Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX - начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии




 

Студентки V курса очного отделения

Шулина Елена Юрьевна

Научный руководитель

доцент, кандидат исторических наук

Александр Михайлович Пашков

 

Петрозаводск


Содержание

Введение

Глава I. Характеристика периодических изданий

1.1 Газета “Олонецкие губернские ведомости”

1.2 О газете “Олонецкая неделя”

1.3 Журнал “Олонецкие епархиальные ведомости”

1.4 Журнал “Вестник Олонецкого Губернского земства”

Глава II. Характеристика авторов

Глава III. Материалы о населении и населенных пунктах Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии

3.1 Описание и состояние деревень Кондопожского края

3.2 История и состояние церквей и приходов Кондопожского края в начале ХХ в.

Глава IV. Материалы об экономике Кондопожского края в периодических изданиях Олонецкой губернии

4.1 Состояние Кондопожского края

4.2 Основные занятия крестьян Кондопожского края

4.3 Промыслы крестьян Кондопожского края

4.4 Промышленность Кондопожского края

4.5 Ярмарочная торговля

Глава V. Материалы о культуре Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии

5.1 Общая характеристика культуры Кондопожского края

5.2 Образование населения

5.3 Состояние религиозности населения приходов Кондопожского края

5.4 Традиции и обычаи в Кондопожском крае

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

 

Во-первых, предстоит выяснить, в чем же состоит актуальность данного исследования. Тема представленная на рассмотрение является краеведческой, т.к. охватывает не страну и даже не губернию, а лишь небольшой край нашей необъятной родины: Кондопожскую волость.

Зарождение исторического краеведения в Карелии, как и в России в целом, произошло во второй половине XVIII века под влиянием идей просвещения. Это проявилось в правительственной политике по изучению населения, природных ресурсов и экономики различных регионов страны. Т.о. насаждение краеведения происходило "сверху", однако наблюдается интерес интеллигенции того времени изучать регионы, в которых они живут - это проявление краеведения "снизу".

Большинство первых карельских краеведов не были профессионалами, а их научные интересы и проблематика исследований определялись влиянием основной профессии или рода деятельности. Краеведением занимались чиновники и служащие государственных учреждений, представители православного духовенства, педагоги, офицеры, политические ссыльные[1].

После революций 1917 г. историографическое краеведение как социально-культурное и историографическое явление претерпело чувствительные потери: чиновничье и православное краеведение было уничтожено полностью, а другие направления значительно изменились. Агония дореволюционного краеведения длилась до 1930-х годов, когда краеведение как общественное явление перестало существовать. Историографическое наследие дореволюционного краеведения вновь стало использоваться только с 1960-х гг. Новый импульс изучения этих исследований дала перестройка[2].

В этой работе как основной источник используется периодическая печать. Она, как и любой другой источник, имеет свою историю происхождения и развития, играет определенную роль в жизни общества.

Периодическая печать - вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера. Периодика делится на три разновидности: газеты, журналы, повременные издания научных обществ. Термины используемые для обозначения разновидностей, соответствуют принятым в настоящее время их самоназванием. Но на протяжении XVIII - 2/2 XIX вв. газеты чаще всего назывались ведомостями, реже журналами[3].

Важнейшей характеристикой периодической печати является количество изданий, выходящих одновременно, однако значительное количество открываемых изданий оказывалось недолговечным - на начальных этапах становления периодики и во время общественных потрясений.

Периодическая печать, как известно, начала развиваться с издания газет, но происходило это по-разному. Первая газета появилась в XV веке в Венеции и была рукописной. Первой русской газетой являются “Ведомости” издававшиеся со 2 января 1703 г. по указу Петра I.

В развитии русской периодической печати можно выделить три периода:

XVIII в. - временное становление повременных изданий;

начало XIX в. - развитие газетной и в большей мере журнальной периодики;

с 70х гг. XIX в. - преобладание уже газетной периодики[4].

Кроме "Ведомостей", издававшихся по указу Петра I, была еще более ранняя газета при дворе Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Это была рукописная газета и называлась "Куранты". В ней сообщались политические известия, династическая информация, поступавшая из-за границы от послов. Однако она не относилась к периодическому изданию, т.к не предназначалась для тиражирования и распространения.

Цели возникновения газет и журналов заключались в обслуживании экономических потребностей, формировании общественного мнения, проведение в массы государственной идеологии[5]. Газеты в крупных городах России появились в XVIII в - с 1728 г. Вместо петровских "Ведомостей" появились "Санкт-Петербургские ведомости", издававшиеся Академией наук, а с 1756 г. в Московском университете издавались "Московские ведомости".

Местная газетная периодика появилась позже столичной - начала развиваться с официального издания "Губернских ведомостей". Положение об их издании было утверждено в 1830м г., но наладить выпуск во всех губерниях удалось только с 1838 г. [6]

Периодическая печать может быть не только средством подачи информации в массы, но и видом исторических источников. Особенность изучения журналов и газет в том, что они очень интересны в плане просмотра - создается ощущение, что ты попадаешь в то время, читаешь о насущных вопросах периода, когда на свете жили еще прабабушки и прадедушки. Очень интересно еще и потому, что тексты написаны живым языком, хоть и старинным. В публикациях крестьян очень много эмоций. Кроме того, в периодической печати встречаются и многие другие источники - письма, публикации сочинений, научные статьи по различным отраслям знаний.

Если периодическая печать используется как исторический источник, то, как правило, публикации классифицируют по жанрам. Обычно классификация выглядит следующим образом: Информационный, Аналитический и Художественно-публицистический. Жанры, в свою очередь, подразделяются на еще более мелкие разновидности публикаций.

В информационный жанр входят:

Заметки - это краткие сведения происшествий, мероприятий за прошедшую неделю;

Информационная корреспонденция - это краткие сообщения о каком-либо событии, произошедшем на местном уровне, на всероссийской или мировой арене, НО автор не может находиться там и сведения берет через инфо-агентство или посредством каких-то других каналов связи;

Информационный отчет - это отчеты правительства о проделанной работе, отчеты по решениям тех или иных вопросов и т.д.;

Репортаж - это сведения о событии, которое корреспондент наблюдал лично: репортаж с места событий;

Интервью - это запись разговора с человеком, интервью с чиновником - обсуждение наболевших проблем, интервью с писателями об их новых работах, интервью с рядовыми обывателями и др. Интервью может иметь любую тему и цель.

В аналитическом жанре присутствуют:

Статьи - это публикации, информация которых имеет большое значение для большого числа людей, в ней есть начало развития событий, кульминация, может быть и развязка. В статьях обычно описываются наболевшие проблемы, ход выявления решений и их реализация. Статьи бывают политические и художественные.

Рейтинги - обычно профессиональные рейтинги составляются пресс-службой или специальной организацией. В рейтингах описывается деятельность и работа лица или группы лиц, их наиболее яркие поступки. В основном, рейтинги составляются на правительственных лиц, чиновников, часто перед выборами.

В художественно-публицистическом жанре представлены следующие публикации:

Очерки бывают двух видов - проблемные (посвящены какому-то важному событию, который интересно было бы узнать всем) и портретные (особенность портретного очерка в том, чтобы показать героя в трудных ситуациях, из которых ему удается выбраться).

Фельетон и памфлет - это сатирические виды художественно-публицистического жанра, которые призваны высмеивать ситуацию, статьи других авторов или деятельность каких-либо лиц.

Далее будет проведен анализ публикаций, где предпринята попытка выяснить какие жанры встречаются в периодике Олонецкой губернии в конце XIX - начала XX века.

Косвенные источники, использованные в дипломной работе: Кроме основных источников в работе представлены другие виды источников. Это как архивные документы, так и книги, выпущенные в печать в начале XIX века.

К архивным документам относятся “Клировые ведомости по 3-му округу Петрозаводского уезда за 1873 г. ”[7], дело о “О полугодичном обозрении благочинными церквей Олонецкой епархии за первую половину 1907 г. ”[8], “Сведения о церквях, о составе духовенства, числе прихожан, средствах обеспечения священнослужителей, по церквям Олонецкой епархии за 1887 г. ”[9]На основе этих источников я смогла подтвердить сведения, приведенные в третьей главе. Они содержат информацию о составе и численности клира, их содержание; состав прихожан и их количество и т.д.

К косвенным источникам могут быть отнесены “Памятная книжка Олонецкой губернии на 1905 г. ”[10] и “Списки населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 г. ”[11].

Памятные книжки Олонецкой губернии (далее ПКОГ) издавались в 1856-1869 гг. и 1902-1916 гг. Олонецким губернским правлением и были официальным справочным изданием.

Редактором неофициальной части в 1902-1910 гг. был действительный член-секретарь ГСК И.И. Благовещенский, в 1911 г. - секретарь ГСК В.Ф. Соболев, в 1912-1916 гг. - секретарь ГСК И.И. Францишкевич-Янковский. Первая ПКОГ была подготовлена в начале 1856 г. С 1902 г ГСК по распоряжению своего председателя, губернатора В.А. Левашова, возобновил издание “Памятных книжек” и продолжил выпускать их без перерывов вплоть до 1916 г.

В 1902-1910 гг. составителем Памятной книжки был Благовещенский И.И. По его инициативе традиционная структура ПКОГ была дополнена разделом “Летопись”. В отчете ГСК за 1900-1904 гг. сообщалось, что во всех “Памятных книжках" содержатся исторические статьи и статистические данные, выделяющиеся своей достоверностью и интересом. В последующие годы научный уровень ПКОГ снижается: сокращается число статей, при этом подавляющее большинство это “перепечатки” с “ОГВ” и других изданий[12].

Печатание “Списка населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 г. ”[13] было начато в первой половине 1905 г., но по случаю справок и дополнений в списках, доставленных волостным правлением, списки вышли в 1907 г.

В списке помещены данные о числе жителей, составе семейств, дворов, количестве скота и т.д. По приведенным сведениям оказалось, что в губернии в период с 1905 по 1907 гг. был очень медленный прирост населения, слабая экономическая жизнь и совершенно отсутствовало переселение[14].

Монография В.А. Дашкова “Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях”[15] и книга “Описание Российской империи в статистическом, географическом и историческом отношении”[16] использованы как источники, т.к время издания этих книг относится к середине XIX века. Содержание этих работ отображено в их названии. Кроме того, они служат подтверждением тем сведениям, которые опубликованы в газете и в использованной литературе при подготовке данной дипломной работы.

Понять насколько данная тема изучена нам позволяют работы разных историков. Полезная информация по теме курсовой работы имеется в ряде научных исследований. Работ, посвященных истории Кондопожского края достаточно много, например, два сборника статей “Кондопожский край в истории Карелии и России” представляют собой публикацию материалов двух краеведческих чтений, состоявшихся в 2000 и 2005 годах[17]. В докладах и сообщениях, а так же в публикуемых там документах раскрыты различные стороны истории и культуры Кондопоги и Кондопожского края от средневековья до конца XX в.

В сборнике “Православие Карелии”[18] вышедшем в 2000 г. опубликовано краткое содержание докладов и выступлений участников республиканской научной конференцией, посвященной истории православия в Карелии, а так же различным сторонам православной культуры и проблемам возрождения духовных основ современного общества.

Сведения о причтах приходов Кондопожской волости можно найти в монографии Сорокина В. “Исповедник: О просветительской деятельности митрополита Григория (Чукова) ”[19]. Она посвящена жизни митрополита Григория от колыбели до смертного одра. Однако в ней присутствуют информация и о других священнослужителях Кондопожской волости.

В работе “Олонецкая епархия: Страницы истории”[20] дается история Олонецкой епархии вплоть до современности. Эта работа затрагивает различные аспекты жизни и быта церквей Олонецкой губернии, а так же интересующие нас взаимоотношения церкви и паствы в изучаемый период.

Работа И.А. Черняковой “Карелия на переломе эпох”[21] посвящена крестьянству Карелии - обширного региона на северо-западе Русского государства, который в XVI-XVII вв. включал в себя Корельский уезд (до рубежа столетий), Заонежский и Лопский погосты - территории в Приладожье, вокруг Онежского озера и к северу и к северо-западу от него. В монографии освещена социальная и аграрная история Карелии. Работа И.А. Черняковой адресована не только научным работникам, но и широкой общественности, интересующейся вопросами краеведения. Кроме того, в третьей главе использована статья И.А. Черняковой “Успенская церковь в Кондопоге: День нынешний и век минувший” в сборнике “Краевед Карелии.10 лет" [22]. В этой статье опубликованы сведения о прихожанах, о священнослужителях и об истории самой церкви.

Как известно в 1875 г. по нашему краю совершил путешествие академик Н.Я. Озерецковский. На основе записей, которые он составлял во время путешествия, он опубликовал свои путевые очерки “Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому”[23]. В книге описывается несколько губерний, в том числе и Олонецкая. Проезжая по Олонецкой губернии, он составил описание Кончезерского и Тивдийского заводов, в которых он останавливался и которые осматривал. Несмотря на то, что сочинение Н.Я. Озерецковского появилось в конце XVIII века, то есть в более ранней период, чем временные рамки данной курсовой работы, в нем находятся полезные сведения.

Однако не смотря на такое количество работ (а здесь представлены безусловно не все) в дипломной работе присутствует и новизна. Она проявляется в том, что работа поставлена на источниковой базе виде периодической печати. Делается попытка изучить данную проблему на основе эмоций и переживаний простого народа.

Исследование охватывает период конца XIX - начала XX вв.Т. е. приблизительно с 1870 по 1916 гг. В работе использованы публикации в основном этих годов.

Цель: Главной целью данной дипломной работы является выявление и анализ материалов о Кондопожском крае, опубликованных в четырех периодических изданиях: “Олонецкие епархиальные ведомости”, “Вестник Олонецкого губернского земства”, “Олонецкие губернские ведомости" и “Олонецкая неделя".

Задачи: Таким образом, задачами работы является выявление и анализ сведений о населении Кондопожского края, его занятиях, экономической жизни края, состоянию местной промышленности, торговле и крестьянских промыслов, а так же состоянию культуры края, а именно деятельности православной церкви и народному образованию.

Для этого был поставлен ряд вспомогательных задач:

при помощи архивных материалов и литературы показать, что собой представляют газеты и журналы, использованные в работе как основные источники.

на основе отобранных материалов источников проанализировать общие сведения о Кондопожском крае в изучаемый период;

на основе конкретных примеров проанализировать и раскрыть быт крестьян, занятия, промыслы и по возможности уровень их культурной жизни и материального благополучия.

Дипломная работа состоит из введения; пяти глав: “Характеристика периодических изданий”, “Характеристика авторов", “Материалы о населении и населенных пунктах Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии", “Материалы об экономике Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии", “ Материалы о культуре Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии"; заключения; списка использованной литературы и источников; приложения; где даны объемные статистические таблицы.


ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

 

В изучаемый период в Олонецкой губернии издавалась самая различная по тематике периодическая печать. Это были и газеты, и журналы. В данной работе будут исследованы два журнала - “Олонецкие епархиальные ведомости”, “Вестник Олонецкого губернского земства" - и две газеты - “Олонецкие губернские ведомости", “Олонецкая неделя”. Для начала необходимо представить общую характеристику каждого из этих изданий.

1.1 ГАЗЕТА “ОЛОНЕЦКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ”

 

В 1838-1917 гг. в Петрозаводске выходила газета “Олонецкие губернские ведомости" (далее ОГВ). В ней публиковались материалы о самых разных сторонах жизни городов и сел обширной Олонецкой губернии, в том числе и о селениях, находящихся сейчас на территории Кондопожского края. То, как в этой газете была освещена жизнь Кондопожских земель представляет большой познавательный интерес и просто грех не попытаться выявить и проанализировать материалы по истории Кондопожского края, опубликованные в ОГВ.

Изучением материалов о Кондопожском крае, опубликованных в ОГВ занимались очень мало, по крайней мере, публикаций на эту тему я встречала не много. Таким образом, данная тема мало изучена, хотя и имеет большие перспективы. Изучение сведений газеты в определенной степени является актуальным, т.к многие профессиональные историки и краеведы занимаются изучением истории Кондопожского края[24].

Газета издавна является одним из важнейших средств массовой информации. В России печаталось огромное количество газет и журналов. В каждой из губерний России была своя, главная газета, так в Олонецкой губернии основным периодическим изданием была газета ОГВ.

Губернские ведомости - газеты официального характера, выходили в губернии и областях России в 1838-1917 гг. Название каждых губернских ведомостей соответствовало названию той губернии, где газета выходила.

Проект издания “Губернских ведомостей” возник в 1830 г. С 1838 г. было решено издавать губернские ведомости во всех губерниях и областях[25]. Издание “Губернских ведомостей” способствовало оживлению в 1830-1840-х гг. культурной деятельности провинции. В “Губернских ведомостях” печатались учителя, врачи, чиновники, священники, купцы, изредка крестьяне. Готовить материал для газет должны были так же губернские статистические комитеты, а позднее губернские архивные комиссии.

В подавляющем большинстве случаев редакции не могли выплачивать гонорар сотрудникам неофициальной части; плату получали только редактор и наборщик. В первые годы существования ОГВ ею руководил друг М.Ю. Лермонтова С.А. Раевский, сосланный в Петрозаводск за распространение стихотворения “Смерть поэта”[26].

ОГВ печатались в петрозаводской губернской типографии. В 1838-1868 гг. газета выходила еженедельно (по субботам), с 1868 - два раза в неделю (по средам и субботам), с 1900 - три раза в неделю (по вторникам, четвергам и субботам) [27].

В 1838 г., в самом первом, номере напечатано объявление об условиях ее выхода. Из него следует, что подписная цена за ОГВ была назначена: за официальные ведомости и за прибавления к ним - за годовое издание 13 руб., за полугодовое 7 руб.; только за официальные ведомости - за годовое издание 10 руб., за полугодовое 6 руб.; за одни прибавления - за годовое издание 3 руб., за полугодовое 2 руб. ассигнациями[28].

Во вводной статье так же говорится, что официальная часть содержит статьи, определенные губернским правлением, т.е. известия официальные:

1. Предписания об отыскании кого-либо и объявления приказаний или требований начальства;

2. Созывы дворянства и городских обществ на выборы;

3. Выговоры за беспорядки, небрежение или упущения;

4. Объявления о прошениях, оставленных без внимания;

5. Объявления об учреждении каких-либо новых мест и должностей в Губернии;

6. Объявления об определении, перемещении, увольнении и наградах чиновников;

7. Объявления о беглых, когда сии объявления делаются от правительства;

8. Объявления о найденных мертвых телах, с описанием примет;

9. Объявления о потере вещей;

10. Объявления о последствиях торгов и о ценах;

11. Сметы и раскладки земских повинностей по утверждении их высшим начальством;

12. Сметы городских доходов и расходов и т.д. [29].

Часть неофициальная содержит более интересную информацию:

1. О чрезвычайных происшествиях в Губернии;

2. О рыночных ценах на различные товары;

3. О курсе на золото и серебро;

4. О состоянии как казенных, так и частных фабриках и заводах;

5. О выданных привилегиях на изобретения;

6. О способах улучшения сельского хозяйства;

7. О состоянии урожая;

8. Метеорологические сводки;

9. О ярмарках, главных рынках и вообще о состоянии промыслов и торговли в Губернии;

10. О состоянии судоходства;

11. Об открытии в Губернии новых учебных заведений всякого рода;

12. Исторические сведения о Губернии;

13. Частные извещения:

а. О купле-продаже движимого и недвижимого имущества;

б. О сдаче в наем домов, лавок и проч.;

в. Обежавших и без вести пропавших;

г. О потерянных или украденных вещах и т.д.

За частные извещения взимается плата по количеству букв[30].

На основе изучения указателей к газете “ОГВ” за 1838-1890 гг. было выявлено 60 упоминаний о Кондопожском крае. Из них о Кондопоге - 22 упоминания, о Кончезере - 19, о Тивдии - 5, о Марциальных водах - 7, остальные о торговле, ярмарках и проч. Большее количество упоминаний (9, 8,7) о Кондопожском крае встречается соответственно в 1875, 1874 и 1879 гг. В этих номерах напечатаны статьи о заводах (Кончезерском и Тивдийском), крестьянских промыслах и Рождество-Богородецких ярмарках в д. Кондопога.

К сожалению, не удалось просмотреть все газеты, в которых встречаются упоминания о Кондопожском крае. Номера за 1844, 1843, 1862, 1865, 1866, 1867, 1868, 1873, 1877, 1890 в НАРК отсутствуют, а в номерах за 1838, 1841 и 1845 отсутствует неофициальная часть.


1.2 О ГАЗЕТЕ “ОЛОНЕЦКАЯ НЕДЕЛЯ”

 

“Олонецкая неделя” - это еженедельная газета по вопросам политической, церковно-общественной и народной жизни. Ее стало издавать с апреля 1909 г. Карельское православное братство, а редактором стал священник Н.К. Чуков. Одной из целей этой газеты было содействовать оживлению и подъему среди населения губернии идей православия. На протяжении всего периода существования газеты ее редактором был протоиерей Н.К. Чуков. Издание и редактирование газеты занимали много времени: еженедельно надо было готовить очередной номер, где следовало поместить передовую статью, обзор деятельности Государственного совета и Государственной Думы, одну-две статьи по вопросам истории и жизни края, общую и местную хронику, обзор событий за границей, что-нибудь интересное из литературы и периодической печати, сообщения с мест и пр. Статьи политического характера частично присылало петербургское “Бюро печати". Помощником в подборе материала был М.П. Смирнов. Имелись и постоянные сотрудники, большей частью из сельских учителей. Газета расходилась в 1500 экземплярах[31]. В этой газете было найдено наименьшее количество упоминаний о Кондопожском крае, видимо потому, что край был самый обычный и ничем особым не выделялся.

 

1.3 ЖУРНАЛ “ОЛОНЕЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ”

 

Большое значение в жизни крестьян Кондопожского края в начале ХХ века играла Русская православная церковь. Все селения были разделены между приходами, в больших селах имелась церковь и жил священник с причтом, в небольших деревнях были часовни. О взаимоотношениях местных крестьян с православной церковью, о роли православия в крестьянской жизни можно узнать из публикаций официального православно-церковного журнала “Олонецкие епархиальные ведомости" (далее ОЕВ).

Журнал ОЕВ выходил два раза в месяц, 1-го и 15-го числа, а с1909 г. - три раза в месяц - 1-го, 11-го и 21-го числа. Подписка принималась в Олонецкой духовной семинарии. Каждый номер газеты разделен на две части: официальную и неофициальную. Редактором официальной части до 1904 г. был некто Добротин, затем приблизительно полгода редактором официальной части был секретарь консистории П. Мироносицкий, и. о. редактора в этот период иногда был Воскресенский, а с середины 1904 по 1907 г. он занимал должность редактора. После 1907 г. редактором был секретарь консистории И. Борзецовский, иногда и. о. редактора был П. Семенов. Редактором неофициальной части был архимандрит Нафанаил (в 1904 г. должность редактора сменилась на цензорскую). С 1904 по 1908 гг. цензором был протоиерей А.П. Надежин, за цензора выступал епархиальный наблюдатель Н.К. Чуков. С 1908 г. и далее цензором был священник Д.В. Островский. “Олонецкие епархиальные ведомости" печаталась в Петрозаводске в губернской типографии.

В официальной части, как правило, публиковались епархиальные известия, сведения о переменах по службе, о присоединении к православию и другие подобные материалы. В неофициальной части была размещена местная епархиальная хроника, публиковались письма различных церковных иерархов, священников и других духовных лиц, некрологи умершим священнослужителям, статьи по вопросам христианской нравственности и церковной догматики, о прошлом Олонецкой духовной семинарии, о религиозном воспитании детей, о жизни церковных школ, о старообрядчестве в Олонецкой губернии. Иногда на протяжении длительного времени в газете размещались серии статей по различным темам, так, например, почти весь 1901 год печатались путевые очерки под названием “От Петрозаводска до Иерусалима”. Автор этой хроники укрылся под псевдонимом А.А. Олонецкий.

Так как журнал был православно-церковным, то и большее внимание в ней уделено именно этой стороне жизни края (состояние церквей, церковные школы, экономическое состояние причтов и т.д.). Очень много места в газете занимала реклама - приблизительно от 7 до 14 страниц. Основным предметом рекламы были книги, выставки, календари, журналы и т.д.

 

1.4 ЖУРНАЛ “ВЕСТНИК ОЛОНЕЦКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА”

 

Мысль о создании земского журнала была навеяна Олонецкому губернскому земству жизнью, явлениями и факторами действительности. Первой, в ряде причин, была необходимость осведомлять население губернии о том, что делает земство и на что оно тратит деньги, собираемые с плательщиков; затем стояло желание узнать, чего хотят крестьяне от земства, получать от них указания и сообщения о нуждах населения, которые потом земством могли бы быть удовлетворены; а так же для того, что сообщать населению полезные для него знания по сельскому хозяйству и сельскому быту. Благодаря всем этим причинам был создан журнал "Вестник Олонецкого губернского земства" (далее ВОГЗ).

Журнал ВОГЗ выходили с 1907 г. два раза в месяц - 15-го и 30-го числа. Редактором журнала с 1907 по 1911 гг. был председатель губернской земской управы Н. Ратьков. В период с 1912 по 1914 гг. и. о. редактора был В.И. Кенорецкий, он стал редактором в июне 1916 г., в июне следующего 1917 г. должность редактора занимал И.Ф. Кучевский. В “Памятных книжках Олонецкой губернии” упоминается, что Виталий Ильич Кенорецкий и Иероним Феликсович Кучевский состояли на службе при губернском земстве[32].

Далее мы приступим к характеристике авторов статей, опубликованных в исследуемых периодических изданиях.


ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРОВ

 

Чтобы представить себе кто были авторы статей, нужно узнать какими были жители края, чем они занимались и т.д.

Наиболее полным и достоверным источником сведений о населении дореволюционной Карелии является демографическая перепись 1897 г. Первая и единственная до революции всеобщая перепись населения Российской империи была осуществлена по состоянию на 9 февраля (28 января ст. стиля), по проекту известного русского ученого и путешественника П.П. Семенова-Тян-Шаньского.

Перепись охватила всю территорию Российской империи, кроме великого княжества Финляндского. Программа включала довольно широкий круг вопросов: фамилия, имя, отчество; пол; отношение переписываемого к главе хозяйства и семьи; возраст; семейное состояние; сословие; место рождения, приписки, постоянного жительства; отметка об отсутствии или временном проживании; вероисповедание; родной язык (единственный вопрос, позволяющий сказать о национальности); занятия - главное и побочное; положение по воинской повинности[33].

Но по переписи нельзя понять, кто есть хозяин, эксплуатирующий наемный труд, а кто наемный рабочий; нельзя понять и отделить кулаков, середняков и бедняков (все были записаны как "хозяева-землевладельцы"). Национальным разграничителем служила графа - "родной язык". Но кроме этой переписи Покровская использует статистические выводы других местных переписей населения, сведения земской статистики и др.

В своей работе она делает вывод о том, что в к. XIX - начале XX вв. Карелия была одной из отсталых малонаселенных окраин царской России. По переписи 1897 г. в Олонецкой губернии было лишь 364,2 тыс. жителей из них только 25,5 тыс. (т.е. 7%) жили в городе. Все города были чрезвычайно малолюдны[34].

Большую часть населения Олонецкой губернии составляли женщины (52,8%) - на каждых 100 мужчин приходилось 112 женщин. Территорию края населяли русские, карелы, вепсы, в меньшинстве было финнов, евреев, цыган, немцев, украинцев, белорусов, татар. Перепись показала, что в сельском хозяйстве Олонецкой губернии было занято свыше 60 тыс. человек или почти 2/3 лиц, имевших самостоятельные занятия, плюс члены их семей: Т.о. получается довольно большая цифра - 303,5 тыс. человек (83,3% всего населения). В промышленности (без лесного промысла, рыболовства и охоты) было занято 5,7 тыс. чел.; на транспорте 2,5 тыс.; в торговле - 1,5 тыс.; учителя, врачи, люди занимающиеся наукой литературой искусством составляли 1,1 тыс. человек[35].

Из приведенных выше фактов видно, что писать сообщения в газеты и журналы могла лишь небольшая группа людей. Из всех живущих в Олонецкой губернии можно смело отсечь детей, женщин (хотя есть вероятность, что они скрывались под псевдонимами), неграмотных (далее будут приведены сведения о грамотности - она несущественна).

Из всех публикации по Кондопожскому краю, которые были напечатаны в ОГВ свои имена открыли только три автора. Это были два священнослужителя - священник Чудинов И.К. и священнослужитель Олонецких Марциальных вод Александр Лебедев. Кроме того, нам известно имя одного крестьянина, который так же не скрывал свое имя - Куликовский Г.И., он писал заметки о крестьянских промыслах. В основном о рыболовных промыслах, подозреваю, что он описывал их исходя из своего собственного опыта. Читая эти заметки, чувствуется та напряженность со средствами, заставляющими молодых людей покидать семьи в поисках заработка, чувствуется какая это тяжелая работа, требовалось очень много сил и здоровья, т.к зачастую приходилось спать под открытым небом, недоедать и есть, часто, испорченную пищу.

Имена остальных авторов скрыто от нас под такими псевдонимами как "Сунянин", либо подписей не было совсем.

В газете "Олонецкая неделя" заметок о Кондопожском крае было встречено в наименьшем количестве, чем во всех остальных периодических изданиях. В ней были встречены только две подписи. Одним из авторов являлся священник Никольский, который резко высказывался против праздников, пришедших к нам еще со времен язычества. Другим - крестьянин Петр Коренной. Этот человек печатался очень активно, он писал заметки пожелания, очерки, рассказы и т.д. Иногда создавалось впечатление, что он стремится изменить ситуацию в крае в лучшую сторону и не перед чем не остановится. К тому же, он писал не только в "Олонецкую неделю", но и в журнал "ВОГЗ".

Так как журнал "ОЕВ" был православно-церковным, то и большее внимание в ней уделено именно этой стороне жизни края (состояние церквей, церковные школы, экономическое состояние причтов и т.д.). Авторами статей в основном были священники, а так же миряне, интересующиеся этой стороной жизни края.

Большая часть статей была написана “А.А. Олонецким", С. Покровским и простыми мирянами. Кроме того, авторами различных статей выступали священнослужители, например: Евгений Мерцалов, В. Красов, Н. Суперанский, А. Ильинский, Владимир Успенский, Т. Бронзов, С. Петропвловский (священник Тивдийского прихода), П.А. Орлов (священник, законоучитель Кончезерского одноклассного училища), Д.В. Осторовский (сверхштатный член духовной консистории, олонецкий епархиальный миссионер, священник), Н.К. Чуков (епархиальный наблюдатель), протоирей А.П. Надежин. Один автор скрывался под псевдонимом "П-й А. ", некоторые под псевдонимами “N” (скорее всего их было несколько). Несколько статей не было подписано.

В журнале "ВОГЗ" самыми частыми корреспондентами выступали именно крестьяне: Н. Семенов, Б. Горделевский, Р. Прушевский, М. Тихомиров, Кожевников (интересовался развитием сельского хозяйства в крае) и др. Сведения о Кондопожском крае в основном представляли крестьяне П. Коренной (о нем упоминалось ранее), В. Дубенский, С. Юпланов, Басаргин И.Е. (житель, заинтересованный в развитии Спасской Губы). Одно это может быть свидетельством того, что крестьяне очень интересовались проблемами в своем крае, поисками путей их решения.

Кроме крестьян среди авторов встречаются и сторонние наблюдатели, как например, Андронов (писал о непривлекательности войны и ее последствии для деревни), а так же инженер-технолог Токарский М.А., заинтересованный в развитии и подъеме кустарного промысла в районе Тивдийских мраморных ломок Олонецкой губернии.

Некоторые авторы придумывали себе следующие псевдонимы - “N", “Местный”, "Р.Ш. ", "Т.У. ", "Ф.О. ". Другие статьи не были подписаны.


ГЛАВА III. МАТЕРИАЛЫО НАСЕЛЕНИИ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ КОНДОПОЖСКОГО КРАЯ В ПЕРИОДИКЕ ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ

3.1 ОПИСАНИЕ И СОСТОЯНИЕ ДЕРЕВЕНЬ КОНДОПОЖСКОГО КРАЯ

 

По карте Карелии видно, что большинство поселений расположено по прибрежно-озерному типу. К сожалению, из газеты мы не можем выявить такую обусловленность, но И.А. Чернякова в своей монографии “Карелия на переломе эпох объясняет такую плотность поселений в XVII в. выходом на поверхность особого минерала - шунгита, увеличивающего плодородие почв. “ Именно этим объясняется наибольшая плотность населения около оз. Сандал и между Спасской Губой и оз. Кончезером… ”[36]Очевидно эти поселения сохранились до наших дней.

В январских номерах 1849 г. была опубликована писцовая книга Олонецкого края за 7136-7137гг. (1628-1629 гг.) В этой публикации перечисляются села и деревни Петрозаводского уезда, включая и несколько деревень Кондопожской волости: “…в Шуньгском погосте выставка на Мунозере, на тяглой земле, деревня у часовни в Большом Наволоке. А в ней поставлена церковь Св. пророка Ильи. Того же Шуньгского погоста выставка волостка Кондопога. А в ней церковь во имя Успения Пречистые Богородицы ”[37]. Исходя из этого, можносделать вывод, что от Кондопожского погоста начинают отходить деревни и появляться новые погосты (Шуньгской, Сунский)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: