Семинарские занятия
(с заданиями самостоятельной работы)
Тема 1. Проблема периодизации психического развития ребенка.
1.Значение периодизации детства.
2.Основные подходы к проблеме периодизации детства в отечественной детской психологии:
а). Периодизация детства в концепции Д.Б. Эльконина. Анализируя работу Д.Б. Эльконина, найдите ответы на следующие вопросы:
* Какое положение составляет основу периодизации?
* Какие основные периоды выделяет автор?
* Как происходит смена возрастных периодов?
* Что является движущими силами развития ребенка?
б). Подход к периодизации детства в концепции А.В. Петровского.
Задание для самостоятельной работы: заполните таблицу 1.
Таблица № 1.
«Проблема психического развития и периодизации детства в зарубежных психологических теориях»
№ | Авторы | Основные теоретические положения и критерии периодизации | Этапы и их характеристика | ||
1. | Холл и Гетчинсон | Название этапа | |||
Характеристика этапа | |||||
Хронологические границы | |||||
2. | И т.д. | ||||
Литература:
1. Выготский Л.С. Проблема возраста. / 2.Зарубежные к Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.
2.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. – М.: Мир,1992.
3.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
4.Петровский А. Новые подходы к периодизации детства. // Вопросы психологии. – 1984, № 4.
5. Эльконин Д.Б. К вопросу периодизации психического развития в детском возрасте. Избранные психологические труды. – М., 1989. – с. 42 – 78.
Тема 2. Психическое развитие и обучение.
1.Понятие о развитии и обучении.
2.Основные подходы к проблеме взаимосвязи психического развития и обучения в зарубежных психологических теориях.
3.Теория развивающего обучения Л.С. Выготского:
а) понятие о 2-х уровнях развития;
б) место обучения в ходе развития;
в) роль взрослого в процессе обучения.
4. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина:
а) основные положения теории;
б) этапы формирования умственных действий;
в) значение ориентировочной основы действия.
Литература:
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Хрестоматия по психологии. Сост. Миренко В.В. – М., 1987.
2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / Хрестоматия по психологии. Сост. В.В.Мироненко. – М., 1977.
3. Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
Тема3. Развитие общения в детском возрасте.
1. Развитие общения ребенка со взрослым:
- Возникновение потребности в общении со взрослым;
- Динамика общения ребенка со взрослым. Характеристика форм общения ребенка со взрослым;
- Механизм смены форм общения;
2. Развитие общения ребенка со сверстником:
- Специфика общения ребенка со сверстником;
- Формирование потребности общения со сверстником;
- Формы общения ребенка со сверстником (характеристика, динамика смены форм);
Задание для самостоятельной работы: заполните таблицы 2 и 3.
Таблица №2
«Динамика общения ребенка со взрослым в детском возрасте»
№ | Название форм общения | Возрастной этап | Характеристики форм общения | |||
Сод. Потр. | Вед. Мотив | Средства общения | Место и значение | |||
Таблица№3
«Динамика общения ребенка со сверстником в детском возрасте»
№ | Название форм общения | Возрастной этап | Характеристики форм общения | |||
Сод. Потр. | Вед. Мотив | Средства общения | Место и значение | |||
Литература:
Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от 1 года до 7 лет. – М., 1992.
3. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987. – С. 13 – 43.
4. МещеряковаС.Ю., АвдееваН.Н. Роль общения в психическом развитии младенца. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.
5. Отношение между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978.
6. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997. Гл. 6, стр. 215, 343.
7. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989.
?? Вопросы для самопроверки:
1. Каковы специфические характеристики общения как вида человеческой деятельности?
2. К какому возрасту оформляется потребность в общении со взрослым? При каких условиях происходит ее оформление? Как изменяется с возрастом содержание потребности в общении со взрослым?
3. Какие существенные изменения происходят в общении детей со взрослыми в период дошкольного детства? В каких формах протекает общение со взрослым в дошкольном детстве? Для какого возраста характерно преобладание той или иной формы?
4. Как с возрастом изменяется место общения со взрослым в жизнедеятельности дошкольника?
5. Какова роль общения со взрослыми в психическом развитии ребенка-дошкольника?
6. Каковы отличительные особенности общения ребенка со сверстником?
7. К какому возрасту оформляется потребность в общении со сверстником? При каких условиях происходит ее оформление? Как изменяется с возрастом содержание потребности в общении со сверстником?
8. В каких формах протекает общение со сверстником в детстве? Для какого возраста характерно преобладание той или иной формы?