Правила осмотрительности
При выполнении учебных полетов в ОЛТК ГА
Осмотрительность пилота (экипажа) - это умение непрерывно и тщательно наблюдать за окружающей обстановкой на земле и воздухе в радиусе, обеспечивающем безопасность полета, это постоянная бдительность, умение видеть, слышать, замечать и быстро осмысливать всё то, что облегчает свободу маневра, успешное решение задач в полёте.
Осмотрительность должна совершенствоваться с каждым полётом и в конце концов стать профессиональной привычкой пилота. Осмотр воздушного пространства может быть круговым или в определенном направлении (секторе). Сущность кругового осмотра заключается в следующем: все пространство вокруг вертолете разделяется на правую и левую полусферы, которые на вертолете Ми-8 осматриваются соответственно правым и левым пилотом.
Каждая полусфера осматривается в следующем порядке:
- нижняя часть полусферы - пространство под фонарем кабины экипажа, под вертолетом (под 90°), под рулевым винтом;
- верхняя часть полусферы - пространство над рулевым винтом, над вертолетом (под 90°), над фонарем кабины экипажа.
Схема осмотрительности перед выруливанием:
На данной схеме осмотрительности перед выруливанием:
1 - вправо, вперед (нет ли препятствий);
2 - вправо (нет ли посторонних предметов, не выруливает ли другой вертолет);
3 - вправо, назад (нет ли людей и препятствий у хвостовой части вертолета);
4 - влево, назад (нет ли людей и препятствий у хвостовой части вертолета);
5 - влево (нет ли посторонних предметов, не выруливает ли другой вертолет);
6 - влево, вперед (нет ли препятствий).
Порядок осмотрительности при полете по прямоугольному маршруту (по кругу)
Порядок осмотрительности при полете по прямоугольному маршруту (по кругу):
1. Перед взлетом осмотреть передний сектор, убедиться, что нет препятствий на взлётной полосе, определить удаление от ранее взлетевшего вертолёта, убедиться, что нет вертолётов, уходящих на второй круг, затем оценить воздушную обстановку по радиообмену бортов с руководителем полётов и наметить ориентир для взлёта.
2. На высоте 50 м осмотреть переднюю полусферу и площадки на случай вынужденной посадки, на высоте 100 м осмотреть переднюю полусферу, особенно внешнюю сторону круга (не входят ли в круг другие воздушные суда).
3. Перед первым разворотом определить удаление от ранее взлетевшего вертолёта, осмотреть переднюю полусферу и внутреннюю часть круга, наметить ориентир для вывода.
4. Между первым и вторым разворотами проверить по стартовым знакам правильность построения прямоугольного маршрута, определить момент начала второго разворота по углу визирования посадочного "Т".
5. Перед вторым разворотом определить удаление до вертолёта, находящегося впереди, осмотреть внутреннюю сторону разворота, наметить ориентир для вывода.
6. После перехода в режим горизонтального полёта произвести круговой осмотр воздушного пространства, прослушать и проанализировать радиоинформацию (о выполнении 3-го разворота или запросе посадки другими экипажами), наблюдать за впереди идущим вертолётом, сохраняя установленную дистанцию. Проверить параллельность линии полёта с осью ВПП.
7. От второго к третьему развороту, убедившись, что маршрут не пересекает другой вертолёт, занять установленную дистанцию, тщательно просматривать переднюю полусферу. Проверить параллельность линии пути относительно стартовых знаков, определить ширину прямоугольного маршрута по удалению "Т" от места вертолёта.
8. Перед третьим разворотом провести круговой осмотр воздушного пространства, обратить особое внимание на внешнюю сторону круга (нет ли воздушных судов, входящих в круг из зон, или вертолётов, летящих по большому кругу), прослушивать радиоинформацию (нет ли докладов о входе в круг) и, услышав доклад, обнаружить этот вертолёт и следовать за ним на безопасной дистанции, убедившись в отсутствии вертолётов внутри круга. Определить момент начала 3-го разворота по углу визирования посадочного "Т" относительно вертолета (45°).
9. При выполнении 3-го разворота осмотреть передний сектор, верхнюю полусферу и внутреннюю часть круга, оценить радиоинформацию, просмотреть внешнюю часть круга, чтобы не пересечь круг другим вертолетам.
10. После 3-го разворота осмотреть окружающее пространство, следить за внешней стороной круга (нет ли вертолетов, входящих в круг к 3 и 4-му разворотам), прослушать радиообмен и определить, нет ли запросов о входе в круг к этим разворотам, постоянно следить за внутренней стороной круга (нет ли вертолетов).
11. Перед 4-м разворотом осмотреть переднюю полусферу, наблюдать за внешней стороной круга и верхней полусферой (нет ли вертолётов, входящих в круг в районе 4-го разворота), определить момент начала разворота по углу визирования посадочного "Т".
12. При выполнении 4-го разворота осмотреть передний сектор. Выход на посадочный курс уточнять изменением величины крена.
13. При снижении после 4-го разворота осмотреться и убедиться, что посадочная полоса (посадочная площадка) свободна и посадка разрешена, а также убедиться, что впереди летящие вертолёты находятся на безопасном расстоянии (200 м) и боковом интервале (50 м).
14. Просмотреть посадочную полосу (посадочную площадку) и убедиться, что никаких препятствий, мешающих посадке, нет.