Программа психолого-педагогической практики
По специальности «040104 Организация работы с молодежью»
Для студентов II курса
Автор: С.И. Петошина, ассистент кафедры социальной педагогики и социальной работы
Утверждено на заседании кафедры Утверждено на заседании Совета __________________________факультета
(протокол №____от___________ 200__г.) (протокол №____от___________ 200__г.)
Зав. кафедрой_______________ Председатель совета____________
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогической практики студентов разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040101-Организация работы с молодежью» и является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования
В подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности практика занимает важное место, поскольку она позволяет применить систему знаний о деятельности специалиста по организации работы с молодежью в жизнедеятельности общества, группы и конкретного человека. Психолого-педагогическая практика помогает установить связи между сущностью, содержанием, формами и направлениями организации работы с молодежью и способствует формированию профессионального мировоззрения будущего специалиста в этой области. В рамках данного вида деятельности студенты преобразуют приобретенные теоретические знания в систему умений и навыков специалиста по работе с молодежью, у них формируется представление о формах и методах работы специалиста с отдельными категориями граждан. Этим определяется место и роль психолого-педагогической практики в профессиональной подготовке будущего специалиста по работе с молодежью.
В программе представлены: пояснительная записка (цель, задачи практики), сроки проведения практики, краткое содержание и характер деятельности студентов на практике, список литературы, приложения.
Сроки проведения практики. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с базовым учебным планом основной образовательной программы и рабочим учебным планом. Психолого-педагогическая практика проводится в течение 3 недель в четвертом семестре со студентами II курса по дневной форме обучения.
Цель: совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности, освоение и применение методов и форм психолого-педагогической деятельности в процессе организации работы с молодежью по месту прохождения практики.
Задачи:
1. апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов;
2. приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений и организаций по работе с молодежью;
3. приобретение опыта относительно самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с клиентами – потребителями услуг системы организаторской работы с молодежью, оказания им услуг;
4. формирование и развитие навыков активного слушания: подбор информации для составления социальной истории клиента; наблюдение и интерпретация вербального и невербального поведения клиента и работника по организации работы с молодежью;
5. изучение различных психолого-педагогических методов и технологий, используемых в практической деятельности данного учреждения по работе с молодежью и организации работы с молодежью;
6. развитие умения анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность и деятельность коллег;
7. развитие навыков самостоятельной работы.
Во время прохождения практики студенты имеют определенные права и обязанности (см. Приложение 15).
При разработке программы были использованы материалы учебных и учебно-методических пособий, рекомендаций по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по специальности 040101 «Организация работы с молодежью» Ю.Н. Галагузовой, Т.Б. Ивановой, Сысоева М.Е., Дубровиной И.В., Рогова Е.И., Гребенюк Т.Б., Павленка П.Д., Шовиной Е.Н., Лотова И.П., Корнева Л.В., Колесниковой Г. И., Берковченко Е.С., Волочай А. В. и др.
Содержание и характер деятельности студентов
Задания | Виды деятельности | Сроки | Форма отчётности | |
Подготовительный этап | ||||
Познакомиться с программой практики, распределением по объектам, со своими групповыми руководителями. Заполнить «Программное заявление студента "Чему я хочу научиться"» (см. Приложение 2). | Участие в работе установочной конференции. Заполнение «Программного заявления студента «Чему я хочу научиться». | Установочная конференция | Оформить в дневнике практики (см. Приложения 3, 3а, 13): • цель и задачи практики, • содержание заданий, • программное заявление «Чему я хочу научиться на практике». | |
Рабочий этап | ||||
1. Познакомиться с представителями администрации учреждения. Познакомиться с учреждением: выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. Составить «Визитную карточку» учреждения (организации) (см. Приложение 4) и схему внутренней структуры учреждения. | Знакомство, беседа с представителями администрации учреждений (организаций), ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учреждении. Экскурсия по учреждению и знакомство со специалистами по организации работы с молодежью. Беседа со специалистами по работе с молодежью. Углубленное изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения и функциональные обязанности специалистов. | Первая неделя | Привести в дневнике перечень нормативно-правовых документов учреждения и перечень тех проблем, которые данное учреждение решает. В «Дневнике практики» оформить «Визитную карточку» учреждения, запись беседы с представителями администрации учреждения. Составить схему внутренней структуры учреждения. | |
2. Изучить формы и направления взаимодействия с другими учреждениями (МВД, здравоохранения, образования, уголовно-испольнителной системы), организациями, департаментами. | Беседа с представителями администрации учреждений и со специалистами по работе с молодежью. Углубленное изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие учреждения с другими учреждениями. | Первая неделя | В «Дневнике практики» составить схему взаимодействия с другими учреждениями. | |
3.Изучить социальную инфраструктуру местности, на которой располагается учреждение. | Изучение района - местонахождения практики через наблюдение, беседы, анализ статистических и периодических изданий. | Первая неделя | Зафиксировать в дневнике социальный паспорт инфраструктуры (см. Приложение 5) | |
4. Познакомиться и побеседовать со специалистом по работе с молодежью, с которым предстоит работать. | Беседа со специалистом, знакомство: • с его должностными обязанностями и правами, системой оплаты труда, возможностями профессионального обучения и повышения квалификации; • с планом работы; • с проблемами клиентов, их особенностями; • с методами и формами работы специалиста; • с социальными и прочими программами разных уровней, в реализации которых принимает участие учреждение и специалисты. | Первая неделя | Зафиксировать в дневнике общие сведения: • об особенностях работы специалиста, методах и формах деятельности, участии в разработке и реализации социальных и прочих программ городского, местного, федерального и международного уровней; • о клиентах, с которыми он работает, об их индивидуальных особенностях, проблемах и путях их решения. | |
3. Составить индивидуальный план работы (см. Приложение 14). | Совместно с руководителем практики обозначить круг проблем для самостоятельного решения. Составить план прохождения практики, наметить мероприятия, задания, порядок и сроки их выполнения. | Первая неделя | Привести в дневнике индивидуальный план и график работы, определить тему и форму выступления на итоговой конференции. | |
4. Изучить и проанализировать направления деятельности специалиста по работе с молодежью в данном учреждении, функциональные обязанности, декларативно и реально возложенные на него, материальную базу для проведения социальной диагностики, психодиагностики, организацию социальных и психологических исследований. | Выявление структуры деятельности специалиста по работе с молодежью в данном учреждении и содержание ее основных компонентов | Первая неделя | Представить в дневнике структуру и содержание деятельности специалиста по работе с молодежью в данном учреждении. Охарактеризовать функциональные обязанности специалиста, материальную базу для проведения социальной диагностики, психодиагностики, организацию социальных и психологических обследований. | |
5. Разработать, обосновать и осуществить комплексную программу социально - психолого - педагогического исследования конкретного клиента (см. Приложения 9, 10, 11) | 1.Проведение диагностики проблем клиента, используя план социально - психолого-педагогических исследований личности, карт психологического развития. Если возможно, исследовать групповые процессы и положение личности в группе с помощью разнообразных методик (например, социометрических). Использовать в процессе исследования не менее 7 методик (как возможный вариант можно рассматривать материалы, представленные в приложении 9). 2. Обработка и текстуальное оформление материалов проведённых социальных, психолого-педагогических обследований личности; подготовка информации для оказания социальной и психолого-педагогической помощи. | Вторая – третья неделя | 1. Представить план социального и психолого-педагогического исследования. 2. Привести в дневнике количественный и качественный анализ полученных данных. Представить результаты социально - психолого - педагогического исследования в виде комплексной характеристики клиента (как возможный вариант можно рассматривать материалы, представленные в приложении 10, 11). | |
6. Разработать и обосновать план-программу помощи клиенту | 1. Определение направлений и видов социальной деятельности по решению проблемы клиента в данном учреждении. 2. Выбор методик и технологий, необходимых для решения проблемы клиента, и обоснование своего выбора. 3. Выделение критериев оценки результативности социально-психологической помощи клиенту. | Вторая – третья неделя | Представить в дневнике разработанную программу социальной и психолого-педагогической помощи клиенту (см. Приложение 12). | |
7. Подготовить и провести индивидуальное или групповое психолого-педагогическое мероприятие в соответствие с планом - программой помощи клиенту. | Согласовать со специалистом учреждения тему, методику проведения и форму мероприятия. Разработать его проект, реализовать. Провести самоанализ и самооценку своей психолого-педагогической деятельности. | Вторая – третья неделя | Привести в дневнике конспект и самоанализ проведенного мероприятия. Отзыв руководителя практики о проведенном мероприятии. | |
Итоговый этап | ||||
1. Обобщить полученные на практике результаты. | Обобщение результатов своей практической деятельности. | Первая неделя после окончания практики | Написать отчет по практике в установленной форме. Предоставить групповому руководителю отчетную документацию (см. Приложения 3, 6, 7). | |
2. Подготовить и осуществить на заключительной конференции тематическое выступление. | Выступление на заключительной конференции. | Вторая неделя после окончания практики | Отзыв группового руководителя (см. Приложение 8) и оценка по практике. | |
Организация деятельности студентов
На период практики каждый студент закрепляется за определенным специалистом по работе с молодежью учреждения, с которым согласовывает свой график работы. За время прохождения психолого-педагогической практики студент осваивает специфику деятельности образовательного или социального учреждения, вычленяя своеобразие деятельности специалиста по работе с молодежью. В соответствии со спецификой учреждения студент участвует в его работе, реализует указанные выше задачи психолого-педагогической практики.
Психолого-педагогическая практика проходит на базе средних общеобразовательных школ, домах детского и молодежного творчества, государственных органов по делам молодежи и других учреждений социального обслуживания молодежи г. Мурманска (см. Приложение 1).
Ожидаемые результаты:
В ходе практики студенты должны продемонстрировать следующие знания:
aсодержания и специфики деятельности того или иного учреждения социального обслуживания молодежи или организации по работе с молодежью, особенностей контингента, с которым оно работает,
a методологии и методов социально-педагогических и социально-психологических исследований,
aособенностей социально-педагогических и социально-психологических технологий и механизмов их реализации, используемые в работе конкретного учреждения,
a требований к личности работника данного учреждения или организации,
a документации учреждения.
Умения и навыки практической работы, которыми должны овладеть студенты:
aприменять теоретические знания в практической социальной и психолого-педагогической деятельности,
aнаблюдать и вычленять типичные характеристики различных категорий клиентов, нуждающихся в социальной и психолого-педагогической помощи,
aвступать в конструктивное продуктивное общение с клиентами (подростками и молодежью, родителями, представителями педагогического коллектива, социального учреждения, взрослыми людьми),
aанализировать межличностные отношения и микроклимат в подростковом и взрослом коллективах,
aнаблюдать за клиентом, интерпретировать его поведение,
aосуществлять социально-педагогическое, социально-психологическое, психолого-педагогическое изучение личности подростка, молодого человека и его ближайшего окружения,
aсоставлять социальную и психолого-педагогическую характеристику личности подростка, молодого человека.
aпроектировать и организовывать собственную социальную и психолого-педагогическую деятельность,
aвыбирать наиболее эффективные формы, методы и средства для проведения коррекционной работы с учётом особенностей физического и психического развития клиентов,
aсоставлять индивидуальный план работы, отражать результаты практики, впечатления и полученные сведения в отчетной документации,
aанализировать и оценивать собственную деятельность во время практики.
Формы отчетности
1. Дневник практики, в котором приводятся план работы, ежедневные наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий (см. Приложение 3).
2. Отзыв (характеристика) группового руководителя (оценка и печать учреждения) (см. Приложение 8).
3. Отчет о прохождении производственной практики. Представляет собой аналитическую записку с выводами о результатах практики и пожеланиями усовершенствования ее организации и содержания, а также заполнение карты рейтинг-контроля студента (см. Приложения 6, 7).
4. Тезисы выступления на итоговой конференции.