Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989.




Семинарские занятия

(с заданиями самостоятельной работы)

Тема 1. Проблема периодизации психического развития ребенка.

1.Значение периодизации детства.

2.Основные подходы к проблеме периодизации детства в отечественной детской психологии:

а). Периодизация детства в концепции Д.Б. Эльконина. Анализируя работу Д.Б. Эльконина, найдите ответы на следующие вопросы:

* Какое положение составляет основу периодизации?

* Какие основные периоды выделяет автор?

* Как происходит смена возрастных периодов?

* Что является движущими силами развития ребенка?

б). Подход к периодизации детства в концепции А.В. Петровского.

Задание для самостоятельной работы: заполните таблицу 1.

Таблица № 1.

«Проблема психического развития и периодизации детства в зарубежных психологических теориях»

Авторы Основные теоретические положения и критерии периодизации Этапы и их характеристика  
1. Холл и Гетчинсон   Название этапа    
Характеристика этапа  
Хронологические границы  
2. И т.д.        
   
   

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста. / 2.Зарубежные к Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.

2.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. – М.: Мир,1992.

3.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

4.Петровский А. Новые подходы к периодизации детства. // Вопросы психологии. – 1984, № 4.

5. Эльконин Д.Б. К вопросу периодизации психического развития в детском возрасте. Избранные психологические труды. – М., 1989. – с. 42 – 78.

 

Тема 2. Психическое развитие и обучение.

1.Понятие о развитии и обучении.

2.Основные подходы к проблеме взаимосвязи психического развития и обучения в зарубежных психологических теориях.

3.Теория развивающего обучения Л.С. Выготского:

а) понятие о 2-х уровнях развития;

б) место обучения в ходе развития;

в) роль взрослого в процессе обучения.

4. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина:

а) основные положения теории;

б) этапы формирования умственных действий;

в) значение ориентировочной основы действия.

Литература:

Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Хрестоматия по психологии. Сост. Миренко В.В. – М., 1987.

2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / Хрестоматия по психологии. Сост. В.В.Мироненко. – М., 1977.

3. Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

 

 

Тема3. Развитие общения в детском возрасте.

1. Развитие общения ребенка со взрослым:

- Возникновение потребности в общении со взрослым;

- Динамика общения ребенка со взрослым. Характеристика форм общения ребенка со взрослым;

- Механизм смены форм общения;

2. Развитие общения ребенка со сверстником:

- Специфика общения ребенка со сверстником;

- Формирование потребности общения со сверстником;

- Формы общения ребенка со сверстником (характеристика, динамика смены форм);

Задание для самостоятельной работы: заполните таблицы 2 и 3.

 

Таблица №2

«Динамика общения ребенка со взрослым в детском возрасте»

Название форм общения Возрастной этап Характеристики форм общения
Сод. Потр. Вед. Мотив Средства общения Место и значение
             

Таблица№3

«Динамика общения ребенка со сверстником в детском возрасте»

Название форм общения Возрастной этап Характеристики форм общения
Сод. Потр. Вед. Мотив Средства общения Место и значение
             

 

Литература:

Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от 1 года до 7 лет. – М., 1992.

3. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987. – С. 13 – 43.

4. МещеряковаС.Ю., АвдееваН.Н. Роль общения в психическом развитии младенца. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.

5. Отношение между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978.

6. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997. Гл. 6, стр. 215, 343.

7. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989.

 

?? Вопросы для самопроверки:

1. Каковы специфические характеристики общения как вида человеческой деятельности?

2. К какому возрасту оформляется потребность в общении со взрослым? При каких условиях происходит ее оформление? Как изменяется с возрастом содержание потребности в общении со взрослым?

3. Какие существенные изменения происходят в общении детей со взрослыми в период дошкольного детства? В каких формах протекает общение со взрослым в дошкольном детстве? Для какого возраста характерно преобладание той или иной формы?

4. Как с возрастом изменяется место общения со взрослым в жизнедеятельности дошкольника?

5. Какова роль общения со взрослыми в психическом развитии ребенка-дошкольника?

6. Каковы отличительные особенности общения ребенка со сверстником?

7. К какому возрасту оформляется потребность в общении со сверстником? При каких условиях происходит ее оформление? Как изменяется с возрастом содержание потребности в общении со сверстником?

8. В каких формах протекает общение со сверстником в детстве? Для какого возраста характерно преобладание той или иной формы?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: