Глава 4. Рационалистическое мышление и убеждающий текст




Глава 1. Проблема, предмет, метод.

1) Универсальным механизмом творческого мышления считается АГА-переживание (догадка, открытие, откровение), т.е. момент, когда, бессознательное переходит порог сознания и в понимании человека складывается новый, более адекватный образ реального явления и своего существа.

2) Антиномия – это сшибка взаимоисключающих, но равно обоснованных мнений, и главное – не подподать под обаяние одной из сторон.

Глава 2. Феномен человека: парадигмы мышления и стили творчества.

1) Леви-Брюль

2) Фрэзер: магия, религия и наука – выражение трех различных парадигм мышления, каждая их которых определяет нормы жизни, стили творчества, особенности психики людей своего времени.

3) Московичи: «Социум – машина, творящая богов».

Глава 3. Магическое мышление и мифологический текст

1) Юнг распознал в психике человека «архетипы коллективного бессознательного», которые не вырабатываются людьми лично, а приходят через неосознаваемый коллективный опыт или передаются генетически и служат источником общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Архетип – типовая схема, по кот. разрозненные впечатления сводятся к универсальному представлению, феномен общечеловеческого коллективного бессознательного, един у всех людей.

2) Леви-Строс

3) Синкретизм – системное явление, охватывающее все стороны психической активности. Он проявляется не только на уровне восприятия (одушевление предметов и явлений), но и на уровне переживания (сопричастия), и рассуждения (трансдукция).

4) Московичи: «Толпы, женщины и безумие».

5) Мифологический текст ориентируется прежде всего на иррациональную сторону человеческой психики: когда ищут не информации, а надежды; не фактов, а оценок; не логики, а исхода чувствам; не обоснованности, а панацеи от своих бед; не объективности, а поддежрки.

6) Трехаспектный набор характеристик мифологического текста

Мифологический текст
Социально-коммуникативные функции Базовые психические процессы Выразительные средства
Снятие социального стресса Синкретическое\пралогическое мышление Освещение фактов в символическом аспекте
Нагнетание энтузиазма Переживание сопричастности Огрубление, овеществление символики
Разрушение традиционной системы ценностей Слияние с коллективным бессознательным Трансдуктивное умозаключение
Обновление социальной символики Бесконтрольный коллективные чувства страха Апломб или самоунижение
Формирование иррационального отношения к объекту Суеверия, рудименты аниматизма, артифициализма, реализма Рассуждение по аналогии
Возбуждение эмоций и непроизвольных, импульсивных реакций «Мы-образ» и «Я-образ» личности Пересыщение эрудиции
Выход из сферы действия критического мышления Рудиментарные механизмы табуирования Предельные обобщения и категорические оценки
Отключение самоконтроля Дополнительные системы ориентации Унижение «Мы-образа» и «Я-образа»
Внушение иррациональных убеждений   Кощунство
Создание и продвижение мифем   Удвоение абсурда
    Цинизм
    Апелляция к дополнительным уровням психики
    Магия слова
    Привлечение архетипических образов
    Прорицания, заклинания, проклятия
    Ускоренный темпоритм подачи информации

Глава 4. Рационалистическое мышление и убеждающий текст

1) В убеждающем тексте специфические функциональные элементы: личностное обращение к аудитории, нарочитое уточнение предмета разговора, заострение проблемы, непререкаемые аргументы, индивидуализированные рекомендации, духовные гарантии.

2) Декарт, Локк, Руссо, Дидро, Гобсс.

3) Сравнение двух парадигм мышления

Принципы синкретического\пралогического мышления Принципы рационалистического мышления
Синкретическая слитость субъективного и объективного. Мышление в мифемах. Центрация мышления (неспособность видеть себя со стороны, стать на другую позицию наблюдения) Разделение объекта и субъекта познания, реальности и ее субъективного образа. Мышление в понятиях. Децентрация (вариативность) позиций. Интроспекция (развитие способности к самонаблюдению).
Ощущение произвольной изменчивости мира (по желанию богов, по воле магии) Ощущение неизменности мирового порядка (после первотолчка божественного творения)
Восприимчивость к неконтролируемым сознанием мыслительным импульсам (непроизвольность, интуиция) Внутренний контроль над процессами умозаключения
Партиципация объектов в плане симпатической и контагиозной магии Ассоциация идей по сходству и смежности
Трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее) Дедукция (восхождение от общего к частному через достоверные посылки)
Предпричинность (смешение мотива и причины) Строгая причинность. Каузальность
Единство аффективности и интеллектуальности, примат эмоционального отношения над объективными связями объектов Разграничение интеллекта и аффекта, появление критичности мышления как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой
Слияние индивидуального и коллективного сознания, подключенность к коллективному бессознательному Дифференциация Я и индивидуального сознания от группового Мы и коллективного бессознательного

4) Трехаспектный набор характеристик мифологического текста

Убеждающий текст
Социально-коммуникативные функции Базовые психические процессы Выразительные средства
Конкретизация идейно-нравственной перспективы социума Стремление к адекватности сознания как к объективной или даже абсолютной истине Интерпретация фактов как инобытия идеологии
Продвижение или ниспровержение научных концепций, соц программ, идеологических систем Ассоциации субъективных идей по сходству и смежности Предъявление символов как практических ориентиров
Формирование народных убеждений Доверие к выводному знанию Дедуктивное умозаключение
Развития индивидуального самосознания Понимание причинности как всеобщей связи вещей и действий Менторский тон
Организация синхронных действий больших масс людей в процессе соц практики Точечное сопряжение сознательного и бессознательного в АГА-переживании Ссылки на императивные постулаты идеологии и нормы морали как на аксиомы, не требующие доказательства (опорная идея)
Сопряжение актуальных фактов и вечных ценностей в целях практической ориентации Убеждения как сознательно-бессознательные паттерны поведения Продвижение паттернов практического поведения (рабочая идея)
Оформление и продвижение идеологем Рационализация чувств страха, вины и тд Сюжет, выстраиваемый как доказательное рассуждение, приводящее к общему знаменателю живую картинку реальности и архетипический образ
  Переосмысление импульсов табуирования Ритуально-многозначительное повествование
  Наслаждение игрой ума Риторические фигуры
    Фундирующая эрудиция
    Замедление темпоритма в ключевых моментах изложения


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: