- знать роль железа в метаболизме, пути его поступления, транспорта, депонирования, реутилизации и потерь в организме; основные этапы синтеза и катаболизма гема; значение определения концентрации билирубина в биологических жидкостях для диагностики желтух разной этиологии.
- уметь описать диагностические признаки порфирий, железодефицитной анемии, гемохроматоза, желтух, используя знания о молекулярных механизмах нарушений метаболизма железа и гема; интерпретировать уровни биохимических показателей продуктов катаболизма гема в крови (моче) для диагностики различных типов желтух.
- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): порфирия, железодефицитная анемия, гемосидероз, гемохроматоз, желтухи, гипербилирубинемия, билирубинурия, уробилинурия.
Контрольные вопросы:
1.Обмен железа, гемосидероз, гемохроматоз, железодефицитные анемии. 2. Синтез гема и его регуляция. 3. Катаболизм гемоглобина, образование билирубина. Его дальнейшие превращения, судьба желчных пигментов. Общие представления о желтухах и ее вариантах (гемолитическая, обтурационная, паренхиматозная, желтуха новорожденных, Жильбера).
4. Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Обмен железа, гемосидероз, гемохроматоз, железодефицитные анемии. | – для овладения знаниями: 1. проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Создание глоссария по теме. 3. Зарисовать схему «Обмен железа» – для формирования умений: 4. написание докладов, рефератов. |
Синтез гема и его регуляция | – для овладения знаниями: 1. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Зарисовать схему «Синтез гема» 3. Создание глоссария по теме – для формирования умений: 4. решение задач 5. написание докладов, рефератов. |
Катаболизм гемоглобина, образование билирубина. Его дальнейшие превращения, судьба желчных пигментов. Общие представления о желтухах и ее вариантах (гемолитическая, обтурационная, паренхиматозная, новорожденных, Жильбера). Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче. | – для овладения знаниями: 1.Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). – для закрепления и систематизации знаний: 2. Зарисовать схему«Катаболизм гема» 3. Создание глоссария по теме. 4. Работа с тестами для самопроверки. – для формирования умений: 5. Решение задач 6. написание докладов, рефератов. |
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):
1. Предшественником билирубина является:
А. миоглобин Б. гемоглобин В. порфирин Г. цитохром Д. всё перечисленное
2. Наибольший токсический эффект билирубин оказывает на:
А. гепатоциты Б. нервные клетки В. мышечные клетки Г. фагоцитирующие клетки
3. Неконьюгированный (непрямой) билирубин в гепатоцитах подвергается:
А. соединению с серной кислотой
Б. декарбоксилированию
В. конъюгированию с глюкуроновой кислотой
Г. ацетилированию
4. Коньюгированный (прямой) билирубин в основной массе поступает в:
А. желчевыводящие капилляры Б. кровь
В. лимфатическую систему Г. слюну
5. Доля коньюгированного (прямого) билирубина крови составляет (в % от общего):
А. 0 - 5 % Б.0- 25 % В.50 % Г.75 % Д. 100 %
6. Для ранней диагностики острого вирусного гепатита целесообразно исследовать:
А. фракции билирубина
Б. активность АлТ, АсТ
В. сывороточное железо
Г. активность ЛДГ, КФК
Д. все перечисленные соединения
7. В дожелтушный период инфекционного гепатита определяющим тестом является:
А. соотношение фракций билирубина В. активность АлАТ, АсАТ
Б. активность щелочной фосфатазы Г. тимоловая проба
8. Моча больных не содержит билирубин при желтухе:
А. надпеченочной Б. печеночной В. подпеченочной.
9. При надпеченочной (гемолитической) желтухе в крови увеличивается количество:
А. стеркобилина В. прямого билирубина
Б. непрямого билирубина Г. общего билирубина.
10. Нарушение обмена желчных пигментов может возникать в результате
А. нарушения коньюгации билирубина Б. нарушения оттока желчи
В. гемолиза Г. нарушения функции гепатоцитов Д. всех перечисленных факторов
Зарисовать схему: «Синтез гема»
Зарисовать схему: «Обмен железа в организме»
Зарисовать схему: «Катаболизм гема. Образование и выведение желчных пигментов»
Решить задачи:
Задача 1. Врач предполагает наличие у больного паренхиматозной желтухи (болезни Боткина). Какие биохимические исследования необходимо провести для уточнения диагноза? Какие отклонения в биохимических показателях следует ожидать?
Задача 2. У больной Н. 46 лет, после приступа резких колющих болей в правом подреберье появился кожный зуд, желтушность кожных покровов, слизистых оболочек, моча стала цвета "пива", кал обесцвечен. О каком патологическом процессе это свидетельствует? Какие биохимические исследования необходимо провести для уточнения диагноза?
Задача 3. Укажите, какая из кривых отражает изменения концентрации билирубина в крови новорожденного ребенка с желтухой, которому вводили фенобарбитал (10 инъекций по 5 мг в первые три дня), и новорожденного ребенка с желтухой без инъекций фенобарбитала. Дайте обоснование вашему заключению.
Литература:
а) обязательная
1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО
«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.
2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005. – 441 с.
3. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008. –384 с.
4. Биохимия: учебник для вузов/ под ред. Е.С.Северина - 5-е изд., - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 768 с.
5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011. – 624 с.
6. Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. - М.: «ГЭОТАР», 2012. - 768 с.
7. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / Под ред. С.Е. Северина. 2-е изд., испр.
доп. М.: «ГЭОТАР», 2013. - 624 с.
8. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. С.Е. Северина. - 2-е изд., испр.
и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.
9. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с
10. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004.-566 с.
б) дополнительная
1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.
2. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 1. Основы биохимии строения и катализ. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.- 696 с.
3. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: В 3 томах. Том 2: Биоэнергетика и метаболизм. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.- 640 с.
4. Дэвид Нельсон, Майкл Кокс. Основы биохимии Ленинджера: в 3 томах. Том 3: Пути передачи информации. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.- 448 с.
5. Интернет-ресурсы (https://www.biblioclub.ru/. https://www.studmedlib.ru/ и др.).
Практическое занятие № 40
Тема: « Особенности метаболизма в почках. Химический состав мочи. Экспресс - методы определения патологических компонентов мочи »
Мотивация: знание роли почек в поддержании гомеостаза необходимо для понимания механизмов возникновения патологических отклонений в метаболизме и изменения биохимических параметров мочи.
Общая цель: рассмотреть функции почек и механизм образования мочи, изучить общие свойства и составные части мочи в норме и патологии. Ознакомиться с возможностью применения результатов биохимического анализа мочи для диагностики заболеваний и оценки эффективности проводимого лечения. Полученные по данной теме знания формируют профессиональные компетенции (ПК- 9, ПК- 15), необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности.