Прогиб вниз и выгиб вверх 8 глава




ведёт к нежеланию, держа всё в своих руках, поступиться полномочиями, а значит, всё бремя

ответственности ложится лишь на ваши плечи.

Здесь (в полном согласии со смыслом описания) понадобится помощь другого человека. Он

массирует вас под лопатками и все мышцы верхней части спины.

· Низ спины (от лопаток до таза). Страх потерь.

Партнёр массирует левую и правую сторону спины и область лопаток.

· От основания черепа до верха спины, трапециевидные мышцы. Боязнь социальных

ошибок.

Партнёр нащупывает каждую мышцу от основания черепа до верха спины.

Голова и лицо (самостоятельно или с помощью партнёра).

Плавно, мягко, медленно массируете все костные поверхности, усиливая, где возможно,

давление и ослабляя его в более чувствительных местах. Массаж лба: от центра к периферии.

Брови: прижав указательный палец к межбровной области и далее мягко ведя по костным

выступам справа и слева. Глубоко – под челюстной костью, а также уши, потягивая и

поворачивая их. Энергично потрите скальп.

· Страх непонимания. Уши, шея, угол теменной кости.

· Беспокойство, сомнения. Лоб от бровей до линии волос.

· Гнев. Надбровные дуги и пространство между бровей.

· Предвзятость, склонность судить. Края глазных впадин и места крепления мышц.

· Стыд. Скулы.

· Страх подконтрольности. Нос.

· Боязнь разочарований. Область от основания носа до губ.

· Страх пережить отвращение. Рот, губы, мышцы вокруг рта.

· Опасения в своей неполноценности. Подбородок.

· Страх резкого неприятия (запахов, ощущений, обстоятельств). Челюсть.

Этот массаж, устранив напряжения, изгонит страх из тела – но не из жизни. Но и это не

мало: прочувствовав, что значит лишённое мышечных зажимов, расслабленное тело – а стало

быть, и гибкий ум, – вы научитесь сохранять это состояние даже в самые критические моменты.

На горе стразу, которому не будет где в вас, расслабленном и бдительном, «угнездиться».

Прощай, страх

Чем он более велик перед лицом опасности – мет звонче ликование, когда он одолён.

Найдутся ли ещё в жизни слова, дарящие большее удовлетворение, нежели «Я сделал это!»?

Каждый раз, взглянув в глаза стразу, но осуществив задуманное, вы практикуете Просветление.

Оказывается, страх – не тупик непрошибаемых стен, но полоса препятствий для развития

силы. Не конец света – а скорее свет в конце туннеля, пусть и слепяще-пугающий, но верно

указующий выход из тьмы боязливых самоограничений.

Итак, Восьмые врата позади. Но отмеренный путь ещё не пройден. Познав суть страха, мы

готовы без боязни взглянуть в свете истины на самих себя. Вернее, на собственную Тень.

ДЕВЯТЫЕ ВРАТА

Освети свою тень

Ребенок – открыт, чист и подлинен во всём многообразии своих

проявлений.

Но со временем ценности мира взрослых требуют от него

лишиться многих своих качеств – и ребёнок отрекается от них.

Создавая для прикрытия своей неполноценности маску за маской.

Пестуя идеализированный образ себя.

Культивируя одни аспекты своей личности и пряча в тень другие.

И тень его всё более темнеет.

Как перестать её бояться?

Как возвратить утраченную подлинность?

Подлинность и сострадание

Я ушёл в леса, ибо желал жить осознанно и неспешно, в виду лишь

сущностных явлений Жизни.

И вижу: не сумей я постичь то, чему это учит, – придёт час

умирать, и обнаружится, будто я и не жил вовсе.

- Генри Дэвид Торо

Поиск

Суть всего, чему учил Сократ, выражена в двух его словах: «Познай себя». А его ученик

Платон написал в своём трактате «Диалоги»: «Жизнь непознанная не стоит того, чтобы жить».

Сильные слова.

Мудрец же наших дней – Гарри Палмер – выразился так:

Со временем древних браминов, через всю историю греческой и римской цивилизаций и до

современных ревнителей реализации всего потенциала человека, одна доктрина, пусть и в

разных толкованиях, прошла через века неизменной. Красной нитью проходит она через каждую

духовную практику, философию и программу личностного роста – «Познай себя».

Даже ребёнок, выросший в полной изоляции на необитаемом острове, где нет ни общения с

себе подобными, ни традиций, однажды задаст себе извечные вопросы: «Кто я?», «Почему

существую?», «Что такое жизнь?».

Эти вопросы не загасить мирской суетой. Они освещают путь исканий, ведущий внутрь,

через смущение и замешательство ума, в таинственную сферу души и духа.

Мы уже узнали об одном из серьёзнейших опасений человека: страхе оказаться

посредственностью, лишиться наносной компетентности, обнаружив себя шарлатаном, а то и

просто глупцом. И его не устранить искусно сыгранной ролью, которой в конечном счёте

дурачишь лишь себя.

Но всё же есть метод окончательного избавления: оглянуться на собственную Тень. И

обнаружить: воистину, и глупец я, и шарлатан. А ещё герой и плут, вор и щедрый даритель,

осквернитель и ревнитель святости, мудрец в чередовании с последним дурнеем. И я, и вы –

бриллиант многих граней и не меньшего количества изъянов.

Каждый человек – как Луна, с её тёмной стороной, которую она

никому не кажет.

- Марк Твен

То, что мы о себе знаем, – лишь верхушка айсберга. Остальное мы, в испуге отрекшись,

прикрыли «тёмною водою». Вместе с частью личностной силы, творческим потенциалом,

одарённостью. Настало время исследовать обратную сторону своей души, дабы не осталось в ней

ничего отверженного. То есть такого, что пришлось бы, в ужасе шарахнувшись, отрицать или же,

из-за подспудной убеждённости в своей ущербности, слепо защищать.

Мы сойдём в Царство теней. Туда, где, брошены и позабыты, томятся части личности,

словно дети, ждущие, когда же за ними придут папа с мамой. И мы поймём там причины своих

отречений.

Царство теней – это обитель падших ангелов. Там находит свою смерть любой из

взлелеянных нами собственных имиджей. Иллюзия уступает место Реальности – новой и

целостной, рождая сострадание, смирение и ощущение подлинности.

Представляете, сколько энергии, сил, внимания высвободится, расходуемых ныне на

поддержание в «боевой готовности» всех наших личин и масок, созданных единственно из

страха быть самим собой!

Тьма и свет

Как-то я и Сократ, мой учитель, прогуливались по ночной улице. Неспешно текла беседа,

мерцали видные взору, несмотря на фонари, огоньки звёзд. И вдруг мы увидели две тёмные

фигуры, с явно недобрыми намерениями близящиеся к нам. Сократ шепнул мне: «Порой

приходится иметь дело с тьмою, прежде чем сподобишься узреть проблеск света».

Где есть свет – там будет и тень. Нет «извне» без «внутри». Каждый взлёт подстерегает

падение. И сколько бы всего ни становилось явным, Тайны не убудет. Теневая сторона есть у

наций, сообществ, групп духовного роста и культур. Но сейчас нас интересуют не они, а своя,

личная Тень.

Нет света без тени, и психической цельности – без изъяна.[31]

- Карл Юнг

Питер Пэн, как, быть может, вы помните по сказке Дж. Барри, теряет свою тень. И ему

приходится идти на риск быть обнаруженным, предстать таким, какой он есть, – ибо нужно

отыскать свою тень любой ценой. То же самое предстоит в Девятых вратах и нам с вами.

Без своей тени Питер не чувствует себя самим собой. И не так уж важно, понимал ли

Джеймс Барри всю глубину придуманного им сюжета. [32] Важнее то, что истины, о которых

повествует его сказка, взяты из жизни каждого из нас – всем предстоит отыскать свою Тень.

Путевые вопросы

И начнём мы, как всегда, с наводящих вопросов.

· Сколь часто вы защищаетесь в случае оскорблений или обвинений в свой адрес и

насколько рефлексивно это делаете?

· Сколько раз в жизни вы крали и лгали? Не ошибитесь в подсчёте.

· Возникает ли внутренний протест, когда вы отдаёте больше, нежели получаете?

· Достается ли вас справедливая доля жизненных благ?

· Есть ли у вас претензии к родителям из-за допущенных ими ошибок?

· Считаете ли, что делаете для близких больше, чем они для вас?

· Знаете ли вы себя?

· Вы хороший человек? Плохой? Или то и другое?

· Назовите две-три особенности поведения окружающих, которые вас более всего

раздражают. Есть ли в вас нечто такое, что побудило бы поступать так же?

Честно исследовав свою теневую сторону, легко понять: в каждом из нас живёт частица

всех других. А это – шаг к состраданию.

Выводя тень на свет

Тень есть сумма отринутых и обесцененных аспектов человеческой натуры. Она – это всё

то, чем, как очень хочется считать человеку, он не является.

Представьте: вы привели домой прелестного щенка волкодава, но он настолько не

понравился вашим домочадцам, что и вам нравиться перестал. И вы не нашли ничего лучшего,

как тайком запереть его у себя в чулане. Своим вы наплели, что щенок сбежал, а вскоре и сами

забыли о его существовании.

Но он всё ещё здесь, у вас. И незаметно вырос, лишённый забот и внимания, в свирепого,

злобного пса. Его бы вывести погулять на свет божий, отстоять перед близкими, дать

порезвиться, поиграть с ним – и был бы у вас удивительный друг, преданный, сильный и

храбрый. Отрицая его существование, вы потеряли всё это. Зато «обрели» рассвирепевшего от

многих лет заточения зверя. Что будет, когда он сам вырвется на волю из своей темницы?

Подсознательно вы помните о нём, и потому, что бы ни делали, опасливо поглядываете, сами не

зная от чего, на дверь чулана, а то и, будто невзначай, припираете её для верности плечом. А

ведь некогда то был всего лишь ласковый щенок, который мог стать верным другом.

Этой притчей я хочу сказать, что отвергаемые аспекты личности не обязательно изначально

злы и аморальны. Всё зависит от воззрений и принципов людей, среди которых вы росли. Если

то была пацифистская среда, то отвержена у вас, скорее всего, здоровая агрессивность и

напористость. А если среди домашних царил дух соперничества, то вы пренебрегли своей

чувствительностью. Если рассмотреть здесь гендерную составляющую, то многие мальчики,

взрослея, начинают усердно подавлять внутренний испуг и страх (чтобы не выглядеть

«слабаками»), теряя вместе с тем и нежные стороны своей души, то есть черствея. Девочки же, в

основном, отвергают гнев, лишаясь заодно и сильных качеств воина.

Есть ещё одна интересная категория людей: асоциальные личности. Действуя из мотивов,

отвергаемых обществом (здесь тоже, кстати, есть о чём подумать!), они, как правило, чуждаются

своих ранимых, полных детского смущения сторон души и даже свойственного им сострадания,

считая их признаками слабости.

Итак, всё отвергаемое человеком отступает в тень. В его собственную Тень.

Реальность светотени

Всё в этом мире несёт в себе свою противоположность. Детский клоун, веселящий ребятню,

в душе может быть прожженным циником. Внутри понурого пессимиста затаился полный

надежд оптимист. А «поскреби» хорошенько ревнителя нравов – и покажется одержимый

наслаждениями гедонист.

Суть Тени вот в чём: в нас есть всё – высокое и низкое, святость и грех, строгость и

распущенность. И что в этом плохого? Кто заповедал нам принимать лишь позитив, избегая

негатива, хвататься за доброе, скрывая злое?

Поймите меня правильно: просветление теневой стороны – это вовсе не приглашение

дьяволу заглянуть к вам на огонёк. И не разрешение разгуляться своим подавленным страстям.

Когда я, например, окончательно признался самому себе, что, наряду с трудолюбием, едё и

ленив, как сытый кот на солнышке, то стал лучше отслеживать тихие поползновения предаться

лености под видом «созерцательной расслабленности».

Познавший обратную сторону своей души способен ясно видеть все развилки жизненных

путей в момент судьбоносных решений. И выбор его поэтому куда более осознан.

Суть самоуважения

Для иных из нас путь к духовному пробуждению есть курс на бесконечное улучшение себя.

Иными словами, на обладание счастливой и приятной во всех отношениях личности, добротно

защищённой от житейских невзгод и уважающей саму себя.

Но самоуважение у таких «духовно алчущих», как ни странно, остаётся весьма низкого

уровня. Впрочем, не странно. Ибо оно целиком обращено на искусно вылепленную маску,

великолепный имидж. А откуда же тогда возникает уважение к себе, столь рабски

подчинившему свою жизнь созданию приукрашенных подобий своего живого лица?

Даже талантливые, состоятельные, успешные люди рискуют остаться беспокойными и

полными сомнений в своей полноценности, если привыкают прятаться за социальной маской.

Ведь самоуважение обретается через подлинности и сострадание – к себе и другим, – когда

явственно видишь и принимаешь обе свои стороны: светлую и тёмную.

Никто не в состоянии осознать свою Тень без нравственной

борьбы.

Ведь это означает признать тёмные аспекты своей личности как

реально присутствующие.

- Карл Юнг

Невозможно пи принять себя, ни стать собой до тех пор, пока себя не познаешь. Лишь тогда

обретаешь сочувствие к себе и людям, принимая их во всём разнообразии качеств. Весь мир

тогда словно зовёт тебя: «Приходи таким, какой ты есть» [33]

Приятие себя, людей и мира открывает путь переменам. Начинаешь понимать, сколь

истощает жизненные силы поддержание «социального фасада». Жизнь становится развитием

без диких перенапряжений, когда перестаёшь бежать от мнимой неполноценности и что-либо

кому-либо доказывать.

Зачем?

Реальность есть танец дуальностей: ночи и дня, света и тьмы, высшего и низшего. Конечно,

куда как приятней перебирать идеалы, надежды и мечтания, чем погружаться в потёмки

собственной души.

– К чему, вообще, открывать этот ящик Пандоры? – может, спросит иной читатель. – Да,

есть во мне то, на что глаза бы мои не глядели. Так давайте не будить лихо, пока оно тихо. А не

бросаться, как вы предлагаете, ему навстречу с распростёртыми объятиями.

Свет всегда популярнее тьмы. Но причин для просветления последней – предостаточно. И

вот важнейшие из них:

Целостность. Приняв своё отверженное «я», вы узрите весь спектр свойств человеческой

натуры, многообразие чувств, стремлений, склонностей – это ли не «познание себя»? Став

целостным, самодостаточным – внесёте это качество во все свои взаимоотношения. А значит,

перестанете мучить себя и других как внезапными разрывами, так и вымученностью давно

иссякших отношений.

Подлинность. «Слов нет, я не ангел! – воскликнув, согласится иной читатель. – И ошибок у

меня предостаточно. Так, может, мне лучше не Тенью заниматься, а к Свету из всех сил

тянуться?»

При таком подходе, как показывает опыт, не удаётся ни то, ни другое. Лишь тот, кто

подлинно алчет первого, пускается на поиск второго. Да и, к слову сказать, как осветишь тьму,

не востребовав света?

Пока человек не охватит сознанием весь присущий ему спектр качеств – мудрость и

глупость, честность и лживость, благородство и низость, – его не оставляет смутное ощущение,

что он не существует в полной мере.

Многие, знаю, носят в себе затаённый страх того, что узнай их окружающие по-настоящему

– непременно отвергнут, как последних изгоев. И потому мы показываем себя миру

фрагментами.

Приняв же потаённую часть своей души, человек становится цельным, как кусок гранита.

Фактом (с большой буквы), с которым невозможно не считаться. Может, поэтому цельные люди

столь притягательны?

Ясность выбора. Скрытые факторы судьбы – к коим относится Тень – именно этим и

опасны. То, о чём знать не знаешь, невозможно учесть. И как оно, незримое, проявится в

критический момент – никто не скажет.

Недавно пресса писала именно о таком случае. Некий литературный агент с

безупречнейшей репутацией выставил на аукцион курируемый им роман. Все, кроме одного из

издателей, в последний момент от участия в аукционе отказались. Тут-то бы и надо нашему

приверженцу деловой честности уведомить оставшегося издателя, что на финишной прямой

остался он один. Но «та часть меня, о существования которой я даже не догадывался!» коварно

нашептала промолчать. Так что издатель купил права на книгу, заломив цену для обгона

конкурентов, которые давно уже сошли с дистанции сами. Но, должно быть, этот литературный

агент, весьма сведущий по долгу службы в современной беллетристике, порядком подзабыл

одни древний бестселлер, в котором ясно говорится: всё тайное со временем становится явным.

Стала явной в скором времени и его молчаливая ложь – издатель, мнивший себя победителем,

узнав обстоятельства дела, с гневом отказался от приобретения. И наш герой лишился гонорара

вместе с репутацией. Мораль истории проста: знай он, что в нём таится такая нечестность, – сто

раз бы подумал, прежде чем промолчать.

«Та часть меня, о существовании которой я даже не догадывался…» Да, это именно та

самая часть, стараниями которой иные пастыри «душ человеческих» неожиданно – и для других,

и для самих себя – бегут с деньгами прихожан. И это та часть, о которой несколько больше

известно тем телепроповедникам, чья Тень – во плоти и крови – кутит в свободное от

проповедей время по барам и борделям.

Этот последний случай я бы не назвал подлинным знакомством с Тенью. Отвергаемым

чертам – агрессии, самолюбию, соперничеству – надо дать возможность конструктивного

проявления. Например, в спорте или боевых искусствах (что касается упомянутых

проповедников, то я бы посоветовал им сделать чёткий выбор – бордель или амвон). Кстати, из

честнейших людей, хорошо знакомых с тайниками своей лживости, получаются куда более

талантливые романисты и актёры.

Подавление «дурных» сторон своей души – вовсе не способ её очищения. Не нужно

отрицать наличие в себе зла – признай его и поступай добросердечно!

Те же, кто обращают внимание лишь на хорошие свои качества, отворачиваясь от плохих, –

рискуют получить коварный удар в спину.

Сопереживание. Когда я познал множество своих негативных «я» – эгоист, дилетант,

лентяй, врун, трус, притворщик, – мне стало значительно сложнее осуждать других. Многие зло

подшучивают над теми, кто пытается казаться кем-то другим, а не собой, – до тех пор, пока не

осознают, что и сами, объятые точно теми же страхами, вовсю участвуют в сей странной игре.

Работа с Тенью не имеет никакого отношения к самокритике – осуждение лишь загоняет

скрытые качества ещё глубже в подсознание, ставит вас на край пропасти самоотрицания.

Наоборот, радушно пригласите Тень в обитель своего Духа. Исследуйте сей тёмный лес,

сделайте его светлее – не путём вырубки мечом осуждения, но засветив маяк сострадания.

Высвобождение сил, расходуемых на поддержание имиджа. «Моралист, распутник,

гордец, грубиян, лицемер, скряга, расист и, без малого, сексуальный маньяк – и это тоже я».

Этот вывод – итог глубокого самоисследования – позволил мне, как ни странно, расслабиться

наконец и перестать беспрерывно доказывать себе и другим, что я не тот, кто есть на самом

деле. И высвободилась такая уйма внимания и сил, что их с лихвой хватило на то, чтобы

явственно видеть все свои подспудные порывы и даже сублимировать энергию некоторых из них

на благо себе и окружающим (которых, кстати, уже язык не поворачивался за что-либо

осуждать).

До тех пор пока человек не узнал своих тёмных сторон, он будто на странном бале-

маскараде, где маски играют во влюблённость, но сердца – немы и глухи.

Во внутреннем мире человека – иные законы, чем в мире внешнем: отворачиваясь от своей

Тени, он отворачивается и от Света. И слиться с нею здесь означает не раствориться в ней, но

воссоединиться, обретя утраченную с далёкого детства цельность.

Поиск тени

– Если теневая сторона моей личности, – должно быть спросит читатель, – таится в

лабиринтах подсознания, а стало быть, уму моему не известна, то как её, неведомую, принят?

– Есть методы её обнаружить и познать, – отвечу я. – И вот какие:

Сны. Воистину, это спектакль, где режиссёр, сценарист и актёры – Тень. Здесь она

раскрывает себя через множество знаков и символов. Каждый персонаж сна есть аспект

личности спящего: мать, отец, незнакомец, святой, вампир, клоун, ведьма, волк, змея,

принцесса… Эти и другие образы – архетипы – аспекты его скрытых «я», проступивших из Тени

в призрачном свете сновидения.

Медитация. Это не только хороший способ заглянуть вглубь ума, но также и одно из

главных средства знакомства с Тенью. В сидячей медитации, как и в снах, открывается

содержимое подсознания, которое человек в страже прячет от себя и мира. По сути, медитация

есть форма исповеди и душевного катарсиса: из потаённых уголков психики на поверхность

сознания поднимаются гадкие, порочные, ужасные мысли – для того, чтобы их наконец

отпустили. И та истина, которая, как вы опасались, вас до основания разрушит, – явив себя

свету, вас освободит. [34]

Самонаблюдение во взаимоотношениях. Они – особенно те, где правят бал эмоции, –

многое скажут о вашей теневой стороне. Внимательно наблюдая за тем, что вас более всего

раздражает и бесит в других, вы разглядите, как в зеркале, нависший силуэт своей Тени.

Ненавидящий какого-либо человека, ненавидит в нём то, что

является частью и его самого.

Ведь всё то, что не напоминает ненавистнику самого себя, его

никак не затрагивает.

- Герман Гессе

Та Тень, о которой мы ведём речь, в отличие от обычной, физической, – не слепой

имитатор ваших телодвижений, но живёт своей потайной жизнью, бурля незримыми порывами

и чувствами – тем яростней, чем более они подавлены. Оглянитесь – и в вашей воле будет

направить сей разрушительный поток в конструктивное русло.

Творчество. Его великое преимущество в том, что вы свободно, спонтанно, не мудрствуя и

не лукавя, изливаете на бумаге, на холсте или в аккордах то, что ощущаете, видите, чувствуете,

открывая тем самым каналы обратной связи между сознанием и подсознанием. Появляется

возможность поиграть во все свои «я», побыв каждым персонажем театра вашей жизни.

Два в одном

У человека, как мы уже знаем, не один, а два ума – правый и левый. Они как два очень

разных гребца одной лодки: трудоголик и лентяй, учёный педант и раззява-мечтатель, бедняк и

богач, мужчина и женщина, идеалист и прожжённый прагматик… Сама двойственность

природы человеческого сознания провоцирует конфликт между ними. Но давайте помнить: если

хочешь достичь заветного берега – грести нужно слаженно. [35]

Равновесие души

В вечной игре полярных противоположностей человек склонен ценить одну крайность,

отворачиваясь от другой. И тогда за его спиной вырастает Тень.

Оскар Ичазо, мудрый мастер современности, обнаружил в людях существование девяти

дуальных пар с их характерными внутренними отношениями. Я свёл эти данные в лаконичную

таблицу, содержимое которой следует понимать так:

· Внутри любого пуританина таится гедонист; внутри каждого гедониста есть пуританин.

Один отрицает другого.

· Внутри каждого самоуверенного павлина есть нерешительный цыплёнок. И наоборот:

внутри любого цыплёнка есть павлин. Один обесценивает другого.

И так далее…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: