Тема 9. Суверенная Беларусь в конце XX начале XXI вв.




 

1. Становление независимой Республики Беларусь.

 

В 1989-1990 гг. КПСС необратимо утрачивала реальную власть, начался процесс ее организационного распада. Республиканские компартии Латвии, Литвы, Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. В марте 1990 г. под давлением оппозиционных сил была отменена 6 статья Конституции СССР 1977 г. о руководящей роли КПСС. Одновременно М.Горбачев был избран Президентом СССР. В его руках формально находилась вся власть в стране. Распад КПСС дал толчок распаду СССР. С весны 1990 г. начался “парад суверенитетов” – движение союзных республик за полный государственный суверенитет. Первыми заявили о своем суверенитете Литва, Латвия и Эстония. Процесс суверенизации ускорился и стал всеобщим после принятия 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР Декладарции о государственном суверенитете РСФСР. В течение нескольких месяцев к «параду суверенитетов» присоединились остальные республики Союза ССР.

27 июля 1990 г. сессия Верховного Совета БССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. Между 9-ю республикам СССР велись переговоры о заключении нового Союзного договора. В марте 1991 г. состоялся референдум по этому вопросу. 76,4 % голосовавших высказались за сохранение Союза. В БССР этот показатель был еще выше и составил 82,7%. Попытка консервативных сил в КПСС отстранить Горбачева от власти и сохранить СССР в августе 1991 г. потерпела крах и ускорила распад СССР. 25 августа внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла закон “ О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики”, и постановление “Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР”. Это означало юридическое оформление независимости Беларуси. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет утвердил новое название “Республика Беларусь”, в сокращенном варианте - “Беларусь”. Государствеными символами Республики Беларусь были утверждены герб “Погоня” и флаг с тремя бело-красно-белыми горизонтальными полосами. 18 октября 1991 г. был принят Закон “О гражданстве Республики Беларусь”.

26 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял Закон “О департизации органов государственной власти и управления Белорусской ССР, государственных предприятий, учреждений и организаций и собственности Коммунистической партии Беларуси” и постановление о временной приостановке деятельности КПБ-КПСС на территории БССР”. В 1993 г. деятельность коммунистической партии была вновь разрешена.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще был денонсирован (объявлен утратившим силу ) договор 1922 г. о создании СССР и было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ вошли 12 стран. Столицей СНГ был определен г.Минск.

После провозглашения независимости началось формирование органов государственного управления, были созданы вооруженные силы, организована таможенная служба, банковская система и т.д.

15 марта 1994 г. была принята Конституция (Основной Закон) Республики Беларусь, которая закрепила суверенитет республики.По Конституции государство провозглашалось унитарным демократическим социальным правовым государством. В республике вводилась президентская форма правления. 10 июля 1994 г. первым Президентом Республики Беларусь был избран А.Г.Лукашенко. За него проголосовало более 80% участвовавших в выборах граждан.

В 1996 г. по инициативе Президента РБ состоялся референдум по вопросу принятия новой редакции Конституции и некторым другим воросам. За принятие Конституции с изменениями и дополнениями высказались более 70% проголосовавших. В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь был сформирован представительный и законодательный двухпалатный орган – Национальное собрание. Он состоит из Палаты представителей (состав избирается населением) и Совета Республики (часть избирается от областей и г.Минска, часть назначается Президентом Республики Беларусь). Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство – Совет Министров, подчиненный Президенту и подотчетный Парламенту. Судебная система РБ состоит из Верховного суда РБ, областных, районных, военных судов, Минского городского и др. Контроль за конституционностью правовых актов осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь.

 

2. Общественно-политическая жизнь Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг.– начале XXI в.

 

В 1991 г. Беларусь стала независимым государством. Начался процесс создания модели государственного устройства. Суверенитет республикибыл закреплен Конституцией Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 г. Республика Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством. В соотвествии с Конституцией законодательным органом являлся Парламент, президент провозглашался главой государства и исполнительной власти. Судебная власть была представлена судами, в том числе Конституционным судом. В 1994 г. первым Президентом Республики Беларусь был избран А.Г.Лукашенко. По его инициативе 14 мая 1995 г. был проведен республиканский референдум, на который были вынесены вопросы о придании русскому языку равного статуса с белорусским, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, об экономической интеграции с РСФСР, о внесении изменений в Конституцию РБ. Большинство населения республики высказалось за придание русскому языку статуса государственного наравне с белорусским, поддержало предложение об установлении новых Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь. Абсолютное большинство населения выказалась за экономическую интеграцию с Россией.

Политическая оппозиция выступила против курса Президента, одобренного большинством народа. Группа оппозиционных депутатов Верховного Совета поставила вопрос об ограничении полномочий Президента. Обострение политической ситуации в Беларуси стало причиной проведения по инициативе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко референдума. На голосование были вынесены проекты обновленной Конституции. Проект Конституции, предложенный Президентом предусматривал расширение полномочий Президента. Второй проект, предложенный депутатами Верховного совета содержал статьи ограничивающие полномочия Президента. 24 ноября 1996 г. состоялся всенародный референдум, на котором 70,4 % избирателей проголосовало за внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., предложенные Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, и 88,2 % избирателей проголосовало за перенесение Дня независимости Республики Беларусь с 27 на 3 июля. В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь вместо Верховного Совета был сформирован двухпалатный орган – Национальное собрание, который состоит из Палаты представителей и Совета Республики. Значительно расширены полномочия президента. В Республике Беларусь утвердилась президентская форма правления.

В 2001 г. А.Г.Лукашенко был избран на пост Президента РБ вторично. 17 октября 2004 г. состоялся референдум по второсу о возможности избрания А.Г.Лукашенко на третий срок. Положительно ответили 79,4% голосовавших. 19 марта 2006 г. состоялись выборы, по итогам которых А.Г.Лукашенко был избран Президентом РБ на третий срок.

В Республике Беларусь идет процесс формирования гражданского общества, элементами которого являются общественные организации, органы местного самоуправления, негосударственные средства массовой информации. На 1 октября 2007 г. Министерством юстиции РБ зарегестрировано 15 политических партий, принадлежащих к разным направлениям: коммунистическому (КПБ, ПКБ и др.), социал-демократическому (Белорусская социал-демократическая Громада), либеральному (Объединеная гражданская партия), национал-демократическому (БНФ). Большинство партий малочисленны и не оказывают существенного влияния на политику государства.

В РБ действуют профсоюзы, в 2002 г. была создана молодежная организация Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), работает пионерская организация.

Конституция РБ гарантирует гражданам свободу совести и право выбирать религию. В Беларуси насчитывается свыше 3 тыс. религиозных общин, предствляющих различные конфессии. Самой многочисленной является Белорусская православная церковь. Кроме нее активно действуют традиционные для Беларуси конфессии – римско-католическая, униатская, иудейская, протестантская, мусульманская.

 

3. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 1990-е гг.– начале XXI в.

 

Рыночные реформы 1992 – 1994 гг. предпринятые руководством Беларуси, состояли в либерализации цен, введении механизма свободной конкуренции, разрешении аренды и индивидуальной трудовой деятельности, проведении приватизации – передачи предприятий из государственной в частную собчтвенность. Начался роцесс становления предпринимательских, банковских и коммерческих структур. Однако стимулирования экономического развития не произошло. Наоборот, снизился выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, уменьшился объем внешней торговли, сильно выросли цены на все виды товаров и услуг, резко снизились доходы населения. В 1994 г. ниже прожиточного минимума жили более 60% населения республики.

В середине 1990-х гг. главной задачей стал вывод экономики республики из кризисного состояния. Руководство страны отказалось от методов “шоковой терапии” (программы радикальных экономических преобразований) и неуправляемой приватизации, чтобы исключить возможность создания крупного частного капитала. Государство отказалось от купли-продажи земли сельскохозяйственного предназначения. Было решено не разрушать сложившуюся систему колхозно-совхозного производства, а разрешить существование наряду с ней фермерских хозяйств. Был избран путь создания социально ориентированной рыночной экономики. В 1996 г. по указанию Президента РБ была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года. На I Всебелорусском собрании (октябрь 1996) были утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 гг. ».

Предусматривалась структурная перестройка экономики, создание рыночной инфраструктуры, повышение научно-технического потенциаля, привлечение иностранных инвестиций, реформирование аграрного сектора. Особенностью белорусской модели экономики является высокая степень государственного регулирования, сохранение государственного управления отраслями экономики, сосуществование государственного и частного секторов экономики. Большое значение для реализации программы экономических реформ имеют экономические связи со странами СНГ и Россией.

В 2001 г. в республике работало более 60 тыс. предприятий негосударственной формы собственности, которые выпускали около 40% промышленной продукции. Выполнение программы социально-экономического развития на 1996-2000 гг. позволило белорусской экономике преодолеть кризис и достичь уровня 1990 г. по производству промышленной продукции.

Дается краткая характеристика главных программных положений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2015 гг., принятых на втором, третьем и четвертом Всебелорусских народных собраниях. Рассматриваются основные итоги их выполнения и причины невыполнения.

 

 

4. Наука и культура Беларуси

 

Провозглашение государственной независимости Беларуси в 1990 г. положило начало новому этапу в развитии культуры Беларуси. Существенное влияние на культурные процессы в стране оказали также либерализация общественно-политической жизни и экономический кризис. Это предопределило сочетание противоречивых тенденций в культурном развитии. С одной стороны, расширились возможности для свободного творчества, для альтернативных форм в художественной культуре, главным направлением культурной жизни стало обращение к историческому наследию. С другой стороны, сокращение государственного финансирования привело к сворачиванию научных исследований, упадку учреждений культуры, творческих организаций.

В связи с провозглашением суверенитета важным полтическим событием стало создание благоприятных условий для развития и функционирования белорусского языка. В 1990 г. Верховный Совет БССР принял закон “О языках в Белорусской ССР”, в соответствии с которым белорусский язык провозглашался государственным. Русский язык признавался средством межнационального общения, гарантировалась возможность для свободного развития и употребления других языков. Конституция 1994 г. законодательно закрепила государственный статус белорусского языка. Началось активный перевод сферы образования и культуры, средств массовой информации на белорусский язык. Форсированность и непродуманность этих мер привели к недовольству значительной части населения. По инициативе Президента на референдум, который состоялся 14 мая 1995 г., был вынесен вопрос о статусе русского языка. Большинство граждан Беларуси высказалось за придание русскому языку равных прав с белорусским. Новая редакция Конституции РБ, принятая 24 ноября 1996 г., закрепила положение о двух равноправных государственных языках.

С начала 1990-х гг. в Беларуси началось реформирование системы образования. В 1991 г. Верховный Совет принял закон “Об образовании в Республике Беларусь”, который положил начало перходу общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. В Республике Беларусь обязательным является общее базовое образование. В 1999 г. правительство приняло Программу развития национальной системы образования до 2010 г. Базовой школой стала 10-летка. Общее среднее образование предполагалось сделать 12-летним. Однако летом 2008 г. было принято решение возвратится к 11-летнему общему среднему образованию. Уровень грамотности взрослого населения в РБ составляет 99,8%.

В настоящее время идет реформирование системы высшего образования. Готовится закон “О высшем образовании”. В 2007-2008 учебном году в республике действовали 44 государственных высших учебных заведения, из них 31 университет, 9 негосударственных вузов.

В начале 1990-х гг. белорусские научные учреждения оказались в сложном положении: сокращение государственного финансирования привело к закрытию многих научных тем и оттоку научных кадров за рубеж или в другие сферы деятельности. Научная жизнь активизировалась со второй половины 1990-х гг., когда стабилизировалось экономическое положение и возобновилась государственная поддержка научных исследований. Приоритетными признаются научные исследования, содействующие развитию научно-технического прогресса. Ведущим научным учреждением является Национальная академия наук РБ, которая выполняет около 40 государственных научных программ, сотрудничает с 52 странами мира. В 2005 г. Президент подписал Декрет о создании Парка высоких технологий.

На рубеже XX – XXI вв. активно развивается художественная культура Беларуси. Расширилась тематика литературных произведений: наряду с традиционными темами (Великая Отечественная война, жизнь белорусской деревни и др.), писатели обращаются к историческому прошлому Беларуси, чернобыльской трагедии. Разнообразием тематики отличается поэзия, драматургия. Театры Беларуси сохранили высокий профессиональный уровень. Широкую известность получили спектакли «Князь Витовт» по пьесе А.Дударева, «Звон – не молитва» по пьесе И.Чигринова, «Тутэйшие» по пьесе Я.Купалы. Наряду с государственными театрами появились негосударственные, которые обратились к альтернативным формам и жанрам театрального искусства. К исторической тематике обратился Национальный театр оперы и балета, на сцене которого поставлены опера В.Солтана «Дикая охота короля Стаха» и балет «Страсти» («Рогнеда») А.Мдивани. Белорусское изобразительное искусство обогатилось произведенями, отображающими события исторического прошлого, жизнь современников, красоту белорусской природы. Значительное место в творчестве художников занимает чернобыльская тема.

Сложный период переживает белорусский кинематограф. По сравнению с советским периодом значительно уменьшилось количество созданных фильмов. К числу наиболее значительных произведений последних лет относятся «В августе 44-го…» М.Пташука, «Анастасия Слуцкая» (Ю.Елхова).

Дальнейшее развитие получило музыкальное искусство. В республике и за рубежом известны Национальный оперный и Национальный музыкальный театры. Популяризацией белорусской музыки занимается Государственный концертный оркестр под управлением М.Финберга. С 1992 г. в Витебске проводится ежегодный международный музыкальный фестиваль «Славянский базар».

 

5. Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь в 1990-е – начале XXI в.

 

27 июля 1990 г. сессия Верховного Совета БССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. Декларация провозгласила республику равноправным и независимым членом мирового сообщества. После того, как в августе 1991 г. Декларация приобрела статус конституционного закона, Беларусь стала действовать как субъект самостоятельной международной политики. В течение 1992г. роизошло полное международное признание Республики Беларусь. Основные принципы внешней политики закреплены в Конституции Республики Беларусь. В 1996 г. с территории Республики Беларусь было полностью выведено ядерное оружие и она стала нейтральным безъядерным государством. Внешняя политика Беларуси носит многовекторный характер. Подавляющее большинство стран мира признали Республику Беларусь и установили с ней дипломатические отношения. По состоянию на 1 января 2005г. Республика Беларусь признана 159 государствами, со 157 установлены дипломатические отношения. В Беларуси действует 33 посольства, 12 консульских учреждений и 12 представительств международных организаций, а по совместительству аккредитовано 76 послов иностранных государств. Беларусь продолжает работать в ООН с 1945 г. и является полноправным членом более 60 международных межправительственных организаций и их органов. Она является полноправным участникам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Приоритетным направлением внешней политики РБ являются отношения со странами СНГ. В 1996 г. был подписан договор “О таможенном союзе”. В 2000 г. руководители РБ, РСФСР, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана основали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 2002 г. руководители Армении, Казахстана, Кыргызстана, Расии, Беларуси и Таджикистана подписали Устав Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). С 18 сентября 2003 г. ОДКБ стала функционировать как регинальная международная организация. В 2003 г. Беларусь, Казахстан, Украина и Россия подписали Заявление о формировании единого экономического пространства. Успешно функцианирует Таможенный Союз (ТС). В завершающей стадии находится процесс создания Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана (ЕЭП.

Наиболее тесные экономические, политические и культурные связи существуют с Российской Федерацией, которые активизировались с середины 1990-х гг. В 1995 г. был подписан Договор о дружбе, дорососедстве и сотрудничестве Беларуси и России. 2 апреля 1996 г. в Москве был подписан Договор о создании Сообщства Беларуси и России. Следующим шагом на пути к интеграции стало подписание 2 апреля 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России. 8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Работа по реализации этого договора продолжается. Россия является основным торговым партнером Беларуси, на ее долю приходится более половины от общего объема товарооборота. Он составляет 63% со странами СНГ и 37% -- с остальными государствами.

В 1995 г. Республика Беларусь присоединилась к программе НАТО “Партнерство ради мира. В 1998 г. начала работу миссия Беларуси при НАТО. Руководство республики отрицательно относится к происходящему в последнее время расширению НАТО на восток и приближению к границам Беларуси. С 1996 г. отношения со странами Запада усложнились. Страны Европейского Союза свели политические контакты с РБ до минимума, но экономические связи в основном сохранились.Беларусь поддерживает активные политические, экономические, культурные отношения с государствами Центральной и Восточной Европы, азии, Африки, Латинской Америки. Беларусь поддерживает торговые и экономические связи со 170 государствоми, не считая СНГ. Белорусская продукция поставлялась в 119 государств, а импортировалась – из 132 стран.

Беларусь открыта для консруктивного диалога и продуктивного сотрудничествас европейскими государствами и международными организациями. Перспективным является сотрудничество с Европейским Союзом (ЕС), но руководство стран, входящих в ЕС выдвигает в обмен на сотрудничество ряд условиий политического характера. Руководство Республики Беларусь расценивает это как вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

В условиях мирового экономического кризиса Беларусь рассматривается как перспективный торговый партнер. Однако двойные стандарты в понимании демократии правительствами США и большинства стран ЕС после избрания 19 декабря 2010 г. А.Г.Лукашенко в очередной раз Президентом Республики Беларусь, привели к обострению отношений между ними и Республикой Беларусь.

В лекциях даются фактические данные обновленные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: