Вопрос: «Что лучше - свобода или стабильность?»




Психологический эксперимент: МЫиз СССР.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Социально-психологический эскиз к портрету нашего молодого современника: Среди жизненных ценностей на первом месте остается семья. Несмотря на все неурядицы современной брачно-семейной жизни, возрастание количества официально незарегистрированных браков, семья остается российской мечтой. На втором месте, по-прежнему, ценность здоровья. На третьем месте (хотя как ни странно, уже не у большинства) - друзья. Далее, следуют три близкие по значимости ценности: интересная работа, деньги и справедливость. Однако в последнее время происходит рост значения справедливости в сознании молодежи, что связано с усилением финансово-имущественного неравенства и снижающимся уровнем жизни у большинства населения.

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года, уничтожившая в нашей стране эксплуатацию человека человеком, создала новые общественные отношения, все необходимые условия для всестороннего развития и проявления человеческих способностей, для расцвета духовных и физич. сил человека. Мораль советских людей основывается на сотрудничестве и коллективизме, дружбе и взаимопомощи, на заботе о благе народа, на всестороннем развитии человеческих способностей. В нашей стране осуществлена грандиозная культурная революция, на небывалую высоту поднят человек творческого, созидательного труда, обеспечивается высокий уровень умственного, физич., нравственного, эстетического воспитания и политехнического образования; успешно осуществляется технич. прогресс, крепнет связь науки с задачами дальнейшего преобразования общества, устраняются существенные различия между умственным и физич. трудом, сокращается рабочий день, неуклонно повышается уровень материального благосостояния народных масс, в ходе поступательного развития общества создаются все условия для дальнейшего культурного роста людей, развития всех способностей и дарований.

Наряду с высоким развитием материальной базы необходим высокий уровень сознательности всех граждан общества. Коммунистическое преобразование общества "неразрывно связано с воспитанием нового человека, в котором должны гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство" ("Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"). В дальнейшем развитии социалистической демократии, постепенном перерастании социалистической государственности в коммунистическое, общественное самоуправление все большее значение приобретает высокая сознательность масс; убеждение, воспитание становится важнейшим методом регулирования общественной жизни, вовлечения всех граждан общества в созидательную самоотверженную деятельность. Воспитание нового человека, с коммунистическими взглядами, моралью, отношением к труду, активного и стойкого строителя коммунизма, партией выдвинуто как одна из главных практических задач. "Вся идеологическая работа нашей партии и государства призвана развивать новые качества советских людей, воспитывать их в духе коллективизма и трудолюбия, социалистического интернационализма и патриотизма, высоких принципов морали нового общества, в духе марксизма-ленинизма". В советское время прошлого столетия в молодёжи воспитывали дух патриотизма, коллективизма, трудолюбие, целеустремлённость.

В капиталистическом обществе, основанном на эксплуатации, буржуазия насильственно навязывает свою мораль всему обществу, пытается воспитать частнособственническую психологию, индивидуализм, покорство и раболепие. В современном капиталистическом мире буржуазия всеми способами стремится привить молодежи человеконенавистничество, враждебное отношение к коммунизму, демократии трудящихся. Мораль эксплуататорских классов характеризуется формулой: "Человек человеку - волк". Существуют определенные условия, в которых формируются нравственные качества человека.

Я живу в городе Дзержинске в Нижегородской области, в РОССИИ. Родилась в СССР в городе Горьком (Нижний Новгород). Я вижу отличия, которые произошли со времён социалистического общества прошлого столетия. Я была октябрёнком, потом меня приняли в пионеры, потом в 14 лет стала комсомолкой. В нас воспитывали патриотизм, коллективизм, трудолюбие, дружелюбие и взаимопомощь. Мы всесторонне нравственно и культурно развивались. В 90-е годы развалили социалистическую систему, и сейчас я не понимаю, где живу, в каком обществе нахожусь. Городом Дзержинском правят двуличные шизофреники руководители. Я постоянно ходила с конца 90-х в администрацию города Дзержинска, решая свою жилищную проблему, но на моём пути передо мной постоянно выстраивали стены руководители, которые решали свои проблемы за мой счёт, лишая меня нормальной благополучной жизни. А сейчас, я это безразличие и шизофрению со стороны руководства Дзержинска вижу с двух сторон, потому что руководители со мной обращаются по хамски, постоянно меня открыто обманывают, а в эфире телекомпании Дзержинск они показывают свои, казалось бы, нравственные положительные качества, свою воспитанность, свои знания, своё отношение к горожанам и к городу в целом. Я постоянно вижу обман, показуху по Дзержинскому телевидению. В наше современное время, в эпоху современного капиталистического мира, в век информационных технологий, научно технического прогресса и НАНО технологий взрослые люди, руководители привили молодёжи в Дзержинске дух пофигизма, безнравственности и безразличия. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности формируется комплекс ущербности и неполноценности нации.Какие руководители такая и молодёжь.

Духовный человек - это человек, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, умеющий трудиться на благо Родины, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире. Вместе с тем духовность заключается в приобщении человека к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения. Духовный человек - это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения действовать по воле случая. Культура поведения - это лицо нации, уважение к себе и другим. Идейность, высокая общая культура, хорошее знание дела, творческое отношение к своей работе, педагогическое мастерство и педагогический такт, дисциплинированность, сдержанность, трудолюбие, нравственная чистота руководителя имеют большое воспитательное значение. Духовный человек не растрачивает понапрасну свои возвышенные человеческие чувства.

Духовность - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

В новых сложившихся условиях только культура, ее духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Воспитание может быть разным: интеллектуальным, эстетическим, нравственным, трудовым, физическим и т.д., но имеет общую цель - формирование и развитие целостного здорового духовного мира человека.

А.С. Макаренко в своей статье «Цель воспитания» декларирует правильные лозунги, но не дает методики их реализации в жизнь для учителя. По мнению докладчика «Воспитывать детей - это значит прививать им положительные качества (честность, правдивость, добросовестность, ответственность, дисциплинированность, любовь к учебе, социалистическое отношение к труду, советский патриотизм и пр.) и на этой основе исправлять имеющиеся у них недостатки». А.С. Макаренко в этой статье дает свое понимание цели воспитания молодежи. По его мнению: «Каждый хороший, каждый честный учитель видит перед собой большую политическую цель воспитания гражданина и упорно борется за достижение этой цели». А сейчас после 2000 года РОССИЯ повернула назад в капиталистический мир, в мир конкурентов и борьбы за выживание.

Вопрос: «Что лучше - свобода или стабильность?»

Каждое из заданных общих понятий – и свобода, и стабильность, взятые по отдельности, мыслятся по контрасту своей противоположности: свобода vs несвобода (рабство, зависимость и т.п.), стабильность vs нестабильность (беспорядок, хаос и т.п.). Когда же их противопоставляют друг другу, получается, что в слове свобода на первый план выходит значение нестабильности, а в слове стабильность – значение несвободы.

С помощью подобных противопоставлений легко усиливаются те или иные значения у самых разных понятий. Поэтому если свободе противопоставить, например, собственность, законность или цивилизацию – то и в собственности, и в законности и в цивилизации первостепенным станет значение несвободы.

Кстати, необходимость противопоставления свободы чему-либо часто навязывает нам обычай словоупотребления – слово свобода в русском языке может быть использовано с предлогом от: свобода от рабства, от тюрьмы, от стабильности, от законности…

Представление о свободе – это представление об отсутствии ограничений и препятствий. Поэтому антиподом свободы могут мыслиться самые неожиданные явления и состояния, например, покой и счастье: «Я думал: вольность и покой – замена счастью», – говорит Татьяне влюбленный в нее Онегин, вспоминая то время, когда она была в него влюблена, а он ее отверг, полагая, что даже счастливый брак для него невыносим, ибо счастье в браке лишило бы его свободы.

В русском языке для названия того состояния, о котором идет речь, кроме слова свобода и производных от него (освобождение, свободомыслие и т.п.), есть еще одно словесное гнездо: вольность, вольный, вольнодумство (и подобное). Исходное слово – воля – кроме синонимичности слову свобода, имеет и другие значения: желание; власть; способность или возможность осуществить свои желания.

Свободу как жизненную необходимость и ценность способен, вследствие своей психофизиологии, ощутить или сознать всякий человек, ибо всякий хочет поступать так, как требует его организм, и в этом смысле стремление к свободе является естественным проявлением. «Человек рождается свободным», – этот афоризм Ж.-Ж. Руссо определил исходную позицию апологетов естественного права, задавшихся вопросом о том, какими должны быть государственные законы и общественные установления, чтобы стабильность и порядок не ущемляли свободу отдельной личности (завершение афоризма: «…рождается свободным, но повсюду он в оковах»).

Свобода — это состояние, воля — это способность. Если расписать, то свобода — это отсутствие всякого рода ограничений (например, свобода выбора, свобода от тюрьмы и т.д.). Воля — это качество (воля к победе, воля для совершения какого-либо действия). В таких контекстах эти слова не могут заменять друг друга. Существуют лишь редкие исключения, когда свобода и воля выступают синонимами, например: вышел на волю/свободу, но в большинстве случаев, эти слова подчиняются вышеизложенным характеристикам.

Свобода, это отсутствие давлений и ограничений. То есть, чем меньше ограничений испытывает человек, тем больше свободы он имеет. Но нелегко понять всю суть этого понятия, если по жизни приходиться сталкиваться со многими её формами - физическая свобода, юридическая, внутренняя, государственная, душевная, личная, свобода воли, свобода действий слова и т.д. Но все эти «свободы» зависимы друг о друга и действуют сообща. Свобода государства и свобода в государстве, это демократия, это свобода слов и свобода действий. Свобода слова, в наше время достаточно переменное явление, зависящее от времени и места. Свобода действий, это фактор этики и морали в нашем обществе. Свобода душевная и внешняя свобода должны дополнять друг друга. Душевная свобода может повлиять на восприятие отсутствия свободы внешней.

В философии свобода часто напрямую связана со свободой воли. У Аристотеля свобода воли, как обусловленная низшей стороной нашего существа, есть не преимущество человека, а лишь несовершенство его природы.

Свобода воли - понятие, означающее возможно беспрепятственное самоопределение человека внутреннего порядка, самоопределение в выполнении целеполагающих задач личности. Думается, что на современном этапе развития России свобода воли каждого из нас должна непременно связываться с личной ответственностью человека за то, что он совершил, а также с искренностью в совершении своих личных обязанностей и осознанием предназначения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: