В соответствии со спецификой объекта и предмета исследования различают общую дидактику, которая учит «всех и всему», и частные дидактики, т. е. теории обучения отдельным предметам или в опреде-ленных типах учебных заведений. Общая дидактика концептуально оп-ределяет развитие частных дидактик, которые поставляют конкретный материал для выявления главных, сущностных черт и характеристик образовательного процесса.
Методика преподавания экономических дисциплин исследует со-вокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения эко-номическим предметам.
Что отличает данную методику? Это то, что обучение тесно свя-зано с экономической жизнью общества. Настоящие знания пред-ставляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, вы-являть новые принципы и законы. Однако чрезмерное увлечение конкретикой может привести к поверхностным, упрощенным знани-ям и выводам. Здесь важна «золотая середина», сочетание теории и практики экономического развития.
Важнейшей характеристикой методики выступает широкое при-влечение данных статистики. Факты и цифры позволяют раскрыть не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство. Однако следует помнить, что факты не должны «вырываться» из контакта, представляться изо-лированно от всей совокупности явлений хозяйственной жизни, не должны быть случайными. Иначе они могут дезинформировать обу-чающихся, вызвать сомнение в их объективности. Данные статисти-ки должны использоваться системно. Особого внимания и отношения требуют негативные факты.
|
Все вышеназванные особенности взаимосвязаны, так как для этой методики характерна особая роль аргументированности и доказа-тельности. Экономика как сфера человеческой деятельности предна-значена обеспечить людей всем необходимым для поддержания жиз-ни. Здесь сталкиваются интересы различных слоев и групп населе-ния. Они ищут средства, аргументы для обоснования своих идей, концепций с целью влияния на социальную активность. Это воздействует на выбор того или иного варианта и модели будущего разви-тия общества.
Важнейшая черта методики – взаимосвязь образовательных тех-нологий с ролью знаний в экономическом развитии. Под технологией обучения понимаются методы, средства, с помощью которых педагог воздействует на обучаемых. Образовательные технологии возникли на определенном этапе экономического развития общества и эволю-ционировали вместе с ним. Более подробно об этом можно прочитать в статье «Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии» [4, с. 348–354]. Если классифицировать методы обучения по степени участия обучаемого в педагогическом процессе, то в ХІХ в. на-ряду с академическим стал использоваться активный метод.
Академический метод предполагает тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам. Активный ме-тод означает получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов.
Быстрое развитие средств производства требовало профессиона-ла-исследователя, умеющего применять принципы или процессы, ранее изучавшиеся, к новой ситуации, использовать научные обоб-щения для решения отдельных проблем или соединять части, эле-менты в новое целое.
|
Появление в ХХ в. интерактивного метода вызвано необходимо-стью эффективного взаимодействия в команде с целью быстрого по-лучения нового знания и создания атмосферы сотрудничества. Инте-рактивный метод предполагает совместную работу участников обра-зовательного процесса.
Сбалансированное использование методов важно в реализации образовательных целей. Бенджамин Блум, американский ученый, выделил 6 уровней образовательных целей [6, с. 53]:
1) знание: способность воспроизводить специальную информа-цию, включая факты, понятия, принципы, законы;
2) понимание: способность адекватно отражать полученную ин-формацию (переносить в другую форму, перестраивать идеи в новую конфигурацию, прогнозировать результат);
3) применение: умение использовать ранее изученные принципы, методы, процессы к новой ситуации;
4) анализ: разделение материала на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, устанавливая их отношения и орга-низацию;
5) синтез: соединение отдельных, дискретных элементов, процес-сов в новое целое;
6) оценивание: процесс выработки ценностных суждений об иде-ях, теориях, методах. Оценки могут носить количественный или ка-чественный характер, основанный на использовании определенных критериев.
Оптимизация образовательного процесса предполагает использо-вание технологий применительно к определенным дисциплинам. Выбор последних зависит не только от образовательных целей учеб-ного курса, но и от индивидуального стиля преподавания, опыта сту-дента. В экономических дисциплинах выделяется разный уровень сложности материала, что позволяет использовать различные спосо-бы учебной познавательной деятельности.