в г. Волгодонске Ростовской области




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Донской государственный технический университет»

в г. Волгодонске Ростовской области

(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)

 

Методические указания

к выполнению контрольной работы

по дисциплине «Бизнес-планирование»

 

 

для студентов направлений

38.03.01 Экономика

 

 

 

 

Содержание

 

1 Общие указания к выполнению контрольной работы

2 Тематика контрольных работ

3 Рекомендации по структуре и содержанию разделов бизнес-плана

3.1 Бизнес-план по предприятию, бизнес-линии, подразделению

предприятия

3.1.1 Титульный лист бизнес-плана

3.1.2 Аннотация бизнес-плана

3.1.3 Оглавление

3.1.4 Введение

3.1.5 Концепция бизнеса (резюме)

3.1.6 Описание предприятия и отрасли

3.1.7 Характеристика услуг и продукции

3.1.8 Исследование и анализ рынка сбыта

3.1.9 Конкуренция и конкурентное преимущество

3.1.10 План маркетинга

3.1.11 План производства

3.1.12 Организационный план

3.1.13 Финансовый план

3.1.14 Финансовая стратегия

3.1.15 Потенциальные риски

Приложение А Перечень рекомендуемых таблиц


 

1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Курсовая работа по курсу «Бизнес-планирование в сервисе» является обобщающей самостоятельной учебной работой студентов и имеет целью систематизировать и закрепить теоретические знания, приобрести опыт практического использования методов технико-экономических расчетов, применяемых в бизнес-планировании.

При выполнении курсовой работы обязательным должно быть использование конкретных практических материалов предприятий. Главное требование состоит в стремлении приблизить учебный проект к реальному. От этого зависит его качество и ценность. Поэтому при выполнении курсовой работы студент должен творчески подойти к решению конкретных практических задач и показать новизну предлагаемых им в бизнес-плане проектных решений. Студенту необходимо обосновать экономическую целесообразность практической реализации бизнес-проекта и оценить его эффективность.

Курсовая работа выполняется на основе задания, выдаваемого кафедрой "Экономика и менеджмент". Задание оформляется на специальном бланке, установленной формы, подписывается руководителем курсовой работы, студентом и утверждается заведующим кафедрой. Задание помещается после титульного листа курсовой работы.

Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки.

Примерная структура:

титульный лист бизнес-плана;

аннотация;

оглавление;

введение;

концепция бизнеса (резюме);

основные разделы бизнес-плана;

список используемых источников.

Материал пояснительной записки по возможности следует представлять в табличной форме. Перечень рекомендуемых таблиц представлен в Приложе-нии А.

Пояснительная записка выполняется в соответствии со стандартами на оформление курсовых и дипломных работ и проектов.

 

 

2 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

 

Выбор темы контрольной работы осуществляется совместно студентом и руководителем и определяется практическими потребностями предприятия. Тематика контрольных работ опирается на типологию бизнес-планов по объектам бизнеса, представленную на рисунке 1.

Примерный перечень тем работ.

1. Разработка бизнес-плана по бизнес-линии (продукция, работы, услуги, технические решения).

2. Разработка бизнес-плана производства нового вида продукции (работ, услуг).

3. Разработка бизнес-плана создания нового предприятия.

4. Разработка бизнес-плана развития действующего предприятия.

5. Разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия.

6. Разработка бизнес-плана развития производственного подразделения предприятия.

7. Разработка бизнес-плана создания нового структурного подразделения предприятия.

8. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.

9. Разработка бизнес-плана разукрупнения предприятия.

10. Разработка бизнес-плана создания объединения предприятий.

11. Разработка бизнес-плана проекта предпринимательской сделки.

12. Разработка бизнес-плана создания совместного предприятия.

 

 

В отдельных курсовых работах могут быть предусмотрены разработки с элементами научного исследования или специальные вопросы при соответствующем уменьшении других разделов проекта.

Успевающими студентами, проявившими склонность к научной работе, могут выполняться теоретические работы научно-исследовательского характера.

Примерный перечень тем курсовых работ научно-исследовательского характера:

▪ Компьютерные технологии разработки бизнес-плана.

▪ Анализ рынка компьютерных программных продуктов подготовки бизнес-плана.

▪ Возможности использования ресурсов Интернет в практике бизнес-планирования.

▪ Рекомендации по разработке качественного бизнес-плана.

▪ Анализ существующих методик разработки бизнес-плана.

▪ Риски бизнес-проектов: возможности их количественной оценки, профилактика и нейтрализация рисков.

▪ Финансовое моделирование как основа компьютерных технологий разработки бизнес-плана.

▪ Особенности бизнес-планирования на предприятиях сферы быта и услуг.

▪ Аудит бизнес-плана внешними инвесторами.

▪ Реализация и продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности.

▪ Методы прогнозирования в практике бизнес-планирования.

 

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ

БИЗНЕС-ПЛАНА

 

 

Структура бизнес-плана, степень его детализации определяются многими факторами. В то же время, несмотря на довольно значительные внешние отличия бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным. Опыт работы в области планирования деятельности организаций позволил выработать структуру бизнес-плана, наиболее часто встречающегося в практике бизнес-планирования. Данная структура показана в таблице 1.

 

Т а б л и ц а 1 - Структура бизнес-планов в соответствии с типологией по объектам бизнеса

Разделы бизнес-плана:
по бизнес-линиям, по предприятию (новому, действующему), по производственным подразделениям предприятия финансового оздоровления предприятия
   
Титульный лист Титульный лист
Содержание Содержание
Введение Введение
1 Концепция бизнеса (резюме) 1 Общая характеристика предприятия
2 Описание предприятия и отрасли 2 Краткие сведения по плану финансового оздоровления
3 Характеристика услуг и продукции 3 Анализ финансового состояния предприятия
4 Исследование и анализ рынка сбыта 4 Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности
5 Конкуренция и конкурентное преимущество 5 Рынок и конкуренция
6 План маркетинга 6 Деятельность в сфере маркетинга предприятия
7 План производства 7 План производства
8 Организационный план 8 Финансовый план
9 Финансовый план Приложения
10 Финансовая стратегия  
11 Потенциальные риски  
Приложения  
Примечание - Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия дана в соответствии с "Методическими рекомендациями по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов)", утвержденными ФУДН при Госкомимуществе РФ в 1995 году

 

3.1 Б и з н е с - п л а н п о п р е д п р и я т и ю, б и з н е с - л и н и и, п о д р а з д е л е н и ю п р е д п р и я т и я

3.1.1 Т и т у л ь н ы й л и с т б и з н е с – п л а н а

Предприятие_________________________________________________________

Адрес_______________________________________________________________

Телекс____________Факс________________Телефон_______________________

Строго конфиденциально

Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект

Кому________________________________________________________________

Краткое название проекта (до 20-30 знаков)_______________________________

____________________________________________________________________

Полное название проекта_______________________________________________

____________________________________________________________________

Руководитель предприятия_____________________________________________

Тел._______________________________________________

Проект подготовлен___________________________________________________

Тел.___________________________________________________

Дата начала реализации проекта ________________________________________

Продолжительность проекта____________________________________________

Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные, от даты начала проекта______________________________________________ мес.

Дата составления_______________________________________200…г.

3.1.2 А н н о т а ц и я б и з н е с – п л а н а

Аннотация бизнес-плана

Предприятие_________________________________________________________

Адрес_______________________________________________________________

Телефон_____________________Факс___________________________________

Руководитель предприятия_____________________________________________

Суть предлагаемого проекта и место реализации___________________________

Результат реализации проекта___________________________________________

Общая стоимость проекта______________________________________________

Необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы________________________

Срок окупаемости проекта_____________________________________________

Ожидаемая среднегодовая прибыль______________________________________

Предполагаемая форма и условия участия инвестора_______________________

Возможные гарантии по возврату инвестиций_____________________________

3.1.3 О г л а в л е н и е

Оглавление бизнес-плана должно отражать его структуру. Это номенклатура разделов, подразделов, параграфов. При любом варианте содержание должно быть четко оцифровано, обязательно арабскими цифрами.

3.1.4 Вв е д е н и е

Во введении указывается задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.

3.1.5 К о н ц е п ц и я б и з н е с а (р е з ю м е)

1 Суть проекта__________________________________________________

Основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития_________________________________________________

2 Цели и задачи бизнес-плана______________________________________

3 Экономическое обоснование и эффективность проекта_______________

Основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя__________________________________________

4 Сведения о фирме______________________________________________

5 Команда управления____________________________________________

6 План действий_________________________________________________

Долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия

7 Финансирование_______________________________________________

Потребности в инвестициях. Направления их использования, предлагаемые источники финансирования, риск инвестирования.

8 Планы возврата заемных средств_________________________________

Срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования, форма, в которой инвестор получит желаемую отдачу от вложенного капитала

9 Гарантии возврата инвестиций___________________________________

10 Назначение бизнес-плана

Для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации), оказания государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления.

3.1.6 О п и с а н и е п р е д п р и я т и я и о т р а с л и

При изложении данного раздела должна быть включена следующая информация:

1) Основные сведения о предприятии.

2) Основные виды деятельности предприятия.

Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.

3) Характеристика отрасли.

Специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.

4) Факторы, влияющие на деятельность предприятия.

Рассматриваются экономические, политические, демографические, природные, научно-технические, культурные и мировоззренческие факторы, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность.

5) Основные показатели текущего состояния предприятия и их анализ.

Данный пункт заполняется при разработке бизнес-плана по бизнес-линии или подразделению предприятия. В табличной форме приводятся значения показателей за три последних года в сопоставимых условиях и ценах. Перечень показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность предприятия представлен в Приложении А (таблица А 25).

6) Миссия и цели предприятия.

3.1.7 Х а р а к т е р и с т и к а у с л у г и п р о д у к ц и и

В разделе бизнес-плана "Характеристика услуг и продукции" представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиций потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения:

§ потребности, удовлетворяемые товаром;

§ показатели качества;

§ экономические показатели;

§ внешнее оформление;

§ сравнение с другими аналогичными товарами;

§ патентная защищенность;

§ показатели экспорта и его возможности;

§ основные направления совершенствования продукции;

§ возможные ключевые факторы успеха;

При разработке бизнес-плана по бизнес-линии данный раздел должен иметь детальную проработку. Характеризуя объект бизнес-линии (продукцию, услуги), необходимо особо подчеркнуть его уникальность, важность для потребителей, экономические преимущества, а также перечень функциональных особенностей продукта. Бизнес-план значительно выиграет, если в нем будет приведена фотография или рисунок изделия, дающий достаточно четкое представление о товарном виде последнего.

3.1.8 И с с л е д о в а н и е и а н а л и з р ы н к а с б ы т а

Среди главных направлений комплексного исследования рынка, которые должны найти отражение в бизнес-плане, можно выделить следующие:

▪ определение рыночной структуры (сегментация рынка);

▪ изучение спроса и отбор целевых рынков;

▪ определение мотивации потребителей;

▪ исследование положения предприятия на рынке;

▪ оценка рынка и объема продаж;

▪ исследование условий конкуренции.

Рассмотрение последнего пункта отнесено в раздел "Конкуренция и конкурентное преимущество".

Наиболее важными этапами исследования рынка являются прогнозирование развития рынка (прежде всего, прогнозирование спроса) и составление прогноза объемов продаж. При этом может быть использован широкий инструментарий методов прогнозирования: индивидуальные и коллективные экспертные оценки; метод скользящей средней, экспоненциальное сглаживание, регрессионный анализ, нормативный метод, метод стандартного распределения вероятностей и др.

В курсовой работе можно ограничиться применением экспертных методов при прогнозировании спроса и метода стандартного распределения вероятностей для определения прогноза объемов продаж.

В бизнес-плане обязательным является представление основных показателей в прогнозных ценах, т.е. в ценах, выраженных в денежных единицах, соответствующих покупательной способности каждого периода осуществления проекта. Следует отметить, что прогнозные цены включают прогнозируемый уровень инфляции. Прогнозная цена на t -м шаге расчета (например, в t - м году), Цt, определяется по формуле:

 

(1)

 

где Цt - базисная цена продукции или ресурса, р.;

I (t, tн) - индекс изменения цен (в том числе и за счет инфляции) продукции или ресурса на t - м шаге по отношению к начальному моменту расчета, как правило,

Каждый бизнес-план имеет уникальную инфляционную среду, формирование которой может зависеть от отрасли, региона и множества других факторов. В практике бизнес-планирования чаще всего инфляционные ожидания описываются группой сводных показателей по основным статьям поступлений и затрат. Прогноз уровня инфляции должен быть представлен в форме таблицы 2, которую целесообразно разместить в приложении к бизнес-плану.

 

Т а б л и ц а 2 - Прогноз уровня инфляции

  Объект Уровень инфляции, S, %
200… г. 200… г. 200… г.
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 п/г 2 п/г
Общая инфляция (инфляция общего уровня цен)*              
Сбыт              
Переменные издержки              
Заработная плата              
Постоянные издержки              
Основные фонды              
*Индекс изменения общего уровня цен может быть определен как средневзвешенное значение индексов изменения цен на все виды выпускаемой в соответствии с проектом продукции и потребляемых ресурсов (с весами, равными количествам этих величин в натуральных единицах или базисных ценах).

 

Для удобства расчетов промежуточные вычисления показателей могут выполняться в базисных ценах. Прогнозирование основных показателей в бизнес-плане по периодам проекта проводится следующим образом: первый год - по месяцам (или по кварталам), второй год - по кварталам (или по полугодиям), последующие годы - в целом за год.

3.1.9 К о н к у р е н ц и я и к о н к у р е н т н о е п р е и м у щ е с т в о

При разработке бизнес-плана должны быть реалистично оценены сильные и слабые стороны конкурентов. По результатам исследования деятельности конкурентов производится количественная оценка уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Количественная оценка конкурентоспособности товара предприятия включает в себя следующие этапы:

▪ выбор наиболее конкурентоспособного товара на рынке в качестве образца для сравнения и определения конкурентоспособности товара предприятия;

▪ определение набора сравниваемых параметров обоих товаров;

▪ расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара предприятия.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия может быть произведена с использованием одного из следующих методов:

▪ метод суммы мест;

▪ метод балльной оценки;

▪ метод построения профиля требований;

▪ метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов.

3.1.10 П л а н м а р к е т и н г а

В разделе бизнес-плана "План маркетинга" обосновываются:

1) формирование стратегии развития предприятия (общей, деловой, конкурентной), стратегий маркетинга;

2) составляющие комплекса маркетинга (товарная, ценовая, сбытовая и коммуникативная политика);

3) бюджет маркетинга.

При разработке бизнес-плана по бизнес-линии или подразделению предприятия особое внимание следует уделить формированию общей стратегии предприятия (портфельной) с использованием инструментария и моделей стратегического анализа, а также позиционированию рынка.

Основными моделями, которые наиболее часто используются в практике бизнес-планирования для разработки общей стратегии развития фирмы, являются: портфельный анализ (матрица "рост - доля рынка" - метод, разработанный американской консультационной фирмой "Бостон консалтинг групп", матрица "привлекательность - конкурентоспособность" - метод, разработанный компанией "Мак-Кинси" по заказу "Дженерал электрик"); матрица "товар - рынок", предложенная И. Ансоффом.

Позиционирование рынка может идти по одному из выбранных направлений:

▪ заполнение выявленной на рынке "ниши";

▪ занятие места, близкого к позиции одного из конкурентов, т.е. конкурентное позиционирование.

Товарная политика

В бизнес-плане отражаются следующие основные направления товарной политики предприятия:

▪ ассортиментная политика;

▪ создание новой продукции;

▪ стратегия предприятия в области качества продукции;

▪ определение дизайновой стратегии;

▪ рыночная атрибутика товара (марка, товарный знак, упаковка, маркировка);

▪ стратегия организации сервисного обслуживания.

Ценовая политика

В общем виде процесс разработки ценовой политики предприятия в бизнес-плане представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Этапы разработки ценовой политики предприятия
Выработка ценовой тактики
Рыночное страхование цен
Установление исходной цены
Выбор метода ценообразования
Выработка ценовой стратегии
Анализ цен и товаров конкурентов Раздел 5 "Конкуренция и конкурентное преимущество"
Определение спроса Раздел 4 "Исследование и анализ рынка сбыта"
Оценка издержек Раздел 7 "План производства"
Постановка целей ценообразования

Сбытовая политика

В бизнес-плане необходимо изложить используемые предприятием систему товародвижения и каналы распространения товара.

В заключение приводится смета затрат на реализацию продукции.

Коммуникативная политика

В бизнес-плане отражаются основные положения программы коммуникативной политики предприятия: цели, задачи, фирменный стиль, стратегии, структура комплекса маркетинговых коммуникаций.

Комплекс маркетинговых коммуникаций включает следующий инструментарий: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик релейшнз, прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брэндинг.

Бюджет маркетинга

Для расчета бюджета маркетинга могут быть использованы следующие методы:

▪ метод финансирования "от возможности";

▪ метод фиксированного процента;

▪ метод "ориентации на конкурента";

▪ метод максимальных расходов;

▪ метод на основе целей и задач.

После определения бюджета маркетинга следует произвести его распределение по направлениям работы.

3.1.11 П л а н п р о и з в о д с т в а

Этот раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая собирается заниматься производством. Раздел должен показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.

Структура раздела "План производства" имеет следующий вид:

▪ местонахождение предприятия;.

▪ государственное и правовое регулирование;

▪ технология производства (оценка существующей технологии, направления совершенствования и развития технологии, предусмотренные бизнес-планом);

▪ производственное кооперирование;

▪ контроль производственного процесса;

▪ система охраны окружающей среды;

▪ производственная программа;

▪ производственные мощности и их развитие;

▪ потребность в долгосрочных активах;

▪ потребность в оборотных средствах;

▪ прогноз затрат.

Для непроизводственных фирм первые два пункта отражаются в разделе "Описание предприятия и отрасли".

Потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе "Финансовый план".

Подробный расчет производственной мощности, потребности в долгосрочных активах и оборотных средствах выполняется в бизнес-плане создания нового предприятия или структурного подразделения. Для действующих предприятий указывается уровень использования производственной мощности, дается краткая характеристика имеющихся долгосрочных активов. Корректировка величины оборотных средств производится в финансовом разделе бизнес-плана на основе использования коэффициентного метода нормирования оборотных средств (исходя из темпов роста объема производства и улучшения использования оборотных средств).

Раздел заканчивается расчетами издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прикладываются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство).

В курсовой работе прогноз затрат может быть выполнен с использованием укрупненного метода - по технико-экономическим факторам. Данный метод предполагает расчет проектных показателей, исходя из отчетных данных, с учетом запланированных организационно-технических мероприятий.

3.1.12 О р г а н и з а ц и о н н ы й п л а н

Структура раздела "Организационный план" может иметь следующий вид:

▪ организационная структура (производственно-технологическая структура предприятия, организационная структура управления);

▪ ключевой управленческий персонал;

▪ совет директоров;

▪ профессиональные советники и услуги;

▪ персонал;

▪ социальная инфраструктура;

▪ календарный план;

▪ правовое обеспечение деятельности предприятия.

Календарный план (график) приводится для вновь создаваемых предприятий, а также при осуществлении крупномасштабных предпринимательских проектов и мероприятий на действующем предприятии. В нем указывается время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели.

3.1.13 Ф и н а н с о в ы й п л а н

Раздел объединяет два направления:

1) финансово-экономические результаты деятельности предприятия;

2) планирование основных финансовых показателей.

1) Финансово-экономические результаты деятельности

предприятия

Финансовая отчетность предприятия. В разделе "Финансовый план" или в Приложении к бизнес-плану могут быть включены финансовые документы последнего отчетного периода: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, баланс активов и пассивов предприятия.

В настоящее время в России активно проводится работа по сближению используемых форм бухгалтерской, статистической и банковской отчетности, применяемых в международной практике, поэтому в бизнес-плане целесообразно использование форм, рекомендуемых Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета. В этой связи данные бухгалтерской отчетности следует привести к виду, обеспечивающему возможность их использования в процессе финансового анализа на основе методик, соответствующих международным стандартам.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия. Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится на основе данных финансовой отчетности предприятия с использованием совокупности технико-экономических и финансовых показателей за три последних года, представленных в Приложении А (таблица А 25).

При анализе финансово-экономического состояния предприятия прежде всего необходимо установить, выполняется ли следующее "золотое правило", характеризующее экономическую деятельность предприятия:

 

, (2)

 

где - темп изменения балансовой прибыли, %;

- темп изменения объема реализации, %;

- темп изменения авансированного капитала, %.

Давая общую оценку деятельности предприятия можно определить форму экономического роста, , путем сопоставления экстенсивных и интенсивных факторов:

 

(3)

 

где - индекс производительности труда;

- индекс фондоотдачи;

- индекс численности;

- индекс основных фондов.

Если > 1, то предприятие развивалось преимущественно за счет интенсивных факторов. При < 1 его рост характеризуется как экстенсивный.

Оценку финансовой устойчивости предприятия целесообразно дополнить анализом абсолютных показателей, на основе которых можно установить тип финансовой устойчивости предприятия:

▪ абсолютная финансовая устойчивость;

▪ нормальная финансовая устойчивость;

▪ неустойчивое финансовое состояние;

▪ кризисное финансовое состояние.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия завершается комплексной сравнительной оценкой финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, основанной на теории и методике финансового анализа предприятий в условиях рыночных отношений.

Если бизнес-план разрабатывается по бизнес-линии или подразделению предприятия, то в данном подразделе выполняется анализ основных технико-экономических показателей деятельности подразделения или производства продукции (услуг). В бизнес-плане вновь создаваемых предприятий, подразделений, бизнес-линий этот подраздел отсутствует.

2) Планирование основных финансовых показателей

Плановые документы. В финансовом плане составляется прогноз прибылей и убытков, баланса предприятия, движения денежных средств. Финансовое прогнозирование может осуществляться с использованием косвенного или прямого методов прогнозирования. В курсовой работе рекомендуется использовать косвенный метод, в частности, метод процента от продаж. Структура плановых документов должна соответствовать требованиям международных стандартов.

В бизнес-плане по бизнес-линии или подразделению предприятия прогнозный баланс не составляется.

Финансовая оценка проекта. Финансовая оценка проекта включает расчет и анализ основных показателей деятельности предприятия по проекту, а также комплексную оценку финансово-экономического состояния предприятия. Перечень технико-экономических и финансовых показателей предприятия представлен в Приложении А (таблица А 25).

При разработке бизнес-плана по бизнес-линии или подразделению предприятия производится расчет и анализ основных технико-экономических показателей деятельности подразделения или производства продукции (услуги).

Прогноз запаса финансовой прочности. В бизнес-плане графическим или аналитическим путем определяется критический объем продаж (точка безубыточности или порог рентабельности) и запас финансовой прочности предприятия.

3.1.14 Ф и н а н с о в а я с т р а т е г и я

При изложении финансовой стратегии в бизнес-план включается следующая информация:

▪ потребность в инвестициях и источники их финансирования;

▪ эффективность бизнес-проекта.

При определении эффективности бизнес-проекта обязательно использование методики оценки эффективности инвестиций на основе показателей, применяемых в рыночной экономике:

▪ чистый дисконтированный доход (NPY);

▪ индекс доходности (PI);

▪ внутренняя норма доходности (IRR);

▪ статический и динамический сроки окупаемости (РР).

3.1.15П о т е н ц и а л ь н ы е р и с к и

Данный раздел содержит следующие составные части:

§ анализ рисков в деятельности предприятия. Оценка риска проекта;

§ организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;

§ программа страхования рисков.

Анализ риска включает два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

На этапе качественного анализа выявляют возможные виды рисков.

Количественная оценка риска проекта должна быть выполнена с использованием современной методики расчета рисков, подробно изложенной в /6/. Количественный анализ степени риска проекта может быть дополнен определением показателей производственного, финансового и производственно-финансового левериджей.

Наиболее значимые для реализации проекта риски должны быть рассмотрены более детально: с указанием причин, факторов риска и методов его компенсации. При этом можно воспользоваться результатами анализа наиболее существенных производственных, финансовых и коммерческих рисков в деятельности промышленного предприятия, выполненного в /7/. Особое внимание следует уделить методам компенсации и снижения риска.

Если в качестве меры снижения рисков предусмотрено страхование, должна быть составлена программа страхования рисков.

3.1.16 П р и л о ж е н и е

В Приложении могут быть включены все дополнительные документы по сведениям, приводимым в бизнес-плане:

§ изображения продуктов;

§ патенты;

§ материалы о рынке;

§ деловые рекомендации;

§ публикации: журнальные статьи, ссылки на упоминание в книгах;

§ калькуляции себестоимости продукции (услуг);

§ данные расчета элементов сметы затрат;

§ данные об управляющих;

§ формы финансовой отчетности за период, предшествующий началу реализации проекта.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

§

Основная литература
1. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев и др.; под ред. В.З. Черняк, Г.Г. Чараев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 591 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01812-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114751 (04.07.2016).
2. Буров, В. П. Бизнес-план фирмы: теория и практика [Текст]: учеб.пособие / В. П. Буров, А. Л. Ломакин, В. А. Морошкин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 192 с.: табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 190 - 191. - Рек. УМО по образованию в обл. экономики и экономической теории.
3. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник / И.А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 432 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01948-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229284 (04.07.2016).
Дополнительная литература


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: