Цель — определение уровня самооценки личности.
Навыки и умения: приобретение навыков ориентации в жизни, в межличностных отношениях. На основе этого возможна реализация поведения человека, программирование его деятельности и общения.
Задание №14. Изучение самооценки личности
Методика выполнения.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она – регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе – наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.
Инструкция: на бланке (табл. 10) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти качества от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2). Далее подсчитывается сумма квадратов (Σd2) и определяется коэффициент корреляции:
(2).
Обработка результатов теста: Чем ближе коэффициент к 1 (от 0,7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.
Таблица 10
Бланк методики изучения самооценки с помощью ранжирования
Идеал | Качество личности | Я | Разница | |
d | d2 | |||
Уступчивость | ||||
Смелость | ||||
Вспыльчивость | ||||
Настойчивость | ||||
Нервозность | ||||
Терпеливость | ||||
Увлекаемость | ||||
Пассивность | ||||
Холодность | ||||
Энтузиазм | ||||
Осторожность | ||||
Капризность | ||||
Медлительность | ||||
Нерешительность | ||||
Энергичность | ||||
Жизнерадостность | ||||
Мнительность | ||||
Идеал | Качество личности | Я | Разница | |
d | d2 | |||
Упрямство | ||||
Беспечность | ||||
Застенчивость |
Рекомендованная литература
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -672с. |
2. Верещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивации персонала: Научное издание. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2002. – 152 с. |
3. Дзвінчук Д.І. Психологічні основи ефективного управління: Навч. посіб. – К.: ЗАТ "НІЛАВА", 2000 - 280 с. |
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512с. |
5. Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер,2002.-560 с. |
6. Козаков В. А. Психологія діяльності та навчальний менеджмент: Підручник. У 2 ч. – Ч. 1. Психологія суб'єкта діяльності.-К.: КНЕУ, 2000. - 244с. |
7. Колесніченко Л.А., Борисенко Л.Л. Основи психології та педагогіки. Навч. - метод, посібник для самост. вивчення дисципліни. - К.: КНЕУ, 2002. - 160 с. |
8. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособ. - М.: Юрайт, 1999,- 524с. |
9. Мажник Н.А., Сасіна Л.О. Психологія і педагогіка: Навчальний посібник. – Х.: ВД "Інжек", 2003. – 204 с. |
10. Майерс Д. Психология. – Мн.: ООО "Попурри", 2001. -848 с. |
11. Маклаков А.Г Общая психология. - СПб.: Питер, 2002 - 592 с. |
12. Маклаков А.Г. Познавательные психологические процессы - СПб.: Питер, 2002. - 480 с. |
13. Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб.: Питер, 2002, - 464 с, |
14. Пашукова Т.І., Допіра А.І., Дьяконов Г.В. Практикум із загальної психології / За ред. Т.І. Пашукової. – К.: Т-во "Знання", КОО, 2000. – 204 с. |
15. Практическая психология для менеджеров. М.: И.Д. Филин, 1996. -224 с. |
16. Психологический практикум по курсам: “Основы психологии и педагогики”, “Психология”, “Психология предпринимательской деятельности” для студентов всех форм обучения. Часть 1 / Сост. Л.А. Сасина. – Харьков: Изд. ХГЭУ, 2002. – 64 с. |
17. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 1999. -256 с. |
18. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 416с. |
19. Психология: Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002.- 672 с. |
20. Психологія: Підручник / Ю. Л. Трофімов, В. В. Рибалка, П. А. Гончарук та ін. - К.: Либідь, 2000. - 560 с. |
21. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогіка. – СП.: Питер, 2002. – 432 с. |
22. Стенберг Р. и др. Практический интеллект. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с. |
23. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учеб. пособ. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-424с. |
24. Столяренко Л.Д. Основы психологи. // Ростов н/Д: “Феникс”, 1997. – 736 с. |
25. Стюард-Гамильтон Я. Что такое психология. - СПб.: Питер, 2002,- 304 с. |
26. Фернхем А., Хайвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с. |
27. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособ. – М.: Высш. шк., 1990. – 576с. |
28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001. –608с. |
29. Шпалінський В.В., Психологія управління: Навч. посібн. – Харків, Веста, Видавництво "Ранок", 2002. – 128 с. |
30. Щекин Г. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению: Учеб.-метод.пособ. – К.: МАУП, 2001. – 616 с. |