«ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА» для 1 – 4 кл. ОВЗ (7вид)
Пояснительная записка
Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей.
Рабочая программа учебного курса «Трудовая подготовка» рассчитано на 4 года (по 2 часа в неделю).
Уровень программы – базовый.
Программа является типовой.
Рабочая программа разработана на основе:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: нач.классы/ сост.Л.А.Вохмянина.- М.: Дрофа, 2001.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV) Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях:часть 1 составители Т.В. Игнатьева, Л.А.Вохмянина, часть 2 И.А.Петрова, Е.О.Ярёменко М., Изд.Просвещение, 2004г
Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовая подготовка» в начальных классах общеобразовательной школы — воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться. Программа опирается на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях или при подготовке к школе в группах, а также и в домашних условиях, расширяется за счет пополнения и накопления новых знаний и приобретения новых умений в школе, которые с каждым годом углубляются и используются в новых условиях на более качественном уровне.
Трудовое обучение имеет большие возможности для воспитания и развития таких личностных качеств ребенка, как честность, ответственность, аккуратность, точность, бережливость, целеустремленность, терпеливость, настойчивость, осознанность, сообразительность, смекалка, ловкость, чувство уверенности в своих силах, способность и убежденность в необходимости трудиться. Программа закладывает основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и др. ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе:
· овладение первоначальными общетрудовыми умениями (ставить и удерживать цель деятельности, организовывать работу, планировать предметно-практическую деятельность, контролировать и оценивать ее);
· овладение приемами ручной работы с различными материалами; выращивание сельскохозяйственных растений;
· ознакомление с некоторыми доступными для понимания учащихся профессиями и т.д.
Коррекционная направленность обучения предполагает: построение содержания программы по трудовому обучению с учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать конкретно-трудовые умения (находить части и детали изделия, определять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия и его отдельных частей, определять материалы, порядок изготовления и сборки изделия, выполнять измерения, основные технологические операции — сгибание, складывание и др.).
Отбор учебного материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания обучающимися предметов и явлений близкой их жизненному опыту окружающей действительности, для формирования умений обсудить и рассказать о них. Для решения поставленных задач целесообразнее использовать комбинированные уроки, обеспечивающие применение знаний и умений, приобретенных на уроках математики, чтения, ознакомления с окружающим миром и др.
- язык: обогащение словаря (название изделий, частей и т. д.), развитие речи (анализ работы, оценка труда, планирование и т. д.), закрепление навыков чтения (работа с дополнительными материалами);
- математика и экономика (анализ, сопоставление, единицы измерения, построение геометрических фигур и т. д.)
- природоведение (безопасность и гигиена труда, растения и условия их развития и т. д.)
- физическая культура (развитие мышечной массы, координации движения и т.д.)
- изобразительное искусство (композиция, дизайн и т. д.)
- музыкальное искусство (эмоциональный настрой, ритм, темп т др.)
Средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание трудового обучения представлено различными видами труда:
· сельскохозяйственный,
· технический,
· бытовой труд,
· основы художественной обработки различных материалов.
Уроки трудового обучения в I классе рекомендуется объединять с уроками рисования (большинство тем сходны между собой). Учитель может самостоятельно изменить количество часов, опираясь на собственный опыт, учитывая подготовленность учащихся и условия работы в данном классе.
В курсе используются разнообразные методы и формы обучения. Содержание курса базируется на основе многих наук, в связи с чем, оно приведено в определенную систему, соответствующую основным дидактическим принципам научности, доступности, систематичности, последовательности. 10% времени выделяется на реализацию национально-регионального компонента (см. приложение).
Осуществляется текущий контроль успеваемости по пятибалльной шкале оценивания - поурочный балл за практическую работу на уроке, кроме 1 класса.
При оценке успеваемости школьников с ЗПР по труду следует учитывать не только круг знаний, трудовых умений и навыков по конечному результату, но и степень активности и самостоятельности учащегося на всех этапах решения трудовой задачи. Учитель, проверяя и оценивая работы обучающихся, достигнутые ими умения и навыки, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Выставляются промежуточные итоговые оценки в баллах за четверти, а в конце учебного года – годовые оценки. Знания и умения первоклассников не оцениваются в пятибалльной системе.
Учебно-тематический план
Содержание курса, включает:
· Ознакомление мл. шк. с различными материалами, их основными свойствами;
· Овладение правилами и приемами действий ручными инструментами;
· Овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности;
· Обучение умениям вести наблюдение за жизнью растений и животных, ставит опыты, принимать посильное участие в с/х труде, овладевая агробиологическими знаниями.
В программе указано примерное количество часов на каждый раздел программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся.
Кл. | Кол-во часов в неделю | Содержание | ||
БУП | Нац.-рег. комп. | Школьный компонент | ||
1кл. | 10 % | - | 66 ч: I. Технический труд (30 ч): 1. обработка бумаги – 20 ч 2. техническое моделирование – 10ч II. Бытовой труд (10 ч) 1. обработка ткани – 6 ч 2. самообслуживание – 4ч. III. Основы художественной обработки различных материалов (20 ч) IV. Сельскохозяйственный труд (6 ч) 1. работа в классе – 6 ч | |
2кл. | 10 % | - | 68 ч: I. Технический труд (30 ч): 1. обработка бумаги и картона – 20 ч 2. техническое моделирование – 10 ч II. Бытовой труд (8 ч) 1. обработка ткани – 8 ч 2. самообслуживание – 2 ч III. Основы художественной обработки различных материалов (18 ч) IV. Сельскохозяйственный труд (10 ч) 1. работа в классе и на территории школы – 6 ч | |
3кл. | 10 % | - | 68 ч: I. Технический труд (30 ч): 1. обработка бумаги и картона – 16 ч 2. техническое моделирование – 14 ч II. Бытовой труд (10 ч) 1. обработка ткани – 8 ч 2. самообслуживание (уход за одеждой) – 2 ч III. Основы художественной обработки различных материалов (16 ч) IV. Сельскохозяйственный труд (10 ч) 1. работа в классе и на территории школы – 10 ч | |
4кл. | 10 % | - | 68 ч:
I. Технический труд (30 ч):
1. обработка бумаги и картона – 16 ч
2. техническое моделирование – 14 ч
II. Бытовой труд (10 ч)
1. обработка ткани – 8 ч
2. самообслуживание – 2 ч
III. Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)
IV. Сельскохозяйственный труд (12 ч)
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
по техническому труду:
· названия и технологические свойства материалов;
• название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними;
• способы и приемы обработки материалов, предусмотренныхпрограммой;
• правила организации работы, планирования предметно-практической деятельности;способы контроля различных этапов работы;
по сельскохозяйственному труду:
правила ухода за комнатными растениями;
правила выращивания рассады и ухода за ней;правила высадки рассады в грунт;
правила уборки уроя;правила безопасности труда.
Учащиеся должны уметь:
по техническому труду:
· самостоятельно организовать свой труд (выбрать необходимый материал, инструмент и т.д.);
· анализировать образец, планировать работу с опорой на рисунок, эскиз изделия;
· самостоятельно изготовить изделие по собственному замыслу;
· решать простейшие технико-технологические задачи;
по сельскохозяйственному труду:
· рационально использовать материалы, инструменты, приспособления;
· выращивать один из видов предложенных овощных культур;
· пересаживать комнатные растения, размножать их (отводками, корневыми отпрысками, луковицами, делением куста) и ухаживать за ними.
Учебно-методическое обеспечение.
Класс | Кол-во часов | Учебные пособия для учащихся | Методические пособия для учителя | ||
По БУП | По уч. плану | ||||
Перевертень Г. И. Самоделки из различных материалов. - М.: Просвещение, 1985. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. -2-е издание. – М.: Просвещение,1990. – 191с. Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985. –112с. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль «Академия развития», 1997. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль «Академия развития», 1999. – 144с. ил. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль «Академия развития», 1997. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Вамри СПб», 1997. Машинистов В. Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 1,2,3,4, Кл. четырехлетней начальной школы – 2-е издание. – М.: Просвещение,1991. Журавлева А. П. Начальное техническое моделирование. – М.: Просвещение,1992. Журналы «Начальная школа», «Начальная школа + до и после». Обучение в 1\2\3\4\ классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. Трудовое обучение. - М.: Просвещение,1988. Докучаева Н. Н. Мастерим бумажный мир. – СПб: «Диамант», ЗАО Валерии СПб 1997. Уроки трудового обучения \ пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1974. Демина И. Г. Подарки из природных материалов. Смоленск «Русич», 2001. | |||||
- | |||||
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Материально-техническая база предмета.
Для реализации ОП имеются оборудованные учебные классы для 1, 2, 3 и 4 классов. На занятиях используются:
- Наглядные пособия (рисунки, технические карты изготовления изделий, технические рисунки, чертежи, эскизы и т. д.),
- Демонстрационный и раздаточный материалы
- Тематические таблицы:
a) «Правила работы с бумагой (тканью и т. д.),
b) «Разметка с помощью циркуля»,
c) «Сувениры из веток и корней»
d) «Порядок изготовления изделия» и др.,
e) карточки: «Виды бумаги, картона», шаблоны, трафареты и т. д.)
Пришкольного участка школа не имеет, поэтому часы, отведённые на с/х труд – проводятся в учебном кабинете и на территории школы.
Информационно-техническое обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, колонки, экран, образовательные ресурсы сети Интернет, диафильмы, видеофильмы, иллюстрированные материалы.
Учебно-методические разработки, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:
· https://www.it-n.ru/
· https://festival.1september.ru/
· https://www.nachalka.com/
· https://www.4stupeni.ru/
· https://www.uroki.net/docnach.htm
· https://www.pedsovet.su/load/100
· https://www.openclass.ru/node/324
· https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a
· https://www.strana-masterov.ru/
Кадровое обеспечение (см.ПРИЛОЖЕНИЕ).