Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика




5.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики.

Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

 

Бюджетно-налоговая политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Бюджетно-налоговая политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень производства и занятости, а также на уровень цен. Основными целями бюджетно-налоговой политики являются: сглаживание колебаний экономического цикла; перераспределение ресурсов и доходов; достижение устойчивых темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости; снижение инфляции.

Различают стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирования этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляционный рост ценой роста безработицы и спада производства. В более отдаленной перспективе рост налогов может привести к спаду совокупного предложения и развертыванию механизма стагфляции.

 

5. 2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика

Дискреционная бюджетно-налоговая политика – это сознательное манипулирование государственной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных методов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (изменение налоговых ставок, налоговых льгот), политику ускоренной амортизации.

Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Рассмотрим влияние изменения государственных расходов на объем выпуска продукции.

AE e2 C + I + G2 (AE2)

C + I + G1 (AE1)

e1

 

 

Y

Y1 Y2

 

Рисунок 5.1 Влияние государственных расходов на объем выпуска

 

Если начался cпад производства, правительство решает поддержать совокупный спрос за счет увеличения государственных закупок товаров и услуг на сумму 10 млн. рублей. Эти государственные расходы приведут к увеличению совокупного спроса на указанную сумму. Прямая АЕ1 сдвинется вверх в положение АЕ2. Совокупный спрос превысит равновесный уровень дохода Y1. Фирмы начнут расширять производство.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупным спросом и уровнем дохода (объемом выпуска). Новое положение равновесия будет достигнуто в точке е2. Из рисунка видно, что прирост объема выпуска продукции (Y1-Y2) значительно превышает увеличение объема государственных закупок (расстояние по вертикали от АЕ1 до АЕ2). Это означает, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов (Мg) показывает изменение объема выпуска продукции в результате изменения расходов государства. Его рассчитывают по формуле:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: