сэя дзёсэки.


Ошибка

Наличие отмеченного камня делает ход Ч.1 ошибкой. Черные не верно выбрали направление. После Б.8 отмеченный камень расположен не эффективно.

3. Правильный ответ

Б.1 и 3 – стандартный ответ. Не хорошо играть в «А» или в «В» без подготовительных ходов. Ход Б.1 хорош и для высокого и для низкого «китая».


 

3. Правильный ответ 2

Б.1 не менее хороший ход. Черные ответят 2, и Белые займут хоси на стороне 3. Позиция в верхнем правом углу быстро стабилизировалась.


4. Правильный ответ

Черным следует воспользоваться возможностью и построить симари в углу ходом 1. Теперь построение Черными второго симари в нижнем углу даст им большое территориальное преимущество. Поэтому Белые вынуждены нападать, играя какари 2. Но теперь Черные захватывают инициативу, поставив хасами 3. Одновременно это и распространение от симари вверху. Черные могут строить симари не только ходом 1. «А» или «В» тоже хорошие ходы.

Вариант

Если Белые играют высокое какари 1, то Черные возьмут их в высокие клещи 2, или самые жесткие клещи «А». Можно играть и Ч.2 в «В».


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: