Взаимосвязь музыки И рисования КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В решении задачи всестороннего развития личности важная роль принадлежит искусству. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" и в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" в качестве одной из важнейших задач выдвигается повышение уровня эстетического воспитания учащихся, улучшение художественного образования с целью формирования чувства прекрасного, развитие умения ценить красоту и понимать произведения искусства во всем их многообразии.
"Приобщение человека к художественной культуре, - говорил товарищ К.У.Черненко, - эстетическое воспитание дает прочные результаты, когда оно начинается с. малых лет". Одним из существенных факторов повышения эффективности эстетического воспитания детей дошкольного возраста является поиск оптимальных условий организации процессов приобщения ребенка к различным видам искусства и творческой деятельности на этой основе.
В исследовании мы исходили из положения марксистско-ленинской эстетики о том, что комплексное воздействие видов искусства является важным средством формирования художественных способностей, эстетических чувств, творческого отношения к окружающей действительности.
Имеющиеся в литературе данные свидетельствует о положительном влиянии воздействия взаимосвязи резных видов искусства на личность (Ю.Б. Борев, А.Н. Буров, В.В. Ванолов, Н.А. Дмитриева, С.М. Каган, Ю.А. Кремлев, Б.С. Мейлах). В возрастном аспекте оно рассматривается применительно к школьникам и детям дошкольного возраста как в нашей стране (Н.А. Бетлугнна, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, т.г. казакова, Н.П. Сакулина, С.М. Чемортан), так и за рубежом (М. Пшиходзинська-Качичек, К. Левандовська, М. Климанова, А. Подгорна, А. Атанасовэ, Э. Башич).
Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности - одно из наиболее продуктивных с точки зрения формирования у детей полноценного, комплексного художественного восприятия. Однако единая система комплексных занятий по музыке и изобразительной деятельности до сих пор не создана, так как остаются не раскрытыми условия влияния музыки на изобразительное творчество, не определены методы осуществления взаимосвязи данных видов искусства в учебном процессе, отсутствует характеристика механизмов перевода образов музыкальных произведений в изобразительные.
Существующая практика проведения комплексных занятий в дошкольных учреждениях не может достаточно эффективно служить развитию детского изобразительного творчества и эстетическому воспитанию в целом ввиду отсутствия методики выявления взаимосвязи музыкальных и графических образов. Вместе с тем передовой опыт работников дошкольного воспитания подтверждает необходимость проведения комплексных занятий по изобразительной и музыкальной деятельности. Однако занятия такого рода, как правило, носят эпизодический характер. Детские рисунки, выполненные по музыкальным впе-чатлениям, передают отдельные элементы произведения и являются невыразительными, фрагментарными.
Все это определило актуальность темы исследования.
Предмет исследования - влияние образа музыкального произведения на образ в детском рисунке.
Цель исследования - выявить возможности и условия осуществления взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
В своем исследовании мы исходили из следующей гипотезы.
I. Использование музыки в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста оказывает существенное влияние на качество их рисунков. 2. Это влияние возможно при условии ориентировки детей в характере и выразительных средствах, способствующих созданию музыкального образа, и определенном уровне владения ими средствами графической выразительности. Может иметь место соотношение между отдельными средствами музыкальной и графической выразительности в детском рисунке.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Выявить влияние музыкального образа на детский рисунок.
2. Определить те педагогические условия, при которых восприятие музыки и последующее графическое воспроизведение музыкального обреза способствуют развитию детского изобразительного творчества.
3. Выяснить соотношение отдельных средств музыкальной и графической выразительности в процессе взаимосвязи этих двух видов художественной деятельности.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение опыта практической работы по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности городских и сельских детских садов Молдавской ССР (всего 70 детских садов); поисковый и формирующий эксперименты в дошкольных учреждениях республики с целью разработки методики формирования у детей старшего дошкольного возраста умения слушать музыкальное произведение и создавать изображение на его основе. Разработка и апробация этой методики проводились на протяжении шести лет.
Научная новизна. Впервые специальному изучению подверглось влияние воспринятых детьми музыкальных образов на их изобразительную деятельность.
Определены требования к отбору музыкальных произведений, образы которых могут быть переданы средствами рисунка; разработана методика, при которой осуществлялась трансформация музыкального обреза графическим путем.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку комплексного подхода в процессе эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Получены новые данные, свидетельствующие о влиянии музыки на выразительность изобразительного творчества детей.
Выявлены условия ознакомления детей с музыкальными произведениями, которые способствуют переводу музыкального образа в рисунок.
Практическое значение. Разработаны содержание и методика комплексных занятий. Даны конкретные рекомендации воспитателям и музыкальным руководителям детских садов по произведению этих занятий.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на конференции молодых ученых и аспирантов НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (1976 г.), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Бельцкого педагогического института им. А. Руссо (1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 гг.), на методических совещаниях для воспитателей и музыкальных работников (г. Бельцы, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 гг.).
Результаты исследования включены в курсы лекций для студентов дошкольного факультета Бельцкого педагогического института им. А. Руссо и слушателей курсов повышения квалификации дошкольных работников МССР при ИУУ (г. Кишинев, 1979, I960, 1981, 1982, 1983 гг.).
Разработан спецкурс по проблемам взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Созданная система занятий внедрена в детские сады районов и городов республики по решению Минпроса МССР. Предложенный материал вошел в проект новой программы подготовительных классов. По материалам формирующего эксперимента создан документальный фильм "Под счастливой звездой рождены" (Молдова фильм, 1978 г.).
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (257 наименований) и приложения.
Опытная работа проводилась на протяжении шести лет.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определены актуальность избранной темы, цель и новизна исследования, гипотеза, задачи и методы работы, а также ее теоретическое и практическое значение.
Первая глава - "О взаимосвязи музыки и живописи в теории и практике эстетического воспитания" - посвящена анализу литературы по теме исследования.
Одной из важнейших проблем эстетики является взаимосвязь разных видов искусства. Тенденция их к слиянию и взаимовлиянию обусловлена связью с явлениями общественной жизни, различными формами общественного сознания. В создании художественного образа резные виды искусства идут своими путями. Этой проблемой занимались многие представители искусства и искусствознания в разные эпохи и времена (Филострат, Леонардо да Винчи, Р. Вагнер, М.А.Врубель, И.И. Бродскийй, М.К. Чурлёнис, Ю.Б. Борев, А.Н. Буров, В.В.Ванслов, М.С. Каган, Ю.А.Кремлев, Б.С. Мейлах, А.Н. Сохор).
Проблема взаимосвязи искусств не потеряла своей остроты и на современном этапе: изучаются вопросы комплексного воздействия искусства на воспитание и развитие человека; пути установления взаимосвязи, содружества живописи и литературы (Н.А. Дмитриева), музыки и литературы (Е.А. Ручьевская), музыки и изобразительного искусства (В.В. Ванслов).
Комплексное воздействие обеспечивает изменение процесса чувственного восприятия ребенка под влиянием целесообразного (последовательного или одновременного) слитного влияния разных видов и жанров искусства.
В поисках наиболее эффективных путей и методов коммунистического воспитания учащихся, формирования всесторонне и гармонически развитой личности ученые-педагоги создают комплексные программы по изобразительному искусству (З.С. Кузин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов), по музыкальному воспитанию (Д.Б. Кабалевский), используют комплексное преподавание видов искусств (Л.Г. Арчажникова, Э.И. Бальчитис, Л.А. Гарбер, Л.В. Квятковский, Н.Н.Ширяков, Г.П. Шевченко, В.Е. Щербатко).
Идея синтеза видов искусства находит отражение в теории и практике дошкольного воспитания, что стало возможным благодаря исследованиям особенностей изобразительной (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева, Н.А. Курочкина) и музыкальной (Н.А. Ветлугина, И.Л.Дэертинская, К.В.Тарасова, Х.С.Шоломович, М.А.Румер) деятельности детей и путей ьэаимоовязи видов искусств в процессе их самостоятельной деятельности (Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Т.Г. Казакова).
Особенность слушания музыки дошкольником определяется целостным восприятием произведения, осознанием его характера, основанным на музыкальных и внемузыкальных ассоциациях и дифференцировке средств музыкальной выразительности. Рисунок ребенка, являясь в целом адекватным отражением действительности, имеет свои особенности: конкретно-чувственная форма отражения связана с эмоциональным отношением к действительности.
В современной зарубежной литературе взаимосвязь музыки и изобразительной деятельности квалифицируется прежде всего как средство самовыражения личности ребенка (А. Зидель, А.М. Гилле, А. Анно, С. Френэ, Р. Райх). Единственным источником творчества ребенка считается его интуиция. Исходя из положений советской педагогики и психологии о значении обучения в психическом развитии, следует критически оценить эти взгляды буржуазных педагогов. Споры вокруг ряда теоретических и методических положений, неразрешенность многих вопросов комплексного использования разных видов искусства, его влияния на повышение аффективности процесса восприятия ставят вопрос о необходимости изучения путей сочетания музыкальной и изобразительной деятельности в детском саду. Все сказанное и определяло выбор темы исследования.
Вo второй главе - "Особенности передачи детьми песенного образа, инструментальной программной и непрограммной музыки в рисунке (к началу эксперимента)" - рассматриваются ход и результаты констатирующего эксперимента, в процессе которого определялся уровень восприятия дошкольниками различных музыкальных образов к их влияние на детский рисунок.
Методика констатирующего эксперимента, который включал слушание детьми вокальной и инструментальной музыки и рисование по замыслу, была общепринятой (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, В.А Езикеева). Для проведения экспериментальной работы был отобран репертуар, который отвечал общим дидактическим принципам. Последовательность работы во всех трех частях, связанных с изучением восприятия детьми вокальной, инструментальной программной и непрограммной музыки, была одной и той же: восприятие музыки с последующим отражением полученных впечатлений в рисунке.
На основе анализе процесса восприятия и понимания детьми музыки были выделены показатели, свидетельствующие об осознании ими содержания, характера пьесы, ее выразительных средств. Это позволило определить уровни восприятия детьми музыкальных произведений.
Следующий этап работы заключался в выяснении влияния музыкальных образов на рисунок дошкольника. Детям предлагалось прослушать знакомое произведение, ответить на вопросы экспериментатора о характере и выразительных средствах музыки, а затем нарисовать то, о чем в ней рассказывается. Для анализа детских рисунков были разработаны следующие показатели:
1) передача графическими средствами образа песни, программной и непрограммной инструментальной музыки;
2) использование выразительных средств рисунка для изображения характера и настроения музыкального произведения.
Эти показатели позволили определить уровни влияния музыкальных образов на детские рисунки. Они получены на 260 детях и приведены в таблице I.
Таблица I
Распределение детей в зависимости от уровня влияния
музыкальных образов на их рисунки (в %)
Музыкальное произведение | Уровень влияния | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Песня | |||
Инструментальная программная музыка | |||
Инструментальная непрограммная музыка |
Сопоставление уровней восприятия музыкальных произведений и соответствующих им уровней детских рисунков показало, что музыкальные произведения лишь тогда обогащают детское изобразительное творчество, когда дети выделяют выразительные средства воспринимаемой пьесы. Благодаря этому у них возникает соответствующий образ - представление и замысел будущего рисунка. Кроме того, необходимо, чтобы они владели графическими навыками и умениями, позволяющими передавать образ в рисунке.
В третьей главе - "Формирование у дошкольников восприятия музыкальных образов и организация условий их влияния на детский рисунок" - излагаются методика, ход формирующего эксперимента и его результаты.
Мы исходили из положения Б.М. Теплова о том, что "раньше чем стать для ребенка эстетическим предметом, объектом эстетического восприятия и эстетических эмоций, музыка должна стать для него осмысленным объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять". Во всех трех сериях обучающего эксперимента, в которой шла работа соответственно над песней, программной и непрограммной музыкой, сначала проводился анализ музыкального материале о точки зрения его содержания, характере, средств выразительности. Песня анализировалась также с точки зрения соответствия музыки поэтическому тексту.
Исходя из того, что песня является синтетическим видом искусства, основанным на сочетании словесного и музыкального образов, необходимо было выяснить, что определяет содержание рисунка. С этой целью детям предлагался ряд последовательных заданий по одной песне: рисование на тему, соответствующую названию песни, рисование по стихотворению, слушание песни и последующее отражение полученных впечатлений в рисунке.
Ответы детей после первого прослушивания вокального произведения свидетельствовали о том, что им трудно представить себе, в какой цветовой гамме может быть построен рисунок.
Для облегчения детям решения этой задачи повторное прослушивание песни сопровождалось показом набора цветных моделей (в виде геометрических фигур), соответствующих тому или иному настроению песни.
Мы уточняли с детьми замысел рисунков, помогали им выбрать выразительные средства, обсуждали с ними готовые изображения. Анализ детских работ, выполненный на основе восприятия вокальных произведений, показал следующее: песня воздействует на ребенка и поэтической и музыкальной своей стороной. Выразительные средства песни находили свое интересное графическое воплощение; рисунок, выполненный после прослушивания и анализа песни, был музыкальным. Настроение песни передавалось в рисунке цветом, колоритом. При этом к высокому уровню выполнения рисунков было отнесено 42% детских работ, к среднему - 47%, к низкому - 11%.
Работа, связанная с инструментальной программной музыкой, проходила в три этапа.
На первом этапе работы важно было определить, как дети воспримут, музыкальный образ, какие у них возникнут ассоциации и какими будут рисунки без знания программы. Выяснилось, что такой тип связи восприятия музыкального произведения с последующим изображением мало эффективен.
На втором этапе методика организации восприятия программного инструментального произведения заключалась в следующем: детям сообщали название произведения, предлагали его прослушать, определить его характер, общую структуру, выразительные средства, обосновать свои ответы. Знание программы являлось тем источником, из которого ребенок черпал представления, получал образные характеристики персонажей пьесы, опирался на выразительные средства. Возникший музыкальный обрез влиял на последующий графический образ при условии осмысления будущего рисунка. Предложенные детям вопросы нацеливали их на составление предварительного замысла, обдумывание, "видение" будущего изображения.
Анализ детских работ позволил на основе вышеназванных показателей выделить уровни влияния музыкальных образов на рисунок: высокий - 48% детей, средний – 40%, низкий – 12%. Нестроение, образ, вызванный восприятием инструментальной музыки, передавались графически, с помощью разнообразных выразительных средств: характер пьесы - цветом (в 54, 38 и 8% случаев); сила звучания - величиной изображения (в 47, 34 и 19% случаев); темп - динамичностью движений (в 49, 35 и 16% случаев). Инструментальная программная музыка служила основой для создания в рисунке развернутого образного сюжета (в 62, 31 и 7% случаев).
На третьем этапе работы после прослушивания знакомого произведения детям предлагали рисовать на фоне его повторного звучания. Анализ детских работ показал, что сюжетная линия, развитие образов, композиционное построение рисунков остались без изменений. Только цветовая фактура рисунков стала более интересной и насыщенной (в 60, 32 и 3% случаев).
Работа, связанная с инструментальной непрограммной музыкой, строилась так же, как работа с программными музыкальными произведенияии. Рисунки, выполненные после предварительного прослушивания произведения, характеризовались передачей либо одного выразительного средства (темпа, динамики, метро-ритма), либо всей гаммы этих средств. Вариативность выразительного средства в одном музыкальном произведении являлась основой изображения нескольких персонажей, связанных между собой одной сюжетной линией, или существующих независимо друг от друга.
Восприятие музыкального произведения с его одновременным отражением в графической форме порождало три варианта рисунков: в одних воспроизводились привычные сюжетные композиции (35%),в других были элементы новизны (43%),третьи характеризовались бессюжетными композициями (беспорядочный набор линий, точек, штрихов) (22%).
После того, как создание рисунков по данному музыкальному произведению было завершено, им предлагались следующие задания: первое из них предусматривало повторное восприятие музыкального произведения, после анализа рисунка, созданного на основе построения и выразительных средств пьесы. Во втором задании детям предлагали послушать два-три новых произведения одноплановых или контрастных по настроению и выразительным средствам, по мотивам которого создан рисунок, и определить, какое из них соответствует работе.
Восприятие детьми музыкального произведения после его графического изображения, влияние образов рисунка на музыкальный образ выражались в щедрых характеристиках настроения произведения, в более тонком видении музыкальных средств, во взаимном проникновении образов рисунка и музыки. Выполняя второе задание, дети отмечали те произведения и их выразительные средства, которые соответствовали (не соответствовали) рисунку. По полученным данным можно судить о возросшем понимании дошкольником музыкального произведения, его образов и выразительных средств.
Результаты, свидетельствующие о влиянии рисунка на углубленное понимание музыкальной пьесы, видны из гистограммы I.
Проведенная работа формирующего эксперимента отражена в таблице 2.
Гистограмма I
Влияние рисунка на восприятие музыкального образа
Условные обозначения:
|
По вертикальной оси - количество детей, показавших соответствующий уровень восприятия музыкальных образов (в %); по горизонтальной оси - уровни восприятия музыкальных образов: высокий, средний, низкий.
1 - показатели влияния рисунка на восприятие песни;
2 - показатели влияния рисунка на восприятие инструментальной программной музыки;
3 - показатели влияния рисунка на восприятие инструментальной непрограммной музыки.
Как видно из таблицы, дети в большинстве случаев передавали в рисунке общее настроение музыкального произведения, главный образом, с помощью цвета, его темп и динамику, соответственно, в изображении характера движений персонажей и их величины.
В рисунках детей по песням и программным произведениям передавался музыкальный образ в целом (в 92 и 74% случаев). Он был, как правило, собирательным, синтетическим, прямо отражающим индивидуальный жизненный, литературный и музыкальный опыт детей. Многие работы были очень эмоциональными, свидетельствующими о сопереживании героям. Так, в рисунках по пьесе "Баба Яга" (П.И. Чайковский, "Детский альбом") дети изображали ее летящей не только на метле, как в сказочных сюжетах, но и на современных вертолетах, самолетах и даже пылесосе, с биноклем и подзорной трубой. От Бабы Яги прятались дети в густом темном лесу, в высокой траве. Маленькие художники защищали своих героев с помощью всех доступных им графических средств, а если их не хватало, просто рассказывали о том, как нужно спрятать детей, спасти от летящего чудовища.
Во многих рисунках по непрограммным произведениям дети отражали процесс развития музыкального образа (62% случаев) и создавали бессюжетные, абстрактные композиции (66% случаев). В последних чаще всего отражалось в цветовой гамме настроение музыки и ее ритмический рисунок (в четких ритмических штрихах).
В наших экспериментах, в условиях специально организованной взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности детей, музыка влияла, главным образом, на их рисунок. Однако влияние музыки проявлялось и вне экспериментальных занятий, в самостоятельной творческой деятельности детей: игре, лепке, при изготовлении костюмов, игрушек и так далее.
ВЫВОДЫ
1. Результаты проведенного исследования подтвердили наше предположение о то, что взаимодействие музыкальной и изобразительной деятельности оказывает положительное влияние на решение задач эстетического воспитания, способствует развитию детского творчества, совершенствованию процесса восприятия и изобразительной деятельности дошкольников.
В ней происходит обогащение рисунков новым содержанием, вариативное использование способов изображения, самостоятельное и творческое решение изобразительных задач. Образы инструментальной программной и непрограммной музыки способствуют развитию сюжетного рисования, созданию многопредметных композиций.
Восприятие музыкального произведения на основе созданного рисунка помогает дошкольникам глубже осознать музыкальный образ, выразительные средства музыки, проникнуться ее настроением.
2. При организации комплексных занятий с использованием взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности важным условием является такая последовательность, при которой предлагается детям сначала песенный репертуар, потом программная инструментальная музыка и только после нее - непрограммная инструментальная пьеса; ребенок должен осознать музыкальный образ в целом и средства музыкальной выразительности. Оптимальное влияние музыки на качество детских рисунков происходит при обеспечении следующей последовательности в работе: прослушивание музыкального произведения, анализ средств музыкальной выразительности, поиск средств графического воплощения образов.
Использование в процессе обучения цветовых моделей помогало детям понять характер музыкальной пьесы и определить средства его передачи в рисунке.
Ребенок должен уметь предвосхищать графический образ и обладать определенными навыками изобразительной деятельности.
Методика организации деятельности перевода музыкального образа в графический должна предусматривать как последовательное, так и синхронное восприятие и изображение произведения. При этом настроение музыкального произведения оказывало влияние на колорит и композиционное построение рисунка; динамика музыкальной пьесы влияла на величину изображаемых объектов; темп музыки отражался в динамике передаваемых в рисунке фигур.
3. Для обеспечения эффективности влияния музыкальных образов на детские рисунки необходим правильный отбор музыкальных произведений. Они должны отвечать общедидактическим и эстетическим требованиям и содержать образы, доступные графическому выражению.
4. Наиболее выпуклым и легко воспроизводимым в рисунке является музыкальный образ песни. Средства ее выразительности, выделенные и осмысленные детьми, углубляют графический образ, способствуют обогащению рисунка яркими деталями, способствуют появлению новых цветовых и композиционных решений. Однако текст песни ограничивает творчество детей. В этом отношении инструментальная программная музыка обеспечивает большие возможности для разнообразного творческого решения графических задач. Вместе с тем следует отметить, что возможность выполнения детьми подобных заданий подготавливается восприятием и изображением музыкального образа песни.
В отличие от реалистических изобретений, создаваемых детьми в связи с восприятием песни и программной пьесы, при переводе впечатлений от непрограммной музыки дети рисуют как реалистические, так и абстрактные композиции, пытаясь передать ритм, динамику, темп музыкального произведения ритмом пятен, сочетанием цвета, определенной композицией форм, линий и т.д. Это свидетельствует о возможности понимания детьми средств музыкальной выразительности и умении передавать возникшие впечатления в рисунке различными графическими средствами.
5. Результаты исследования могут быть использованы в разработке предусмотренной в "Основных направлениях общеобразовательной и профессиональной школы" единой программы обучения шестилетних детей в детском саду и школе.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Отражение музыкальных образов в детских рисунках. - В кн.: Эстетическое воспитание студентов дошкольных факультетов и педучилищ. К Всероссийской научной конференции по вопросам эстетического воспитания в высших и средних педагогических учебных заведениях: Тезисы Всесоюзной научной конференции (февраль, 1970 г.), вып.2. М., стр.80-82.
2. Песня в дитячему малюнку.- Дошкiльне виховання, 1978, № 2, о. 12-18.
3. Отражение музыкальных образов в детских рисунках. - Дошкольное воспитание, 1978, № 2, с. 30-32.
4. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки как средство эстетического воспитания дошкольников.- Башкортостан укытыусыпы (Учитель Башкирии), 1983, № 10, с. 64-67 (в соавторстве с Т.С.Комаровой).
Отзывы на автореферат в двух экземплярах с заверенными подписями направлять по адресу: 113184, Москва, Климентовский пер., д.1. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Специализированный совет.
Вернуться к списку
https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2008/ruban/ruban_24_08_2008.htm
ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
"ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА"
N3 2008 год
Рубан Татьяна Геннадиевна, кандидат педагогических.наук, ст.науч.сотрудник Центра «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца, г. Москва
е-mail tatianaruban@mail.ru