К летательным аппаратам тяжелее воздуха относятся самолёты, планеры, самолёты-снаряды, ракеты, вертолеты.
Самолет – летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с
помощью двигателей и неподвижным относительно других частей аппарата крылом.
Благодаря большой скорости, грузоподъёмности и радиусу действия, надежности в эксплуатации, высокой маневренности, устойчивости и управляемости – самолёт стал
основным средством передвижения в воздухе.
Основные части самолёта: крыло, фюзеляж, шасси, оперение самолета, а также
силовая установка самолёта.
Крыло создаёт подъёмную силу при движении самолёта, Оно обычно неподвижно закреплено на фюзеляже, но у некоторых самолетах может поворачиваться относительно
поперечной оси самолёта или изменять свою конфигурацию (это стреловидность, размах
крыла). На крыле установлены рули крена – элероны и элементы механизации- устройства,
способные увеличивать несущую способность и сопротивление крыла при посадке, взлёте
и маневре самолета (это- щитки, закрылки, предкрылки и т.д)
Фюзеляж служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования.
Перевозка груза осуществляется:
Регулярными рейсами по расписанию; заказными рейсами по установленным воздушным линиям, а также в пункты, куда регулярные полеты не выполняются; в прямом смешанном сообщении перевозчиками разных видов транспорта по одному документу с участием воздушного транспорта.
К перевозке заказными рейсами принимается груз, перевозка которого невозможна регулярными рейсами по установленному расписанию. Перевозка груза заказными рейсами осуществляется в соответствии Правил перевозки груза на воздушных линиях РК.
Шасси предназначены для передвижения самолета по аэродрому, поглощения удара пр посадке, и снабжено тормозами. Шасси бывают убирающиеся в полёте и неубирающееся.
Самолёты с убирающимися шасси имеют меньшее лобовое сопротивление, но тяжелее и
сложнее по конструкции.
Для обеспечения необходимой устойчивости и маневренности самолета во время движения его по взлетно-посадочной полосе (ВПП) опорные точки шасси должны быть размещены на определенном расстоянии друг от друга и от центра тяжести самолета.
Для устойчивого положения самолета на земле необходимы минимум три опоры. В зависимости от расположения опор относительно центра тяжести самолета различают следующие основные схемы (рис. 10.1): с хвостовой опорой, с передней опорой и велосипедное шасси. У шасси с хвостовой опорой основные опоры расположены впереди центра тяжести самолета симметрично относительно его продольной оси, а хвостовая опора позади центра тяжести.
Оперение самолёта служит для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки
самолёта. Обычно оно размещается позади крыла и состоит из подвижных и неподвижных
поверхностей(элементов конструкции). Неподвижная часть горизонтального оперения называют стабилизатором, а вертикальную часть - килем.
Различают при этом продольное устойчивость и управляемость- это рули высоты, путевую устойчивость и управляемость- это рули направления, а также поперечное равновесие, устойчивость и управляемость- рули крена.
К стабилизатору шарнирно крепится руль высоты, а к килю – руль направления. Любая из основных систем управления состоит из рычагов управления и проводки, связывающей эти рычаги с рулями. Рычаги управления отклоняются ногами и руками пилотов. С помощью штурвальной колонки или ручки управления, перемещаемой усилием руки, пилот управляет рулем высоты и элеронами. Рулем направления управляют с помощью ножных педалей. Конструкция управления предусматривает, чтобы отклонение командных рычагов, а следовательно, и изменение положения самолета в пространстве соответствовали естественным рефлексам человека. Например, движение вперед правой ноги,
действующей на педаль, вызывает отклонение руля направления и самолета вправо, перемещение штурвальной колонки вперед от себя вызывает снижение самолета и увеличение скорости полета и т. д.
Силовая установка самолёта необходима для создания тяги. Она состоит из авиационных двигателей, а также систем и устройств, обеспечивающих их работу и изменение тяги. На самолётах гражданской авиации применяют главным образом турбореактивные и турбовинтовые двигатели.
Воздушно-реактивный двигатель — газовый двигатель, оптимизированный для получения тяги от выхлопных газов или от туннельного вентилятора, присоединенного к газовой турбине. Реактивные двигатели, которые производят тягу, главным образом, от прямого импульса выхлопных газов, часто называются турбореактивными, в то время, как те, которые создают тягу от туннельного вентилятора, часто называются турбовентиляторными.
Простейший газотурбинный двигатель имеет только одну турбину, которая приводит во вращение компрессор и одновременно является источником полезной мощности. Это накладывает ограничение на режимы работы двигателя.
Иногда двигатель выполняется многовальным. В этом случае имеется несколько последовательно стоящих турбин, каждая из которых приводит свой вал. Турбина высокого давления (первая после камеры сгорания) всегда приводит компрессор высокого давления двигателя, а последующие могут приводить как внешнюю нагрузку (винты вертолёта или корабля, мощные электрогенераторы и т. д.), так и дополнительные компрессоры самого двигателя, расположенные перед основным.
Оборудование самолёта состоит из приборного, радио, электрооборудования, противообледенительных устройств, высотного, бортового и специального оборудования. По назначению приборы и системы подразделяются на пилотажно-навигатационные приборы и системы, приборы контроля СУ, приборы для измерения окружающей среды
(ρ-плотность, ∆ п -относительную плотность, а также замер температуры за бортом-термометры и замер давления- манометр(барометр), влажность воздуха(χ) – гигрометр, приборы определения скорости ветра- W, а также приборы контроля за работой отдельных систем и агрегатов.
Для обеспечения безопасности и защиты человека на больших высотах служит высотное оборудование (система кондиционирования, система кислородного питания и др.)
На рисунке 2.1 представлены основные разъемы планера, фюзеляжа и крыла.