Целеобразование на предприятии





Целеобразование (с точки зрения психологии) — процесс актуализации целей в сознании человека. Этот процесс может быть бессознательным, когда осознанные образы будущего возникают в сознании, как некая данность, провидение или видение, или когда контекст цели остается в бессознательном (например, в результате сновидения) и осознанным, как результат самоанализа и анализа контекста, в котором происходит процесс целеобразования.

Приведем ряд толкований понятия «цель».

«Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств».

«Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия».

«Цель — субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему».

«Цель — то, к чему стремится, что надо осуществить».

«Цели — конкретные конечные состояния или искомые результаты, соответствующие уровням компании. Выделяют корпоративные цели, бизнес-цели и цели функциональной деятельности».

Если цель представляет собой не существующее, но желаемое состояние системы, а проблема есть некое противоречие в системе, требующее разрешения, то взаимосвязь исходного состояния организации, ее стратегических и оперативных целей. Оперативные проблемы возникают постоянно и требуют разрешения.

Оперативная проблема, таким образом, есть незначительное отклонение состояния организации от стратегии или, точнее, от ближайшей оперативной цели, достижение которой соответствует реализации стратегии в некоторой ее части.

Оперативная цель — состояние системы, соответствующее стратегии достижения долгосрочной цели.

Предприятие — смешанная многоцелевая система, стремящаяся к устойчивой стабильности. Внешняя среда вынуждает предприятие реагировать на происходящие в ней изменения, что проявляется в оперативном управлении предприятием.

В том случае, если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, предприятие способно инициировать необходимые события для наступления на конкурентов. Жизненный успех субъектов целеполагания (собственников, менеджеров, клиентов, работников предприятия) определяется успехом предприятия. При определенных условиях субъектом целеполагания, имеющим сонаправленный вектор целей, становится конкурирующее предприятие (такими условиями могут быть образование корпорации; согласование целей деятельности взаимными соглашениями, а также иные формы сотрудничества).

Для определения связей между целями субъектов целеполагания и целью предприятия как системы необходимо сделать некоторые замечания, руководствуясь положениями системного анализа:

  • любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у предприятия, как правило, несколько, поэтому и целей может быть несколько;
  • под целями субъектов целеполагания будем понимать модели желаемых состояний субъектов целеполагания, которых ассоциируется у субъектов целеполагания с решением проблем;
  • под целью предприятия как многоцелевой социально-экономической системы будем понимать состояние предприятия, обеспечивающее достижение целей всех субъектов целеполагания.

Цели предприятия могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях (могут быть составлены на различных языках описания), причем область пересечения указанных плоскостей, вероятнее всего, будет в наибольшей степени отражать место нахождения совокупной цели организации.

Исходя из данных ранее определений и хода рассуждений, можно построить графическую модель системы целей, состоящую из подсистем целей субъектов целеполагания предприятия.

Цели субъектов целеполагания совпадают только в некоторой своей части. Так, собственник предприятия заинтересован в получении дивидендов на вложенный капитал, но получение дивидендов станет невозможным, если предприятие обанкротится, поэтому он должен учитывать цели управ, одна из которых предприятия в нечто совершенное, завоевание максимально возможной доли рынка и т.д.

Управляющий в свою очередь должен помнить о том, что предприятия не самоцель у собственника есть цель получать, и необходимо отвлекать часть прибыли для их выплаты.

Работники предприятия стремятся получать высокую заработную плату и иметь приемлемые условия труда, но и они должны знать, что заработная плата выплачивается из фонда оплаты труда, который закладывается всебестоимость продукции, а на себестоимость влияют производительность труда (как фактор, зависящий от прилагаемых работниками усилий), масштаб производства и уровень применяемых технологий.

Для того чтобы продукция предприятия пользовалась спросом, необходимо учитывать цели потребителей (как правило — более качественный товар за более низкую плату).

И наконец, чтобы избежать неожиданностей от конкурентов, нужно знать их цели. В идеальном случае цели предприятия совпадают с целями конкурентов в некоторой части, что проявляется в сотрудничестве. Сотрудничество зачастую снижает конкуренцию в отрасли, но позволяет снизить издержки, часть из которых приходится на борьбу с конкурентами, и если учитываются цели потребителей, то сотрудничество гораздо выгоднее, чем соперничество. Кроме того, использование сочетания некоторых особенных свойств двух организаций может дать ощутимые конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям отрасли (например, сочетание «крупная организация — малая организация» дает совмещение высокотехнологичного потенциала и мобильности). Если цели конкурентов не совпадают с целями предприятия, то предприятию придется выделять часть средств для конкурентной борьбы, направленной на увеличение рыночной ниши и притеснение конкурента. Если цели касаются еще и кадров, то средства будет необходимо отвлекать на дополнительное мотивирование персонала, «приобретение» наиболее квалифицированных работников конкурирующей организации и т.п.

Таким образом, можно сформулировать аксиому целеполагания.

Существует как минимум одна цель предприятия, достижение которой — цель (обеспечивает достижение целей) всех субъектов целеполагания.

Первое следствие аксиомы целеполагания — если цель предприятия не учитывает целей всех субъектов целеполагания (на предприятии существует конфликт целей), то такое предприятие столкнется с проблемами противоречия целей различных субъектов целеполагания, что может привести его к банкротству.

Второе следствие аксиомы целеполагания если известны и учтены цели всех субъектов целеполагания, то предприятие будет гармонично развиваться и его цель будет достигнута.

Третье следствие аксиомы — цель любого предприятия как социально-экономической системы — стабильное развитие, показаниями которого выступают:

  • рост стоимости предприятия;
  • рост доли рынка;
  • рост конкурентоспособности;
  • рост показателей финансовой устойчивости;
  • уменьшение текучести кадров;
  • рост инновационное производства;
  • рост уровня труда и социального обеспечения работников;
  • формирование и укрепление корпоративной культуры;
  • укрепление положительного имиджа предприятия;
  • рост дивидендов.

При выборе альтернатив решения проблем предприятий возникает необходимость их оценки. Оценивают альтернативы по критериям достижения поставленных целей.

Предприятие как система стремится к пассивной устойчивости и к существованию независимо от наличия внешней среды. Внешняя среда в лице конкурентов и потребителей продукта предприятия вынуждает организацию реагировать на их запросы методом оперативного управления.

Таким образом, содержание целей определяется не только субъектом управления, но и самим объектом и предметом целеобразования.

 





Читайте также:
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.036 с.