Тема 3.Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения




Рег. № М-3527

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Методические указания к проведению практических, семинарских занятий

для студентов всех форм обучения

 

Направления:

080100 Экономика «Математические методы в экономике»

080500 Менеджмент «Менеджмент организации»,

080500 Менеджмент «Государственное и муниципальное управление»,

080500 Менеджмент «Логистика»,

080500 Менеджмент «Производственный менеджмент»,

080500 Менеджмент «Экономика и управлениие на предприятии (недвижимость)»

080500 Менеджмент «Экономика и управление на предприятии (нефтяная и газовая

промышленности)»

080500 Менеджмент «Экономика и управление на предприятии (химическая

промышленность)»

080500 Менеджмент «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное

хозяйство)»

080500 Менеджмент «Экономика и управление на предприятии (транспорт)»

080500 Менеджмент «Экономика и управление на предприятии (строительство)»

Коммерция

Санкт-Петербург

2012
Допущено

Редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

Составитель

канд. экон. наук, проф. И.Г. Зверева

 

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Селищева Т.А.

 

Подготовлено на кафедре

экономической теории и национальной экономики

 

© СПбГИЭУ, 2012

 

 

Раздел 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Тема 1. Введение в экономическую теорию.

 

1.Эволюция взглядов на предмет экономической теории.

2.Общие методологические принципы и методы экономического анализа.

3.Понятие и основные типы экономических систем.

4.Экономическая система в условиях полной и неполной занятости ресурсов.

 

Задания, вопросы и тесты

 

1.Охарактеризуйте основные этапы развития взглядов на предмет экономической теории.

2.Имеет ли экономическая теория практическое значение?

3.Возможно или нет создание единого, универсального метода экономической теории?

4.Какие проблемы следует изучать на макроуровне, а какие – на микроуровне? Почему?

5.Назовите нормативные и позитивные утверждения:

а) государственный бюджет РФ имел в 2004 году положительное сальдо;

б) повышение налоговых ставок может привести к снижению объема налоговых поступлений;

в) рост инвестиций в регионе приведет к снижению уровня безработицы;

г) число безработных в РФ в 2003 году составило 8,6% численности активного населения.

6.В фермерском хозяйстве пять работников ежедневно собирают по 200 кг картофеля или по 500 кг моркови.

а) начертить кривую производственных возможностей;

б) покажите на графике, какие изменения произойдут, если за счет роста производительности труда стало возможным убирать по 300 кг картофеля.

6.Можно ли утверждать, что редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей?

7.Экономические субъекты А, В, С располагают соответственно участком земли, навыками сельскохозяйственного труда и агротехникой. Субъект D объединяет эти ресурсы в единое производство, обещая субъектам А,В и С за использование ресурсов соответственно 30,20 и 40 кг картофеля из будущего урожая. Урожай составил 320 кг. Найти заработную плату, ренту, процент, прибыль и издержки.

8.В экономической системе производятся сухарики и сушки. На производство одной коробки сухариков требуется 16 кг муки, а на производство одной коробки сушек требуется 4 кг муки. Всего имеется 64 кг муки.

а) Построить кривую производственных возможностей.

б) Найти вмененные издержки сухариков.

9.В экономической системе производится 200 тыс.т молока и 300 тыс.т пшеницы. Вмененные издержки производства молока равны 5. Найти максимально возможный выпуск пшеницы после увеличения выпуска молока на 20%.

10.Какой из вопросов может решаться на микроэкономическом уровне:

а) Как можно достичь уровня полной занятости?

б) Что и сколько производить?

в) Как снизить инфляцию?

г) Как стимулировать экономический рост?

 

Тема 2.Основы функционирования современной

Смешанной экономики

 

1.Рынок его структура и механизм функционирования.

2.Субъекты смешанной экономики. Кругооборот ресурсов благ и доходов.

3.Экономические функции государства.

4.Государственные финансы как основа экономической деятельности государства.

5.Налоговая система и проблемы налогообложения.

 

Задания, вопросы и тесты

 

1.Какая из перечисленных характеристик противоречит принципам рыночной экономики?

а) Экономическая свобода.

б) Эффективное распределение ресурсов.

в) Ограничение конкуренции.

г) Частная собственность.

2.Какие два типа рынка включены в модель кругооборота?

а) Реальный и денежный.

б) Реальный и рынок продуктов.

в) Денежный рынок и рынок ресурсов.

г) Рынок продуктов и рынок ресурсов.

3.Какой из приведенных списков достаточно полно представляет факторы производства?

а) Земля, труд, капитал, рабочая сила.

б) Земля, труд, капитал, предпринимательская способность.

в) Труд, капитал, технология, земля.

г) Труд, капитал, управление, земля.

4.Назовите основные причины роста экономической роли государства.

5.Какие методы можно отнести к мерам прямого воздействия государства на экономику?

6.Какие меры государства являются косвенными регуляторами экономики страны?

7.Назовите плюсы и минусы вмешательства государства в экономику.

8.Что является основным условием роста государственного бюджета?

а) Новые прогрессивные технологии.

б) Увеличение факторов производства.

в) Рост налоговых поступлений.

г) Увеличение занятости населения.

9.Прибыль индивидуального частного предприятия составляет 40 тыс. у.е. в месяц. Ставки налогов: подоходного – 10%, на прибыль корпораций – 30%. Как изменится чистый доход владельцев предприятия, если оно будет реорганизовано в акционерное общество?

 

 

Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА

 

 

Тема 3.Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения

 

1.Рыночный спрос и его факторы.

2.Рыночное предложение и его факторы.

3.Рыночное равновесие: равновесная цена и объем продаж.

4.Эластичность спроса и предложения.

 

 

Задания, вопросы и тесты

 

1.Верно ли утверждение, что при увеличении дохода индивидуальный спрос на любой товар увеличивается?

2.Что выражает закон спроса?

а) Ситуацию на рынке, когда растет спрос на товар.

б) Зависимость показывающую, что чем больше спрос на товар, тем сложнее его реализовать.

в) Обратную зависимость между ценой и величиной спроса.

г) Количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей.

3. Спрос на апельсины трех подруг Татьяны, Ольги и Веры задан соответственно следующими функциями: Qт = 30-5Р, Qо = 40-10Р, Qв = 40-20Р. Постройте графики спроса на апельсины каждой из подруг, а также график совокупного спроса на апельсины.

4.Какой из перечисленных факторов не вызовет смещение кривой спроса на зонты?

а) мода на зонты.

б) рост дохода.

в) снижение цены.

г) ожидание повышения цены.

5.Парллельный сдвиг вправо линейной функции предложения означает:

а) уменьшение объема предложения,

б) возрастание доходов населения,

в) совершенствование технологии производства,

г) повышение стоимости ресурсов.

6.Какие изменения произойдут на рынке в случае, когда государство введет фиксированную цену выше (ниже) равновесной. Показать на графике.

7.Спрос задан функцией 7-Р, а предложение – функцией Р-3, где Р – цена товара.

А) Найти равновесную цену и равновесный объем производства.

Б) Найти соответствующий объем продаж при введении фиксированных цен 3 у.е., 6 у.е., 8 у.е. за единицу товара.

8.Рассмотрите на графике ситуацию, которая сложится на рынке при введении акциза на товар.

9.Если любое количество товара продается по одной цене, то спрос по цене данного товара является:

а) абсолютно неэластичным,

б) абсолютно эластичным,

в) спросом с единичной эластичностью,

г) неэластичным.

10.Спрос на товар при доходе 20 у.е. равен 5 ед., при доходе 30у.е. спрос возрастает на 3 единицы. Цена товара постоянна. К какой категории эластичности принадлежит товар?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: