Рабочая тетрадь
Тема 1. Культура речи
Задание: сформулируйте основные понятия
Русский литературный язык - ______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Литературная норма – _____________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Письменный литературный язык – ___________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Разговорная разновидность русского литературного языка – ____________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Функциональная стилистика – ______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Функция языка – _________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Официально-деловой стиль – _______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Публицистический стиль – _________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Художественный стиль – __________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Научный стиль – _________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Разговорный стиль – ______________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Культура речи – __________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Нормативный аспект изучения культуры речи – ________________________
________________________________________________________________
|
________________________________________________________________
Грамматические нормы – __________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Орфоэпические нормы – __________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Орфографические нормы – ________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Коммуникативный аспект изучения культуры речи – ____________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Правильность речи – ______________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Точность речи – __________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Ясность речи – ___________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Логичность речи – ________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Выразительность речи – ___________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Эпитет – ________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Метафора – ______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Метонимия – _____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Сравнения – _____________________________________________________
|
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Олицетворения – _________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Литота – ________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Гипербола – _____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Оксюморон – ____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Антитеза – _______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Анафора – _______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Эпифора – ______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Структурный параллелизм – _______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Этический аспект изучения культуры речи – __________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Речевой этикет – _________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Речевое общение – _______________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Единицы речевого общения – _______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Кол-во верных ответов ________________________
|
Кол-во неверных ответов ______________________
Оценка преподавателя ________________________
Тема 2. Нормы современного русского литературного языка
Задание
1. Отметьте номера слов, где буква «е» после согласного произносится твёрдо:
1. феномен
2. партер
3. пресса
4. интерьер
5. крем
2. Отметьте номера слов, в которых сочетание [чн] должно произноситься как [шн]
1. сердечный (приступ)
2. нарочно
3. девичник
4. Кузьминична
5. оттеночный
3. Отметьте номера слов, где нужно вставить гласную «ё»
1. аф...ра
2. ист...кший кровью
3. бл...клый
4. изр...кший
5. копь...
4. Отметьте номера слов с правильным ударением.
1. инструмент
2. тостовый
3. тотчас
4. поняла
5. документ
5. Отметьте номера, в которых значение определено неверно.
1. обескуражить– лишить кого-либо уверенности в себе;
2. новация– новшество;
3. демонстрировать– выходить на демонстрацию;
4. дипломант– тот кто удостоен диплома;
5. дезинформировать– сообщать искаженные или ложные сведения.
6. Отметьте номера слов, в которых неправильно определен род.
I.
1. мозоль (ж.р.)
2. тюль (ж.р.)
3. мочало (ср.р.)
4. авеню (ср.р.)
5. задавала (ж.р.)
II. раскройте скобки, определив род
1. покрыть (толь) крышу ____________________________________________
2. сидит (компетентный) жюри _______________________________________
3. голову моют (шампунь) -__________________________________________
4. дует (свежий) цунами _____________________________________________
7. Отметьте номера предложений, где допущена грамматическая ошибка. Исправьте ее.
1. Все вокруг заросло кустарниками.
2. У богатого брата было много скотин, а у бедного - одна корова.
3. На дворе у нас сломались качели.
4. Им приказали немедленно сдать все оружия.
5. Я хотел бы иметь какого - нибудь животного.
8. Отметьте номера, в которых допущена ошибка в образовании форм слов:
1. более пятьдесят пяти рублей
2. несколько грузин
3. фильм интереснее, чем книга
4. лягте на диван
5. жжет костер
9. Выберите одно из слов, данных в скобках
1. Студент быстро (освоил - усвоил) материал.
2. Знаток во всем, он все же был (невежей - невеждой) в живописи.
3. Помещики жестоко обращались со своими (дворовыми - придворными).
4. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент - абонемент).
5. Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения.
10. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:
1. Зайдя в воду, ноги покрылись мурашками.
2. Мы часто принимаем желаемое за действительное.
3. Наденьте шляпу!
4. Она вежлива и воспитана.
5. К 1 Маю все объекты должны быть сданы в срок.
6. Молодой врач Ирина Петровна зашла в операционную.
7. Группа студентов просила проэкзаменовать их досрочно.
8. Это мне не совсем по душе.
9. Вследствие предстоящего отъезда мне необходимо встретиться с главным редактором.
10. Ввиду отъезда встреча переносится.
Кол-во верных ответов ________________________
Кол-во неверных ответов ______________________
Оценка преподавателя ________________________
Тема 3. Стили литературного языка
Задания:
1. Какие закономерности языка изучает стилистика?
- Назовите стили письменной и устной речи
- Чем они отличаются друг от друга?
- Можно ли стили речи понимать как замкнутые системы?
- Что объединяет функциональные стили?
2. Подчеркните те части слова, которые имеют характерные признаки письменного стиля.
Вышеуказанный, самовоспитание, умозаключение, местожительство; констатировать, наиавторитетнейший, позирование, воззрение, невыразимый, претворение, поэтизировать, жаждать, жизнеутверждающий.
3. Найдите в предложениях случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики.
Исправьте предложения.
1. Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник. Он рассказывал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их - дело безнадежное.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________
2. В портфелях творческих объединений нашей киностудии немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. Но чего явно не хватает в киноассортименте студии - это въедливых комедий и жизнерадостных веселых музыкальных лент.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________
4. Отредактируйте предложения, где это необходимо. Напишите правильный вариант.
1. Из этих личных качеств и проистекает неумение подойти к людям.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________
2. Не раз поднимался вопрос о моечной в раздатке.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________
3. В ожидании поезда мы целых два часа слонялись по улицам.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________
4. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________
5. Из-за его халатного отношения к делу мы не могли закончить работу в срок.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________
5. Вместо точек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.
1. По приглашению друзей мне (довестись, посчастливиться, удастся) (побывать в, посетить) Баньске - Бистрице.
2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, (необходимо, нужно, требоваться) (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.
3. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них (жить, обитать, проживать) до трети населения.
4. Было (наглядно, предметно) (показал, продемонстрирован), что комплексное (использование, применение) технических средств на (занятия, уроки) (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) (повышать, увеличать) (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) (работа, труд) педагога.
6. Прочитайте отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.
А. Вам предстоит важный разговор с начальником Вы решили пробить на работе и стремитесь получить поддержку коллег В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало нужно настоять на своем Во всех этих случаях не стоит полагаться на авось и рассчитывать только на везение и собственную интуицию Любое деловое общение требует подготовки тщательно разыгранного сценария От того как вы распишите свою роль и подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника зависит успех переговоров Большинство терпят фиаско по одной причине рассчитывают на успех с первой попытки И воспринимают итог переговоров с юношеским максимализмом если да так если нет так уж окончательное нет А вот эксперты из чикагской Высшей школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают приготовиться к деловой игре минимум в три раунда
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________
Б. Ответственность и подотчетность лиц находящихся на службе в таможенных органах и учреждениях являются важным принципом таможенной службы Реализация его имеет свои особенности обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц характеризующегося в частности четко выраженной вертикальной подчиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности по горизонтали органам представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации местного самоуправления и местной администрации
В. Мировая экономика пишет автор рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине истощения сырьевых ресурсов Земли Но существует один аспект психологический который следует из положения высказанного Б. Расселом в 1952 г.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_______________________________________________________
Г. Рассел считал что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям в исследованиях а не разрушениях А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением вытесняющим энергию разрушения что вероятно позволит решить серьезную психологическую проблему Кроме того такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнатации предсказанной современным философом Ф. Фукуямой
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________
Тесты для проверки практической грамотности
Тест 1.Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
(Не, ни) сколько лет тому назад один мой парижский приятель человек со стра(н, нн)остями что(бы) (не)сказать более узнав что я собираюсь находи(т, ть)ся (в) продолжение.... двух-трех дней в(близи) Монтиреза попросил меня зайти в тамошний музей где должен был быть п...ртрет его деда После смерти деда скончавш....ся в петербургском доме во время японской войны обст...новка его парижской квартиры была прода(н, нн)а с торгов. После отнюдь (не)ясных странствий п...ртрет был пр...обретен музеем Моему приятелю хотелось узнать там(ли) действительно п...ртрет и что если он там то можно(ли) его выкупить. На мой вопрос почему(же) ему с музеем (не)списа(т, ть)ся он ответил что писал туда (не, нисколько раз но (не) добился он отвечал. Про себя я решил что про....ьбы (ни, не)какой (не)исполню сошлюсь на болезнь внезапно сваливш.... меня с ног. Но так случилось что бродя в поисках (писче)бумажной лавк…. по мертвым улицам я был застигнут сильным дождем. Я стремглав кинулся (под)навес и очутился на ступенях музея.
Это был (не)большой из пестрых камней сложе(н, нн)ый дом с коло....ами с га(л, лл)ерей и с двумя каме(н, нн)ыми скамьями. Я постоял на ступеньках но видя что дождь зар...дил (на)долг... от (не, ни)чего делать решил войти.
Все было как пол...гается серый цвет шкаф со стертыми монетами заслуже(н, нн)ые минералы в гробах из пыльного картона фотография уд...вленного господина высилась над собранием стра...ых ч...рных шариков различ...ой величины.
За первой залой была другая а там по стенам были развеш...(нн, н)ы картины. Я сразу запр....метил мужской п...ртрет и подойдя ближе был пр....много потрясен. (Дурно) написа(нн, н)ый маслом мужчина в сюртуке с бакенбардами в крупном пенсне на шкурке (не)смотря на полную условность работы очень сильно походил на моего приятеля.
Орфографические ошибки: ______________________
Пунктуационные ошибки: _______________________
ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ____________________
Тест 2. Исправьте допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Постепенно миновало мое младенческое одиночество. В течении кокого то очень маленького периода входили в мою жизнь, и делались ее неотделимой частью люди.
Я уже заметел, что на свете помимо лета есть еще, и осень, и зима, и весна, когда из дому можно выходить только изредко. Я сперва не запоминал их — в детской душе остается больше всего яркое солнечное.
И сейчас мне вспоминаются только две, три темные картины. Мрачный, предиюньский день, когда среди нашего двора появился человек в одном сюртуке, весь развивающийся и перекошенный от студеного ветра, который гнал его. В общем раннее детство представляется мне только летними днями радость которых я почти неизменно делил с мужицкими ребятишками.
Познавая впоследствие окружающий мир, я обнаружил, что среди нашего двора густо заросшего кудрявой муравой есть какое то древнее каменное корыто, под которым так хорошо прятаться друг-от друга. Разувшись можно бегать по ярко зеленой мураве. А под амбарами я нашел многочисленные гнезда бархатночорных шмелей. А сколько я отыскивал съедобных кореньев, сколько стеблей и зерен на огороде!
Орфографические ошибки: ______________________
Пунктуационные ошибки: _______________________
ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ____________________