Внешний и внутренний государственный долг. Политика управления государственным долгом в национальной экономике Республике Беларусь.




Государственный долг: внутренний и внешний

Сумма накопленных дефицитов за ряд лет за минусом бюджетных излишков составляет государственный долг. По источникам финансирования государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг обычно финансируется через выпуск облигаций государственного займа и размещение их среди субъектов экономики. Внешний долг финансируется международными финансовыми организациями (МВФ, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)) или правительствами других государств, крупными частными компаниями. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств и при его погашении приходится расплачиваться товарами или платить большие проценты. Погашение государственного долга и процента по нему производится путем рефинансирования или путем конверсии, консолидации или аннулирования.

Рефинансирование – это выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старого займа.

Конверсия – это изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместных вложениях капитала, приватизации государственной собственности.

Консолидация – изменение условий займа (сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долго- и среднесрочные).

Аннулирование – полный отказ правительства платить по внешним обязательствам.

Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь, так как с ростом объема национального производства увеличивается и объем налоговых поступлений в казну. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком уровне доходов – излишек бюджета (рис. 4.8).

 

 


 

Рис. 4.8. Формирование дефицита, избытка и сбалансированности государственного бюджета

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений в госбюджет совпадает с суммой правительственных закупок (точка D) и равна отрезку DE. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне госзакупок сокращается до уровня ВС, возникает бюджетный дефицит величиной АВ.

в фазе экономического подъема цикла величина налоговых поступлений (HF) выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (HZ). При данных уровнях госрасходов и налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Сбалансированный бюджет – это бюджет, в котором расходы равны доходам (точка D), т. е. дефицит бюджета равен 0. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Докажем это с помощью преобразования уравнения дефицита госбюджета.В случае сбалансированного бюджета будет соблюдаться следующее равенство: В 2 В 1 = (G 2 G 1) –(Т 2 Т 1)= 0. (4.19)

Рост ВВП, равный Δ Y, вызывается ростом госрасходов Δ G, при этом имеет место эффект мультипликации:

. Но в то же время снижение объема ВВП вызывается ростом величины самих налогов, здесь также присутствует эффект мультипликации:

. Поскольку левая часть уравнения (4.20) Δ Y – следствие прироста Δ G,то очевидно, что при сбалансированном бюджете, когда Δ G = Δ T,мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (T) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I): S + T = G + I.

23. Понятие, цели, методы и инструменты денежно-кредитной (монетарной) политики.

Понятие и цели денежно-кредитной политики

Проводит денежно-кредитную политику центральный банк Республики Беларусь. Кроме него, субъектами ДКП являются Министерство финансов Республики Беларусь и коммерческие банки. Объектами ДКП являются спрос на деньги и предложение денег.

Стратегической целью ДКП является обеспечение равновесия на денежном рынке как условия для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочной перспективе.

К конечным целям ДКП относят следующие:

обеспечение устойчивых темпов экономического роста;

достижение полной занятости;

поддержание стабильности денежной системы;

устойчивый платежный баланс.

Промежуточные цели ДКП связаны с состоянием самой денежно-кредитной сферы и выбором компонента регулирования, в первую очередь, ставки процента и денежной массы.Центральный банк Республики Беларусь не может регулировать оба параметра одновременно. Возникает дилемма целей ДКП. Когда центральный банк решает установить и поддерживать на неизменном уровне ставку процента, происходит потеря контроля над объемом денежного предложения. Банки должны выделить на рынок любой объем денег, пока существует неудовлетворенный спрос при данной ставке процента. Выделение в качестве целевого ориентира объема денежной массы означает произвольные колебания ставки процента. Основные инструменты денежно-кредитной политики Реализация ДКП предполагает связь инструментов с ее конечными целями. Инструменты ДКП делят на основные и селективные. Основными инструментами ДКП являются операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение резервной нормы. Операции на открытом рынке – это покупка или продажа государственных облигаций. Покупая государственные облигации, Центральный банк Республики Беларусь тем самым “продает” денежные знаки и добивается увеличения резервов коммерческих банков (кривая предложения денег передвигается вправо с МS 0 до MS 1, что позволяет увеличить кредитование, т. е. создавать деньги). Продавая облигации, Центральный банк стремится уменьшить банковские резервы и, следовательно, уменьшить создание новых денег (рис. 5.2).

 


Рис. 5.2. Результат покупки Центральным банком государственных ценных бумаг у субъектов экономики

использование этого инструмента дает возможность Центральному банку точно предсказать влияние этих операций на денежную базу. Операции на открытом рынке отличаются высокой оперативностью, обеспечивают быстрое достижение необходимого результата, являются наиболее гибким инструментом ДКП и широко используются в странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг. Эффективность данного инструмента снижается, если коммерческие банки в структуре активов имеют незначительный пакет ценных бумаг, или не проявляется особого интереса к ценным бумагам государства из-за их низкой доходности либо в силу недоверия к правительству. Учетная ставка – это процент, который уплачивают коммерческие банки Центральному банку Республики беларусь за предоставление ссуды. Одной из традиционных операций Центрального банка является предоставление кредитов коммерческим банкам. При поднятии учетной ставки коммерческие банки вынуждены сократить объем заимствований (кредитов), что приводит к уменьшению их резервов. Учетная ставка выступает своеобразным индикатором намерений денежных властей в ближайшем будущем. Однако данный инструмент имеет ряд недостатков:

снижение учетной ставки может привести к оттоку капиталов из страны;

невозможность предугадать влияние изменения учетной ставки на денежную базу;

уменьшение учетной ставки не может заставить коммерческие банки взять кредит у Центрального банка и увеличить объем собственных кредитных операций в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Центральный банк имеет возможность прямо воздействовать на размер резервов коммерческих банков путем изменения резервной нормы. Повышение резервной нормы увеличивает обязательные резервы и сокращает избыточные, уменьшая тем самым способность банков создавать новые деньги (рис. 5.3). Следует отметить, что данный инструмент оказывает воздействие на все коммерческие банки. За счет него невозможно обеспечить точную настройку денежного предложения (например, добиться небольших изменений денежной массы). Кроме того, обязательные резервы представляют собой упущенные возможности банковской системы.

 
 

 


Рис. 5.3. Результат повышения нормы обязательных банковских резервов

С помощью инструментов Центральный банк реализует различные варианты монетарной политики (жесткая, гибкая, эластичная).

Жесткая монетарная политика означает поддержание на определенном уровне денежной массы при значительных колебаниях ставки процента. Это соответствует вертикальной линии предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы (рис. 5.4а).

Гибкая монетарная политика представляет собой поддержание на определенном уровне ставки процента при значительных колебаниях денежной массы. Она может быть представлена горизонтальной линией предложения денег на уровне целевого значения ставки процента (рис. 5.4б).

Эластичная монетарная политика – это промежуточный вариант и соответствует положительному наклону кривой предложения денег (рис. 5.4в).

 


i
i

 

м м м
Рис. 5.4. Варианты ДКП: жесткая, гибкая, эластичная

Уравнение обмена количественной теории денег. Предложение денег в национальной экономике. Функция предложения денег. Кривая предложения денег в условиях кредитно-денежного обращения.

Уравнение количественной теории денег. Эмиссия денег и ее последствия. Количество денег в обращении (вне банковской системы) определяется с помощью уравнения количественной теории денег:

MV = PY, где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег, под которой понимается количество оборотов, которое делает в среднем за год одна денежная единица (1 доллар, 1 фунт, 1 рубль); P – общий уровень цен (дефлятор ВВП); Y – реальный ВВП, а произведение PY – номинальный ВВП.Уравнение показывает, что с учетом того, что каждая денежная единица в год делает определенное число оборотов, количество денег в обращении должно соответствовать величине ВВП в текущих ценах (т. е. номинального ВВП). Это означает, что каждый год в экономике денег должно быть столько, чтобы можно было оплатить стоимость произведенного ВВП в ценах этого года. Не случайно это уравнение также называется уравнением обмена, или уравнением Фишера (американский экономист Ирвинг Фишер предложил математическую формулу для определения количества денег в обращении, хотя сама количественная теория денег впервые была сформулирована итальянскими экономистами еще в XVII в. и особое развитие получила в XVIII в. в работах Д. Юма и Ш. – Л. Монтескье и в XIX в. в работах Д. Рикардо). Если денег в обращение будет выпущено больше (увеличится денежная масса) или возрастет скорость обращения денег, то для сохранения равенства правой и левой частей уравнения уровень цен должен повыситься, а это есть не что иное, как инфляция.Скорость обращения денег (особенно в долгосрочном периоде) – величина достаточно стабильная. Она может меняться либо в связи с серьезными технологическими усовершенствованиями в банковской сфере (например, к росту скорости обращения денег привело появление банкоматов), либо в результате вмешательства правительства в банковскую сферу, что в развитых странах практически не наблюдается, так как центральный банк, контролирующий деятельность коммерческих банков, обладает независимостью от правительства.Величина денежной массы может меняться достаточно часто. Ее регулирует центральный банк, который обладает монопольным правом эмиссии денег. Эмиссия денег – это выпуск в обращение дополнительных денег. Увеличение предложения денег служит фактором стимулирования совокупного спроса, важным инструментом стабилизационной (антициклической) политики. Графически рост предложения денег изображается сдвигом вправо кривой совокупного спроса (рис. 7.1). Однако последствием эмиссии (что следует из уравнения количественной теории денег и видно на графике) является инфляция. И если в краткосрочном периоде рост уровня цен (от Р 1 до Р 2) сочетается с увеличением объема производства (от Y 1 до Y 2) (рис. 7.1, а), поскольку в условиях рецессии, вызванной сокращением совокупного спроса, эта мера может использоваться в качестве стабилизатора экономики, то в долгосрочном периоде происходит лишь рост уровня цен (от Р 1 до Р 2), а объем производства не меняется (Y *) (рис. 7.1, б).Причиной серьезной эмиссии обычно служит необходимость финансирования большого дефицита государственного бюджета в условиях, когда иные способы финансирования недоступны, что характерно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Однако рост денежной массы не оказывает воздействия на реальный выпуск, не ведет к развитию экономики, ее следствием является лишь высокая инфляция, осложняющая экономическую ситуацию в этих странах.Особенно негативно эмиссия воздействует на экономику в условиях стагфляции (рис. 7.1, в). Если первоначально экономика находится в точке А, то сокращение совокупного предложения (сдвиг влево кривой краткосрочного совокупного предложения от SRAS 1 до SRAS 2) ведет к уменьшению объема выпуска (от Y 1 до Y 2) и росту уровня цен (от Р 1 до Р 2) (точка В). Увеличение денежной массы в этих условиях приводит к росту объема производства (например, возврату экономики к первоначальному объему выпуска, равного Y 1), но при этом усиливает и инфляцию (рост уровня цен от Р 2 до Р 3) (точка С), а именно инфляция является главной проблемой в ситуации стагфляции. В результате по сравнению с первоначальной ситуацией рост уровня цен составит Р 1 – Р 3.

Рис. 7.1. Влияние эмиссии денег на экономику:

а) в краткосрочном периоде: б) в долгосрочном периоде; в) в условиях стагфляции

Модель предложения денег включает три экзогенные переменные:

денежную базу (В),состоящую из наличности (С) и резервов банков (R) и рассчитываемую по формуле

B = C + R; (5.3)

норму обязательных резервов (R'),представляющую собой долю банковских вкладов, помещенных в резервы;

коэффициент депонирования денег (cr) характеризует предпочтения населения в разделении денежных средств между наличностью (С) и средствами на текущих счетах, т. е. депозитами (Д).

В рамках данной модели определим предложение денег по формуле

Мs = С + Д. (5.4)

Коэффициент депонирования определяет зависимость размера наличности от объема вкладов. Следовательно, наличность денежных средств рассчитывается по формуле

С = cr × Д. (5.5)

Преобразовав формулы (5.4) и (5.5), получим следующее уравнение:

. (5.6)

на основании уравнения (5.6) получим формулу

. (5.7)

Для преобразования формулы денежной базы (5.3) с помощью резервной нормы рассчитаем уровень резервов банков (R) по формуле

R = R' × Д. (5.8)

Подставив формулу (5.8) в выражение (5.3), получим следующее уравнение:

. (5.9)

Определим из формулы (5.9) значение средств на текущих счетах:

. (5.10)

Приравняв между собой выражения (5.7) и (5.10), получим следующее уравнение:

. (5.11)

Из формулы (5.11) определим объем предложения денег:

(5.12)

Из уравнения (5.12) следует, что предложение денег является функцией трех переменных и пропорционально денежной базе. Обозначим коэффициент пропорциональности через m и назовем его денежным мультипликатором, рассчитав его по формулам:

; (5.13) . (5.14)

На каждый доллар прироста денежной базы приходится m долларов прироста предложения денег.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

предложение денег пропорционально денежной базе;

чем ниже норма резервирования депозитов (R'), тем выше объем кредитования и тем больший прирост предложения денег приходится на каждый хранящийся в резервах доллар;

чем ниже коэффициент депонирования (cr), тем меньше наличных денег на руках у населения, тем больше объем резервных средств в банках и, следовательно, больше потенциал в создании денег.

 

25. Спрос на деньги с точки зрения активов (национальной и иностранной валюты). Предпочтение ликвидности: трансакционный мотив, мотив предосторожности, спекулятивный спрос на деньги. Функция спроса на деньги.

 

27. Инструменты денежно-кредитной политики и их роль в регулировании равновесного состояния денежного рынка в национальной экономике. .Основные инструменты денежно-кредитной политики

Реализация ДКП предполагает связь инструментов с ее конечными целями. Инструменты ДКП делят на основные и селективные.

Основными инструментами ДКП являются операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение резервной нормы.

Операции на открытом рынке – это покупка или продажа государственных облигаций. Покупая государственные облигации, Центральный банк Республики Беларусь тем самым “продает” денежные знаки и добивается увеличения резервов коммерческих банков (кривая предложения денег передвигается вправо с МS 0 до MS 1, что позволяет увеличить кредитование, т. е. создавать деньги). Продавая облигации, Центральный банк стремится уменьшить банковские резервы и, следовательно, уменьшить создание новых денег (рис. 5.2).

 


Рис. 5.2. Результат покупки Центральным банком государственных ценных бумаг у субъектов экономики

использование этого инструмента дает возможность Центральному банку точно предсказать влияние этих операций на денежную базу. Операции на открытом рынке отличаются высокой оперативностью, обеспечивают быстрое достижение необходимого результата, являются наиболее гибким инструментом ДКП и широко используются в странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг. Эффективность данного инструмента снижается, если коммерческие банки в структуре активов имеют незначительный пакет ценных бумаг, или не проявляется особого интереса к ценным бумагам государства из-за их низкой доходности либо в силу недоверия к правительству.

Учетная ставка – это процент, который уплачивают коммерческие банки Центральному банку Республики беларусь за предоставление ссуды. Одной из традиционных операций Центрального банка является предоставление кредитов коммерческим банкам. При поднятии учетной ставки коммерческие банки вынуждены сократить объем заимствований (кредитов), что приводит к уменьшению их резервов. Учетная ставка выступает своеобразным индикатором намерений денежных властей в ближайшем будущем. Однако данный инструмент имеет ряд недостатков: снижение учетной ставки может привести к оттоку капиталов из страны;невозможность предугадать влияние изменения учетной ставки на денежную базу; уменьшение учетной ставки не может заставить коммерческие банки взять кредит у Центрального банка и увеличить объем собственных кредитных операций в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры. Центральный банк имеет возможность прямо воздействовать на размер резервов коммерческих банков путем изменения резервной нормы. Повышение резервной нормы увеличивает обязательные резервы и сокращает избыточные, уменьшая тем самым способность банков создавать новые деньги (рис. 5.3). Следует отметить, что данный инструмент оказывает воздействие на все коммерческие банки. За счет него невозможно обеспечить точную настройку денежного предложения (например, добиться небольших изменений денежной массы). Кроме того, обязательные резервы представляют собой упущенные возможности банковской системы.

 
 

 

 


Рис. 5.3. Результат повышения нормы обязательных банковских резервов

28. Политика «дешёвых денег». Политика «дорогих денег». Эффективность денежно-кредитной политики в национальной экономике Республики Беларусь

Антициклическая денежно-кредитная политика ДКП часто применяют для смягчения циклических колебаний. при подъеме может проводиться политика “дорогих” денег, основной целью которой является борьба с инфляцией. Суть проведения данной политики заключается в ограничении возможностей банковской системы для вливания денежной массы в экономику. Деньги становятся труднодоступными субъектам экономики, “дорогими”. С этой целью проводятся мероприятия, приводящие к уменьшению резервов коммерческих банков (Центральный банк начинает продавать государственные облигации коммерческим банкам и населению, повышается учетная ставка, увеличивается резервная норма).

В условиях кризисаосновное внимание уделяется занятости. Центральный банк проводит политику “дешевых” денег, обеспечивая поступление денег в экономику. Для этого проводятся мероприятия, способствующие увеличению банковских резервов (Центральный банк покупает государственные облигации у коммерческих банков и населения; снижается учетная ставка; снижается резервная норма). Селективные инструменты

Селективные инструменты оказывают влияние на отдельные секторы денежной сферы, обеспечивают оперативное реагирование на сложившуюся экономическую ситуацию, носят административный характер. Использование селективных инструментов объясняется необходимостью ориентации кредита на наиболее продуктивное использование и предотвращение неэффективных вариантов кредитования, не учитывающих потребности развития национальной экономики.С помощью инструментов Центральный банк реализует различные варианты монетарной политики (жесткая, гибкая, эластичная). Жесткая монетарная политика означает поддержание на определенном уровне денежной массы при значительных колебаниях ставки процента. Это соответствует вертикальной линии предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы (рис. 5.4а). Гибкая монетарная политика представляет собой поддержание на определенном уровне ставки процента при значительных колебаниях денежной массы. Она может быть представлена горизонтальной линией предложения денег на уровне целевого значения ставки процента (рис. 5.4б). Эластичная монетарная политика – это промежуточный вариант и соответствует положительному наклону кривой предложения денег (рис. 5.4в).

 


i
i

 

 

м м м
Рис. 5.4. Варианты ДКП: жесткая, гибкая, эластичная

 

33. Основные понятия, причины и формы проявления макроэкономической нестабильности. Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Закон Оукена.

34. Основные понятия, причины и формы проявления макроэкономической нестабильности. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности. Индексы цен. Инфляция и процентные ставки.

 

35. Инфляция как общее неравновесие рынков. Механизм инфляции, ее типы. Инфляция спроса и издержек. Влияние инфляции на ВВП и совокупные доходы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: