Основной (рабочий) этап длится четыре недели. В этот период студенты проходят практику в установленные сроки в выбранных организациях, учреждениях с представлением окончательных и полных итоговых отчётов руководителю практики от кафедры.
До непосредственного выхода на практику студенты должны познакомиться с руководителями практики от организации, являющейся местом практики, а также собрать общие сведения об организации (учреждении).
Как правило, первая неделя практики (общий модуль) посвящается изучению общих аспектов деятельности банка, вторая неделя (специальный модуль) – знакомству с работой конкретного отдела (департамента, сектора и т.д.), третья и четвертая недели (специализированный модуль) – подробному изучению содержания работы на выбранной должности. Перед прохождением практики студент формирует дневник, в котором планируются основные виды работ и участки, с деятельностью которых необходимо ознакомиться. По результатам прохождения практики и выполнения плана в дневнике делается отметка о выполнении.
По итогам прохождения практики студент обязан написать отчет о практике (требования к содержанию и форме отчета представлены в разделе V).
Изучение основных вопросов деятельности банка осуществляется по следующим разделам:
I. Общая характеристика коммерческого банка
Изучить содержание Устава банка и нормативные документы по образованию и функционированию банка. Познакомиться с организационной структурой банка, уровнем специализации и универсализации банка, функциями отдельных подразделений банка, составом клиентуры банка и видами банковских услуг, оказываемых клиентам данного банка или иного кредитного учреждения.
По данным годового баланса банка дать оценку основных показателей деятельности банка, проанализировать величину собственного капитала, показатели доходности и прибыльности на единицу активов и вложенного капитала. Дать качественную характеристику структуры доходов и расходов банка.
II. Операции банка
1. Кредитные операции. Изучить практику организации кредитных отношений банка с клиентами:
ü порядок приема заявки на кредит;
ü способы анализа финансового положения заемщика и оценки кредитного риска;
ü порядок принятия решения о выдаче кредита (персональные решения, кредитный комитет);
ü порядок составления кредитных договоров и договоров залога;
ü работа экономиста по оформлению выдачи кредита и отслеживанию погашения кредита;
ü анализ кредитного портфеля, расчет резервов на покрытие кредитного риска;
ü особенности предоставления отдельных видов кредита (разовые, целевые кредиты; кредитные линии, овердрафт);
ü порядок установления процентных ставок по ссудным операциям банка;
ü организация выдачи и погашения межбанковских кредитов.
2. Расчетные операции и их характеристика, (платные, бесплатные, формы расчетов, структура). Комиссия за платные расчетные услуги. Межбанковские корреспондентские отношения. Клиринговые расчеты.
3. Депозитные операции. Соотношение между вкладами до востребования и срочными. Отраслевая структура депозитов до востребования. Структура срочных депозитов. Проценты по депозитным операциям. Депозитные и сберегательные сертификаты. Порядок их выпуска. Банковские векселя, операции с собственными векселями банка.
4. Кассовые операции. Функции учетно-операционных работников и кассиров операционных касс по осуществлению, учету и оформлению кассовых операций. Взаимоотношения банков и клиентов по операциям с денежной наличностью. Кассовое планирование в банках. Отчетность о кассовых оборотах.
5. Валютные операции. Их организация и оформление.
6. Факторинговые операции. Их организация и уровень комиссии банка.
7. Банковские операции с ценными бумагами:
ü выпуск банком собственных ценных бумаг;
ü банковские инвестиции в ценные бумаги;
ü посреднические операции коммерческого банка с ценными бумагами.
8. Операции по доверительному управлению имуществом.
9. Прочие операции и размер банковской комиссии.
Этап 3. Заключительный
На третьем, заключительном этапе студенты защищают выполненные отчёты перед руководителем от кафедры. Сроки защиты устанавливаются кафедрой.
Основанием для перехода к завершающему этапу являются своевременно представленные отчёты о практике и положительные отзывы руководителей с места практики. В процессе собеседования со студентом оценивается степень его подготовки к самостоятельной работе, уровень приобретенных теоретических и практических знаний и владение информацией по вопросам, рассмотренным в процессе прохождения практики.
Непредставление отчетов и отсутствие итоговых оценок руководителей практики без уважительных причин или неудовлетворительные итоговые оценки за практику являются основанием для недопуска студентов к заключительному этапу практики.