Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.




СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
Пояснительная записка    
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации программы учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  
   
   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа рассчитана на 147 часов аудиторного времени, из вариативной части часов, в том числе 119 часов теоретических занятий и 28 часов практических занятий.

Занятия проводятся в виде урокаи практических занятий. Предлагаемые в программе практические занятия закрепляют теоретические знания, позволяют наиболее детально и углубленно оценить единство структуры и функции.

Данная программа состоит из 8 разделов:

1. Введение.

2. Учение о клетке.

3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

4. Основы генетики и селекции.

5. Эволюционное учение.

6. История развития жизни на Земле.

7. Основы экологии.

8. Бионика.

Форма итоговой аттестации – экзамен.

С целью повышения творческой активности предусмотрено использование в самостоятельной работе студентов, наряду с обязательной учебной литературой, разнообразных наглядно-методических обучающих материалов, мультимедийных программ.

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Биология»

1.1.Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 060501 «Сестринское дело».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на специальностях.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональнойобразовательной программы: Учебная дисциплина является частью общих гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин цикла.

1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатамосвоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

− пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

− давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;

– решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

– работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, фундаментальные понятия биологии;

– сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

– основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

– соотношение социального и биологического в эволюции человека;

– основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося221 час., в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося147 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 74 часа.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.

 

Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
теоретические занятия  
практические занятия  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.  
Разработка мультимедийных презентаций.  
Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.  
Работа с гербарным материалом, с растительным сырьём.  
Итоговая аттестация в форме экзамена.

 

 

Тематический план

 

 

№п/п Наименованиетем Количествочасов
1. Введение. Предмет, задачииметодыобщейбиологии  
2. Местокурсавсистемеестественнонаучныхдисциплин  
3. Значениепредметадляпониманияединстваживого  
4. Уровневаяорганизацияживойприроды  
Раздел 2(16 часов)
  Химическаяорганизацияклетки  
6. Рольводы  
7. Органическиевеществаклетки  
8. Историяизученияорганическихвеществклетки  
9. Нуклеиновыекислоты  
10. Историяизучениянуклеиновыхкислот  
11. Клетка  
12. Принципыорганизацииклетокорганизмов  
13. Строениеифункцииклетки  
14. Вакуолярнаясистемаклетки  
15. Строениебактерий  
16. Значениебактерий  
17. Неклеточныеформыжизни  
18. Вирусы, особенностиихстроения  
19.Пр. Клетка  
20.Пр. Вирусныеибактериальныезаболевания  
Раздел 3(44 часа)
21. Питаниеживыхорганизмов  
22. Типыпитания  
23. Понятиеометаболизме  
24. Доказательстваразнойинтенсивностиметаболизма  
25. Энергетическийобмен  
26. Этапыэнергетическогообмена  
27. Пластическийобмен  
28. Повышениепродуктивностисельскохозяйственныхрастений  
29. Фотосинтез  
30. Повышениепродуктивностифотосинтеза  
31. Хемосинтез  
32. Хемосинтез  
33. Биосинтезбелка. Ген. КодДНК  
34. Взаимосвязьпластическогоиэнергетическогообменов  
35. Воспроизведениеклеток  
36. Клеточныйцикл  
37. Митоз  
38. Фазымитоза  
39.Пр. Жизненныйциклклетки  
40.Пр. Продолжительностьжизниразличныхклеток  
41. Мейоз  
42. Биологическоезначениемейоза  
43.Пр. Делениеисозреваниеполовыхклеток  
44.Пр. Фазымейоза  
45. Размножениеорганизмов  
46. Индивидуальноеразвитиеорганизмов  
47. Половыеклетки  
48. Этапыоплодотворения  
49.Пр. Бесполоеиполовоеразмножение  
50.Пр. Развитиезародыша  
51. Развитиемногоклеточногоорганизма  
52. Закономерностиразвитияживотных  
53. Онтогенез  
54. Типыонтогенеза  
55.Пр. Онтогенез  
56.Пр. Влияниеокружающейсредынаорганизмы  
57. Эмбриональноеипостэмбриональноеразвитие  
58. Периодыпостэмбриональногоразвития  
59. Влияниеокружающейсредынаразвитиеорганизмов  
60. Влияниеокружающейсредынаразвитиеорганизмов  
61. Наследственность  
62. ЗаконыГ.Менделя  
63.Пр. Решениезадачнамоногибридноескрещивание  
64.Пр. Решениезадачнамоногибридноескрещивание  
2 семестр. Раздел 4(34 часа)
65. Взаимодействиегенов  
66. Наследственныеболезничеловека  
67.Пр. Решениезадачнамоногибридноескрещивание  
68.Пр. Решениезадачнамоногибридноескрещивание  
69. Задачинади-гибридноескрещивание  
70. Задачинади-гибридноескрещивание  
71.Пр. Решениезадачнади-гибридноескрещивание  
72.Пр. Решениезадачнади-гибридноескрещивание  
73. Генотипкакцелостнаясистема  
74. Сцепленноенаследованиепризнаков  
75. Задачинасцепленноенаследованиепризнаков  
76. Задачинасцепленноенаследованиепризнаков  
77.Пр. Решениезадачнасцепленноенаследование  
78.Пр. Решениезадачнасцепленноенаследование  
79. Генетикапола  
80. Генетикагруппкрови. Резус-фактор  
81.Пр. Решениезадачнаопределениегруппыкрови  
82.Пр. Резус-фактор  
83.Пр. Решениезадачнаопределениегруппыкрови  
84.Пр. Решениезадачнаопределениегруппыкрови  
85. Хромосомнаятеориянаследственности  
86. Наследственныеболезничеловека  
87. Основныеметодыгенетики  
88. Основныеметодыгенетики  
89. Изменчивостьорганизмов  
90. Закономерностимодификационнойизменчивости  
91. Принципысоставленияродословныхсхем  
92. Составлениеродословныхсхем  
93. Мутагенныефакторы  
94. Экспериментальноеполучениемутаций  
95. Задачисовременнойселекции  
96. ДостиженияселекциирастенийвРФ  
97. Генетическиеосновыселекции  
98. Селекцияживотныхимикроорганизмов  
Раздел 5(12 часов)
99. Направленияэволюционногопроцесса  
100. Историяразвитияэволюционныхидей  
101. Микроэволюция  
102. Результатыэволюции  
103. Видиегохарактеристика  
105. Рациональноеиспользованиевидов  
106. Видообразование  
107. Макроэволюция  
108. Дивергенцияиконвергенция  
109. Эволюцияорганическогомира  
110. Влияниедеятельностичеловеканамногообразиевидов  
Раздел 6(6 часов)
111. Ч.Дарвинопроисхождениичеловека  
112. Рользаконовобщественнойжизнивпрогрессечеловечества  
113. Этапыантропогенеза  
114. Движущиесилыантропогенеза  
115. Факторыантропогенеза  
116. Сущностьсоциальногодарвинизмаирасизма  
Раздел 7(24 часа)
117. Экологияособей  
118. Антропогенныеэкологическиефакторы  
119. Экологическиефакторы  
120. Расчётбиоритмовчеловека  
121. Популяции  
122. Использованиевидов, сохранениеихразнообразия  
123. Экологическиесистемыиихсообщества  
124. Искусственныесообщества  
125. Понятиеобиоценозеибиогеоценозе  
126. Сменабиогеоценозов. Охранабиогеоценозов  
127. Типысвязеймеждуорганизмами  
128. Взаимоотношениямеждуорганизмами  
129. Природныеиантропогенныеэкосистемы  
130. Искусственныесообщества  
131.Пр. Редкиеиисчезающиевидыживыхорганизмов  
132.Пр. НациональныепаркиизаповедникиРоссии  
133.Пр. Антропогенныеэкологическиефакторы  
134.Пр. Экологическиепроблемыипутиихрешения  
135. Учениеобиосфере  
136. Круговоротвеществ  
137. Ноосфера  
138. Правилаповедениялюдейвприроднойсфере  
139. Охранаприроды  
140. Антропогенныеэкологическиефакторы  
Раздел 8 (7 часов)
141. Бионика  
142. Применениебиотехнологийвздравоохранении  
143. Водныеиназемныебиомы  
144. Международныеорганизациипоохранеприроды  
145. Редкиеиисчезающиевиды  
146.Пр. Национальныепаркиизаповедники  
147.Пр. Отраслипрактическогоиспользованиябиотехнологий  
  Всего  

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

<
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объём часов Уровень освоения
       
Введение. Раздел 1 Предмет и задачи, методы общей биологии    
Тема 1.1. Свойства живой материи. Уровни организации живой природы. Содержание учебного материала: Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисцип­лин. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависи­мости всех частей биосферы Земли. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 1.2. Происхождение жизни. Систематика живых организмов. Содержание учебного материала: Свойства живых организмов. Многообразие живых организмов и их классификация. Уровневая организация живой природы и эволюция.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Раздел II. Учение о клетке.      
Тема 2.1. Химический состав живых организмов. Содержание учебного материала: Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Роль воды в клетке и в живых организмах.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 2.2. Органические вещества. Содержание учебного материала: Органические вещества клетки: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, и их роль в клетке. Краткая история изучения белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 2.3. Нуклеиновые кислоты. Содержание учебного материала: Нуклеиновые кислоты, и их роль в клетке. Краткая история изучения нуклеиновых кислот.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 2.4. Клеточная теория. Типы клеточной организации. Содержание учебного материала: Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Общий принцип организации клеток живых организмов.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 2.5. Строение клетки. Содержание учебного материала: Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Вакуолярная система клетки.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 2.6. Строение и значение бактерий. Содержание учебного материала: Строение и значение бактерий.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 2.7. Неклеточные формы жизни – вирусы. Содержание учебного материала: Неклеточные формы жизни – вирусы.Вирусы, особенности их строения в жизнедеятельности.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.      
Тема 2.8. Организация клеток прокариот и эукариот. Вирусы. Бактерии. Практическое занятие: Прокариотические и эукариотические клетки. Отличия прокариот и эукариот. Организация бактерий. Вирусные и бактериальные заболевания человека.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Раздел III. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.      
Тема 3.1. Типы питания живых организмов. Содержание учебного материала: Типы питания живых организмов.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 3.2. Понятие о метаболизме. Содержание учебного материала: Понятие о метаболизме. Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 3.3. Энергетический обмен. Содержание учебного материала: Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 3.4. Пластический обмен. Содержание учебного материала: Пластический обмен.Фотосинтез. Путиповышения продуктивности сельскохозяйственных растений.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 3.5. Фотосинтез. Содержание учебного материала: Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 3.6. Хемосинтез. Содержание учебного материала: Хемосинтез.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 3.7. Биосинтез белка. Содержание учебного материала: Биосинтез белка.Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 3.8. Воспроизведение клеток. Клеточный цикл. Содержание учебного материала: Воспроизведение клеток. Клеточный цикл.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 3.9. Митоз. Содержание учебного материала: Митоз – собственно деление клетки. Фазы митоза.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 3.10. Жизненный цикл клетки. Митоз. Практическое занятие: Жизненный цикл клетки. Периоды жизненного цикла клетки. Продолжительность жизни различных клеток. Понятие об апоптозе и некрозе. Клеточный цикл. Митоз.      
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 3.11. Мейоз. Содержание учебного материала: Мейоз. Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 3.12. Мейоз. Деление и созревание половых клеток. Практическое занятие: Мейоз. Деление и созревание половых клеток. Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 3.13. Размножение организмов. Содержание учебного материала: Размножение и индивидуальное развитие организмов.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 3.14. Половые клетки, их образование. Оплодотворение. Содержание учебного материала: Половые клетки. Образование и созревание половых клеток. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение. Этапы оплодотворения. Двойное оплодотворение у цветковых растений.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с гербарным материалом, с растительным сырьём.    
Тема 3.15. Бесполое и половое размножение растений и животных. Практическое занятие: Бесполое и половое размножение растений и животных.Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Развитие зародыша (на примере животных)    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с гербарным материалом, с растительным сырьём.    
Тема 3.16. Индивидуальное развитие организмов. Содержание учебного материала: Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с гербарным материалом, с растительным сырьём.      
Тема 3.17. Типы онтогенеза. Содержание учебного материала: Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Постэмбриональный период развития. Влияние окружающей среды на развитие организмов. Типы онтогенеза.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 3.18. Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Практическое занятие: Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Постэмбриональный период развития. Влияние окружающей среды на развитие организмов.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 3.19. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Содержание учебного материала: Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и пе­риодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный, репродуктив­ный и пострепродуктивный.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.      
Тема 3.20. Влияние окружающей среды на развитие организмов. Содержание уч.материала: Влияние окружающей среды на развитие организмов.      
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.      
Тема 3.21. Наследственность. Законы Г.Менделя. Содержание учебного материала: Наследственность. Законы Г.Менделя. Моно-гибридноеи ди-гибридное скрещивание.      
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.      
Тема 3.22. Решение задач на моно-гибридное скрещивание. Практическое занятие: Решение задач на моно-гибридное скрещивание.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Раздел IV. Основы генетики и селекции.      
Тема 4.1. Взаимодействие генов. Содержание учебного материала: Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 4.2. Решение задач на моно-гибридное скрещивание. Практическое занятие: Решение задач на моно-гибридное скрещивание.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 4.3. Решение задач на ди-гибридное скрещивание. Содержание уч.материала: Задачи на ди-гибридное скрещивание.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 4.4. Решение задач на ди-гибридное скрещивание. Практическое занятие: Решение задач на ди-гибридное скрещивание.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 4.5. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Содержание учебного материала: Генотип как целостная система. Понятие о гене, генофонде и геноме. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование признаков.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 4.6. Решение задач на сцепленное наследование признаков. Содержание уч.материала: Задачи на сцепленное наследование признаков.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 4.7. Решение задач на сцепленное наследование. Практическое занятие: Решение задач на сцепленное наследование.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 4.8. Генетика пола. Генетика крови. Содержание учебного материала: Генетика пола. Генетика групп крови. Резус-фактор.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 4.9. Решение задач на определение групп крови. Резус-фактор. Практическое занятие: Решение задач на определение групп крови. Резус-фактор.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 4.10. Решение задач на определение групп крови. Практическое занятие: Решение задач на определение групп крови.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 4.11. Хромосомная теория наследственности. Содержание учебного материала: Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 4.12. Основные методы генетики. Содержание учебного материала: Основные методы генетики.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 4.13. Изменчивость. Содержание учебного материала: Изменчивость организмов. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Тема 4.14. Основные принципы составления родословных схем. Практическое занятие: Основные принципы составления родословных схем.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 4.15. Мутагенные факторы. Содержание учебного материала: Мутагенные факторы. Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И. Вавилов. Экспериментальное получениемутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 4.16. Селекция, ее методы. Содержание учебного материала: Задачи современной селекции. Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Значение исходного материала для селекции.Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений в РФ.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 4.17. Селекция животных и микроорганизмов. Содержание учебного материала: Генетические основы селекции животных и микроорганизмов.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Раздел V. Эволюционное учение.      
Тема 5.1. Эволюционное учение. Содержание учебного материала: Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Движущие силы эволюции. Естественный отбор и борьба за существование. Доказательства эволюции.Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Краткие сведения о додарвиновскомпериоде развития биологии.Эволюционное учение Ч. Дарвина. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Дарвинизм. Значение теории эволюции для развития естествознания.История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 5.2. Микроэволюция. Содержание учебного материала: Микроэволюция. Видообразование. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 5.3. Вид и популяции. Содержание учебного материала: Вид и его характеристика. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Генетика популяций. Основные характеристики популяций.Приспособленность организмов к среде обитания. Адаптации и их относительный характер. Понятие сорта растений и породыживотных. Факторы, вызывающие изменение численности популяции, способы ее регулирования. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка мультимедийных презентаций.    
Тема 5.4. Факторы эволюции. Видообразование. Содержание учебного материала: Факторы эволюции. Видообразование. Создание новых высокопродуктивныхпородживотных и сортов растений.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 5.5. Макроэволюция. Дивергенция и конвергенция. Содержание учебного материала: Макроэволюция. Дивергенция и конвергенция.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений, докладов и рефератов.    
Тема 5.6. Развитие органического мира и доказательства эволюции. Содержание учебного материала: Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз,идеоадаптация. Соотношение различныхнаправленийэволюции.Биологическийпрогресс и регресс. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направленияэволюции покрытосеменных, насекомых, птицимлекопитающих в кайнозойскую эру. Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества, их охрана.    
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление кроссвордов, графических диктантов, тестовых заданий.    
Раздел VI. История развития жизни на Земле.      
Тема 6.1. Происхождение человека.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: