Глава 1. Проблема, предмет, метод.
1) Универсальным механизмом творческого мышления считается АГА-переживание (догадка, открытие, откровение), т.е. момент, когда, бессознательное переходит порог сознания и в понимании человека складывается новый, более адекватный образ реального явления и своего существа.
2) Антиномия – это сшибка взаимоисключающих, но равно обоснованных мнений, и главное – не подподать под обаяние одной из сторон.
Глава 2. Феномен человека: парадигмы мышления и стили творчества.
1) Леви-Брюль
2) Фрэзер: магия, религия и наука – выражение трех различных парадигм мышления, каждая их которых определяет нормы жизни, стили творчества, особенности психики людей своего времени.
3) Московичи: «Социум – машина, творящая богов».
Глава 3. Магическое мышление и мифологический текст
1) Юнг распознал в психике человека «архетипы коллективного бессознательного», которые не вырабатываются людьми лично, а приходят через неосознаваемый коллективный опыт или передаются генетически и служат источником общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Архетип – типовая схема, по кот. разрозненные впечатления сводятся к универсальному представлению, феномен общечеловеческого коллективного бессознательного, един у всех людей.
2) Леви-Строс
3) Синкретизм – системное явление, охватывающее все стороны психической активности. Он проявляется не только на уровне восприятия (одушевление предметов и явлений), но и на уровне переживания (сопричастия), и рассуждения (трансдукция).
4) Московичи: «Толпы, женщины и безумие».
5) Мифологический текст ориентируется прежде всего на иррациональную сторону человеческой психики: когда ищут не информации, а надежды; не фактов, а оценок; не логики, а исхода чувствам; не обоснованности, а панацеи от своих бед; не объективности, а поддежрки.
6) Трехаспектный набор характеристик мифологического текста
Мифологический текст | ||
Социально-коммуникативные функции | Базовые психические процессы | Выразительные средства |
Снятие социального стресса | Синкретическое\пралогическое мышление | Освещение фактов в символическом аспекте |
Нагнетание энтузиазма | Переживание сопричастности | Огрубление, овеществление символики |
Разрушение традиционной системы ценностей | Слияние с коллективным бессознательным | Трансдуктивное умозаключение |
Обновление социальной символики | Бесконтрольный коллективные чувства страха | Апломб или самоунижение |
Формирование иррационального отношения к объекту | Суеверия, рудименты аниматизма, артифициализма, реализма | Рассуждение по аналогии |
Возбуждение эмоций и непроизвольных, импульсивных реакций | «Мы-образ» и «Я-образ» личности | Пересыщение эрудиции |
Выход из сферы действия критического мышления | Рудиментарные механизмы табуирования | Предельные обобщения и категорические оценки |
Отключение самоконтроля | Дополнительные системы ориентации | Унижение «Мы-образа» и «Я-образа» |
Внушение иррациональных убеждений | Кощунство | |
Создание и продвижение мифем | Удвоение абсурда | |
Цинизм | ||
Апелляция к дополнительным уровням психики | ||
Магия слова | ||
Привлечение архетипических образов | ||
Прорицания, заклинания, проклятия | ||
Ускоренный темпоритм подачи информации |
Глава 4. Рационалистическое мышление и убеждающий текст
1) В убеждающем тексте специфические функциональные элементы: личностное обращение к аудитории, нарочитое уточнение предмета разговора, заострение проблемы, непререкаемые аргументы, индивидуализированные рекомендации, духовные гарантии.
2) Декарт, Локк, Руссо, Дидро, Гобсс.
3) Сравнение двух парадигм мышления
Принципы синкретического\пралогического мышления | Принципы рационалистического мышления |
Синкретическая слитость субъективного и объективного. Мышление в мифемах. Центрация мышления (неспособность видеть себя со стороны, стать на другую позицию наблюдения) | Разделение объекта и субъекта познания, реальности и ее субъективного образа. Мышление в понятиях. Децентрация (вариативность) позиций. Интроспекция (развитие способности к самонаблюдению). |
Ощущение произвольной изменчивости мира (по желанию богов, по воле магии) | Ощущение неизменности мирового порядка (после первотолчка божественного творения) |
Восприимчивость к неконтролируемым сознанием мыслительным импульсам (непроизвольность, интуиция) | Внутренний контроль над процессами умозаключения |
Партиципация объектов в плане симпатической и контагиозной магии | Ассоциация идей по сходству и смежности |
Трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее) | Дедукция (восхождение от общего к частному через достоверные посылки) |
Предпричинность (смешение мотива и причины) | Строгая причинность. Каузальность |
Единство аффективности и интеллектуальности, примат эмоционального отношения над объективными связями объектов | Разграничение интеллекта и аффекта, появление критичности мышления как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой |
Слияние индивидуального и коллективного сознания, подключенность к коллективному бессознательному | Дифференциация Я и индивидуального сознания от группового Мы и коллективного бессознательного |
4) Трехаспектный набор характеристик мифологического текста
Убеждающий текст | ||
Социально-коммуникативные функции | Базовые психические процессы | Выразительные средства |
Конкретизация идейно-нравственной перспективы социума | Стремление к адекватности сознания как к объективной или даже абсолютной истине | Интерпретация фактов как инобытия идеологии |
Продвижение или ниспровержение научных концепций, соц программ, идеологических систем | Ассоциации субъективных идей по сходству и смежности | Предъявление символов как практических ориентиров |
Формирование народных убеждений | Доверие к выводному знанию | Дедуктивное умозаключение |
Развития индивидуального самосознания | Понимание причинности как всеобщей связи вещей и действий | Менторский тон |
Организация синхронных действий больших масс людей в процессе соц практики | Точечное сопряжение сознательного и бессознательного в АГА-переживании | Ссылки на императивные постулаты идеологии и нормы морали как на аксиомы, не требующие доказательства (опорная идея) |
Сопряжение актуальных фактов и вечных ценностей в целях практической ориентации | Убеждения как сознательно-бессознательные паттерны поведения | Продвижение паттернов практического поведения (рабочая идея) |
Оформление и продвижение идеологем | Рационализация чувств страха, вины и тд | Сюжет, выстраиваемый как доказательное рассуждение, приводящее к общему знаменателю живую картинку реальности и архетипический образ |
Переосмысление импульсов табуирования | Ритуально-многозначительное повествование | |
Наслаждение игрой ума | Риторические фигуры | |
Фундирующая эрудиция | ||
Замедление темпоритма в ключевых моментах изложения |