Методика изложения экономических категорий




Любая учебная дисциплина имеет свой понятийный аппарат, включающий в себя набор категорий, принципов и законов. С их по-мощью раскрывается методология исследования, предметное содер-жание дисциплины, выносятся ценностные суждения об идеях, тео-риях школ в данной сфере человеческой деятельности.

1. В чем особенности изучения экономических категорий? Преж-де всего следует обратить внимание на использование приема «на-ращивания» понятия, углубления его содержательного компонента. Такой подход отражает таксономия образовательных целей Б. Блума, когда мысль движется от простого к более сложному. У К. Маркса в «Капитале» выделяются логические ступеньки при рассмотрении основных понятий. Например, прежде чем ввести в свое исследова-ние категорию «капитал», автор определяет товар, его свойства, две стороны труда, содержащегося в товаре, деньги. В неоклассическом синтезе используется такая категория, как «равновесная цена». Ис-следование последней проводится на основе теории поведения по-требителя с включением спроса, величины спроса, закона спроса, неценовых факторов спроса и затратной теории стоимости, где рас-сматривается предложение, объем предложения, закон предложения и неценовые факторы предложения.

2. Методика изложения экономических категорий предполагает «отталкивание» от известных понятий и пройденного материала. Например, в теме «Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение» следует повторить эффект дохода и заме-щения. Это позволяет напомнить уже известный материал и на кон-трасте с кривой спроса на отдельный товар объяснить траекторию кривой совокупного спроса тремя факторами: 1) эффектом процент-ной ставки; 2) эффектом реальных кассовых остатков; 3) эффектом импортных закупок.

3. При изложении той или иной проблемы в конкретной эконо-мической дисциплине можно предложить разные определения кате-горий. Объясняется такое положение дел целями педагога, методоло-гией исследования, позицией субъекта познавательной деятельности. К примеру, в экономической литературе представлены различные подходы по определению монополии. Одни теоретики отражают сущность термина в рамках капиталистической системы, другие при-держиваются внеисторического подхода к определению монополии; третьи требуют пересмотра этой категории, так как считают, что от нее мало пользы при анализе современной обстановки. Например, П. Хейне употребляет другие термины – «ценополучатели» и «цено-искатели».

Безусловно, любое определение всегда недостаточно, потому что действительность многогранна, и качественные изменения, происхо-дящие в реальной жизни, приводят к пересмотру воззрений и теоре-тических положений.

4. Немаловажен в методике изложения категорий прием сопос-тавления, когда одно и то же явление анализируется в разных обще-ственных условиях, на разных этапах развития общества. Например, процесс приватизации имеет место и в экономически развитых стра-нах, и в странах с переходной экономикой. В экономически развитых странах приватизация затрагивает отдельные сферы деятельности и не столь значима по глубине и масштабам, как в странах с переход-ной экономикой, где приватизация тесно увязывается со сменой со-циально-экономической системы, разгосударствлением экономики в целом, демократизацией управления в стране.

Ценится в рассмотрении экономического материала умение пре-подавателя, исследователя вести диалог с аудиторией, оппонентом, рассуждать и реагировать на вопросы. Яркий пример такого умения – книга С. Е. Янченко «Ступени развития рынка. Генетический код капитализма» [7]. Каждая небольшая «порция» материала предваряется вопросом собеседника, автор обстоятельно и доступно, раскры-вает генетический код капитализма, показывает «ген» капитализма в простом товарном хозяйстве, его развитие в капиталистическую сис-тему, выделяя три ступени в развитии рынка.

Чтобы изучить какое-либо явление, надо изложить его в поняти-ях. Воспользуемся понятийным аппаратом дидактики и экономиче-ских дисциплин для определения рациональных путей образователь-ной деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Для чего человеку учиться?

2. Что является объектом и предметом изучения дидактики?

3. Какие задачи решает дидактика?

4. Назовите законы обучения, выделенные современной дидактикой.

5. Охарактеризуйте классические принципы дидактики.

6. Чем отличается предмет исследования методики преподавания экономических дисциплин от предмета общей дидактики?

7. Отличительные характеристики методики преподавания эко-номических дисциплин?

8. В чем состоят особенности изложения экономических категорий?

 

Практикум

Сформулируйте ключевые вопросы к каждому из уровней обра-зовательных задач Б. Блума.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: