Тема 14.Особенности восприятия времени детьми раннего и дошкольного возраста




План темы

I. Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени.

II. Возрастные особенности развития у детей представлений о времени.

I. Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени

Наблюдения за природными явлениями позволили выделить части суток: утро-день-вечер-ночь. Слово «сутки» происходит от старославянского слова «сутыкаться», т.е. соединяться. Сутки – время, когда соединяются утро, день, вечер, ночь. Утро – время, когда запрягают быков, т.е. пора собираться на работу. Вечер – тень – время распрягать быков.

Сутки – время оборота Земли вокруг своей оси.

Человеку в древности надо было знать, сколько суток идет дождь, сколько суток созревает урожай. Для счета количество дней отмечалось зарубками на палке или узелками на веревке. Потом стали считать дни на пальцах одной руки. Неделю стали считать из семи дней, столько дней Месяц из тоненького серпа увеличивается до половины, а затем от половины до целого круглого Месяца.

Число 7 почитали, т.к. на небе можно было видеть 7 планет. В некоторых странах дни недели получили свое название в честь названий планет: понедельник – день Луны (Monday), вторник – день Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, Пятница – Венеры, Суббота – Сатурна, воскресенье – Солнца (Sunday).

В белорусском языке название 7-ми дней недели произошли от порядковых числительных, порядка их следования друг за другом.

Нядзеля – день, когда ничего не делают.

Панядзелак – день, который идет после нядзелі.

Аўторак – второй день недели.

Серада – средний (3-й) день.

Чацвер – 4-ый.

Пятніца – 5-ый.

Субота – день, назван в честь праздника Сабот (свободный день).

Наблюдая за месяцем, люди заметили, что он сначала показывается как тоненький серпик, через неделю становится полукругом, по прошествии недели снова становится половинкой и через 7 дней серп практически исчезает (новолуние). Эти 4 недели люди объединили и дали им название – месяц. Каждый месяц получил свое название.

В славянских языках название месяцев происходят от характерных действий людей или явлений природы, происходящих в этот временной интервал в природе.

Студзень (январь) – происходит от слов стужа, холод.

Люты (февраль) – от слов лютый, холодный, морозный.

Сакавик (март) – от слова сок. В это время в деревьях начинается движение сока.

Красавик (апрель) – от слова краса, зацветают цветы, все вокруг красуется.

Май или травень, назван в честь богини Маи, в это время появляется трава, начинают пахать, сажать растения.

Чэрвень (июнь) – от слова чырвоны, в этом месяце созревают (чырванеюць) ягоды.

Липень (июль) – от слова липа, т.к. в это время цветут липы.

Жнивень (август) – от слова жниво, убирают зерновые на полях.

Верасень (сентябрь) – от слова верас, пора цветения вереска, которого много в наших лесах.

Кастрычник (октябрь) – от слова кастрыца, часть стебля льна, которая остается после обработки этого растения, а в октябре обрабатывается лен.

Листапад (ноябрь) – с деревьев опадают листья.

Снежань (декабрь) – от слова снег, который лежит на земле.

В русском и западноевропейских языках часть месяцев назван в честь богов (например, январь – в честь двуликого бога Януса), 2 месяца (июль и август – в честь императоров), а последние 4 месяца года сохранили свое название из григорианского календаря, и происходят от латинских числительных (например, сентябрь – от «septima» - седьмой).

Когда проходят все 12 месяцев, говорим, что проходит год.

Слово год происходит от слов «термин», «время», «период». Но раньше, когда люди еще не научились делить год на месяцы, они поделили его на 4 части – зиму, весну, лето и осень.

Слово «зима » означает мороз, зимняя буря, а «весна » происходит от слова «рано». В переводе «лето» означает «чудесный», «теплое время», а «осень» - «жатва», «урожай». Издавна люди считали, что год начинается не зимой, как сейчас, а летом, и вместо слова год использовали «лето». Поэтому и сейчас в русском языке есть такие обороты: «Сколько лет прошло?», «Сколько тебе лет?».

Со временем людям понадобились и более мелкие меры для измерения времени. Еще древние люди поделили сутки на часы. Первым приспособлением для измерения времени были солнечные часы. Они выглядели примерно так: на ровной площадке, которую освещало Солнце, рисовали круг с делениями на одинаковые расстояния один от одного, в центре ставили палочку, от которой на площадку падала тень. Тень от палочки движется по кругу. По положению тени относительно делений определялось время. Т.е. тень заменяла стрелку.

Шло время, и люди придумали новые часы: песочные, водяные, сейчас мы пользуемся механическими, электронными, кварцевыми часами.

II. Возрастные особенности развития у детей представления о времени

Восприятие времени – отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий.

Основа восприятия времени – чувственное восприятие. Но чтобы правильно ориентироваться во времени, необходимо знание общепринятых эталонов времени. Время воспринимается комплексом анализаторов (особенно двигательными).

Детьми дошкольного возраста время воспринимается опосредованно, через определенную деятельность, через чередование событий и постоянно повторяющихся явлений.

Этапы развития восприятия времени детьми

1-й этап (0-2 года). Время воспринимается на основе чувственного опыта и связано с конкретной деятельностью детей (чередование сна, кормления, бодрствования).

2-й этап (2-4 года). Дети способны отражать в речи категории времени. Однако они: 1) не владеют прошлыми и будущими формами;

2) путают относительные временные наречия (сначала, потом, вчера, завтра, скоро, давно).

3)временные интервалы воспринимаются детьми как конкретные предметы (опредмечивание времени).

4)временные интервалы дети связывают с постоянно повторяющимися или эмоционально привлекательными событиями или явлениями. Т.е. дети до 4-х лет воспринимают время через собственную деятельность и по ярким событиям или явлениям

3-й этап (4-6 лет). Дети активно отражают в речи временные категории, однако, хуже усваивают временные термины, выражающие длительность и последовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.

4-й этап (после 6 лет). Дети ориентируются по общепринятым эталонам времени (по часам).

Причины трудностей восприятия времени:

- Необратимость времени: невозможно вернуть прошлое;

- Текучесть времени;

- Отсутствие наглядных форм времени.

Литература

1. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников. В 2ч. – Брест: Изд-во БрГУ, 1ч. - 2006. -46с; 2ч. - 2007. -68с.

2. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 48с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: