Пути выхода из состояния заикания. Работа А.Прокофьева.




Изначально целью этой работы была попытка проследить историю возникновения заикания, как особого психического состояния, механизмы его проявления и показать пути выхода из него в другие состояния.
Нельзя дать точное и конкретное определение заиканию, поскольку любое определение может увести от непосредственного познавания этого явления, что является как раз самым ценным при работе с ним.
Условно заикание можно определить как сложный, разветвленный, механизм, действующий и развивающийся по своим законам.

Сказать так - это почти что ничего не сказать, так можно сказать про любое явления. Сказать что-то более конкретное можно лишь при детальном исследовании этого явления.

Этот механизм можно и нужно познавать (то чем мы и будем заниматься), приближая тот момент, когда можно будет вступить в продуктивное взаимодействие с ним и изменить ситуацию.

При написании данной работы была предпринята попытка дать возможность читателям изменить восприятие заикания, прочувствовать его с необычных, ранее, возможно, неизученных сторон, прочувствовать его аспекты.

Это может привести вас к многочисленным озарениям и догадкам. Предлагаются общие психотерапевтические методы, позволяющие выйти из этого состояния.

I. ОДИН ВАРИАНТ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ.

В процессе работы над собой по "искоренению" заикания необходимо именно изучение этого явления. Это - узел, в котором много кончиков - веревочек. Если резко тянуть за некоторые из них, можно только лишь сильнее затянуть его.

Конкретные заплетения этого узелка человеку неизвестны, иначе узел бы развязался сам. Он не осознает их.

Проследим общую, схематичную историю возникновения заикания. Она не претендует на точность (у всех все по-разному) - это просто иллюстрация.

Часто говорят, что заикание может появиться от сильного испуга. Например, ребенка напугала собака и он стал заикаться. Для него это шок, травма. Как ребенок может реагировать на нее?

Он беззаботно играет с другими детьми, или спокойно идет, держа за руку свою маму, или с любопытством, как это свойственно многим детям, исследует окружающий мир. И вдруг происходит что-то, что показывает ему мир совсем с другой стороны. Это может быть испуг от страшной собаки или любая другая травма.

Рушится привычная и безопасная картина мира. Например, эта ситуация может заставить его прийти к выводу, что мир может быть не только добр к нему, что нельзя просто так беззаботно играть и выражать все свои импульсы (например, это произошло во время игры).

Конечно, здесь не идет речь о том, что ребенок, хорошенько подумав, почесав в голове, приходит к этому выводу. Это происходит эмоционально.

Появляется первая ниточка - нельзя просто беззаботно жить, это может быть опасно и болезненно. Пропадает доверие к "доброму" миру. Нужно как-то защищаться, быть в постоянном напряжении, ведь жить небезопасно.

Дома начинают обращать внимание на это.

Возможно, если ребенку не хватало внимания, ему это понравится. Это вторая ниточка. Теперь в этом "плохом" появилось что-то "хорошее", и это "хорошее" важно и его теперь нужно удерживать.

Возможно, в группе его обсмеют товарищи. Или это произойдет позднее в школе. Если это повторится несколько раз, то ребенок подумает, что с ним что-то не так. Ребенок станет обращать постоянное внимание на свою речь. Это третья ниточка – "со мной что-то не так".

Если у него не будет получаться что-то сказать, то, возможно, он будет ругать и осуждать себя и свою речь. Вот четвертая ниточка.

Их может быть больше или меньше, но характеристики этих "ниточек" в том, что ребенок, а потом и взрослый человек не отдает себе отчет в том, почему он что-то делает. Это положение очень важно.

Представим себе, что человек привык бить себя молотком по пальцу, но он не понимает, отчего ему больно. Пока он не поймет, что боль вызывается конкретно этим действием, он не сможет избавиться от боли. Именно в таком положении оказывается ребенок, когда получает психическую травму. Внешние события завязывают "клубок" с подобными ниточками, но это все очень болезненно переживать. Появляется необходимость как-то защититься от этой боли. Начинают работать психологические защиты, описанные в психоанализе. Человек начинает защищать себя от этих болезненных переживаний, начинает подавлять, скрывать (в первую очередь от себя) все эти переживания, делать вид, что их нет. И это естественный защита и естественный путь в таких условиях.

Но если мы скрываем от себя чувствование этих "ниточек", переплетенных в клубок, то мы не можем его развязать. Как мы можем развязать клубок, если сами выкидываем этот клубок в темную комнату и засовываем его как можно дальше. И получается ситуация человека, бьющего себя молотком по пальцу, но не желающего видеть это действие, но, естественно, желающего избавиться от этой боли.

В примере, данном выше сплетены боль от выражения себя с удовольствием от получения внимания других людей и т.д. То есть при каждой попытке привлечь внимание к себе, человек будет испытывать второе и, что самое неприятное, без прочувствования и осознания второго невозможно дойти до места их сцепки и освободить, расцепить их. Что значит дойти до места сцепки? Это значит заново прожить момент травмы, прожить полностью, чувствуя все (в том числе и боль, которая в ней заложена).

Совсем необязательно вспоминать этот момент таким, каким он был в детстве. Многие исследователи считают, что если заново прожить какую-либо травмирующую ситуацию, то проблема уходит. Возможно, но в случае заикания это не работает. Нужно осознавать и проживать (тем самым освобождая себя) подавленные чувства такими, какими они проявляются в данный момент.

Конечно, вариант, приведенный выше довольно схематичен и условен. В жизни все у каждого индивидуально. Могут быть даже совершенно другие ниточки. Однако закономерность остается - человек изначально не хочет вытаскивать их на свет сознания.

Подводя некоторый промежуточный итог, можно сказать, что клубок со сложно переплетенными намерениями, которые не осознаются человеком, которые несут в себе большой эмоциональный заряд (по большей части это отрицательные эмоции), удерживаемый внутри от чувствования, которые управляют человеком именно через то, что он не осознает их и не хочет иметь с ними дело.

Этот клубок требует на поддержание своей жизнедеятельности огромное количество энергии. Во-первых нужна энергия на то, чтобы создать первичное намерение: "я не буду выражать себя, это опасно" (в каждом случае, конечно это все индивидуально, здесь мы будем использовать наш грубый пример). Было свободно проявляющее себя существо, а теперь, в результате какого-то происшествия, ему постоянно нужно помнить о том, что необходимо постоянно "быть начеку", сдерживать себя, напрягаться, иначе будет больно. Дальше нужна энергия на то, чтобы отгородить себя от чувствования тех неприятных ощущений, которые возникли в тот момент. А этих ощущений, как было показано выше, довольно много, это заряд негативных эмоций. Заметим, что энергия тратится ежесекундно. Даже когда все вроде бы кануло в небытие и человек отгородил себя от этого "клубка" и не чувствует дискомфорта. Да не чувствует, но только потому, что на это уходит много сил. Клубок-то все равно рядом. Дальше, нужно прикладывать постоянное усилие к тому, чтобы на внешнем поведенческом уровне говорить как можно лучше, ведь заикаться неприятно. На это тоже уходит много сил. Социальная маска требует, чтобы постоянно скрывалась необычность.

Смотрите, сколько конфликтов, раздирающих личность заикающегося.

У каждого все индивидуально, но если взять наш пример, то с одной стороны заикающийся хочет привлечь к себе внимание, с другой стороны в него крепко засела мысль, что нельзя проявлять себя. Это тоже самое, что в автомобиле нажать на педаль газа и одновременно вдарить по тормозам. Что будет с машиной?

II. ЗАИКАНИЕ И ФОКУСЫВНИМАНИЯ.

Внимание человека - это его сила, его энергия. То, куда мы направляем свою энергию, то качество в нас усиливается и подпитывается.

Это очень простой и очевидный принцип, однако, он позволяет некоторые вещи увидеть немного с другой стороны.

Когда культурист накачивает и тренирует свои мускулы, он направляет свое внимание на собственную силу и становится сильнее, когда пианист тренируется играть гаммы, - он направляет свое внимание на такое качество, как беглость, и начинает играть все более "технично".

Когда человек боится чего-то, то он направляет свое внимание, свою энергию на неудачу, поскольку страх предполагает худшее. Это очень важное качество страха. По сути, что есть страх? Это усиленное думание о плохом, о том, чего мы боимся (усиленное желание избежать чего-то). Если же в каком-то деле человек направляет свою энергию на неудачу, то с очень большой вероятностью он ее и получит. Чем больше он боится, тем больше энергии будет "приложено" к тому, чтобы неудача случилась.

Сразу вспоминается пример. Например, молодой человек хочет познакомиться с девушкой, однако не верит в то, что это у него получится(боится этого). Что происходит? Он вкладывает свое внимание и энергию в неудачу, чувство неловкости и т.д. Естественно, что, когда он все же пойдет знакомиться с ней, он сам же и создаст этот опыт.

Почему это интересно с точки зрения заикания?

Где находится фокус внимания у заикающегося? Часто люди говорят, что уже предчувствуют, что у них не получится что-то сказать, уже заранее предчувствуют негативную реакцию окружающих, смущение и т.д.

В этом случае получается, что заикающийся вкладывает свою энергию в чувство беспомощности, и в ощущения неудачи и получает это. Или говорят, что боятся этих чувств, боятся открыть рот.

Что это значит: "Я боюсь, что буду унижен". Это значит, что я вкладываю свое внимание в такой вариант поведения, в котором это, т.е. унижение и происходит. Только есть еще одна тонкость. Энергию-то я вкладываю, но видеть себе это не позволяю, поскольку сам факт того, что я боюсь, предполагает, что я всеми силами пытаюсь отдалиться о того, чего я боюсь, поставить защитную стену. Я не позволяю себе чувствовать эту ситуацию в полной мере, поскольку это не совсем приятные чувства.

Получается, что я вкладываю энергию в то, что сам не хочу видеть, с чем не хочу иметь дело, что не хочу чувствовать. И то, куда я вкладываю энергию очень дурное само по себе. То есть мы не осознаем этот процесс, не отдаем себе в нем отчет.

Это очень интересно прочувствовать именно с точки зрения того, куда мы вкладываем внимание. Получается новый ракурс, в котором можно увидеть что-то, что недоступно при обычном видении.

Есть очень существенная разница, между тем, когда вкладывают ресурсы таким способом, какой описан выше и таким, при котором пытаются достичь какую-либо полезную, сознательную цель.

Это разница в сознательном контроле. Музыкант, который вкладывает свою силу в подвижность и ловкость рук может легко изменить эту цель, может вообще отказаться от нее, может перестать вкладывать в нее силу. А человек, который, например, боится неудачи не может так легко перестать об этом думать, потому что, как мы уже увидели, он не контролирует то, куда он дает силу, и даже наоборот не хочет "связываться" с этим.

В чем заключается выход из этой ситуации?

Одним из выходов (их может быть много, иногда говорят, что у каждой проблемы бесконечное количество решений) является наблюдение за тем, куда мы вкладываем силу. Раз уж так получилось, что человек вкладывает силу в какую-то негативную составляющую, он не отслеживает это и ему сложно осуществлять контроль, то ему ничего не остается, как начать разбираться, что же собственно он делает, зачем и как.

Когда это выводится на уровень сознания, то появляется возможность контролировать этот процесс, появляется возможность перестать вкладывать силу в негативную цель.

Но когда человек идет по этому пути, ему приходится встречаться с тем самым, от чего он так долго бегал, чувствовать и проживать это. Если он боялся унижения, значит он вкладывал силы в создание этого унижения, вкладывал силы в то, чтобы отвергнуть это унижение и не чувствовать его. А теперь придется его прочувствовать, заново пережить. Только так можно освободиться от унижения.

На самом деле негативные чувства не могут нанести нам вред, если мы просто пропускаем их через себя. Я чувствую, например, ненависть, я позволяю этому чувству пройти сквозь меня и я проживаю это чувство. Это состояние проходит цикл своей жизни и перетекает во что-то другое, полностью преобразуя себя. Тогда гнев не опасен. Но если этот гнев сдержать, не дать прожить ему его собственную жизнь, не дать выразиться и стать чем-то другим, тогда он останется и будет накапливаться. А социальные условия далеко не всегда позволяют данному состоянию естественно развиваться.

Чувствовать на самом деле безопасно! Именно в это перестает верить ребенок, получивший травму, перестает верить на очень глубоком уровне, единожды не справившись с сильным переживанием.

Это может показаться очень непривлекательным на первый взгляд. Но только до тех пор, пока человек не почувствует, что за процессом перепроживания и чувствования идет освобождение от этих чувств, переживаний.

По сути это процесс возвращение нашей энергии.

Иногда этот процесс не так скор, как хотелось бы. На это могут уходить недели и даже месяцы.

Результаты ждут тех, кто готов экспериментировать, исследовать себя, использовать различные методы и техники и, самое главное испытывать себя, "ввязываться" в исследовательские авантюры и получать из них уроки.

Как это делать будет описано в следующих главах.

Как мы мыслим, так мы и живем. Если внимание человека в жизни направлено на деятельность, он ставит и реализует какие-либо цели, заиканию неоткуда появиться.

Если же его внимание направлено на то, как избежать заикания или же не направлено на конкретные цели из-за "проблемы заикания", то сам такой образ мышления и жизни усиливает проблемы.

Хотите вылечиться от заикания – перенаправьте фокус своего внимания на конкретные жизненные цели – работа, любовь, самосовершенствование, общение, творчество и т.д.

Это общая схема, ее не так просто реализовать, потому что сначала нужно расчистить загромождение, оставленное неправильным мышлением.

Расчисткой и займемся. Но сначала немного теории.

III. ЗАИКАНИЕ - ЭТО БОРЬБА С ЗАИКАНИЕМ.

Заикание - это очень вязкая штука. Когда начинаешь с ним работать, поражаешься, насколько оно живучее. Это, на мой взгляд говорит о том, что масштаб исследования, осознания и воздействия должен быть достаточно велик, чтобы произошли какие-либо изменения.

Алан Маршал ("Я умею прыгать через лужи") описывает одну женщину, у которой был длинный и некрасивый волос на подбородке. Окружающие ее люди недоумевали, почему она не сбривает его. А все дело в том, что если бы она его сбрила, то признала бы факт его существования. Это потребовало бы смелости признать свой недостаток, встретиться с чем-то непривлекательным в себе.

Этот отрывок меня поразил, потому что очень четко описывает один из аспектов заикания: заикающиеся (в подавляющем большинстве случаев) пытаются скрыть свой недостаток, отрицать, отвергнуть его, бросить огромные усилия на то, чтобы никто не понял, что они заикаются. Они постоянно борются со своим заиканием, не принимая его. На это уходит очень много сил.

То есть, (это очень важно прочувствовать) заикающиеся отрицают факт своего заикания. Также это проявляется и в том, что заикающиеся во время речи прилагают много усилий, чтобы скрыть его.

Как будет вести себя человек, отрицающий факт существования своей руки? Он будет прятать руку, маскировать ее, он будет испытывать страх, что кто-то поймет, что он прячет, он будет постоянно обеспокоен. Чем больше он будет прятать свою руку, тем больше внимания он будет на нее обращать, тем страннее он будет выглядеть в глазах окружающих.

Схожее положение и с заиканием. Чем больше человек старается не заикаться, тем сильнее начинает заикаться, или при незначительном улучшении, потом получит срыв и усиление заикания. Если рассматривать это с точки зрения той схемы, о которой рассказывалось в прошлой главе, то получается, что чем больше желание НЕ заикаться, тем больше накапливается энергии на этой негативной

составляющей (т.е. на заикании). Человек не может думать о чем-то безпредметно. Если он думает о том, чтобы дышать, это мысль о дыхании; если же он думает о том, чтобы не дышать, то это тоже мысль о дыхании. Если человек думает о своем заикании, это мысль о заикании, если же он думает о том, чтобы не заикаться, то это та же самая мысль. А если она еще и сильно эмоционально заряжена?

Эти размышления приводят к некоторым очень интересным выводам.

Самым важным на мой взгляд является тот, что с заиканием нельзя бороться. Это только усиливает его.

Я очень хочу не заикаться, но именно этим самым желанием я создаю и усиливаю заикание. Не правда ли парадоксально?

Вероятно, это играет одну из ключевых ролей в том, что после 30-40 лет заикание обычно начинает ослабевать. В этом возрасте просто уже сходят с непримиримой, "борческой" позиции, которая была раньше.

Если заикание болезненно воспринимается человеком, у него может возникнуть желание не говорить или говорить как можно меньше, т.е. не подвергать себя таким неприятным ощущениям. Он начинает уходить от самих ситуаций говорения, думать о том, как сказать меньше или вообще не сказать, замыкается в себе. Это, по словам

В.И.Панова, является самой большой ошибкой, которую только можно допустить в этой ситуации. Этот образ мышления сам по себе усиливает заикание. Думая таким образом, заикающийся накапливает энергию на "неговорении", сдерживании проявлений себя. То есть, думая о неговорении и сдерживании, создает эти явления, как и усердно думая о том, как не оступиться, человек спотыкается.

Этот феномен назван "парадоксом бревна" и описан В.Леви. Если бревно лежит на земле, то по нему очень легко пройти, если поднять его на метр, то пройти сложнее, если же на 20 метров, то неподготовленному человеку пройти просто невозможно. В последнем случае, человек начинает думать о том, как не упасть, то есть он направляет свою энергию на "упасть с приставкой не", сем самым программируя и формируя те неловкие движения, которые и помешают пройти.

Как перестать накапливать энергию на негативных моментах? Как перестать думать о том, чтобы:

1. Не заикнуться.

2. Поменьше говорить.

3. Сдержать свои проявления как личности.

4. Не упасть в грязь лицом.

5. Окружающие не подумали чего плохого.

Одним из способов является проживание конкретной ситуации или ситуаций на эмоциональном плане. Если человек испытывает какие-либо переживания в определенной ситуации и боится говорить, то ему нужно подумать о том, что бы было если бы он все таки стал говорить в ней и делать то, что бы он хотел.

Как мы выяснили раньше, человек не осознает тех направлений на которых он накапливает энергию. При помещении себя в эти сложные ситуации или мысленно проживая их, эти направления становятся сознательными, по крайней мере, отчасти.

Поместить себя в ситуацию, которую избегаешь и не принимаешь, - значит встретиться лицом к лицу с тем, чего не хочешь видеть и чувствовать в себе. Для того, чтобы положение изменилось нужно представить себя в такой ситуации и чувствовать.

Займите удобное положение. Расслабьтесь.

Представьте себя в той ситуации, которую вы избегаете.

Вы боитесь говорить в компании, идти к начальнику требовать повышения? Представьте себя делающим все это.

Вскоре у вас появятся те чувства, которые вы от себя прятали и которые мешали перестать думать о негативе, накапливая в нем энергию.

Чувствуйте их, наблюдайте за ними, дайте им выйти.

Например, я всю жизнь боялся выступать перед аудиторией больше 5 человек. Если предстояло выступление перед большой аудиторией, я испытывал безотчетный страх и тот комплекс чувств, который описан ранее. Когда перед выступлением я представлял себя говорящим, появлялись чувства страха, унижения, боязни неудачи.

Все что нужно делать - это позволить этим чувствам и ощущениям быть, развиваться по своим законам и просто наблюдать за ними.

Если появляются такие чувства - это большой успех. Если они не появляются, то здесь возможно два варианта, либо их нет и причина находится в другом, либо они так глубоко скрыты, что человек все еще делает вид, что их нет. Во втором случае поможет только терпение.

Когда появляются такие чувства, их нужно просто проживать, помня, что никакое, даже самое сильное чувство не причиняет вреда, если просто проживается. Мы больше любого чувства.

Что значит полностью прожить чувство?

Это достаточно сложный вопрос.

Чтобы приблизиться к пониманию ответа на этот вопрос, нужно вспомнить, как реагирует ребенок на неприятные раздражители. Он тут же проявляет свои чувства плачем, криком, кусанием, битием кулаками. Он не сдерживает себя, он тотален и целостен в проявлении своих чувств, поэтому он проживает их полностью.

Таким образом, приблизительно, можно выделить несколько характеристик в реагировании ребенком на негатив. Это яркость выражения и полнота чувствования.

Современный человек, конечно же, не может кусаться при первом признаке недовольства. Но он может хотя бы не препятствовать себе чувствовать, независимо от того, приятное это чувство или нет.

Итак, высвобождая подавленные чувства и осознавая те мысли, которые, собственно, и стали причиной их накопления, мы соединяемся с ними и освобождаемся от них.

Если человек боится говорить и ставит себя в ситуацию, в которой все таки необходимо говорить, он проживает свой страх и освобождает себя от него.

Проживая и высвобождая подавленные чувства, мы как бы разминируем себя.

После этого нужно пройти это испытание в реальности. И те лишние переживания, которые у вас были бы без этой работы просто не возникнут. Они уже отработаны.

Видимо этим объясняются те случаи излечения, когда людям, страдавшим от сильного заикания, удавалось вылечиться, когда жизнь жестоко заставляла их говорить, или когда они сами, несмотря на свой недостаток, действовали в направлении достижения поставленных целей. Они ставили себя в условия, требующие постоянного говорения, а значит прочувствования того, что они прятали и отвергали в себе. Это приводило к высвобождению подавленного.

Освобождению себя - это та работа, на которую может уходить достаточно много времени, которую вряд ли можно назвать простой и легкой. Однако нужно помнить о том, что проделываемая работа всегда соответствует ценности результата. В этой области нельзя получить что-то очень ценное, приложив несоизмеримо меньше усилий. Внутренне освобождение - это очень ценная награда, которая стоит затраченных усилий.

IV. ВТОРИЧНЫЕ ВЫГОДЫ.

Еще немного теории. Если заикание много значит в жизни человека, то оно начинает опосредовать его восприятие и мышление, т.е. оно становится фильтром, через который воспринимается мир. Например, появляется желание сходить в гости, и тут же какой-то внутренний голос напоминает, что вообще-то налицо большие проблемы.

Какие могут быть гости?

Заикание иногда может становиться главной определяющим моментом в поведении. Так могут опосредоваться огромное количество желаний и мыслей. Этот фильтр может работать так, что сама мысль - пойти в гости даже не дойдет до осознания.

Таким образом, заикание может включаться в жизнь и играть в ней довольно большую роль.

Представим себе, что у человека всю его жизнь прослеживаются сложности в общении. Это типичная ситуация для заикающихся. Человек не знает других состояний. Эти трудности включены в его жизнь. Это знакомо и привычно. Человек уже не может без этого в силу различных причин.

Дело в том, что в природе человека заложено чувствовать, переживать различные эмоции. Первоначально ребенок чувствует все: и радость от открытия и познания мира, и, позже, недовольства, обиды и т.п. Ребенок открыт всем этим переживаниям, он открыт миру.

Он не зафиксирован на каких-то конкретных переживаниях. Даже, если он переживает что-то негативное, он проживает это до конца, полностью, тотально, так, что после этого ничего не остается. Ему больно, он закричал, расплакался, а через 5 минут забыл это, потому что данное переживание себя исчерпало. Он просто пропустил через себя, сквозь себя данное чувство, прожил его.

А если ребенок попадает в более эмоционально насыщенную ситуацию, которую он не может полностью прожить, например, сильный испуг, то он фиксируется на ней. Он не пропускает через себя это более сильное чувство а пытается задерживать его, в результате чего это чувство остается и его приходится переживать снова и снова.

Пока человек живет, он чувствует. Если он зафиксирован на негативном чувстве, которое он не может прожить до конца, то он будет снова и снова переживать это чувство.

Другими словами, эмоционально человек запрограммирован природой "питаться" различными переживаниями, это форма существования психического, а если он, в силу обстоятельств, зафиксирован на каком-то одном (в данном случае, отрицательном), то он будет питаться этими переживаниями. То есть, если он привык питаться этими переживаниями, то он в своей жизни сам будет создавать или поддерживать то, что приносит эти переживания.

Что чувствует заикающийся, когда у него происходит очередная речевая неудача? Беспомощность, злость, унижение, никчемность и т.д. и т.п. Значит получилось так, что он эмоционально привык питаться этими переживаниями. Он пустил их в оборот (очень сочное выражение для данного контекста), однако может не вполне отдавать себе отчет в том, чем же он питается.

Здесь мы подходим к вопросу о вторичных выгодах. В учебниках по психотерапии под ними понимаются те выгоды, которые человек получает от своей болезни. Скажем, человек заболел и все стали за ним ухаживать, - ему приятно.

В случае с заиканием этих выгод может быть очень много (заметьте, что вы чувствуете, когда читаете эти строки). Что может давать человеку заикание? Чувство беспомощности позволяет снять ответственность, унижение может помочь привлечь к себе внимание и т.д., в каждом случае это, конечно, индивидуально. Вторичные выгоды могут быть очень изощренными и замаскированными.

То есть, получается, что заикающийся зафиксирован на питании негативными эмоциями, считает их единственными и ищет их, и в дополнении ко всему, еще и использует это положение, чтобы получить свою прибыль.

Это то, что держит болезнь и не всегда видно на поверхности.

Перейти на другое питание не так-то просто, но возможно.

Что может означать переход на другое питание?

Какой образ жизни повлечет за собой переход на другое питание?

Иногда про заикающихся говорят, что они специально заикаются, что это очень удобная по жизни позиция, которая позволяет им избегать ответственности, не нести на своих плечах бремя принятия решений. Я услышал такое суждение впервые лет 5-6 назад. Тогда оно мне показалось очень красивым и чувствовалось, что в этом что-то есть. А рассуждая здраво, вообще, можно прийти к заключению, что так оно и должно быть. Если человек получает от чего-либо столько дивидендов, а потом говорит, что не может от этого избавиться, это наводит на странные размышления. Однако осознать и прочувствовать это я не мог, хотя и полностью принимал эти рассуждения.

Прочувствовать на себе мне удалось это только в ситуации, в которой у меня была возможность навсегда избавиться от заикания.

Занимаясь самонаблюдением, я несколько лет накапливал опыт, ставя много экспериментов и детально анализируя нюансы спадов и взлетов (иногда этот анализ становился настолько всеобъемлющим и излишним, что, в целом, мешал жить. Но это уже о другом). Занимаясь психологией и исследуя принципы, изложенные в данной работе (и те, которые еще будут изложены), я научился выходить из состояния заикания. Я знал, что (один из вариантов)если я честно скажу о своих чувствах другому человеку, перестану затушевывать проблему (как это делается, будет подробно описано), то состояние заикания исчезает. Однако, каждый раз все возвращалось на первоначальную точку. Иногда возвращались такие состояния, что тогда можно было сказать, что, каким я был до самого первого лечения, такой же я и сейчас, ничего не изменилось. Такие же комплексы, такое же заикание, все то же самое, та же беспомощность. И такие моменты бывали даже после того, как я научился проходить, образно говоря, по тоннелю состояний к состоянию блестящей речи.

Вроде бы научился, научился делать все правильно и точно, научился делать это сам, без посторонней помощи и посторонних влияний. Бывает, что экстрасенсы снимают заикание на две-три недели, но это не самостоятельная работа. И все же результат уходил. Конечно, можно было списать на то, что проход по тоннелю состояний достаточно сложен. Это то же самое, что и постоянное преодоление своего страха - сейчас получилось, завтра запал пропал и человек уже даже не преодолевает его.

В очередной раз возникла ситуация, требующая хорошей речи. Тогда я очень четко почувствовал, что если сделаю определенные шаги, то заикание перестанет быть проблемой в этой ситуации. Но тотчас я почувствовал, что я не хочу этого. Та цель, к которой я шел столько лет, - мне не хочется ее достигать. То как есть - плохо, тошнит, а то, как может быть - не хочу.

Это осознание было некоторым шоком. Первой реакцией было заставить себя сделать выбор. Но это, как я чувствую не привело бы ни к чему хорошему. Насильно мил не будешь. Нельзя насильно других сделать счастливыми, оказывается и себя тоже.

Только тогда я прочувствовал, что заикание - это просто "удобный" способ жизни. Я просто бегал от принятия настоящих решений. Принимать решения (серьезные решения) - это значит взять ответственность за себя и свою жизнь. Почему это так страшно? Ведь здесь дело не в лени, я мог целыми днями работать над заинтересовавшей меня темой.

Принимать решения - это рисковать, ведь если я делаю что-то и на мне полная ответственность, то я отвечаю за это и в случае успеха и в случае неудачи. А если я зависим от того, как на меня посмотрят, как я выгляжу в глазах других и в собственных глазах?

Зависимость от "Я" - это привязанность к одному образу, состоянию. У заикающихся это особенно сильно проявлено.

Как избавиться от вторичных выгод?

Это и просто и сложно. Нужно захотеть стать творческим, конструктивным и взрослым (в душевном смысле) человеком, реализующим те цели, которые действительно хочется реализовать, общающимся с теми людьми, с которыми хочется общаться, а не прятаться от жизни, используя заикание в качестве отмазки.

А вот как всего этого захотеть я не знаю.

Если человек становится на путь самосовершенствования и развития, работает над тем, чтобы его жизни была более гармоничной, полной, светлой, то рано или поздно эти желания появляются. Хотя возможны и другие варианты.

V. ИДЕАЛИЗАЦИИ.

В каждой следующей главе мы рассматриваем заикание с новой стороны, которая на первый взгляд может показаться несвязанной с предыдущей. На самом деле это все грани одного целого. Но для кого-то будет актуальнее одно, а для кого-то другое.

В данном разделе я хотел бы показать, что заикание очень тесно связано с тем, что человек идеализирует.

Что такое идеализация?

Например, для человека важно то, сколько у него денег. Если у него достаточно денег, он чувствует себя комфортно, недостаточно денег - плохо, дискомфортно. В какой-то степени этот человек зависим от денег (а кто может сказать, что на все сто независим от них), но это еще не тот вид зависимости, идеализации который я бы хотел описать.

По-настоящему человек зависим от денег тогда, когда он много думает об этом, когда он начинает испытывать отрицательные эмоции в тех случаях, когда не получается иметь много денег, когда деньги становятся целью, когда человек не мыслит свое существование без них.

Если у другого человека отняли некоторую сумму, то это для него, конечно, ситуация неприятная. Если же отнимают деньги у человека, сделавшего их чуть ли не целью жизни, то он воспринимает это, буквально как, "конец света" и реагирует на это в соответствии с особенностями своего характера (однако эта реакция в любом случае будет отличаться большой силой и отрицательностью).

И, в таком случае, в человеке начинают в очень больших количествах появляться негативные эмоции. А негативные эмоции, как известно, являются сильнейшим разрушающим фактором.

То есть, человек зависит от чего-то тогда, когда не может это отпустить. Зависеть человек может от денег, социального статуса, хороших семейных отношений, секса, карьеры, духовности и т.д. и т.п. Зависимостей в жизни может быть очень много. Их описал и классифицировал С.Н.Лазарев. Интересующихся глубоко этой темой отсылаю к нему. Но хочу предупредить, что информацией в его книгах стоит пользоваться предельно осторожно.

Итак, человек зависим от того, что он не может отпустить, утрату чего он воспринимает как крах при том, что у него появляется много отрицательных эмоций – агрессия, недовольство, обида, зависть и т.д.

Страшным как раз является не идеализация чего-либо, а именно те негативные эмоции, которые возникают в связи с этим. Безопасно сколь угодно хотеть и желать чего-либо, не накапливая негативных переживаний.

Часто получается, что то, от чего мы зависим, теряется.

Это почти то же самое, что и страх, только немного с другой стороны.

Очень рекомендую книги А. Свияша для подробного рассмотрения этого механизма.

Теперь о заикании в свете вышесказанного.

Заикающийся часто жестко зафиксирован на своем заикании и на себе. "Как я буду выглядеть, как на меня посмотрят и т.д." – это привычные мысли. То есть существует идеальный образ себя, который ломается при заикании. И чем жестче человек зафиксирован на этом образе, тем больнее ему, когда он заикаясь не "дотягивает" до своего идеального образа.

Каким рисует себя человек, что при ломке этого образа становится больно? Назовем этот образ пока условно образом Х.

Часто повторяющимися переживаниями при заикании являются чувство унижения, неловкость, унижения и т.д.

Но почему обычные люди не испытывают страх унижения?

Кто может испытывать страх унижения?

Кто боится потерять деньги? Тот, кто очень зависим от них, кто идеализирует их.

Кто боится потерять любимую (любимого)? Тот, кто эависим от нее (него).

Исходя из этой логики, если человек испытывает страх унижения, то он боится потерять... что?

Страх унижения - это страх быть хуже, ниже других.

Что боится потерять, боящийся стать хуже и ниже других других?

Если очень внимательно проследить и прочувствовать эту логику, то получается, что человек, боящийся стать хуже других боится потерять свой образ, в котором он лучше, выше других. Иначе зачем ему бояться это потерять.

Мы боимся потерять то, от чего мы зависимы.

Если бы у него не было этого идеального образа - образа того, какими бы он хотел бы быть, то тогда не было бы так неприятно терять его.

Значит, если я боюсь унижения (быть ниже, хуже) перед другими - это означает, что на самом деле я хочу быть выше, лучше других, хочу поставить других ниже себя. В религии это называется гордыней (что между прочим, считается смертным грехом).

Страх унижения и само унижение не может существовать без своей противоположности - высокомерия, желания унизить другого. Если честно понаблюдать за собой, то это желание можно легко отследить.

Признайтесь себя честно, есть ли у вас иногда такие фантазии, когда вы на вершине совершенства, а другие вами восхищаются и стоят как бы на ступеньку ниже.

Если это есть, то я вас поздравляю – вы честны с собой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: