ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
· пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями);
· применять в управлении организацией стили руководства, соответствующие обстоятельствам;
· исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе;
· определять структуру коллектива и социально – психологический климат в коллективе;
· выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения;
· вырабатывать навыки делового этикета;
· вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
· основные принципы и методы психологии;
· эмоционально – волевые, когнитивные индивидуально типологические особенности личности;
· психологические аспекты малых групп и коллективов;
· психология принятия управленческих решений;
· конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации;
· типы людей по поведению в конфликте;
· коммуникация и психология общения;
· социально – психологические основы деятельности руководителя.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 35 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
самостоятельная работа обучающего (всего) | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология управления» | |||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
Раздел 1. Введение в Психологию управления. Вопросы общей психологии | |||||
Тема 1.1. Предмет и объект дисциплины «Психология управления» | Содержание учебного материала | ||||
1. | Предмет и задачи Психологии управления его содержание. | ||||
2. | Понятие об объекте управления в деятельности управляющего. | ||||
3. | Основные психологические проблемы управления. | ||||
4. | Психологические закономерности управленческой деятельности. | ||||
5. | Междисциплинарные связи психологии управления. | ||||
Тема 1.2. Вопросы общей психологии | Содержание учебного материала | ||||
1. | Понятие психологии. | ||||
2. | Основные принципы и методы психологии. | ||||
3. | Понятие психики и сознания. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. История зарождения и развития науки психологии. 2. Закономерности внутренней психической деятельности. 3. Методы психологии и их использование при изучении личности или группы (коллектива). 4. Понятие и особенности коммерческой деятельности и особенности управления психическими процессами в этой сфере. | |||||
Раздел 2. Психология личности | |||||
Тема 2.1. Понятие личности, ее структура | Содержание учебного материала | ||||
1. | Понятие личности в психологии. Свойства личности. | ||||
2. | Структура личности. | ||||
3. | Психологические школы изучения личности. | ||||
Тема 2.2. Индивидуально-типологические особенности личности | Содержание учебного материала | ||||
1. | Когнитивные, эмоционально – волевые и индивидуально – типологические особенности личности. | ||||
2. | Способности, интересы, темперамент, характер. | ||||
Практические занятия 1. Изучение процессов памяти собственного «Я» изучение типа темперамента и черт характера собственного «Я». | |||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Общественно – исторический и деятельный подход в русской психологической школе. 2. Интересы и способности, их значимость в управленческой деятельности. 3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. 4. Социализация личности. | |||||
Раздел 3. Психологические аспекты малых групп и коллективов | |||||
Тема 3.1. Малая социальная группа как социально – психологическая характеристика организации | Содержание учебного материала | ||||
1. | Понятие группы. Виды групп, состав группы, ее структура. | ||||
2. | Понятие малой социальной группы. Стадии и уровни развития группы. | ||||
3. | Коллектив, его основные характеристики. | ||||
Тема 3.2. Феноменология группы | Содержание учебного материала | ||||
1. | Понятие Феномена. Основные феномены малых социальных групп | ||||
2. | Феноменология малых групп: подражание, групповое давление, конформизм, конкуренция, сотрудничество, нормы. | ||||
Практические занятия 1. Социометрическое исследование группы. 2. Изучение атмосферы в группе. | |||||
Тема 3.3. Социально – психологический климат в коллективе | Содержание учебного материала | ||||
1. | Понятие социально – психологического климата. | ||||
2. | Психологические механизмы формирования и динамики изменения социально – психологического климата. | ||||
Практическое занятие 1. Изучение социально – психологического климата в группе. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Состав и структура группы, в состав которой вы входите. 2. Закономерности групповой деятельности. 3. Исследование межличностных отношений в группе, определение своего статуса в группе. 4. Изучение социально – психологического климата в группе и причин его нестабильности. | |||||
Раздел 4. Психология делового общения и коммуникации | |||||
Тема 4.1. Психологические аспекты человеческого общения | Содержание учебного материала | ||||
1. | Понятие общения, виды общения, три стороны общения, коммуникативная, персептивная и интерактивная. | ||||
2. | Средства общения – вербальные и невербальные. | ||||
Практическое занятие 1. Тестирование «умеете ли вы слушать» «умеете ли вы общаться» | |||||
Тема 4.2. Коммуникативные умения и навыки | Содержание учебного материала | ||||
1. | Коммуникативные навыки и умения. | ||||
2. | Функции коммуникаций | ||||
3. | Вертикальные и горизонтальные коммуникации. | ||||
Практические занятия 1. Тестирование с последующим анализом ответов: «Коммуникабельны ли вы? Любят ли вас люди?» | |||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Беседа – основной вид общения. Этапы беседы, их содержание; трансактное общение. 2. Виды общения по содержанию. Деловое общение. 3. Причины неэффективных коммуникаций. 4. Преодоление коммуникативных барьеров. 5. Характеристика качеств личности, важные для успешного общения. | |||||
Раздел 5. Психология принятия управленческих Решений | |||||
Тема 5.1. Психология принятия управленческих решений | Содержание учебного материала | ||||
1. | Личностные факторы в принятии решений. | ||||
2. | Адекватные решения. | ||||
3. | Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения. | ||||
4. | Выявление психологических проблем при принятии решения. | ||||
Практические занятия 1. Принятие управленческих решений. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Система принятия решений С.Джонсона. 2. Мышление руководителя и принятие решения. 3. Психологические факторы, влияющие на принятие решения. | |||||
Раздел 6. Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации | |||||
Тема 6.1. Природа и социальная роль конфликта | Содержание учебного материала | ||||
1. | Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Виды конфликтов, их классификация. | ||||
2. | Признаки конфликтной ситуации. | ||||
3. | Причины конфликта. | ||||
Тема 6.2. Структура конфликта. Динамика и модель конфликта | Содержание учебного материала | ||||
1. | Противоборство сторон, этапы конфликта. | ||||
2. | Элементы конфликта. Динамика развития конфликта. | ||||
3. | Модель конфликта, ее завершение. | ||||
Тема 6.3. Способы и правила разрешения конфликта | Содержание учебного материала | ||||
1. | Применение административных мер и психологических подходов для разрешения конфликта. | ||||
2. | Методы профилактики и правила разрешения конфликта. | ||||
Практические занятия 1. Решение конфликтных ситуаций. 2. Деловая игра: разрешение конфликтной ситуации, возникшей в коллективе. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Основные типы поведения людей в конфликтной ситуации. 2. Конфликты, возникающие между покупателями и обслуживающим персоналом. 3. Социальные конфликты, причины их возникновения и участники таких конфликтов. 4. Этапы развития конфликтов. Представить диаграмму 5. Функции деструктивных и конструктивных конфликтов, их признаки. 6. Стрессы их влияние на эффективность работы организации. 7. Социальная напряженность, ее параметры, стадии. | |||||
Раздел 7. Социально – психологические основы деятельности руководителя | |||||
Тема 7.1. Лидерство и руководство. Стили лидерства | Содержание учебного материала | ||||
1. | Сущность лидерства. Лидеры и менеджеры их различие. Лидерские черты и поведение. | ||||
2. | Демократический и авторитарный стили лидерства. Теория X и Y Мак Грегора. Решетка менеджера. | ||||
Тема 7.2. Лидеры и исполнители | Содержание учебного материала | ||||
1. | Модели взаимодействия лидера и исполнителя: значение команды. | ||||
2. | Теория компетентности. | ||||
3. | Харизматическое лидерство. Лидерство в команде. | ||||
Тема 7.3. Ситуационные теории эффективного управления | Содержание учебного материала | ||||
1. | Ситуационная теория Ф.Фидлера. | ||||
2. | Теория «путь - цель» Митчелла: руководитель как посредник в достижении поставленных целей. | ||||
Практические занятия 1. Определение стиля лидерства собственного «Я». 2. Выбор руководителя из претендентов, на которых представлена характеристика. 3. Деловая игра. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Трансформационное лидерство его особенности и формы проявления. 2. Качества харизматического руководителя и их проявление 3. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке. 4. Характеристика успешных лидеров. Мотивация лидерства. 5. Лидер – преобразователь. Как стать лидером преобразователем. Предложения и объяснения. 6. Правила успеха в руководстве командой. Отличие руководства командой от руководства индивидом. | |||||
Всего: | |||||