ЗАНЯТИЕ №8. САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ




Цель — определение уровня самооценки личности.

Навыки и умения: приобретение навыков ориентации в жизни, в межличностных отношениях. На основе этого возможна реализация поведения человека, программирование его деятельности и общения.

Задание №14. Изучение самооценки личности

Методика выполнения.

Самооценка относится к центральным образованиям лично­сти, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она – регулятор поведения и деятельности. Следует, одна­ко, помнить: самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и меж­личностного взаимодействия. Общество в значительной степени влияет на фор­мирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе – наибо­лее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка прямо связана с про­цессом социальной адаптации и дезадаптации личности.

Инструкция: на бланке (табл. 10) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти качества от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжи­рует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2). Далее подсчитывается сумма квадратов (Σd2) и определяется коэффициент корреляции:

(2).

Обработка результатов теста: Чем ближе коэффициент к 1 (от 0,7 до 1,0), тем выше самооценка, и наобо­рот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

Таблица 10

Бланк методики изучения самооценки с помощью ранжирования

Идеал   Качество личности   Я   Разница  
d   d2
    Уступчивость              
    Смелость              
    Вспыльчивость              
    Настойчивость              
    Нервозность              
    Терпеливость              
    Увлекаемость              
    Пассивность              
    Холодность              
    Энтузиазм              
    Осторожность              
    Капризность              
    Медлительность              
    Нерешительность              
    Энергичность              
    Жизнерадостность              
    Мнительность              
Идеал   Качество личности   Я   Разница  
d   d2
    Упрямство              
    Беспечность              
    Застенчивость              

 

Рекомендованная литература

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -672с.
2. Верещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивации персонала: Научное издание. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2002. – 152 с.
3. Дзвінчук Д.І. Психологічні основи ефективного управління: Навч. посіб. – К.: ЗАТ "НІЛАВА", 2000 - 280 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512с.
5. Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер,2002.-560 с.
6. Козаков В. А. Психологія діяльності та навчальний менеджмент: Підручник. У 2 ч. – Ч. 1. Психологія суб'єкта діяльності.-К.: КНЕУ, 2000. - 244с.
7. Колесніченко Л.А., Борисенко Л.Л. Основи психології та педагогіки. Навч. - метод, посібник для самост. вивчення дисципліни. - К.: КНЕУ, 2002. - 160 с.
8. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособ. - М.: Юрайт, 1999,- 524с.
9. Мажник Н.А., Сасіна Л.О. Психологія і педагогіка: Навчальний посібник. – Х.: ВД "Інжек", 2003. – 204 с.
10. Майерс Д. Психология. – Мн.: ООО "Попурри", 2001. -848 с.
11. Маклаков А.Г Общая психология. - СПб.: Питер, 2002 - 592 с.
12. Маклаков А.Г. Познавательные психологические процессы - СПб.: Питер, 2002. - 480 с.
13. Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб.: Питер, 2002, - 464 с,
14. Пашукова Т.І., Допіра А.І., Дьяконов Г.В. Практикум із загальної психології / За ред. Т.І. Пашукової. – К.: Т-во "Знання", КОО, 2000. – 204 с.
15. Практическая психология для менеджеров. М.: И.Д. Филин, 1996. -224 с.
16. Психологический практикум по курсам: “Основы психологии и педагогики”, “Психология”, “Психология предпринимательской деятельности” для студентов всех форм обучения. Часть 1 / Сост. Л.А. Сасина. – Харьков: Изд. ХГЭУ, 2002. – 64 с.
17. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 1999. -256 с.
18. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 416с.
19. Психология: Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002.- 672 с.
20. Психологія: Підручник / Ю. Л. Трофімов, В. В. Рибалка, П. А. Гончарук та ін. - К.: Либідь, 2000. - 560 с.
21. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогіка. – СП.: Питер, 2002. – 432 с.
22. Стенберг Р. и др. Практический интеллект. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
23. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учеб. пособ. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-424с.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологи. // Ростов н/Д: “Феникс”, 1997. – 736 с.
25. Стюард-Гамильтон Я. Что такое психология. - СПб.: Питер, 2002,- 304 с.
26. Фернхем А., Хайвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.
27. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособ. – М.: Высш. шк., 1990. – 576с.
28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001. –608с.
29. Шпалінський В.В., Психологія управління: Навч. посібн. – Харків, Веста, Видавництво "Ранок", 2002. – 128 с.
30. Щекин Г. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению: Учеб.-метод.пособ. – К.: МАУП, 2001. – 616 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: