Челябинский филиал
Н.В.Угрюмова
МЕНЕДЖМЕНТ
Методические указания
По выполнению контрольной работы
Для самостоятельной работы студентов,
обучающихся на третьем курсе по направлению 080100.62 «Экономика»
Квалификация (степень) бакалавр
Кафедра менеджмента и маркетинга
Челябинск 2013
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Челябинский филиал
Заочный факультет менеджмента и бизнес-информатики
Н.В.Угрюмова
Менеджмент
Методические указания по выполнению контрольной работы
для самостоятельной работы студентов,
обучающихся на третьем курсе по направлению 080100.62 «Экономика»
Квалификация (степень) бакалавр
Челябинск 2013
ББК 65.290-2
Методические указания обсуждены на заседании
кафедры менеджмента и маркетинга
Зав.кафедрой кандидат педагогических наук, доцент О.В.Перевозова
Методические указания одобрены на заседании Учебно-методического совета Челябинского филиала Финуниверситета
Угрюмова Н.В., Менеджмент Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов, обучающихся на третьем курсе по направлению 080100.62 «Экономика», квалификация (степень) бакалавр. – М.: Финансовый университет, 2013.
ББК 65.291.21
©Угрюмова Н.В., 2013
©Финансовый университет, 2013
1. Общие методические указания по выполнению
контрольной работы
Контрольная работа является формой закрепления и контроля теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом во время изучения дисциплины «Менеджмент» и выполняется по окончании лекционных и практических занятий в сроки, предусмотренные учебным планом.
Предусмотрено 10 вариантов контрольной работы. Выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента.
Начальная буква фамилии студента | Номер варианта |
А, Б | |
В, Г | |
Д, Е | |
Ж, З | |
И, К | |
Л, М | |
Н, О | |
П, Р | |
С, Т, У Ф, Х | |
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я |
Контрольная работа состоит из теоретической и практической частей.
В теоретической части контрольной работы излагаются ответы на предусмотренные в варианте вопросы. При ответе на них следует приводить примеры из практики работы организации, где трудится студент; статистические данные по Российской Федерации; использовать современные нормативно-правовые документы в области управления в сфере экономики.
Перед написанием контрольной работы следует обратиться к конспекту лекций по раскрываемым в них вопросам, ознакомиться с ними в учебной и специальной литературе, в периодических журнальных изданиях. Студентам необходимо в развернутой форме, аргументировано и по возможности с примерами ответить на вопросы и решить предложенную задачу.
Оформление работы. Контрольная работа должна быть написана на компьютере: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала на стандартных листах белой бумаги формата А4 размером 297х210 мм с полями (2-3 см) для замечаний рецензента и пронумерованными страницами.
Объем работы не должен превышать 20 страниц набранного на компьютере текста. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы (в алфавитном порядке) с выходными данными (место издания, издательство, год издания), поставлены дата выполнения контрольной работы и подпись студента. Положительно оценивается иллюстрация материалов работы таблицами, схемами, графиками и диаграммами.
На титульном листе указываются кафедра, факультет, специальность, название дисциплины, номер варианта, фамилия, имя, отчество студента, курс, номер группы и студенческого билета, Ф.И.О. преподавателя (см. приложение).
Работы, выполненные небрежно (содержащие зачеркнутые строки, сокращения слов, вписанные слова, стилистические и грамматические ошибки и т.д.) будут возвращены для исправления.
По результатам проверки контрольной работы выставляется оценка «Допущена к собеседованию» или «Не допущена к собеседованию». В случае допуска к собеседованию студенту следует подготовить ответы на замечания и вопросы рецензента, написанные в контрольной работе, при необходимости – выполнить письменное дополнение к ней. Работы, не допущенные к собеседованию, выполняются повторно с устранением всех отмеченных недостатков и предоставляются на проверку вместе с первой контрольной работой.
Варианты контрольной работы
Вариант 1
1. Раскройте классификацию общих (основных) функций управления и покажите связь специфических функций с общими (основными) функциями на примере конкретной организации.
2. Постройте «дерево целей» для конкретной организации. Опишите цели каждого уровня. Сформулируйте количественные и качественные уровни.
3. Задача. Определите подцели в соответствии с представленными в таблице целями организации.
Цель | Подцель |
производственная цель заключается в…. | |
экономическая цель заключается в…. | |
техническая цельзаключается в…. | |
социальная цельзаключается в…. |
Вариант 2
1. Рассмотрите основное содержание концепции Ф.Тейлора, о рациональном подходе к управлению и основных принципах управления.
2. Расскажите о возникновении научного менеджмента, развитии концепции Ф.Тэйлора в трудах Г.Ганнта, вкладе Ф. и Л. Гилбертов в развитие менеджмента.
3. Задача. Менеджеру необходимо дать поручение сотруднику, который, в силу своих особенностей, будет оспаривать задание, доказывать, что поручение не входит в его обязанности. Каким образом нужно эффективно поставить вопрос, чтобы преодолеть его сопротивление? Выберите один из вариантов вопросов:
1) Как Вы думаете?
2) Каковы Ваши предложения7
3) Так Вы будете выполнять поручение или нет?
Поясните выбор ответа.
Вариант 3
1. Опишите технологию подготовки и принятия управленческого решения, укажите основные ее элементы.
2. Дайте характеристику основным методам управления.
3. Задача. Дайте характеристику формальной и неформальной групп (на примере конкретной организации). Укажите состав, цели и задачи неформальной группы. Назовите совпадающие характеристики формальной и неформальной групп. Назовите действия менеджера в отношении неформальной группы и ее лидера, чтобы достигнуть целей, стоящей перед формальной организацией.
Вариант 4
1. Раскройте сущность коммуникационного процесса в системе менеджмента.
2. Назовите типы организационных структур управления. Перечислите элементы организационной структуры управления и принципы ее построения. Каковы методы построения организационных структур управления и факторы, влияющие на выбор типа организационных структур?
3. Задача. На примере конкретной организации представьте схему структуры управления. Покажите иерархию управления, выявите недостатки этой структуры и дате рекомендации по ее совершенствованию.
Вариант 5
1. Раскройте сущность системного подхода в менеджменте
2. Дайте понятие стратегического менеджмента. Покажите на примере, как осуществляются управление портфельной и деловой стратегий.
3. Задача. Определите состав управленческих работников организации, заполнив таблицу:
Категория управленческих работников | Перечень должностей |
Менеджеры: | |
- высшего уровня управления | |
- среднего уровня управления | |
- низового уровня управления | |
Главные специалисты | |
Специалисты | |
Исполнители |
Вариант 6
1. Охарактеризуйте организации финансово-кредитной сферы. Каковы особенности формирования организационной культуры в организациях финансово-кредитной сферы?
2. Раскройте сущность и роль мотивации в управленческом процессе, приведите основные мотивационные теории.
3. Задача. Определите влияние организационной культуры на эффективность деятельности конкретной организации. Обозначьте специфику построения целей данной организации. Укажите особенности формирования организационной культуры в организации.
Вариант 7
1. Дайте понятие конфликта и раскройте его сущность. Приведите классификацию конфликтов.
2. Приведите определение понятия «стиль руководства». Дайте характеристику основным стилям руководства.
3. Задача. Укажите, какие из перечисленных принципов управления отвечают современному представлению о роли и возможностях человека в организации.
Содержание принципы | Отвечает | Не отвечает |
1. Работа с людьми, направленная на их удовлетворенность | ||
2.Разделение труда | ||
3. Единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели) | ||
4.Честность и доверие к людям | ||
5.Долевое участие каждого работающего в общих результатах работы организации | ||
6. Корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив) | ||
7. Скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным) | ||
8.Инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными) |
Вариант 8
1. Дайте понятие лидерства в менеджменте.
2. Раскройте содержание процесса планирования деятельности организации, обоснуйте его необходимость, перечислите виды и методы планирования.
3. Задача. Расположите стадии процесса менеджмента в соответствии с их логической последовательностью:
1.определение системы целей организации;
2.планирование;
3.учет;
4.управление;
5.контроль.
Вариант 9
1. Перечислите принципы управления организацией, раскройте содержание и укажите их роль в менеджменте.
2. Рассмотрите организацию как функцию менеджмента
3. Задача. Разработайте производственную ситуацию по постановке задачи руководителем подчиненным с использованием мотивационных социально-психологических методов управления (третий уровень «пирамиды Маслоу»).
Вариант 10
1. Дайте понятие функциональной стратегии и покажите ее значение для эффективной работы подразделений организации.
2. Охарактеризуйте формы и вилы контроля состояния организации.
3. Задача. На совещании у директора компании «Морозко» подводили итоги работы за 1 квартал года. Ситуация на рынке изменилась и на складе фирмы скопилось много нереализованных холодильников. Директор всю вину возложил на коммерческого директора Полуянова. Полуянов сказал участникам совещания, что уже в январе у него появилось беспокойство за реализацию, и он дал устное указание начальнику службы маркетинга Миткину определить и уточнить конъюнктуру рынка на февраль, март. Миткин ответил, что впервые об этом слышит. Возник конфликт, кто его виновник? Поясните вариант ответа.
Литература
Основная литература
1. Современный менеджмент: Учебник / Под ред. М.М. Максимцова, В.Я.Горфинкеля. — М.: Инфра-М, 2012.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «экономика» и специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». – М.: Магистр, 2008.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.
4. Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник для бакалавров: для студентов экономических вузов, обучающихся по направлению подготовки «менеджмент». – М.: Дашков и К, 2010.
Дополнительная литература
1. Базилевич А.И. Отраслевая структура современного менеджмента: Учебник. – М.: Вузовский учебник: ИНФОРА-М, 2011.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям. – М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Бланшар, К. Лидерство. К вершинам успеха. – Пер. с англ. А. Куташов. – СПб. (и др.): Питер, 2011.
3. Гладышев А.Г. Социальный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2009.
4. Коновалова В.Г. Управление организационной культурой: Учебно-практическое пособие. Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2012.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. – Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. – 3-е изд. – М. (и др.): Питер, 2011.
6. Менеджмент. Под ред. М.Л. Разу. – Электронный учебник. – М.: КноРус, 2009.
6. Николаев А.А. Социология управления: Учебное пособие по направлению «Менеджмент». – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.
7. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: Альпина паблишерз, 2010.
8. Сухов В.Д., Сухов С.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Академия, 2010.
9. Чаусов Н.Ю., Калугина О.А. Менеджмент: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит». – М.: КноРус, 2010.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. www.рспп.рф - Российский союз промышленников и предпринимателей.
2. www.rasme.ru - Российская ассоциация развития малого и среднего бизнеса.
3. www.amr.ru - Ассоциация менеджеров России.
4. Сайты крупных российских и зарубежных компаний.
Приложение