Семинар 1. Культурные ценности и нормы




ПЛАН (сделать конспект вопросов плана в тетради)

1. Аксиология – наука о ценностях.

2. Классификация ценностей.

3. Система ценностных ориентаций личности.

4. Понятие «регулятив» и «норма». Функции норм.

5. Виды социокультурных норм.

6. Ментальность и картина мира. Особенности и уровни менталитета.

 

Глоссарий (записать определения терминов в тетрадях)

Запишите определение следующих понятий:

Ценность, норма, финальные ценности, инструментальные ценности, производные ценности, аксиология, общекультурные нормы, групповые нормы, ролевые нормы, ментальность.

 

Вопросы для обсуждения (устно)

- Что изучает аксиология? Кто является ее основателем?

- Раскройте содержание аксиологического подхода к культуре.

- Какие классификации ценностей вам известны?

- Назовите авторов и их классификации.

- Что такое система ценностных личностных ориентаций?

- Какие группы ценностей в ней выделяют?

- Приведите примеры финальных, инструментальных и производных ценностей.

- Что такое «регулятив»? Как вы понимаете словосочетание «нормативное поведение», «девиантное поведение»?

- Какие функции выполняют социокультурные нормы?

- Какие группы норм вам известны? Приведите примеры общекультурных, групповых и ролевых норм.

- Что такое ментальность? Дайте определение, объясните, как вы это понимаете.

- Что включает в себя ментальное поле культуры?

- Какие особенности менталитета вам известны?

- Каковы уровни ментальности?

- Что такое картина мира? Приведите примеры различных картин мира.

 

Ситуационная задача. На семинарском занятии:

- Вы обратили внимание, - эмоционально говорила, почти кричала на семинаре студентка, обращаясь к группе, - что чем больше трудностей, чернухи, преступлений, чем нахальнее наступают криминал и компромат, тем больше ведут речь про (она взглянула в тетрадь с записями лекций) «цивилизационный подход», духовность, милосердие, уж не говоря о гуманизме?...

- Почему же «не говоря»? – спросил преподаватель. – Надо и говорить и делать! Наверно, потому и возник подмеченный вами контраст, что людям всегда необходимо светлое, но особенно в «темноте» межнациональных конфликтов и войн. Мечта хороша, когда подвигает к борьбе. Сегодня, и правда, на слуху слова «гуманизм», «гуманистический», «гуманность»…Их связывают с человеколюбием, человеческим отношением к людям. Но вспомним авторов, придумавших Остапа Бендера; им принадлежит суждение: мол, полюбить человечество нетрудно – полюбить надо соседа…

Вопросы:

Прокомментируйте позицию студентки. Как вы понимаете смысл этого суждения преподавателя? Согласны ли вы с ним? Если оно верно, то что же такое гуманизм? Что в данном случае значит «полюбить» - увидеть в другом человека? Сочетается ли гуманизм с требовательностью, борьбой, конфликтами с людьми, жестокостью отношений? Считаете ли вы себя гуманным человеком? Если да, то на каком основании?

Проанализируйте функционирование социокультурных норм в обществе. Какими системами контролируется их нарушение?

 

Ситуационная задача. Ситуация в общественном транспорте.

Пассажиры автобуса разделились на две «партии»: одни дружно осуждали восьмилетнего мальчика, который не уступил места только что вошедшему мужчине весьма почтенных лет («Как только не стыдно!», «Чему только их в школе учат?!», «Что из него вырастет?..»); другие же, ничуть не оправдывая очевидную невежливость мальчика, в то же время указывали на пару сидевших девушек, оживленно обсуждавших свои студенческие дела, на совсем еще молодых людей, упорно «не замечавших» своего нового попутчика («Чего требовать от мальчика, когда мы, взрослые, сами подаем ему плохой пример!..»). Градус спора повышался…

Вопросы:

Заканчивается ли обучение и воспитание людей с годами «официального» ученичества? О каком процессе идет речь? Должны ли положительные примеры взрослых стать образцом для подражания подрастающему поколению? Если вы взрослый человек, но не профессионал-учитель, считаете ли вы себя педагогом? Надо ли воспитывать членов своей семьи, коллег по работе, товарищей по студенческой группе? Если да, то почему и как, чтобы, оберегаясь от дидактизма, не вызвать в ответ отрицательной реакции, оставаясь корректным? Нравственно ли видеть недостатки другого человека и не помочь их преодолеть?

Индивидуальные:

1. Выстройте индивидуальную систему ценностных ориентаций. Распределите ценности по группам: финальные, инструментальные, производные.

2. Подберите примеры общекультурных, групповых и ролевых норм.

3. Составьте перечень особенностей русского менталитета.

4. Подготовьте презентации на тему «Особенности ментального поля культуры (российского, западного, восточного).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: