Тенденции и перспективы развития высшего образования за рубежом




 

Развития высшего образования в современном мире диктуется общими условиями и устойчивыми закономерностями, непосредственно влияющими на сферу образования в целом и на высшее образование в частности. К таким закономерностям общественно-политического, научно-технического и даже нравственного порядка можно отнести следующие:

рост наукоемких производств, для эффективной работы которых более 50 % персонала должны составлять лица с высшим или специальным образованием. Этот фактор предопределяет быстрый количественный рост высшей школы;

интенсивный рост объема научной и технической информации, приводящий к ее удвоению за 7 – 10 лет. В результате квалифицированный специалист должен обладать способностью и навыками самообразования и включаться в систему непрерывного образования и повышения квалификации;

быстрая смена технологий, вызывающая моральное старение производственных мощностей за 7–10 лет. Этот фактор требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии;

выдвижение на первый план научных исследований, ведущихся на стыке различных наук (биофизика, молекулярная генетика, физическая химия и т. д.). Успехов в такой работе можно достигнуть лишь при наличии обширных и фундаментальных знаний, а также при умении работать коллективно;

наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, приводящих к автоматизации не только физического, но и умственного труда. В результате резко возросла ценность творческой деятельности и спрос на специалистов, способных осуществлять ее;

рост числа людей, вовлеченных в научную деятельность, приводящий, по мнению ряда исследователей, к падению среднего исследовательского потенциала ученого;

постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, позволяющий уменьшить долю населения, занятого в материальном производстве, и увеличить число людей, работающих в области культуры и духовного творчества;

повышение благосостояния и денежных доходов населения, приводящее к росту платежеспособного спроса на образовательные услуги.

В этом перестроечном процессе можно выделить следующие тенденции высшего образования.

1. Демократизация. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.

2. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства. Центральным звеном такого комплекса является образовательный сектор, ядро которого составляет вуз или кооперация вузов, а периферию – базовые колледжи, средние специализированные школы, курсы, отделения последипломного образования и т.д. Научно-исследовательский сектор (система НИИ) обеспечивает условия для научного роста и для развертывания комплексных, междисциплинарных разработок. Производственный сектор включает в себя конструкторские бюро, опытные производства, так называемые венчурные фирмы, кооперативы и т. п.

3. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала и системного анализа содержания. Чрезмерная фундаментализация иногда сопровождается падением интереса к обучению или затруднением узкопрофессиональной адаптации.

4. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия.

5. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (их доля в лучших вузах достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т. п. Гуманизация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом.

6. Компьютеризация высшего образования. Во многих ведущих вузах число персональных компьютеров превышает число студентов. Используются они не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения, как средства предъявления информации и т. п.

6. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов. Так, среднегодовые темпы роста расходов на высшее образование в 1965–1980 гг. составили практически во всех индустриально развитых странах 15–25 % и несколько снизились в 80-х годах. Особенно велики эти цифры для стран, имевших менее развитую экономику и вступивших на путь интеграции с сообществом наиболее развитых стран. Испания, например, с 1975 по 1983 г. увеличила расходы на образование в 10 раз. Темпы роста числа студентов составляли в разных странах 5–10 % в год. В конце 80-х годов в США до 57 % выпускников средних школ поступали в вузы, в Японии – до 40 %.

8. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях. Кроме того, усиливается провинциализация высшей школы. Она выражается, с одной стороны, в интенсивном развитии высшего образования в различных регионах мира, позволившем им вплотную приблизиться по качеству университетов к Европе. С другой стороны, наблюдается явное отставание последней от нового региона-лидера: несмотря на то, что Европа по статусу своих университетов пока еще выделяется на фоне других университетских провинций современного мира, она сильно отстала от Северной Америки. Для решения этой проблемы предлагается интеграция высшего образования на территории Европы в рамках Болонской системы.

9. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов. Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей; при этом вычисляется рейтинг или подсчитываются очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и общественной активности.

10. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. В США, например, группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших докторскую степень и т. п.

11. Начиная с 90-х годов XX в. и до сегодняшнего дня происходит устойчивое развитие интернационализации высшего образования. Число студентов, обучающихся за рубежом, неуклонно растет. В результате происходит подключениевысшего образования к формированию глобальной профессиональной культуры. Заведующая кафедрой мировой политики МГИМО М.М. Лебедева в статье «Роль образования в диалоге цивилизаций» пишет: «Сегодня в различных концах земного шара насчитывается огромное число людей, особенно молодых, занятых бизнесом, работающих в международных организациях и т.п., которые не испытывают проблем с общением. Они обладают единой деловой культурой, сформированной в результате образования и дальнейшей работы. Профессиональная сфера в этом случае во многом нивелировала их принадлежность к различным странам, национальным культурам и даже цивилизациям». Одновременно М.М. Лебедева выделяет другую, более тревожную тенденцию, которая «не только не направлена на диалог, но даже порождает раскол цивилизаций» - усиление неравенства в доступе к образованию. Неравенство проявляется между странами: прирост населения Земли обеспечивается главным образом странами «глобального Юга», население которых в среднем находится на более низком образовательном уровне и имеет меньше шансов получить высшее образование, чем жители «глобального Севера», а также внутри самих стран, что находит отражение в растущей разнице доходов.

12. Тенденция к коммерциализации предопределяет большую вовлеченность высшего образования в функционирование современной инновационной экономики. Во второй половине 1990-х гг. возник ряд концепций, нацеленных на то, чтобы заново определить место вузов в современном мире. Согласно им научное сообщество, включая его вузовскую часть, производит знания, реализует их предпринимательский сектор, а государство обеспечивает благоприятные условия работы этого механизма.

Одна из концепций – «академический капитализм» – была разработана группой авторов из Аризонского университета. По их мнению, ключевым изменением последних лет является перемена в представлениях о «знании». До 1980-х получить вознаграждение за свой труд ученые могли главным образом из правительственных источников, и научное знание рассматривалось прежде всего как общественное благо. Авторы характеризуют эту ситуацию как «академический социализм». Однако по мере подъема частных высокотехнологичных предприятий акцент стал делаться не на общественном характере знаний, а на возможностях ограничения доступа к ним – в первую очередь, с помощью интеллектуальной собственности. В США переломным моментом стало принятие в 1980 г. закона Бэя-Доула, который разрешил университетам присваивать исключительные права на исследовательские результаты, полученные за счет государственных средств. Изначально университеты занимались продажей патентов производителям, однако в дальнейшем авторы патентов стали участвовать в компаниях, которым эти патенты переходили, или даже учреждать их. Именно возникновение этого нового класса предпринимательствующей профессуры и рост его влияния приводится в качестве одного из главных свидетельств в пользу установления в высшем образовании новой культуры «академического капитализма».

Следствием коммерциализации также является расширение сектора платного образования, который создается преимущественно в виде коммерческих центров при университетах. Главной тенденцией в этих центрах является развитие электронных технологий преподавания и, как следствие, возрастание возможностей дистанционного обучения. В этих условиях роль преподавателя сокращается. В подготовке электронного образовательного продукта он отвечает только за содержание. Все же оформление, компьютерный дизайн и зачастую даже донесение продукта до студента выполняется техническими специалистами. Такая ограниченная роль в подготовке образовательных материалов ставит преподавателей в зависимость от центров, в результате чего наблюдается рост влияния административно-технического персонала.

Концепция «академического капитализма» в целом критически оценивает процесс коммерциализации, отмечая, что следствием конкурентной борьбы между вузами является чрезмерная концентрация ресурсов в университетах, занимающих верхние строчки рейтингов, и обеднение тех, которые не способны претендовать на места в первой десятке или сотне. Последние могут демонстрировать склонность к недобросовестной конкуренции, привлекая студентов снижением экзаменационных стандартов (и превращаясь в «дипломные фабрики»).

Эти и ряд других тенденций по-разному выражены в разных странах – в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования, но в той или иной степени они проявляются во всех развитых странах.

 

Алтайцев А.М., Гербовицкая М.Ф., Корбут А.М., Краснов Ю.Э., Краснова Т.И., Костюкевич С.В., Харченко А.В., Ященко Л.А. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования.

Винсен-Ланкран С. Трансграничное высшее образование: тенденции и перспективы развития.

Коннов В.И. Развитие системы высшего образования в России и за рубежом: теоретические ориентиры.

Коречков Ю.В., Иванов С.В. Тенденции развития высшего профессионального образования в зарубежных странах.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования.

Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Тенденции развития и реформы образования в мире.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: