Заключительный урок-концерт.




II класс.

«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

Задача раздела:

- Воспитывать чувство патриотизма через знакомство с музыкой русских композиторов, воспевающих родную природу песнями о родном крае, Гимном России

 

2.1.1. «Мелодия».

Задача: Расширить представления детей о значении музыки в жизни человека, о значении мелодии как главной мысли произведения.

 

- Знакомые песни.   - исполнение
- П. Чайковский «Сладкая греза». - В. Кикта «Орнамент» (из «Фресок Софии Киевской»). - В. Гаврилин «Вечерняя музыка» (из «Перезвонов») и др. - слушание
  - Я. Дубравин «Добрый день». - И. Якушенко «Пестрая песенка». - И. Космачев «Здравствуй, детство». - И. Кадомцев «Песенка о солнышке, радуге и радости».   - исполнение по выбору
  - М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». - разучивание темы, слушание
  - Песни о Родине (знакомые).   - исполнение

 

Обобщаем летние музыкальные впечатления, в музыкальных примерах определяем жанровую принадлежность, характер и настроение, сове отношение к той или иной музыке. Акцентируем внимание на том, что музыка постоянно звучит в жизни, и в будни, и в праздники.

Знакомимся с новым учебником и тетрадью. Рассматриваем обложки учебника (поющие и играющие на разных инструментах дети, нотные строчки). Находим главное слово – «музыка». Можно вспомнить родство слов «музыка» и «муза».

Рассматриваем рисунок разворота «Россия – Родина моя»: в центре – ребенок, стоящий у открытого окна. Перед его взором дома, река, церковь на пригорке, солнце. За спиной, в комнате – любимые игрушки, спящий кот, цветы в вазе, нотные листы, портреты композиторов.

Какую музыку можно услышать с этого рисунка? Дети могут высказать предположения обобщенного характера – музыка светлая, радостная, праздничная и пр. или конкретные произведения. Ответы следует озвучивать знакомыми произведениями, исполнение знакомых песен.

Предлагаем послушать новую музыку.

- Какую картину она нарисует?

- Что она изображает? (утренний колорит, и спокойствие, и взволнованность, тревога, звучания, напоминающие пастушьи рожки, переклички петухов, звук церковного колокола).

- Какие чувства в ней переданы?

Подчеркиваем песенный характер мелодии.

- Эта музыкальная картина называется «Рассвет на Москве-реке». Ее автор – великий русский композитор XIX века Модест Петрович Мусоргский. Открывает разворот учебника «Мелодия». Пропеваем главную тему в опоре на нотную запись. Напоминаем, что эта мелодия неоднократно повторялась в звучании различных инструментов симфонического оркестра.

Можно прочитать строчки, написанные двадцатилетним Мусоргским, впервые посетившим Москву: «…Кремль, чудный Кремль – я подъезжал к нему с невольным благоговением…Василий Блаженный и Кремлевская стена…- это святая старина…Москва заставила меня переселиться в другой мир – в мир древности…».

Любовь ко всему русскому композитор раскрыл в своем творчестве.

В ходе работы закрепить понятия: композитор, исполнители (детский хор, симфонический оркестр, пианист и др.), слушатели (слушать музыку в тишине, как на настоящем концерте), жанры музыки (песня, танец, марш), выразительность и изобразительность и др.

2.1.2. «Здравствуй, Родина моя».

Задача: Продолжить знакомство с музыкой, воспевающей красоту родного края, закрепить знания средств музыкальной выразительности.

 

- Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя» (сл. К. Ибряева) - вход в класс, распевание на первой фразе  
- Г. Струве «Моя Россия» (сл. Н. Соловьевой)   - разучивание
- М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». - слушание

 

Можно начать урок (войти в класс) под музыку песни Чичкова, выяснить характер, жанр, о чем может рассказать эта музыка.

Учитель показывает песню со словами. В беседе – выявляем главную мысль. Первая и последняя фраза песни «Здравствуй, Родина моя!» могут служить распеванием. Их можно петь на какой-либо слог и со словами, по полутонам транспонируя эти мелодии (расширяется диапазон, укрепляется примарная зона).

Еще одна песня о Родине – «Моя Россия» (показ, беседа). На с. 12-13 цветная радуга над полем подчеркивает песенность стихотворения, положенного в основу песни. Читаем текст, сопровождая пластическим интонированием – плавным движением разведенных рук нарисовать на небе радугу и при этом «уместить» текст запева (или припева) в этот жест.

В разучивании чаще прибегать к пению a capella. Можно использовать игровой прием – одна фраза исполняется вслух, следующая – «про себя».

Вспоминаем знакомую мелодию («Рассвет…»), слушаем. На какую часть произведения (начало, середину, конец) приходится самое яркое проведение главной мелодии, его кульминация? Записываем на доске общий план динамики P F P.

тихо усиливая затихая

Обращаем внимание на то, что благодаря различным голосам оркестра, главная мелодия при повторениях звучит по-разному: то мягко и светло, то грозно и тревожно. Различному характеру способствуют и разные регистры (низкий, средний, высокий). В них композитор «размещает» главную мысль своего сочинения.

Обобщение (вывод): и народная, и церковная, и композиторская музыка разных жанров воспевает красоту родного края.

2.1.3. «Гимн России».

Задачи: Познакомить с Гимном – музыкальным символом России. Формировать представления детей о жанре песни.

 

- Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя» (сл. К. Ибряева) - разучивание, исполнение, игровая ситуация  
- Г. Струве «Моя Россия» (сл. Н. Соловьевой)   - исполнение
- А. Александров, сл. С. Михалкова «Гимн России» - слушание

Драматургия по контрасту. Разучиваем песню Чичкова дальше (не только первую и последнюю фразы, можно войти в класс) и песню «Моя Россия».

В игровой форме закрепляем понятия «мелодия» и «аккомпанемент » (сопровождение), «запев» и «припев». В качестве сказочного персонажа – Незнайка, который задает вопросы детям. А дети отвечают – поют мелодии песен, играют на воображаемой клавиатуре аккомпанемент песни, отмечают условным жестом начало запева и т.д. [Представьте, что к нам на урок пришел Незнайка и стал задавать вопросы: - Что вы поете, а что играет учитель. А можно ли по аккомпанементу узнать песню? (Можно, но трудно). А что вы повторяете?].

Мы с вами пели о своей земле, о Родине. У каждой страны есть главная песня – Гимн. Есть и у России свой Гимн. Гимн – это музыкальный символ страны, также символами являются флаг, герб. Гимн звучит в особо торжественных случаях, его музыка звучит величественно, гордо, призывно. Музыка Гимна может исполняться симфоническим оркестром, а может звучать со словами в исполнении смешанного хора и оркестра.

Читаем текст Гимна. Слушаем. В вокальном варианте обращаем внимание на фразу «Славься, Отечество, наше свободное» (в учебнике). Распевы одного слога на несколько звуков усиливают напевность мелодии, пунктирный ритм создает энергичный, волевой характер музыки.

На развороте рассматриваем архитектурные символы столицы нашей Родины (Спасская башня Кремля, Храм Василия Блаженного, Большой театр, Храм Христа Спасителя).

Можно предложить выполнить задания в тетради на развороте «Россия, Россия, нет слова красивей». Работать с разворотами «Музыкальная азбука», «Учимся читать и писать ноты» (с. 10-13). (Можно и как домашнее задание).

«ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»

(5 уроков)

Задачи раздела:

- Познакомить с пьесами из детских сборников П. Чайковского и С. Прокофьева. Совершенствовать умения слышать жанровые признаки музыки.

 

2.1.4. «День, полный событий».

Задача: Познакомить с пьесами для фортепиано из «Детского альбома» П. Чайковского и «Детской музыки» С. Прокофьева.

 

- П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков». - движение под музыку
  - С. Прокофьев «Марш».   - игра на барабане, движение, игровая ситуация
  - П. Чайковский «Сладкая греза».   - слушание, пластическое интонирование
  - С. Прокофьев «Вечер».   - слушание
  - П. Чайковский «Полька».   - исполнение с хлопками
  - С. Прокофьев «Тарантелла».   - исполнение с движением
  - Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»   - исполнение

 

Предлагаем послушать фрагменты двух произведений композиторов Чайковского и Прокофьева. Что это за произведения? (Два марша. Один марш сочинил Чайковский).

Предлагаем представить себя игрушками: девочки – куклами, мальчики – барабанщиками (дети маршируют, учитель дирижирует указкой-жезлом).

- А теперь второй марш. Его сочинил Прокофьев. Что вы слышите в начале марше (звучит вступление).- Шаги, поступь, как будто бьется пульс музыки.

- Это прозвучало вступление к маршу. Тот, кто внимательно вслушается во вступление, тот сможет точно начать маршировку в тот момент, когда появится основная мелодия марша. Проверим, все ли из вас внимательные слушатели? Встанем у своих стульев, начинаем маршировать с левой ноги. (Звучит вступление и 8 тактов. Дети начинают маршировать).

Исполняем еще раз. Вступление исполняет барабанщик, учитель играет, изменяя темп и динамику, а дети, маршируя, должны откликнуться на эти изменения.

Предлагаем послушать фрагменты следующих 2-х пьес этих композиторов. Просим самим определить композиторов («Сладкая греза» - Чайковский). В этой музыке композитор хотел передать свои мечты, воспоминания, размышления…В ней звучат два голоса, как будто дуэт двух музыкальных инструментов – скрипки (у нее высокий голос) и виолончели (у нее низкий голос).

Поочередно «играем» две мелодии, затем двумя группами одновременно – ансамбль скрипачей и виолончелистов (16 тактов).

- Вторую пьесу сочинил Прокофьев. Какое время суток хотел в ней изобразить композитор? (звучат 13 тактов пьесы «Вечер»).

- Композитор хотел нарисовать вечер или ночь…Музыка звучит негромко, неторопливо. В начале слышны интонации колыбельной, а мелодия больше похода на песню.

- Если две первые пьесы - это марши, то две другие больше напоминают нам песни своими протяжными, распевными мелодиями.

Предлагаем послушать еще одну пьесу Чайковского и хлопками отметить акценты (звучит «Полька» - 8 тактов).

- Получился очень веселый танец. В то время, когда жил Чайковский, его любили танцевать и взрослые, и дети. Как он называется? (Полька).

- А сейчас прозвучит танец «Тарантелла». Его сочинил Прокофьев (итал. Tarantella – от Торонто, город на юге Италии). Тарантелла – итальянский танец в быстром темпе, живой и темпераментный по характеру. В основе тарантеллы часто лежит какой-либо один мотив (или ритмическая фигура), который оказывал завораживающее действие и на слушателей, и на танцующих. Танец сопровождался игрой на флейте, звуками кастаньет, бубна и других ударных инструментов, иногда – пением.

Предлагаем встать около своих стульев, руки завести за спину, а ноги будут пружинить на каблучках и отмечать пульс танца.

Обобщение: на уроке прозвучали пьесы для фортепиано, которые сочинили для детей композиторы Чайковский и Прокофьев (показываем их портреты). Вы стали внимательными слушателями и смогли услышать в них черты песен, танцев и маршей. А опыт исполнителей (маршировка, танцевальные движения, игра на воображаемых инструментах) помог передать характер и настроение.

Вспоминаем песню «Здравствуй, Родина моя». 1 куплет исполняет первый ряд, 2 куплет – второй ряд, а 3 – все вместе. Вступление можно украсить звучанием бубнов и барабана (подчеркнуть маршевый и танцевальный характер этой песни).

Можно использовать задания в тетради на разворотах «Твои музыкальные впечатления» и «Фортепиано» (с. 14-17).

2.1.5. «Природа в музыке». «Прогулка».

Задачи: Формировать восприятие характерных особенностей музыки русских композиторов Мусоргского и Прокофьева. Совершенствовать восприятие средств музыкальной выразительности.

 

- С. Прокофьев «Марш» - вход в класс
  - Народные песенки-попевки: «Дождик-дождик», «Заинька-зайка», «Жук, жук, где твой дом?»   - разучивание (работа в тетради)
  - С. Прокофьев «Утро», «Вечер» из «Детской музыки».   - слушание, сопоставление
  - Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя» - А. Тома «Вечерняя песня» (сл. К. Ушинского)   - разучивание
  - С. Прокофьев «Прогулка» - М. Мусоргский «Прогулка»   - сопоставление
  - С. Соснин «Начинаем перепляс» (сл. П. Синявскогого)   - разучивание

 

После входа в класс под музыку Прокофьева, проверки домашнего задания работаем с разворотом в тетради «Музыкальная азбука» (с. 18-21). Разучиваем детские народные песенки-попевки. Объясняем понятия: «длительности нот», «такт», «тактовая черта», «размер такта».

Предлагаем снова обратиться к музыке Прокофьева. Мы уже знаем. Что музыка может рисовать картины природы. Слушаем пьесу Прокофьева. Какое время суток нарисовал композитор музыкальными красками (вопрос перед слушанием).

«Утро» - вслушиваемся, как постепенно складывается мелодия. Она как бы просыпается вместе с природой, и сначала звучат лишь отдельные интонации. Обращаем внимание на контраст между аккордами, созвучиями, которые звучат «далеко» друг от друга (регистры). Рассматриваем нотную запись в учебнике (один аккорд построен на высоких звуках, в скрипичном ключе; другой – на низких звуках, в басовом ключе). В средней части слушаем мелодию, которая звучит в партии левой руки. Мелодия постепенно поднимается вверх, с низких звуков к высоким. Ведь именно так встает по утрам солнце. (Можно напомнить стихотворение И. Никитина «Вот и солнце встает», изобразить движением рук снизу вверх восход солнца). В конце пьесы композитор вновь повторяет первоначальную тему, которая постепенно растворяется. Истаивает в воздухе. Вот какая картина тихого безмятежного утра получилась у Прокофьева. В этой музыкальной картине нет ярких красок громких звучностей. Говоря словами поэта Н. Рыленкова «здесь краски не ярки, здесь звуки не резки».

«Вечер». Мелодия напоминает народную песню. Особое очарование придают ей прокофьевские изломы, скачки. Если учитель сыграет эту мелодию в одном регистре (метод «разрушения»), то она становится более спокойной, уравновешенной. Во вступлении слышны интонации то ли колыбельной, то ли гармонного наигрыша. В средней части (как и в «Утре») композитор использует новые краски – повторяющийся басовый звук создает ощущение гудящего колокола, на который наслаиваются покачивающиеся, убаюкивающие интонации верхнего голоса. В конце пьесы вновь возвращается первоначальная тема, которая сочетается с различными вариантами аккомпанемента. В этой пьесе также неяркие звучности.

Если сравнить пьесы Прокофьева с картинами художников, то эти картины должны быть нарисованы акварельными красками (от лат. aqua – вода – водяные краски. Главное свойство акварельной живописи – прозрачность краски. Художники используют размывы и затеки, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения).

Поем песни, которые сочетаются с этими пьесами. При разучивании «Вечерней песни» обращаем внимание на распевы одного слога на два звука. Распевы придают этой песне певучесть. Можно объяснить прием пения на «цепном дыхании» протяженных фраз. Можно исполнять песню на 2 голоса: все поют верхний голос, а учитель – нижний голос, «втору».

Выполняем задания в тетради на развороте «Природа и музыка» (с. 22-23).

Пьесы «Утро» и «Вечер» - это пьесы из сборника «Детская музыка». В этом сборнике есть пьеса «Прогулка». Пьеса с таким же названием есть еще у одного русского композитора – М. П. Мусоргского.

- В какой из пьес показан ребенок, а в какой – взрослый?

Слушаем. Используем вопросы из учебника.

В «Прогулке» Мусоргского слышны интонации размашистой маршевой поступи взрослого человека. Эта музыка пронизана русскими интонациями. В «Прогулке» Прокофьева нарисован портрет современного ребенка, непоседливого, неугомонного, который вприпрыжку, пританцовывая, подпрыгивая, в отличном настроении совершает свой путь. Уже во вступлении звучат игривые интонации. Мелодия пьесы насыщена скачками, неожиданными «поворотами». Характер подчеркивается ритмичностью аккомпанемента, быстрым темпом. К пьесе Прокофьева созвучна песня «Начинаем перепляс» (на проигрыши включаем хлопки и др. танцевальные движения).

 

2.1.6. «Танцы, танцы, танцы».

Задачи: Сопоставить черты различных танцев в детских пьесах Чайковского

И Прокофьева. Развивать чувство ритма.

 

- П. Чайковский «Полька» - слушание, движение, игра на ДМИ
  - П. Чайковский «Камаринская»   - слушание
  - П. Чайковский «Вальс» - С. Прокофьев «Вальс»   - движение
  - С. Прокофьев «Тарантелла»   - движение
  - С. Соснин «Начинаем перепляс»   - исполнение
  - И.С. Бах «Менуэт» (Л. Моцарт «Менуэт»)   - слушание, пластическое интонирование

Можно начать урок с «Прогулки» Мусоргского, которая приведет на праздник. Где звучат разные танцы.

Слушаем «Польку» Чайковского (вспоминаем название танца, фамилию композитора). Исполняем сильные доли хлопками или на бубнах, погремушках. Обращаем внимание на то, что мелодия из высокого регистра в средней части переходит в низкий регистр, а затем вновь возвращается к высоким звукам. При этом изменяется ритм сопровождения. Просим попытаться исполнить его хлопками (или ударами кулачков друг о друга). Учитель под музыку рисует на доске волнообразное движение мелодии польки, что делает смену регистров более наглядной. Трехчастная форма «Польки» может быть исполнена детьми по группам и изображена условной партитурой.

I часть – девочки кулачками исполняют пульс

 

II часть – мальчики притопами – акценты

 

III часть – вместе

 

«Камаринская» - народный танец, мелодию которого Чайковский по-своему записал и обработал. Слушаем.

- Мелодия танца звучит один раз или несколько раз?

- При повторении эта мелодия изменяется или звучит одинаково?

- В какой части пьесы мелодия звучит особенно ярко (в начале, в середине, в конце)? В какой части звучит кульминация (вершина) пьесы?

Пропеваем несколько раз с паузами мотив «ля»- «соль»-«фа#»- «ми»- «ми»-«фа#» (как это делает Чайковский), прохлопывая ритм. Прием повторения основной мелодии с изменениями называется в музыке варьированием.

Слушаем. Польку танцуют поскоками, «Камаринская» - народная пляска. А какой танец исполняют, плавно кружась?

Фрагменты двух вальсов Чайковского и Прокофьева исполняем с помощью музыкально-ритмических движений: покачивание корпуса, движения поднятых рук вправо-влево (раз-два-три). Подчеркнуть трехдольность ритма вальса.

Тарантеллу исполняем, постукивая каблучками (урок № 4). Характерная особенность танца – повторность интонаций и ритма.

Продолжаем разучивание песен. Работаем с разворотами тетради «Танцы», «Вальсы», «Мелодия и аккомпанемент» (с. 24-29). Обращаем внимание на мелодико-ритмическую графическую запись, на костюмы танцующих вальсы. Почему они отличаются друг от друга. (Вальс Чайковского впитал в себя интонации музыки 19 века, а вальс Прокофьева сочинен в 20 веке).

Предлагаем послушать еще один танец и определить – старинный он или современный? Сколько человек его танцует? (верхний голос рисует женский образ, нижний – мужской. Тетрадь, с.29). Можно напомнить «Менуэт» Л. Моцарта. Исполняем с поклонами, реверансами.

2.1.7. «Эти разные марши».

Задача: Развивать умение воспринимать черты маршевой музыки.

 

- С. Прокофьев «Марш» «Ходит месяц над лугами» «Шествие кузнечиков» - слушание
  - П. Чайковский «Похороны куклы»   - слушание
  - И. Дунаевский «Выходной марш»   - слушание
  - Сказка о барабане   - ритмизация стихотворения
  - Песни-марши («Солдатушки, бравы ребятушки», «Пусть всегда будет солнце», «Песня о маленьком трубаче», «Марш козлят»)   - исполнение

- Пьеса Прокофьева из сборника «Детская музыка» так и называется «Марш», но и в других пьесах с разными названиями слышны шаги, чья-то поступь.

«Ходит месяц над лугами». Обращаем внимание на неторопливую поступь, на распевную главную тему, напоминающую народную песню, на ее многократное посторенние, на варьирование темы.

Можно сравнить интонации спокойного шага этой пьесы и «Прогулки» М. Мусоргского (В каком произведении мы слышали такую же поступь?)

«Шествие кузнечиков» - чьи шаги мы слышим в этой пьесе? Обращаем внимание на ритм, темп и др.

Рассматриваем рисунки на развороте. – А это что за шествие? Обращаемся к рисунку, а затем слушаем «Похороны куклы». Выясняем характер и средства выразительности (с. 27).

- А где звучит этот марш? («Выходной марш»).

Можно использовать разворот «Марши» в тетради (с. 32-33).

«Сказка о барабанах» (с. 34-35)

ритмизация поможет освоить длительности и их сочетания.

Вспоминаем песни-марши, сочетаем пение, маршировку, игру на барабанах и пр.

В обобщении по фортепианным пьесам можно использовать разворот учебника «Звучащие картины» (с. 28-29). Предлагаем подобрать знакомые фортепианные произведения, созвучные образам картин и объяснить свой выбор.

2.1.8. «Расскажи сказку».

Задача: Познакомить с образами няни, мамы, сказки в музыке, колыбельными.

 

- С. Прокофьев «Вечер» «Ходит месяц над лугами»   - слушание
- С. Прокофьев «Сказочка» - слушание, сопоставление
  - П. Чайковский «Нянина сказка»   - слушание
  Песня по выбору: - «Ай-я, жу-жу медвежонок» лат. нар. песня - Р. Паулс «Сонная песенка» - А. Островский «Спят усталые игрушки» - Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»   - разучивание, исполнение по выбору
  - П. Чайковский «Мама»   - слушание, игра на треугольниках
  - Е. Крылатов «Сказки гуляют по свету» (сл. М. Пляцковского)   - разучивание
  - Вокальные импровизации   - тетрадь, с.36-37

 

Вспоминаем знакомые пьесы С. Прокофьева, отражающие вечерние образы.

- Наступает вечер, и детям на ночь рассказывают сказки. А нам сказки расскажет музыка знакомых композиторов.

Показываем портреты Чайковского и Прокофьева.

«Сказочка». Слушаем вступление.

- Что изображают звуки вступления? Почему музыка вступления звучит монотонно? Зачем композитор повторяет в нем одинаковые интонации и ритмы? Просим поднять руку на появление главной мелодии. Какие регистры (высокий, средний, низкий) использует Прокофьев при повторении этой мелодии?

Как звучит средняя часть пьесы? (резкие звучности, упругие ритмы, скачки). Какие события могут происходить в музыкальной сказке в этот момент?

Как заканчивается сказка? Какие выразительные особенности придал музыке композитор в конце сказки? У Прокофьева – образ няни, у Чайковского так и называется – «Нянина сказка».

О чем в ней рассказывается? Как звучит музыка? В анализе обратить внимание, почему композитор использует подвижный темп, акценты, контрасты динамики (тихо-громко) (учебник, с. 30).

Какое состояние будет у ребенка? (возбужденно-взволнованное), легко ли малышу заснуть после такой сказки?

Какую песню споет няня ребенку, чтобы сон его был спокойным, светлым?

Вспоминаем знакомые песни-колыбельные.

А кто лучше всех споет ребенку колыбельную?

Предлагаем познакомиться с пьесой Чайковского «Мама», в которой показан самый дорогой и близкий образ в жизни каждого человека.

Мама Чайковского, Александра Андреевна, была первой его учительницей музыки, которая научила его играть на рояле. Кроме того, она прекрасно пела. В доме Чайковского часто звучала музыка, играла мама, старшие и младшие братья и сестры, отец, Илья Петрович, играл на флейте. Мать Чайковского умерла тогда, когда мальчику было всего 14 лет.

Как звучала музыка?

Какими красками нарисован образ мамы? Какими интонациями насыщена пьеса? (ласковая, успокаивающие). Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные звуки?

Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и слушателям? Можно украсить пьесу нежными звуками треугольника.

Разучиваем песню «Сказки гуляют по свету». Если первый голос слишком высок для исполнения, можно разучить второй, в первый будет петь учитель.

Тетрадь: «Спокойной ночи, малыши» - сочиняем.

 

«О России петь – что стремиться в храм» [1]

(5 уроков)

Задачи раздела:

- Познакомить с религиозным искусством как частью мировой художественной культуры, частью истории народа;

- Познакомить с музыкой религиозной традиции.

 

2.2.1. «Великий колокольный звон».

Задача: начать знакомство с таким явлением русского искусства как колокольность.

 

- Музыка по выбору

 

- «Праздничный трезвон Красного Лаврского трезвона» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры   слушание
- М.П. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». слушание, сравнение
- Музыка по выбору: В. Гаврилин «Вечерняя музыка»; В. Салманов «Вечер»; Г. Свиридов «Осень»; р.н.п. «Вечерний звон»; М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; П. Чайковский «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» Ч. I. слушание фрагментов, сопоставление с ИЗО
- «Бубенчики». Американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова). Хрестоматия 1 кл. разучивание, исполнение с ДМИ

 

Обобщение музыкальных впечатлений в каникулы, повторение знакомых произведений, совместное музицирование учителя и учащихся.

Новая тема: «О России петь – что стремиться в храм».

- Что такое храм? (- Церковь, здание в котором проходит богослужение).

Открывает учебник на стр. 36-37. Рассматриваем развороты. Обращаем внимание на изображение величественного Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры (Лавра – название некоторых монастырей) и фрагмент картины М. Нестерова «Северная идиллия», на которой изображен пастушок, играющий на свирели в окружении праздничной одетых женщин.

- Какая музыка звучит в храме? (молитвы, церковные напевы).

Единственный музыкальный инструмент, звучание которого используется в церковной службе – колокол. Рассказ о колоколах (информация для учителя).

Слушаем: «Праздничный трезвон Красного Лаврского трезвона».

Учащиеся подбирают слова для определения характера, помещенные на цветных плашках (с. 38-39).

Одни любили звонить, а другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки, включившие звоны колоколов в свои произведения.

Слушаем: «Великий колокольный звон». Сравниваем с «Праздничным трезвоном».

Рассматриваем рисунки больших и малых колоколов (с. 38-39) и нотную запись фрагментов музыки М. Мусоргского.

Большой колокол – удары редкие, ритм, изображающий колокольные звоны, показан долгими нотами. Малые колокола звучат чаще. Почему один удар колокола изображен в нотах сочетанием нескольких музыкальных звуков – аккордом?

Именно такое многозвучие передает тембр звука колокола. Его насыщенную окраску.

Предлагает «исполнить» на воображаемых колоколах фрагмент «Великого колокольного звона». В движениях детей-«звонарей» должны быть показаны пульс, регистры, характер музыки.

Разворот «Звучащие картины».

Рассматриваем и сравниваем репродукции картин русских художников И. Левитана «Вечерний звон» и А. Лентулова «Небосвод». На картине Левитана – плавные линии, мягкие краски, контраст желтого цвета осенней природы и белого цвета церкви. На картине А. Лентулова – четкость рисунка, буйство ярких «звучностей», многоцветие радуги.

- Какая музыка созвучна этим картинам?

Дети называют общий характер, учитель может предложить послушать фрагменты конкретных произведений.

- «Сегодня на уроке мы говорили о колоколах России, а в американской народной песне можно услышать звон маленьких колокольчиков».

Разучиваем американскую народную песню «Бубенчики» (или французскую народную песню «Братец Яков»). Исполняем с треугольниками, колокольчиками или металлофонами.

 

 

2.2.2. «Святые земли русской. Александр Невский».

Задача: Познакомить со святым образом А. Невского в музыке и изо.

 

- М. Мусоргский «Великий колокольный звон».

- «Вечерний звон» - русская народная песня.

- С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

- «Песня об Александре Невском» (№ 2) – разучивание главной темы

- «Вставайте, люди русские» (№ 4) – слушание

- «Бубенчики». Американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова).

 

Вспоминаем музыку, изображающую колокольный звон.

Звук колокола благовест призывает верующих в храм на службу.

- Что можно увидеть в храме? (- Иконы с изображением святых).

Одним из таких святых был русский полководец Александр Невский. Русская православная церковь канонизировала его (признала) и назвала святым.

Рассказ-беседа об Александре Невском (информация для учителя).

Начинаем с вопроса, что ребята знают о знаменитом русском полководце.

Открывает учебник (с. 42). Рассматриваем алтарную картину художника М. Нестерова, установленную в храме «Спас на крови» в Санкт-Петербурге. Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божьей Матери. В облике князя покой и смирение. Золотой нимб над головой – признак святости. О чем князь молит Богородицу?

Сравниваем с картиной П. Корина. На ней иной образ князя. Художник начал писать картину во время Великой Отечественной войны (описание картины в методичке с. 87). Идея картины: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!».

Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – в живописи, в скульптуре, в кино, в музыке. Композитор С.С. Прокофьев сочинил большое произведение для хора – кантату «Александр Невский». Одна из частей кантаты (№ 2) рассказывает о победе князя в сражении со шведами на Неве.

- Как звучит главная мелодия хора? (Исполняет учитель) – Неторопливо, как рассказ, как былинный напев, распевно, в духе народной песни. Учим (тетрадь, с. 38).

Прочитать слова (Хрестоматия 2 кл., стр. 43). Слушаем. Обратить внимание на то, как меняется характер музыки там, где пойдет речь о сражении («Ух, как бились мы, как рубились мы!»).

По-другому звучит музыка в другой части кантаты «Вставайте, люди русские». В этой части 2 темы. Каков характер первой молоди? – Она строится на волевых призывных интонациях. Вторая тема хора – лирическая. Она звучит как протяжная народная песня (Учим эскизно).

Предлагаем послушать эти темы в кантате, но сначала слушаем вступление. Что изображает музыка, на что похоже это звучание? (на звучание набатного колокола).

Какая из разученных мелодий соответствует характеру вступления, какая из тем будет звучать после вступления? (Первая тема повторяется в начале и в конце, в средней части звучит вторая тема. Хор звучит в трехчастной форме).

Американская народная песня «Бубенчики» - продолжение разучивания.

 

2.2.3. «Святые земли русской. Сергий Радонежский».

Задача: Познакомить с образом русского святого Сергия Радонежского в народной музыке и в ИЗО.

- С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»

из кантаты «Александр Невский» - слушание, закрепление

- Народные песнопения о Сергии Радонежском - разучивание

- напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе» - слушание

- «Бубенчики». Американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова).

 

Вспоминаем знакомую музыку. Предлагаем познакомиться с еще одним святым. Дети вместе с учителем читают рассказ о детстве мальчика Варфоломея (Учебник. С. 44-45). Учитель дополняет рассказ (информация для учителя, методичка). В ходе рассказа рассматриваем картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и «Юность Сергия Радонежского» (фрагмент триптиха) (Рассказ о картине в методичке с. 88).

Народ сложил песнопения о Сергии Радонежском. Читаем стихотворный текст песнопений (Учебник, с. 45; Тетрадь, с. 38).

- Какого характера мелодию можно было бы сочинить на эти стихи? (- Неторопливая, тихая динамика, напевность, соответствующая неспешному рассказу).

Разучиваем без слов по нотам. Обращаем внимание на простоту интонации и ритмов. Мелодия имеет небольшой диапазон, повторы и поэтому легко запоминается. Разучивать лучше без сопровождения, как народную песню.

Слушаем напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе».

- Как звучит музыка? Какие чувства вызывает у слушателей? Кто исполняет произведение? Это современная или старинная музыка? Где можно услышать это произведение: на концерте, в храме, в телепередаче?

Д/З: С помощью взрослых найти икону с изображением святого Преподобного Сергия Радонежского, прочитать рассказы о его жизни и принести их на урок[2].

2.2.4. «Молитва».

Задачи: Раскрыть содержание пьес «Утренняя молитва», «В церкви» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Познакомить с жанром молитвы.

 

- П. Чайковский «Детский альбом» («Марш деревянных солдатиков», «Нянина сказка», «Камаринская», «Мама», «Вальс» и др.). – слушание фрагментов  
  - П. Чайковский «Утренняя молитва». - слушание
  - П. Чайковский «В церкви». - слушание, сравнение
- Народное песнопение о Сергии Радонежском. - разучивание  
- Рождественские песни (Хрестоматия 1 кл.). - исполнение

 

Вспоминаем знакомую музыку, название сборника.

В альбоме П.И. Чайковский рассказал музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера. В те времена, когда жил композитор, люди были верующими. Верующим был и сам П.И. Чайковский. Он хорошо знал церковную музыку и сочинял произведения для исполнения в церкви.

- Как же начинался день верующего человека? - С молитвы. Поэтому первой пьесой сборника «Детский альбом» является «Утренняя молитва».

Слушаем, анализируем.

- Как звучала музыка, какое в ней настроение? – Светлое, спокойное, безмятежное состояние души молящегося передает музыка.

Слушаем мелодию – она звучит неторопливо, напевно, на широком дыхании. Остановки на выдержанных звуках в конце фраз (нотная запись в учебнике с.46) придают покой и умиротворение. Обращаем внимание на повтор главной темы, просим жестом руки показать самый яркий момент развития музыки – кульминацию.

В заключительном разделе пьесы обращаем внимание на повторяющийся звук в низком регистре. Что он изображает? (- Звуки церковного колокола). На доске записываем план развития динамики:

p f p.

Утренний колорит музыки связан с использованием композитором мажорн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: