Объем учебной дисциплины и виды учебной работы




ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

 


1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· пользоваться психологическими методами изучения особенности личности (тестами, поведенческими реакциями);

· применять в управлении организацией стили руководства, соответствующие обстоятельствам;

· исследовать межличностные отношения в группе, определять статус каждого работника в группе;

· определять структуру коллектива и социально – психологический климат в коллективе;

· выделять личные качества собеседника, важные для успешного общения;

· вырабатывать навыки делового этикета;

· вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации, разрешать конфликты, возникающие в коллективе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

· основные принципы и методы психологии;

· эмоционально – волевые, когнитивные индивидуально типологические особенности личности;

· психологические аспекты малых групп и коллективов;

· психология принятия управленческих решений;

· конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации;

· типы людей по поведению в конфликте;

· коммуникация и психология общения;

· социально – психологические основы деятельности руководителя.

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 35 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объём часов
Максимальная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
практические занятия  
самостоятельная работа обучающего (всего)  
Итоговая аттестация в форме экзамена  

2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология управления»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Введение в Психологию управления. Вопросы общей психологии      
Тема 1.1. Предмет и объект дисциплины «Психология управления» Содержание учебного материала    
1. Предмет и задачи Психологии управления его содержание.
2. Понятие об объекте управления в деятельности управляющего.
3. Основные психологические проблемы управления.
4. Психологические закономерности управленческой деятельности.
5. Междисциплинарные связи психологии управления.
Тема 1.2. Вопросы общей психологии Содержание учебного материала    
1. Понятие психологии.
2. Основные принципы и методы психологии.
3. Понятие психики и сознания.
Самостоятельная работа обучающихся 1. История зарождения и развития науки психологии. 2. Закономерности внутренней психической деятельности. 3. Методы психологии и их использование при изучении личности или группы (коллектива). 4. Понятие и особенности коммерческой деятельности и особенности управления психическими процессами в этой сфере.    
Раздел 2. Психология личности      
Тема 2.1. Понятие личности, ее структура Содержание учебного материала    
1. Понятие личности в психологии. Свойства личности.
2. Структура личности.
3. Психологические школы изучения личности.
Тема 2.2. Индивидуально-типологические особенности личности Содержание учебного материала    
1. Когнитивные, эмоционально – волевые и индивидуально – типологические особенности личности.
2. Способности, интересы, темперамент, характер.
Практические занятия 1. Изучение процессов памяти собственного «Я» изучение типа темперамента и черт характера собственного «Я».    
Самостоятельная работа обучающихся 1. Общественно – исторический и деятельный подход в русской психологической школе. 2. Интересы и способности, их значимость в управленческой деятельности. 3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. 4. Социализация личности.    
Раздел 3. Психологические аспекты малых групп и коллективов      
Тема 3.1. Малая социальная группа как социально – психологическая характеристика организации Содержание учебного материала    
1. Понятие группы. Виды групп, состав группы, ее структура.
2. Понятие малой социальной группы. Стадии и уровни развития группы.
3. Коллектив, его основные характеристики.
Тема 3.2. Феноменология группы Содержание учебного материала    
1. Понятие Феномена. Основные феномены малых социальных групп
2. Феноменология малых групп: подражание, групповое давление, конформизм, конкуренция, сотрудничество, нормы.
Практические занятия 1. Социометрическое исследование группы. 2. Изучение атмосферы в группе.    
Тема 3.3. Социально – психологический климат в коллективе Содержание учебного материала    
1. Понятие социально – психологического климата.
2. Психологические механизмы формирования и динамики изменения социально – психологического климата.
Практическое занятие 1. Изучение социально – психологического климата в группе.    
Самостоятельная работа обучающихся 1. Состав и структура группы, в состав которой вы входите. 2. Закономерности групповой деятельности. 3. Исследование межличностных отношений в группе, определение своего статуса в группе. 4. Изучение социально – психологического климата в группе и причин его нестабильности.    
Раздел 4. Психология делового общения и коммуникации      
Тема 4.1. Психологические аспекты человеческого общения Содержание учебного материала    
1. Понятие общения, виды общения, три стороны общения, коммуникативная, персептивная и интерактивная.
2. Средства общения – вербальные и невербальные.
Практическое занятие 1. Тестирование «умеете ли вы слушать» «умеете ли вы общаться»    
Тема 4.2. Коммуникативные умения и навыки Содержание учебного материала    
1. Коммуникативные навыки и умения.
2. Функции коммуникаций
3. Вертикальные и горизонтальные коммуникации.
Практические занятия 1. Тестирование с последующим анализом ответов: «Коммуникабельны ли вы? Любят ли вас люди?»    
Самостоятельная работа обучающихся 1. Беседа – основной вид общения. Этапы беседы, их содержание; трансактное общение. 2. Виды общения по содержанию. Деловое общение. 3. Причины неэффективных коммуникаций. 4. Преодоление коммуникативных барьеров. 5. Характеристика качеств личности, важные для успешного общения.    
Раздел 5. Психология принятия управленческих Решений      
Тема 5.1. Психология принятия управленческих решений Содержание учебного материала    
1. Личностные факторы в принятии решений.
2. Адекватные решения.
3. Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения.
4. Выявление психологических проблем при принятии решения.
Практические занятия 1. Принятие управленческих решений.    
Самостоятельная работа обучающихся 1. Система принятия решений С.Джонсона. 2. Мышление руководителя и принятие решения. 3. Психологические факторы, влияющие на принятие решения.    
Раздел 6. Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации      
Тема 6.1. Природа и социальная роль конфликта Содержание учебного материала    
1. Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Виды конфликтов, их классификация.
2. Признаки конфликтной ситуации.
3. Причины конфликта.
Тема 6.2. Структура конфликта. Динамика и модель конфликта Содержание учебного материала    
1. Противоборство сторон, этапы конфликта.
2. Элементы конфликта. Динамика развития конфликта.
3. Модель конфликта, ее завершение.
Тема 6.3. Способы и правила разрешения конфликта Содержание учебного материала    
1. Применение административных мер и психологических подходов для разрешения конфликта.
2. Методы профилактики и правила разрешения конфликта.
Практические занятия 1. Решение конфликтных ситуаций. 2. Деловая игра: разрешение конфликтной ситуации, возникшей в коллективе.    
Самостоятельная работа обучающихся 1. Основные типы поведения людей в конфликтной ситуации. 2. Конфликты, возникающие между покупателями и обслуживающим персоналом. 3. Социальные конфликты, причины их возникновения и участники таких конфликтов. 4. Этапы развития конфликтов. Представить диаграмму 5. Функции деструктивных и конструктивных конфликтов, их признаки. 6. Стрессы их влияние на эффективность работы организации. 7. Социальная напряженность, ее параметры, стадии.    
Раздел 7. Социально – психологические основы деятельности руководителя      
Тема 7.1. Лидерство и руководство. Стили лидерства Содержание учебного материала    
1. Сущность лидерства. Лидеры и менеджеры их различие. Лидерские черты и поведение.
2. Демократический и авторитарный стили лидерства. Теория X и Y Мак Грегора. Решетка менеджера.
Тема 7.2. Лидеры и исполнители Содержание учебного материала    
1. Модели взаимодействия лидера и исполнителя: значение команды.
2. Теория компетентности.
3. Харизматическое лидерство. Лидерство в команде.
Тема 7.3. Ситуационные теории эффективного управления Содержание учебного материала    
1. Ситуационная теория Ф.Фидлера.
2. Теория «путь - цель» Митчелла: руководитель как посредник в достижении поставленных целей.
Практические занятия 1. Определение стиля лидерства собственного «Я». 2. Выбор руководителя из претендентов, на которых представлена характеристика. 3. Деловая игра.    
Самостоятельная работа обучающихся 1. Трансформационное лидерство его особенности и формы проявления. 2. Качества харизматического руководителя и их проявление 3. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке. 4. Характеристика успешных лидеров. Мотивация лидерства. 5. Лидер – преобразователь. Как стать лидером преобразователем. Предложения и объяснения. 6. Правила успеха в руководстве командой. Отличие руководства командой от руководства индивидом.    
Всего:    
           



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: