Третий период — апрель, май, июнь




Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 4 раза в неделю.

Содержание данных занятий включает в себя:

закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);

закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);

образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);

образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;

усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т.п.);

уточнение значений обобщающих слов;

формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

а) с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое»,«нового» и т.п.);

б) с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т.п.);

расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;

отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;

в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);

преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т.п.); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» —.«мама сварила суп»);

умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);

умение выделять предлог как отдельное служебное слово;.развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»);

закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.);

составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Используется лексический материал ранее отработанных и новых тем.

Примерное распределение количества занятий следующее: 17 занятий:— по формированию словаря и грамматического строя, 33 занятия — по развитию связной речи.

При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические циклы: «Весна», «День рождения В.И.Ленина», «Праздник 1 Мая», «Лето», «Сад-огород»", «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).

фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю и предусматривают следующую работу:

1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;

2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);

3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».

 

Задание 3.

Предложите общий лексический и грамматический материал (предметный словарь, словарь признаков и действий), виды работ по развитию навыков связной речи (самостоятельные высказывания, пересказы, рассказы, рассказы-описания детей) по теме

«Одежда» (старшая группа).

Правильный ответ:

 

ОДЕЖДА

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Названия предметов одежды: пальто, брюки, платье, шуба и т. д. Обобщающее слово — «одежда».

Прилагательные: слова, характеризующие длину одежды и степень опрятности (короткий, длинный, чистый, грязный и т. д.).

Названия деталей одежды: воротник, рукава и т. д.

Глаголы: шить, вязать, вышивать, штопать, стирать, полоскать и т. д.

Грамматика

Образование:

* уменьшительных форм существительных (пальто —пальтишко, шуба — шубка);

* множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (шуба — шубы — много шуб);

* относительных прилагательных от существительных зима, лето, осень, дом, дети, работа, школа, улица, мужчина, женщина (зима — зимняя);

* относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал (кожа — кожаный, шерсть —...);

* приставочных глаголов от шить, гладить, вязать и др.(подшить, пришить, зашить, ушить, перешить и др.).

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже: зимнее пальто, зимние сапоги.

Практическое усвоение родовой принадлежности существительных:

— Это чья шапка?

— Это моя шапка.

— Моя шапка теплая. Мой шарф длинный.

Практическое употребление предлогов «на», «к», «из»

(подшить к..., перешить из...),

Практическое употребление несклоняемого существительного пальто.

Составление словосочетаний и предложений с несклоняемым существительным пальто.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пересказ рассказа «Зайчишкино пальто».

Описательный рассказ «Мой любимый наряд».

Задание 4.

Предложите примерное содержание логопедических занятий по теме «Одежда» (старшая группа).

Правильный ответ:

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

«Запомни и назови». Логопед предлагает детям запомнить ряд слов (3—5), обозначающих предметы одежды, затем повторить его и выложить соответствующие предметные картинки.

Например: Логопед: — Кофта, платье, пальто.

Ребенок: — Кофта, платье, пальто (выкладывает картинки в названном порядке).

Игра с мячом «Назови ласково». Например: юбка —

юбочка.

«Будь внимателен». Логопед предлагает детям сгруппировать предметы в зависимости от их родовой принадлежности и разложить по двум коробкам.

1-я коробка — мой (шарф, ремень и т. д.).

2-я коробка — моя (шапка, кофта и т. д.).

«Чье это?» Перед каждым ребенком на столе лежит

картинка, на которой изображены предметы одежды. Он

должен запомнить их.

Логопед собирает картинки, а затем произносит: «Платье. Чье платье?». Ребенок: «Это мое платье».

Логопед предлагает детям вспомнить, какую одежду

носят люди зимой (летом, осенью, весной). По мере называния слов логопед выставляет картинки. Затем спрашивает: «Как называется эта одежда?». Ребенок отвечает:

«Это зимняя (летняя, демисезонная, детская, мужская,

женская) одежда».

«Магазин». Дети «покупают» одежду (предметные

картинки) для всей семьи.

Например: Пальто, которое носят зимой, — зимнее пальто. Я купил себе зимнее пальто. Шапка, которую носят зимой, — зимняя шапка. Я купил брату зимнюю шапку.

«Закончи предложение». Логопед читает сказку, про-

пуская слово «пальто». Дети должны закончить предложения в сказке.

Зайчишкино пальто

Жил-был зайчик. Хотел он сам одеться и порадовать

маму-зайчиху. Стал он надевать брюки — засунул обе лапы в одну брючину. Хотел шагнуть и упал. Заплакал зайка. Тут пришел старший брат. Он объяснил, как правильно надевать брюки. Стал братец одевать на малыша...

(пальто). Смотрит, оторвана пуговица у... (пальто).

Старший брат пришил пуговицу к... (пальто). Малыш

надел... (пальто). Он теперь доволен своим... (пальто).

Но что забыл сказать зайчонок? (Спасибо).

«Экскурсия в ателье» [6, с. 185].

«Сравни и расскажи» [6, с. 184].

«Швейная мастерская». На фланелеграфе выставлена модель платья, на столе разложены детали платья (карманы, пояс, воротник, манжеты, пуговицы и т. д.).

Дети «шьют» платье, прикладывая детали к модели платья и объясняя свои действия: «У платья нет кармана. Я пришиваю карман. У платья нет воротника. Я пришиваю воротник». И т. д.

Игра с мячом «Скромник — хвастун». Дети, поймав

мяч, называют существительные множественного числа

родительного падежа.

Например: — У меня одна шапка.

— У меня много шапок.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

«Не ошибись». На доске — сюжетные картинки, на которых изображено, как мама шьет, вышивает, штопает,

ткет, кроит, стирает, гладит. Логопед называет предложение с одним глаголом, а показывает картинку, иллюстрирующую другой глагол. Дети находят ошибку и исправляют ее.

Игра с мячом «Перевертыши». Дети подбирают антонимы к прилагательным.

Например: чистый — грязный, длинный — короткий

и т. д.

Составление описательного рассказа по опорной схеме «Мой любимый наряд».

* Сезонность (летняя, осенняя, зимняя).

* Цвет.

* Материал (мех, ситец, сатин, шерсть, шелк, вельвет).

* Детали (воротник, карманы, рукава, пояс, манжеты и т. д.).

 

Задание 5.

Определение темы и целей занятия по устранению ОНР по плану-конспекту занятия.

Задание 6.

Изучите картотеку методических рекомендаций для родителей детей с ОНР и составьте рекомендации по формированию у дошкольников грамматического строя речи.

Задание 7.

Изучите картотеку методических рекомендаций для родителей детей с ОНР и составьте рекомендации по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

 

Задание 8.

Составить задания для воспитателей по теме «Одежда» (старшая группа)..

Правильный ответ:

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

Рисование.

* «Мой любимый наряд».

* Нарисуй предмет одежды, который пропал. Воспитатель выкладывает предметные картинки (3—5) с изображениями одежды, затем одну убирает. Дети должны нарисовать этот предмет одежды по памяти.

* Раскраски. В книжках-раскрасках дети раскрашивают детали одежды определенным цветом, например: воротничок — желтым, поясок — синим и т. д.

* Нарисуй недостающую деталь платья. У детей парные картинки. На одной изображено целое платье, а на другой — то же самое платье, но без какой-либо детали.

Аппликация «Шьем платье».

Оборудование: детали платья, готовый образец платья, фланелеграф. Дети должны сложить из деталей целое платье.

«Шейте сами». Воспитатель берет предметы одежды, принадлежащие детям, и спрашивает: «Это чья кофта?». Ребенок отвечает: «Это моя кофта». И т. п.

«Правильно ли мы одеваемся?». Воспитатель называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности. Дети находят ошибку в высказывании.

Например: Воспитатель: — Мы наденем пальто, а затем кофту.

Ребенок: — Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.

«Магазин».

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды: сезонной, мужской, женской, детской.

«Ателье».

Оборудование: образцы тканей, детали одежды, сюжетные картинки с изображением действий (приставочные глаголы): пришивает, зашивает, подшивает, вышивает, перешивает, ушивает, вшивает.

Задание 9.

Составить задания для родителей в логопедическом уголке по теме «Одежда» (старшая группа).

Правильный ответ:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

* Наклейте или нарисуйте картинки с изображениями

одежды:

— детская,

— женская,

— мужская,

— зимняя,

— летняя,

— осенняя,

— спортивная,

— рабочая,

— домашняя.

Вместе рассмотрите одежду ребенка. Обсудите, к какому виду она относится.

* Подберите картинки к глаголам, которые дети постоянно путают:

— шьет,

— вяжет,

— штопает,

— вышивает.

Попросите ребенка составить предложения по этим

картинкам. Покажите ребенку эти действия.

* Сходите с ребенком в магазин «Одежда», расскажите ему и обсудите, какую одежду там продают.

* Обсудите с ребенком, какие части, детали есть у рубашки, платья. Учите употреблять в речи следующие слова: рукава, манжеты, пуговицы, воротник, петли, карманы, оборки, пояс, складки.

* Рассмотрите, из какого материала сшита одежда.

Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных:

из меха — меховая;

из шерсти — шерстяная;

из шелка — шелковая;

из ситца — ситцевая;

из кожи — кожаная.

* Повторите предложения, используя картинки. Составьте предложения со следующими словами: стирает, полощет, выжимает, развешивает, отжимает, гладит, убирает в шкаф, складывает, чистит щеткой, вяжет спицами, шьет иголкой, шьет на машинке, вышивает, штопает, зашивает, пришивает, подшивает.

Покажите эти действия ребенку и одновременно проговорите их с ним.

 

Материалы к экзамену обсуждены и утверждены на заседании кафедры коррекционной работы. Протокол № __ от __.___. 2012 г.

 

Доцент Е.А. Харитонова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: