технология проблемного обучения в процессе правового обучения школьников




Обращение к вопросу возможности использования проблемного обучения школьников обусловлена тем, что сегодня к школе, к процессу обучения и результатам этого процесса предъявляются особые требования. Многие специалисты в области образования отмечают, что в процессе обучения школьник должен не только приобрести сумму знаний, умений, но и освоить методы творческого мышления такие как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.

Это важно, так как сумма знаний без умения применять их для решения новых задач, для поиска нового знания есть ненужный, мертвый груз. Нельзя считать решением этой проблемы добавление новых объемов информации в существующие учебные планы и программы. В конечном итоге это ведет только к увеличению нагрузки на учащихся, что отрицательно сказывается на их психическом и физическом здоровье (М. Безруких).

Развитие навыков самостоятельного творческого научного мышления происходит при активном усвоении научных понятий. Так как в понятиях фиксируется основа, сущность изучаемых явлений, сформированность этих единиц знаний у школьников позволяет им осваивать большой объем знаний и решать множество практических задач на высоком теоретическом уровне, Кроме этого, формирование теоретического мышления в ходе освоения научных понятий крайне важно с точки зрения становления личности школьника, так как служит источником серьезных изменений в его психике.

Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда формируется новый уровень самоосознания, идут активные процессы самоутверждения подростка. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека. Данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике образовательных учреждений должного внимания не получила.

Использование методов проблемного обучения обеспечит повышение качества процесса обучения, если:

- создать условия для формирования у школьников познавательных мотивов и благоприятный эмоционально-психологический климат;

- сформировать творческий подход к решению учебных проблем;

- повысить эффективность использования школьниками в учебной деятельности таких приемов мышления как анализ, обобщение, синтез, воображение.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики в 9-х, 10-х, 11-х классах. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двухглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана IIIпока остается открытым.

На уроках обществознания и граждановедения обсуждаются следующие личностно значимые проблемы:

Я хороший человек?

Всегда ли правы взрослые?

Отцы и дети: кто прав?

Как избежать конфликтов между сверстниками?

Зачем человек учится?

Сколько денег нужно человеку?

С чего начинается Родина?

Имеет ли нация свой характер?

Зачем людям памятники?

Как мы будем жить завтра?

В чем смысл труда?

Заменит ли TV книги?

Имеют ли женщины такие же права, как и мужчины? и т.п.

На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:

1) незаконченное предложение:

  • самым интересным для меня было..., потому что...;
  • сегодня на уроке я узнал(а)...;
  • мне понравилось..., потому что...;
  • мне не понравилось...;

2) “точка зрения”.

В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: