УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ С КУРСОМ ФПК и ПК
Обсуждена
на заседании кафедры
03. 09. 2012 г.
Протокол №1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей
к лабораторному занятию по организации и экономике фармации
для студентов 5-го курса дневного отделения фармацевтического факультета и факультета подготовки иностранных граждан по специальности «Фармация» в IX семестре 2012-2013 уч. г.
РАЗДЕЛ: управление фармацевтической службой
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Стратегический менеджмент.
Управленческий анализ (1 занятие).
Форма проведения занятия: лабораторная
Продолжительность занятия: 160 минут
Цель занятия:
На основе знаний основ управления, структуры управления и методики выработки и принятия управленческих решений выработать у студентов умения и практические навыки:
Ø проведения управленческого анализа при разработке стратегии фармацевтической организации;
Ø уметь использовать в деятельности организации общеметодологические принципы управленческого анализа;
Ø уметь проводить системный и ситуационный отборы количественной информации по анализу внешней среды организации;
Ø выделять возникающие проблемы и их несоответствие основным целям и задачам деятельности фармацевтической организации;
Ø уметь проводить комплексную оценку текущей деятельности фармацевтической организации;
Ø уметь выделять и анализировать критерии оценки конкурентности фармацевтической организации, их преимущества и недостатки в сравнительных рыночных параллелях;
Ø уметь построить оптимальную модель управления фармацевтической организации по итогам проведенного прикладного управленческого анализа.
Материальное оснащение занятий:
1. Информационный блок по теме занятия
2. Ситуационные задачи.
3. Калькуляторы.
ХРОНОКАРТА
№ п/п | Перечень учебных вопросов | Количество времени, мин. |
1. Вступительное слово преподавателя | - 5 мин. |
2. Тестированный контроль | - 20 мин. |
3. Объявление результатов и разбор вопросов тестового контроля | - 10 мин. |
4. Устное собеседование | - 45 мин. |
5. Ориентировка на выполнение самостоятельной работы | - 5 мин. |
6. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя | - 60 мин |
7. Подведение итогов самостоятельной работы студентов и выходной контроль | - 10 мин. |
8. Заключительное слово преподавателя: подведение итогов занятия | - 3 мин. |
9. Домашнее задание | - 2 мин. |
ИТОГО: | - 160 мин |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вначале преподаватель должен выявить отсутствующих на занятии студентов, выявить причину, объявить тему занятия и его продолжительность. Затем поставить цель занятия и выяснить непонятные вопросы. После этого преподаватель приступает к выявлению исходного уровня знаний студентов материала по данной теме путем собеседования, тестирования, решения ситуационных задач, ответа с места, дополнения и т.д.
Собеседование проводится по учебным вопросам, изложенным в разделе методической разработки (напервом занятии рассматриваются вопросы с 1 по 5, на втором занятии с 6 по 8.). Результаты собеседования оцениваются преподавателем по десяти бальной системе.
Контролем исходного уровня знаний необходимо охватить не менее 90% студентов группы.
Затем преподаватель объясняет специфику самостоятельной работы согласно заданию, выдает студентам перечень индивидуальных заданий, дает методические советы и знакомит студентов с перечнем практических навыков, которыми должны овладеть студенты на лабораторном занятии.
Затем студенты приступают к выполнению самостоятельной работы по индивидуальным заданиям.
Во время самостоятельной работы студентов преподаватель контролирует самостоятельность работы, консультирует студентов у рабочих мест, выясняет дополнительно отдельные вопросы в личной беседе со студентом.
При подготовке к лабораторному занятию по данной теме студенты должны обратить внимание на вопросы, изложенные в методических советах студентам.
После выполнения самостоятельной работы преподаватель подводит итог работы каждого студента, проверяет и подписывает протоколы занятия и дает оценку работы группы в целом.
Затем преподаватель дает домашнее задание студентам к следующему занятию.
Дежурный лаборант кафедры перед началом занятия обеспечивает лабораторию необходимыми таблицами, схемами, выдает дежурному по лаборатории студенту микрокалькуляторы, наборы учебных таблиц и бланков, справочную литературу и регламенты.
В конце занятия лаборант обязан принять у дежурного студента все по перечню и проследить за санитарным состоянием учебной лаборатории.
Теоретические вопросы для собеседования и
самостоятельной подготовки:
1. Стратегический (портфельный) анализ. Матрица Бостонской консультационной группы. Матрица МакКинзи.
2. Матрицы Шелл, И. Ансоффа, Д. Абеля.
3.Конкурентные силы и стратегии М. Портера.
4. Стратегии партнерства.
Литература:
1. Лекционный материал.
2. Информационный материал.
3. В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова Стратегический менеджмент (курс лекций).– М.-1999. –с.66-124.
4. В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко Бизнес-планирование. - Новосибирск: Экор., 1994, ч. 1-3.
5. Семь нот менеджмента. - М., 1997, с. 56-71.
6. Карась Л. Управленческая диагностика - основа совершенствования менеджмента// Проблемы теории и практики управления, 1996.-№6.
7. Пригожин А. Организационная диагностика. - Маркетинг, 1997, №4, с. 98-105.
8. Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой. – С-П., 2001.- глава 6.
Содержание занятия:
1. Вступительное слово преподавателя.
2. Контроль исходного уровня знаний студентов (тестирование, устный опрос).
Ответы на тесты:
№ | Вариант 1 | Вариант 2 |
1,3,4 | ||
1,2,3,4,6,7 | 1,3,4 | |
1,2,3,4,6,7 | ||
А-2,3 Б-1,4,5 | А-2,3 Б-1,4,5 | |
1,3 | ||
1,3 |
3. Выполнение практических заданий:
Задание: Разработать стратегию для малого предприятия (на примере аптеки ВГМУ).
На основании проведенного SWOT-анализа кратко сформулируйте текущую стратегию фирмы. Определите цель, на достижении которой должна, по вашему мнению, сконцентрировать усилия компания. Предложите рассчитанную на два года стратегию движения к ней. Опишите, как будет внедряться ваша стратегия.
4. Итоговый контроль.
Протокол занятия представить преподавателю на проверку и подпись. Ответить на предложенные вопросы по теме занятия.
5. Подведение итогов занятия.
Методическую разработку составили
доцент В.В. Кугач
ст. преп. Н.Ю. Калмыкова